Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов
рабочая программа по информатике и икт
Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_robototehnika_samsonova_2019-2020.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, на основе примерных Программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Цветкова М. С. / Богомолова О. Б.- БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г, пособия для учителя, прилагаемое к конструктору Перворобот LEGO WeDo 2,0 (книга для учителя /Электронный ресурс), электронного ресурса авторской мастерской Павлова Д. И. / Ревякина М. Ю. на сайте издательства БИНОМ.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Учебное пособие для внеурочной деятельности «Робототехника для 2-4 классов в 4 ч.»/ Павлов Д.И., Ревякин М.Ю., Босова Л. Л..- БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г,
Цель курса: формирование у детей устойчивого интереса и начальных представлений о механике и робототехнике.
Основными задачами занятий являются:
- Развитие первоначальных представлений о механике, основных узлах и компонентах типовых механизмов.
- Развитие основ пространственного, логического и алгоритмического, мышления.
- Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной и продуктивной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего мира и моделирования.
- Формирование системы универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развивать коммуникативные способности, формировать критичность мышления.
- Освоение навыков самоконтроля и самооценки.
- Развитие творческих способностей.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - творческая работа (защита модели робота, выполненной по авторской задумке)
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами обучения являются:
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами обучения являются:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Опираясь на инструментарий, предложенный платформой WeDo 2.0, ученики получат возможность:
- развить творческое мышление при создании действующих моделей;
- развить словарный запас и навыки общения при объяснении работы модели;
- формирования навыков проведения экспериментального исследования, оценки (измерения) влияния отдельных факторов;
- развить навыки проведения систематических наблюдений и измерений;
- сформировать навыки написания и воспроизведения сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
- развить мелкую мускулатуру пальцев и моторику кисти.
Диагностика планируемых результатов:
Портфолио проектов:
Карты учебных проектов;
Рейтинговая таблица участия в соревнованиях по робототехнике,
Участие в выставках моделей. Защита проектов.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
Название раздела, темы | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Добро пожаловать в мир Lego (5 ч) | Изучение элементов конструктора Lego базового набора WeDo 2.0. Научиться сортировать их, отыскивать, соединять, разъединять, раскладывать по местам хранения. | урок виртуальная экскурсия, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, творческая мастерская | познавательная, игровая, исследовательская деятельность |
Механизмы оживают (5 ч) | Изучение основных деталей систем движения конструктора Lego базового набора WeDo 2.0, основных типов передач: равнозначная, повышающая, понижающая. Сборка деталей по приведённому образцу | беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия – презентации. | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность, моделирование и конструирование |
Такие разные передачи (5 ч) | Осуществление сборки всех типов передач, используя зубчатые колёса, коническую (коронную), червячную передачи. Изучение основных элементов программирования в среде WeDo 2.0. Выполнять программирование собранных элементов по предложенному образцу. | мастер-класс, творческая мастерская, занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование, | моделирование в процессе совместного обсуждения, обсуждение проблемных вопросов, исследовательская деятельность |
Зачем в механике ремень? (5 ч) | Определение набора деталей, необходимых для сборки по предложенной модели. Внесение изменения и дополнения в предложенную модель | беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия –проекты, соревнование, задание по образцу (с использованием инструкции, карты моделей). | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; |
Механизмы и программы (5 ч) | Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели. | беседа, творческая мастерская (мастер-класс), творческое моделирование (создание модели-рисунка). | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; Моделирование, программирование |
Применяем свои знания (9 ч) | Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели. | творческое моделирование (создание модели-рисунка). мастер-класс, творческая мастерская, занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование, выставка работ | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; |
2 год обучения
Название раздела, темы | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Чистый город (5 ч) | Определение набора деталей, необходимых для сборки по предложенной модели. Внесение изменения и дополнения в предложенную модель. Исследование особенностей работы собранной по образцу модели. | урок виртуальная экскурсия, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, творческая мастерская | познавательная, игровая, исследовательская деятельность |
Экологический транспорт (5 ч) | Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели. | беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия – презентации. | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность, моделирование и конструирование |
Утилизация мусора (5 ч) | Составление проекта, опираясь на поставленную задачу и предложенные эскизы; Осуществление сборки всех типов передач, используя зубчатые колёса, коническую (коронную), червячную передачи. | мастер-класс, творческая мастерская, занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование, | моделирование в процессе совместного обсуждения, обсуждение проблемных вопросов, исследовательская деятельность |
Новые идеи для города (5 ч) | Анализ поставленной задачи, формулировка или доработка выраженная в неявном виде идею, составление описания проекта, эскиз, техническую документацию. Осуществление программирования созданной модели. | беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия –проекты, соревнование, задание по образцу (с использованием инструкции, карты моделей). | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; |
Труд для роботов (10 ч) | Осуществление программирования созданной модели. Испытание модели, выявление слабых сторон конструкции, внесение изменения, дополнения, улучшения в конструкцию и/или программу. Подготовка к «спортивным соревнованиям» в области робототехники. | беседа, творческая мастерская (мастер-класс), творческое моделирование (создание модели-рисунка). занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование, | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; Моделирование, программирование |
Творческая мастерская (4 ч) | создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации. Представление результатов работы, презентование модели | творческое моделирование (создание модели-рисунка). мастер-класс, творческая мастерская, занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование, выставка работ | познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Практические занятия | |||
1 год | 2 год | Презентации | Проекты | Выставки | ||
1 | Конструирование Lego | 5 | - | 2 | 1 | - |
2 | Основы механики | 10 | - | 3 | 2 | - |
3 | Основы конструирования роботизированных моделей | 5 | 5 | 2 | 2 | - |
4 | Анализ и модернизация моделей | 5 | 5 | 1 | 2 | - |
5 | Создание собственных роботизированных моделей для решения конкретных задач | - | 20 | 6 | 3 | - |
6 | Творческая мастерская робототехники | 9 | 4 | 1 | 1 | 2 |
Итого | 34 | 34 | 15 | 15 | 2 |
Примерное поурочное планирование
Номер урока | Тема урока | Параграф / номер урока | Часы | |
Уч. год | Общий | |||
1-й год обучения |
| |||
Раздел I. Добро пожаловать в мир Lego (5 ч) | ||||
1 | 1 | Знакомство с Lego | Удивительная находка | 1 |
2 | 2 | Детали набора Lego | Чемоданчик с деталями | 1 |
3 | 3 | Первые сборные конструкции | Осмотримся вокруг | 1 |
4 | 4 | Детали движения | Несколько приборов | 1 |
5 | 5 | Проект № 1 | Проект № 1 | 1 |
Раздел II. Механизмы оживают (5 ч) | ||||
6 | 6 | Знакомство с электрическими компонентами Lego | Электрический мотор | 1 |
7 | 7 | Сборка модели на основе электромотора | Колодец | 1 |
8 | 8 | Знакомство с повышающей передачей | Повышающая передача | 1 |
9 | 9 | Знакомство с понижающей передачей | Понижающая передача | 1 |
10 | 10 | Проект № 2 | Проект 2 | 1 |
Раздел III. Такие разные передачи (5 ч) | ||||
11 | 11 | Знакомство с конической передачей | Коническая передача под прямым углом | 1 |
12 | 12 | Сборка модели на основе конической передачи | Вертолёт | 1 |
13 | 13 | Знакомство с червячной передачей | «Механический червяк» | 1 |
14 | 14 | Сборка модели на основе червячной передачи | Движение вперёд | 1 |
15 | 15 | Проект № 3 | Проект 3 | 1 |
Раздел IV. Зачем в механике ремень? (5 ч) | ||||
16 | 16 | Знакомство с ремённой передачей | Ремённая передача | 1 |
17 | 17 | Различные способы реализации ремённой передачи | Применение ремённой передачи | 1 |
18 | 18 | Сборка модели на основе ременной передачи | Вездеходы, танки, тракторы | 1 |
19 | 19 | Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок | Приведём газон в порядок | 1 |
20 | 20 | Проект № 4 | Проект 4 | 1 |
Раздел V. Механизмы и программы (5 ч) | ||||
21 | 21 | Знакомство с зубчатой рейкой | Направо и налево | 1 |
22 | 22 | Сборка модели на основе зубчатой рейки | Зубчатая рейка и датчик | 1 |
23 | 23 | Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок, с использованием зубчатой рейки | Как работает автопогрузчик? | 1 |
24 | 24 | Изучение работы датчика наклона | Педаль газа | 1 |
25 | 25 | Проект № 5 | Проект 5 | 1 |
Раздел VI. Применяем свои знания (9 ч) | ||||
26 | 26 | Исследуем работу повышающей передачи | Исследуем | 1 |
27 | 27 | Расширяем исследование работы повышающей передачи | Исследуем | 1 |
28 | 28 | Исследуем работу понижающей передачи | Продолжаем исследовать | 1 |
29 | 29 | Расширяем исследование работы понижающей передачи | Продолжаем исследовать | 1 |
30 | 30 | Исследуем работу датчика расстояния | Датчик расстояния | 1 |
31 | 31 | Расширяем исследование работы датчика расстояния | Датчик расстояния | 1 |
32 | 32 | Самостоятельное решение инженерных задач | --- | 1 |
33 | 33 | Самостоятельное решение инженерных задач | --- | 1 |
34 | 34 | Выставка авторских разработок | --- | 1 |
2-й год обучения |
| |||
Раздел I. Чистый город (5 ч) | ||||
1 | 35 | Робототехника и города | Проблемы загрязнения окружающей среды | 1 |
2 | 36 | Робототехника на защите окружающей среды | Защита окружающей среды от загрязнения | 1 |
3 | 37 | Роботы и мониторинг загрязнений | Смотрим сверху | 1 |
4 | 38 | Восполняемые источники энергии | Электричество от ветра | 1 |
5 | 39 | Проект № 1 | Проект 1 | 1 |
Раздел II. Экологический транспорт (5 ч) | ||||
6 | 40 | Чистая энергия – области применения | Как распорядиться электричеством? | 1 |
7 | 41 | Моделирование электромобиля | Собираем автомобиль | 1 |
8 | 42 | Электромобиль и режимы движения | Тем, кто любит скорость | 1 |
9 | 43 | Служебный электротранспорт | Дело за спецтехникой | 1 |
10 | 44 | Проект № 2 | Проект 2 | 1 |
Раздел III. Утилизация мусора (5 ч) | ||||
11 | 45 | Различные способы утилизации отходов | Собрать отходы | 1 |
12 | 46 | Моделирование измельчителя | Измельчение мусора | 1 |
13 | 47 | Модернизация модели измельчителя | Мобильный измельчитель | 1 |
14 | 48 | Иные способы механической переработки отходов | А если не измельчать? | 1 |
15 | 49 | Проект № 3 | Проект 3 | 1 |
Раздел IV. Новые идеи для города (5 ч) | ||||
16 | 50 | Новые технологии для города | Город завтрашнего дня | 1 |
17 | 51 | Автоматизация объектов городской инфраструктуры | Только тогда, когда нужно | 1 |
18 | 52 | Эргономичные решения | Вдруг откуда ни возьмись | 1 |
19 | 53 | Модернизация сети общественного транспорта | Остановка общественного транспорта | 1 |
20 | 54 | Проект № 4 | Проект 4 | 1 |
Раздел V. Труд для роботов (10 ч) | ||||
21 | 55 | Роботы и доступные им профессии | Проблема парковок | 1 |
22 | 56 | «Базовая форма» для робота-рабочего | Основа для создания робота | 1 |
23 | 57 | Модель робота-регулировщика | Робот на перекрёстке | 1 |
24 | 58 | Модель робота-охранника | Охрана территории | 1 |
25 | 59 | Проект № 5 | Проект 5 | 1 |
26 | 60 | Спортивные состязания – робофутбол | Роботы-спортсмены и нога-мяч | 1 |
27 | 61 | Робофутбол – новые модели | Какой футбол без вратаря? | 1 |
28 | 62 | Робофутбольный турнир | До матча — один шаг! | 1 |
29 | 63 | Робот для игры в бейсбол | Совсем другая игра | 1 |
30 | 64 | Модель робота-бегуна | А может быть, просто пробежимся? | 1 |
Раздел VI. Творческая мастерская (4 ч) | ||||
31 | 65 | Проект № 6 | Проект 6 | 1 |
32 | 66 | Подготовка моделей для робофестиваля |
| 1 |
33 | 67 | Отладка моделей и подготовка презентации к робофестивалю |
| 1 |
34 | 68 | Робофестиваль |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" для 5-6 классов
Рабочая программа по информатике составлена для 5-6 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Коррекционно- развивающие занятия" 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю
Занятия внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие логическог...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...