Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов
рабочая программа по информатике и икт

Самсонова Ирина Борисовна

Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_robototehnika_samsonova_2019-2020.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, на основе примерных Программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией Цветкова М. С. / Богомолова О. Б.- БИНОМ. Лаборатория знаний         2019г, пособия для учителя, прилагаемое к конструктору Перворобот LEGO WeDo 2,0 (книга для учителя /Электронный ресурс), электронного ресурса авторской мастерской Павлова Д. И. / Ревякина М. Ю. на сайте издательства БИНОМ.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

Учебное пособие для внеурочной деятельности «Робототехника для 2-4 классов в 4 ч.»/ Павлов Д.И., Ревякин М.Ю., Босова Л. Л..- БИНОМ. Лаборатория знаний 2019г,

Цель курса: формирование у детей устойчивого интереса и начальных представлений о механике и робототехнике.  

Основными задачами занятий являются:

  • Развитие первоначальных представлений о механике, основных узлах и компонентах типовых механизмов.
  • Развитие основ пространственного, логического и алгоритмического, мышления.
  • Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной и продуктивной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего мира и моделирования.
  • Формирование системы универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развивать коммуникативные способности, формировать критичность мышления.
  • Освоение навыков самоконтроля и самооценки.
  • Развитие творческих способностей.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - творческая работа (защита модели робота, выполненной по авторской задумке)

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами обучения являются:

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами обучения являются:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Опираясь на инструментарий, предложенный платформой WeDo 2.0, ученики получат возможность:

  • развить творческое мышление при создании действующих моделей;
  • развить словарный запас и навыки общения при объяснении работы модели;
  • формирования навыков проведения экспериментального исследования, оценки (измерения) влияния отдельных факторов;
  • развить навыки проведения систематических наблюдений и измерений;
  • сформировать навыки написания и воспроизведения сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
  • развить мелкую мускулатуру пальцев и моторику кисти.

Диагностика планируемых результатов:

Портфолио проектов:

Карты учебных проектов;

Рейтинговая таблица участия в соревнованиях по робототехнике,

Участие в выставках моделей. Защита проектов.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 

1 год обучения

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Добро пожаловать в мир Lego (5 ч)

Изучение  элементов конструктора Lego базового набора WeDo 2.0. Научиться сортировать их, отыскивать, соединять, разъединять, раскладывать по местам хранения.  

урок виртуальная экскурсия, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, творческая мастерская

познавательная, игровая, исследовательская деятельность

Механизмы оживают (5 ч)

Изучение основных деталей систем движения конструктора Lego базового набора WeDo 2.0, основных типов передач: равнозначная, повышающая, понижающая.

Сборка деталей по приведённому образцу

беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия – презентации.

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность, моделирование и конструирование

Такие разные передачи (5 ч)

Осуществление сборки всех типов передач, используя зубчатые колёса, коническую (коронную), червячную передачи.

Изучение основных  элементов программирования в среде WeDo 2.0. Выполнять программирование собранных элементов по предложенному образцу.    

мастер-класс, творческая мастерская,

занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование,

моделирование в процессе совместного обсуждения, обсуждение проблемных вопросов,  исследовательская деятельность

Зачем в механике ремень? (5 ч)

Определение набора деталей, необходимых для сборки по предложенной модели. Внесение изменения и дополнения в предложенную модель

беседа,

творческая мастерская,

информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия –проекты, соревнование, задание по образцу (с использованием инструкции, карты моделей).

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность;

Механизмы и программы (5 ч)

Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели.  

беседа, творческая мастерская (мастер-класс),

творческое моделирование (создание модели-рисунка).

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; Моделирование, программирование

Применяем свои знания (9 ч)

Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели.  

творческое моделирование (создание модели-рисунка).

мастер-класс, творческая мастерская,

занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование,

выставка работ

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность;

2 год обучения

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Чистый город (5 ч)

Определение набора деталей, необходимых для сборки по предложенной модели. Внесение изменения и дополнения в предложенную модель. Исследование особенностей работы собранной по образцу модели.

урок виртуальная экскурсия, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, творческая мастерская

познавательная, игровая, исследовательская деятельность

Экологический транспорт (5 ч)

Создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации, а также составление программы в соответствии с задачами проектируемой модели.  

беседа, творческая мастерская, информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия – презентации.

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность, моделирование и конструирование

Утилизация мусора (5 ч)

Составление проекта, опираясь на поставленную задачу и предложенные эскизы;  

Осуществление сборки всех типов передач, используя зубчатые колёса, коническую (коронную), червячную передачи.

мастер-класс, творческая мастерская,

занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование,

моделирование в процессе совместного обсуждения, обсуждение проблемных вопросов,  исследовательская деятельность

Новые идеи для города (5 ч)

Анализ поставленной задачи, формулировка или доработка выраженная в неявном виде идею, составление описания проекта, эскиз, техническую документацию.

 Осуществление программирования созданной модели.

беседа,

творческая мастерская,

информационно-обучающее занятие с использованием компьютера, занятия –проекты, соревнование, задание по образцу (с использованием инструкции, карты моделей).

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность;

Труд для роботов (10 ч)

Осуществление программирования созданной модели.

Испытание модели, выявление слабых сторон конструкции, внесение изменения, дополнения, улучшения в конструкцию и/или программу.

Подготовка к «спортивным соревнованиям» в области робототехники.

беседа, творческая мастерская (мастер-класс),

творческое моделирование (создание модели-рисунка).

занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование,

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность; Моделирование, программирование

Творческая мастерская (4 ч)

создание эскиза модели опираясь на рисунок, схему, замысел, и подбор необходимых компонентов (деталей) для её реализации.

 Представление результатов работы, презентование модели

творческое моделирование (создание модели-рисунка).

мастер-класс, творческая мастерская,

занятия – проекты, занятия – презентации, соревнование,

выставка работ

познавательная, игровая, проектная и исследовательская деятельность;

3.  Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Практические занятия

1 год

2 год

Презентации

Проекты

Выставки

1

Конструирование Lego

5

-

2

1

-

2

Основы механики

10

-

3

2

-

3

Основы конструирования роботизированных моделей

5

5

2

2

-

4

Анализ и модернизация моделей

5

5

1

2

-

5

Создание         собственных роботизированных

моделей         для         решения

конкретных задач

-

20

6

3

-

6

Творческая         мастерская робототехники

9

4

1

1

2

Итого

34

34

15

15

2

Примерное поурочное планирование

Номер урока

Тема урока

Параграф / номер урока

Часы

Уч. год

Общий

1-й год обучения

 

Раздел I. Добро пожаловать в мир Lego (5 ч)

1

1

Знакомство с Lego

Удивительная находка

1

2

2

Детали набора Lego

Чемоданчик с деталями

1

3

3

Первые сборные конструкции

Осмотримся вокруг

1

4

4

Детали движения

Несколько приборов

1

5

5

Проект № 1

Проект № 1

1

Раздел II. Механизмы оживают (5 ч)

6

6

Знакомство с электрическими компонентами Lego

Электрический мотор

1

7

7

Сборка модели на основе электромотора

Колодец

1

8

8

Знакомство с повышающей передачей

Повышающая передача

1

9

9

Знакомство с понижающей передачей

Понижающая передача

1

10

10

Проект № 2

Проект 2

1

Раздел III. Такие разные передачи (5 ч)

11

11

Знакомство с конической передачей

Коническая передача под прямым углом

1

12

12

Сборка модели на основе конической передачи

Вертолёт

1

13

13

Знакомство с червячной передачей

«Механический червяк»

1

14

14

Сборка модели на основе червячной передачи

Движение вперёд

1

15

15

Проект № 3

Проект 3

1

Раздел IV. Зачем в механике ремень? (5 ч)

16

16

Знакомство с ремённой передачей

Ремённая передача

1

17

17

Различные способы реализации ремённой передачи

Применение ремённой передачи

1

18

18

Сборка модели на основе ременной передачи

Вездеходы, танки, тракторы

1

19

19

Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок  

Приведём газон в порядок

1

20

20

Проект № 4

Проект 4

1

Раздел V. Механизмы и программы (5 ч)

21

21

Знакомство с зубчатой рейкой

Направо и налево

1

22

22

Сборка модели на основе зубчатой рейки

Зубчатая рейка и датчик

1

23

23

Самостоятельная разработка модели на основе неявных подсказок, с использованием зубчатой рейки

Как работает автопогрузчик?

1

24

24

Изучение работы датчика наклона

Педаль газа

1

25

25

Проект № 5

Проект 5

1

Раздел VI. Применяем свои знания (9 ч)

26

26

Исследуем работу повышающей передачи

Исследуем

1

27

27

Расширяем исследование работы повышающей передачи

Исследуем

1

28

28

Исследуем работу понижающей передачи

Продолжаем исследовать

1

29

29

Расширяем исследование работы понижающей передачи

Продолжаем исследовать

1

30

30

Исследуем работу датчика расстояния

Датчик расстояния

1

31

31

Расширяем исследование работы датчика расстояния

Датчик расстояния

1

32

32

Самостоятельное решение инженерных задач

---

1

33

33

Самостоятельное решение инженерных задач

---

1

34

34

Выставка авторских разработок

---

1

2-й год обучения 

 

Раздел I. Чистый город (5 ч)

1

35

Робототехника и города

Проблемы загрязнения окружающей среды

1

2

36

Робототехника на защите окружающей среды

Защита окружающей среды от загрязнения

1

3

37

Роботы и мониторинг загрязнений

Смотрим сверху

1

4

38

Восполняемые источники энергии

Электричество от ветра

1

5

39

Проект № 1

Проект 1

1

Раздел II. Экологический транспорт (5 ч)

6

40

Чистая энергия – области применения

Как распорядиться электричеством?

1

7

41

Моделирование электромобиля

Собираем автомобиль

1

8

42

Электромобиль и режимы движения

Тем, кто любит скорость

1

9

43

Служебный электротранспорт

Дело за спецтехникой

1

10

44

Проект № 2

Проект 2

1

Раздел III. Утилизация мусора (5 ч)

11

45

Различные способы утилизации отходов

Собрать отходы

1

12

46

Моделирование измельчителя

Измельчение мусора

1

13

47

Модернизация модели измельчителя

Мобильный измельчитель

1

14

48

Иные способы механической переработки отходов

А если не измельчать?

1

15

49

Проект № 3

Проект 3

1

Раздел IV. Новые идеи для города (5 ч)

16

50

Новые технологии для города

Город завтрашнего дня

1

17

51

Автоматизация объектов городской инфраструктуры

Только тогда, когда нужно

1

18

52

Эргономичные решения

Вдруг откуда ни возьмись

1

19

53

Модернизация сети общественного транспорта

Остановка общественного транспорта

1

20

54

Проект № 4

Проект 4

1

Раздел V. Труд для роботов (10 ч)

21

55

Роботы и доступные им профессии

Проблема парковок

1

22

56

«Базовая форма» для робота-рабочего

Основа для создания робота

1

23

57

Модель робота-регулировщика

Робот на перекрёстке

1

24

58

Модель робота-охранника

Охрана территории

1

25

59

Проект № 5

Проект 5

1

26

60

Спортивные состязания – робофутбол

Роботы-спортсмены и нога-мяч

1

27

61

Робофутбол – новые модели

Какой футбол без вратаря?

1

28

62

Робофутбольный турнир

До матча — один шаг!

1

29

63

Робот для игры в бейсбол

Совсем другая игра

1

30

64

Модель робота-бегуна

А может быть, просто пробежимся?

1

Раздел VI. Творческая мастерская (4 ч)

31

65

Проект № 6

Проект 6

1

32

66

Подготовка моделей для робофестиваля

 

1

33

67

Отладка моделей и подготовка презентации к робофестивалю

 

1

34

68

Робофестиваль

 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" для 5-6 классов

Рабочая программа по информатике составлена для 5-6 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Коррекционно- развивающие занятия" 7 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю

Занятия  внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие  логическог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов

Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...