Элективный курс «Исследование информационных моделей с использованием электронных таблиц Microsoft Excel»
элективный курс по информатике и икт (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»
Артемовского городского округа
Принято на заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от « » сентября 201 г. Руководитель методического объединения ___________ ____________ | Согласовано Зам. директора по УВР ___________Л.И. Сова « » сентября 201 г. | Утверждаю Директор МКОУ ВСОШ № 4 __________ Л.В. Выдренок « » сентября 201 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Исследование информационных моделей с использованием электронных таблиц Microsoft Excel»
Составитель: учитель информатики
МКОУ ВСОШ № 4
Ходова Светлана Владимировна
(ф.и.о.)
Артемовский городской округ
Пояснительная записка
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался переход к постиндустриальному, так называемому « информационному» обществу, отличительной чертой которого является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий. Появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации. Информационная компонента становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему не пришлось работать в будущем.
Компьютерное моделирование стало одним из основных общенаучных методов исследования, методов познания мира. Без него трудно представить профессиональную деятельность людей многих профессий.
Чрезвычайно важные для современного образования вопросы построения и исследования информационных моделей ещё не заняли подобающего места в содержании базового курса информатики. Изучение данного элективного курса позволит расширить знания учащихся в различных областях, что даст возможность максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации и будет служить целям профилизации обучения на старшей ступени школы.
Данный элективный курс «Исследование информационных моделей с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» предназначен для изучения в старших классах профильной школы (10, 11 классы).
Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю). Всего 34 часа.
Цели данного курса:
учебные: научить учащихся
- строить информационные модели объектов и процессов из различных
областей (математика, физика, биология, экономика);
- на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием
электронных таблиц Microsoft Excel;
- проводить компьютерный эксперимент.
развивающие:
- расширить кругозор учащихся в различных областях науки,
углубить научное мировоззрение;
- развить мышление, исследовательские и творческие
способности, навыки работы с электронными таблицами
Microsoft Excel;
- сориентироваться в выборе будущей профессии.
воспитательные:
- воспитание способностей действовать вместе с другими
людьми, учитывать позиции и интерес партнёров, вступать в
коммуникацию, понимать и быть понятными другими людьми;
- воспитание умения самостоятельно решать новые задачи,
порождённые новым информационным подходом к анализу
окружающей действительности.
Основные задачи курса:
- подготовка подрастающего поколения к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе;
- формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач;
- приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда;
- осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.
Основной метод обучения – метод проектов.
Оптимальная форма организации занятий:
- микро-лекции (информационные сообщения учителя, где кратко объясняется материал и ставится задача, а затем консультирование учащихся в процессе выполнения практического задания);
- компьютерные практикумы (разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на ПК).
Контроль знаний и умений:
- текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий;
- итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных областей науки. В процессе защиты учащийся должен представить проект в электронных таблицах, полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
- создавать модели из различных областей науки;
- проводить виртуальные эксперименты;
- анализировать полученные результаты и делать выводы.
Программа данного курса предполагает, что учащиеся владеют основными навыками работы с электронными таблицами Microsoft Excel.
Список литературы
- В.А. Анципа. Использование графических возможностей Excel для
решения математических задач // Информатика и образование. 2005. № 2.
- С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. Моделирование и формализация:
Методическое пособие М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- А.А. Богуславский, И.Ю Щеглова. Моделирование физических задач в электронных таблицах MS Excel // Информатика и образование. 2004. № 7.
- Е.Г. Гурская. Урок экономического анализа с применением ЭВМ. // Информатика и образование. 2003. № 9.
- А.Г.Гейн. Методика преподавания современного курса информатики //Информатика. 2003. № 42.
- В.М. Казиев, К.В. Казиев. Основы математического и инфологического моделирования в примерах. // Информатика и образование. 2004. № 2.
- В.П. Кудинов. Решение уравнений с помощью MS Excel // Информатика и образование. 2004. № 3.
- О.К. Мясникова. Моделирование и формализация в курсе информатики. // Информатика и образование. 2003. № 12.
- О.К. Мясникова. Моделирование и формализация в курсе информатики. // Информатика и образование. 2004. № 1.
- Н.Н. Паньгина. Практикум по моделированию с использованием электронной таблицы Excel и программы на Visual Basic//Информатика. 2004. № 42.
- Е.А. Ракитина, С.А Бешенков, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина. Решение типовых задач по информационным технологиям. // Информатика и образование. 2004. №
- С.П. Седых, С.В. Юнов. Практикум по основам информационных технологий. Краснодар, 2001.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, - 2004. – 112 с.
- Н.Н Юнова, С.В. Юнов. Учебные информационные модели MS Excel // Информатика и образование. 2003. № 2.
- Н.Н Юнова, С.В. Юнов. Программирование без программирования в среде MS Excel // Информатика и образование. 2003. № 11.
- Н.Н Юнова. Обучение процессору электронных таблиц MS Excel на младших курсах высших учебных заведений: Методические указания. Краснодар. 2003.
Содержание элективного курса
1. Введение (1 ч.)
Моделирование как метод познания. Табличные процессоры. Основные этапы разработки, построения и исследования моделей с использованием электронных таблиц Microsoft Excel.
2. Исследование математических моделей (6 ч.)
Построение информационной модели, разработка компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента для решения следующих математических задач:
- Графическое решение уравнений вида ах2+вх+с=0.
- Графическое решение уравнений вида ахn+вхn-1+…+сх1+dх0=0.
- Графическое решение систем уравнений.
3. Исследование физических моделей (6 ч.)
Построение информационной модели, разработка компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента для решения следующих физических задач:
- Равномерное прямолинейное движение тела.
- Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
- Математический маятник.
- Исследование биологических моделей (6 ч.)
Построение информационной модели, разработка компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента для решения следующих биологических задач:
- Зависимость роста численности популяции от рождаемости.
- Рождаемость и смертность.
- Рождаемость и смертность с учётом роста численности.
- Исследование экономических моделей (6 ч.)
Построение информационной модели, разработка компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента для решения следующих экономических задач:
- Изменение величины основных фондов производства (капитала).
- Влияние маржинальных издержек на размер получаемой прибыли.
- Величина вклада в конце срока.
- Исследование моделей для решения бытовых задач (4 ч.)
Построение информационной модели, разработка компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента для решения следующих бытовых задач:
- Нахождение наименьшей длины изгороди садового участка.
- Оклейка обоями комнаты.
7. Заключение (5 ч.)
Построение учащимися информационной модели, компьютерной модели конкретного объекта, явления или процесса из различных областей науки.
Защита итоговых проектов учащимися.
Учебно - тематический план | |||
Тема № 1 Введение (1 ч.) | |||
Тема № 2 Исследование математических моделей (6 ч.) | |||
№ | Название темы | Кол-во | |
|
|
| часов |
1 | Построение информационной модели "Графическое решение |
|
|
| уравнений вида ах2+вх+с=0". | 1 | |
2 | Построение компьютерной модели "Графическое решение |
|
|
| уравнений вида ах2+вх+с=0". | 1 | |
3 | Построение информационной модели "Графическое решение |
|
|
| уравнений вида ахn+вхn-1+…+сх1+dх0=0". | 1 | |
4 | Построение компьютерной модели "Графическое решение |
|
|
| уравнений вида ахn+вхn-1+…+сх1+dх0=0". | 1 | |
5 | Построение информационной модели "Графическое решение |
|
|
| систем уравнений". | 1 | |
6 | Построение компьютерной модели "Графическое решение |
|
|
| систем уравнений". | 1 | |
Тема № 3 Исследование физических моделей (6 ч.) | |||
|
| ||
1 | Построение информационной модели "Равномерное прямолинейное |
|
|
| движение тела". | 1 | |
2 | Построение компьютерной модели "Равномерное прямолинейное |
|
|
| движение тела". | 1 | |
3 | Построение информационной модели "Движение тела, брошенного |
|
|
| под углом к горизонту". | 1 | |
4 | Построение компьютерной модели "Движение тела, брошенного |
|
|
| под углом к горизонту". | 1 | |
5 | Построение информационной модели "Математический маятник". |
| 1 |
6 | Построение компьютерной модели "Математический маятник". |
| 1 |
Тема № 4 Исследование биологических моделей (6 ч.) | |||
|
| ||
1 | Построение информационной модели "Зависимость роста численности |
|
|
| популяции от рождаемости". | 1 | |
2 | Построение компьютерной модели "Зависимость роста численности |
|
|
| популяции от рождаемости". | 1 | |
3 | Построение информационной модели "Рождаемость и смертность". |
| 1 |
4 | Построение компьютерной модели "Рождаемость и смертность". |
| 1 |
5 | Построение информационной модели "Рождаемость и смертность |
|
|
| с учётом роста численности". | 1 | |
6 | Построение компьютерной модели "Рождаемость и смертность |
|
|
| с учётом роста численности". | 1 | |
Тема № 5 Исследование экономических моделей (6 ч.) | |||
|
| ||
1 | Построение информационной модели "Изменение величины основных |
|
|
| фондов производства (капитала)". | 1 | |
2 | Построение компьютерной модели "Изменение величины основных |
|
|
| фондов производства (капитала)". | 1 | |
3 | Построение информационной модели "Влияние маржинальных издержек |
|
|
| на размер получаемой прибыли". | 1 | |
4 | Построение компьютерной модели "Влияние маржинальных издержек |
|
|
| на размер получаемой прибыли". | 1 | |
5 | Построение информационной модели "Величина вклада в конце срока". |
| 1 |
6 | Построение компьютерной модели "Величина вклада в конце срока". |
| 1 |
Тема № 6 Исследование моделей для решения | |||
бытовых задач (4 ч.) | |||
|
| ||
1 | Построение информационной модели "Нахождение наименьшей |
|
|
| длины изгороди садового участка". | 1 | |
2 | Построение компьютерной модели "Нахождение наименьшей |
|
|
| длины изгороди садового участка". | 1 | |
3 | Построение информационной модели "Оклейка обоями комнаты". |
| 1 |
4 | Построение компьютерной модели "Оклейка обоями комнаты". |
| 1 |
Тема № 7 Заключение (5 ч.) | |||
|
|
| |
1 | Построение учащимися информационной модели, компьютерной модели |
|
|
| конкретного объекта, явления или процесса из различных областей науки. | 3 | |
2 | Защита итоговых проектов учащимися. | 2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel
Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-364829-1387780252.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель
Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/20/picture-465162-1405847994.jpg)
Элективный курс "Исследование информационных моделей" (10-11 классы, Н.Д.Угринович)
Методические разработки к урокам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/20/picture-465162-1405847994.jpg)
Календарно-тематическое планирование элективного курса "Исследование информационных моделей"
Изучение элективного курса "Исследование информационных моделей" (Н.Д.Угринович) расчитано на 2 года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-826377-1475758732.jpg)
Рабочая тетрадь «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц. Microsoft Excel»
Рабочая тетрадь «Технология создания и преобразования информационных объектов. Возможности электронных таблиц. Microsoft Excel» с практическими занятиями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-182359-1484850106.jpg)
Использование электронных таблиц Microsoft Office Excel для автоматизации вычислений показателей деятельности медицинской организации
Использование электронных таблиц Microsoft Office Excel для автоматизации вычислений показателей деятельности медицинской организации...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/21/picture-1139020-1555840446.jpg)
Использование электронный таблиц Microsoft Excel при создании дидактического материала.
Тест и кросворд.Тема: "Двигатель внутреннего сгорания"...