Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2
Протокол заседаний ШМО _______________ 2019 г. Приказ от______2019г.___
от _________ 2019г. №___ ____________/С.А.Зигаева/ ____________/Н.А.Вардия/
_______________/Л.А.Мишурова/
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 10 а класса
Программа рассчитана на 35 часов
Составитель рабочей программы
Кукузей Жанна Михайловна
г. Радужный
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Примерных программ по информатике и ИКТ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы по информатике и ИКТ для 8-11 классов Н.Д.Угриновича.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой основного среднего общего образования МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год (приказ №01-27/584 от 30.08.2019).
Цели рабочей программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На уровне среднего общего образования общее количество часов по информатике и ИКТ в 10 классе составляет 35 часов (1 час в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» на этапе основного общего образования являются:
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагают от них стандартное применение одного из них;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и базы данных;
- владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Методы обучения
словесные, наглядные, практические; проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный; аналитический, синтетический; сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения
Индивидуально – ориентированная, разноуровневая, проектная, ИКТ.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, устный опрос.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы, защита сообщений, творческие и проектные работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме итогового тестирования, зачетные работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы программы | Количество часов | Работы | |
практические | контрольные | ||
1. Введение «Информация и информационные процессы» | 4 | 0 | 1 |
2. Информационные технологии | 15 | 15 | 1 |
3. Коммуникационные технологии | 14 | 11 | 1 |
4. Повторение | 2 | 0 | 0 |
Всего | 35 | 26 | 3 |
Содержание курса информатики и ИКТ для 10 класса
1. Введение «Информация и информационные процессы» (4 часа)
Информация в неживой природе; Информация в живой природе; Человек и информация; Информационные процессы в технике; Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания; Алфавитный подход к определению количества информации.
Контроль знаний и умений: Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы».
Учащиеся должны
знать/ понимать:
- технику безопасности при работе в кабинете информатики;
- основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации;
- понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.
уметь:
- определять дискретные и непрерывные сигналы;
- определять количество информации;
- определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах..
2. Информационные технологии (15 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа № 1. Кодировки русских букв.
Практическая работа № 2 Создание и форматирование документа.
Практическая работа № 3 Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.
Практическая работа № 4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
Практическая работа № 5 Кодирование графической информации.
Практическая работа № 6 Растровая графика.
Практическая работа № 7 Трехмерная векторная графика.
Практическая работа № 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.
Практическая работа № 9 Создание Flash-анимации.
Практическая работа № 10 Создание и редактирование оцифрованного звука.
Практическая работа № 11 Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».
Практическая работа № 12 Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История развития ВТ».
Практическая работа № 13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа № 14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Практическая работа № 15. Построение диаграмм различных типов.
Контроль знаний и умений: Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».
Учащиеся должны
знать/ понимать:
- методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.
- технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.
- правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.
- назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.
уметь:
- решать задачи КИМ ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»
- приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
- создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.
- решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).
- осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.
- настраивать анимацию объектов, слайдов.
- записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.
- вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.
- строить диаграммы и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.
3. Коммуникационные технологии (14 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Практические работы:
Практическая работа № 16. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.
Практическая работа № 17. Создание подключения к Интернету.
Практическая работа № 18. Подключения к Интернету и определение IP-адреса.
Практическая работа № 19. Настройка браузера.
Практическая работа № 20. Работа с электронной почтой.
Практическая работа № 21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.
Практическая работа № 22. Работа с файловыми архивами.
Практическая работа № 23. Геоинформационные системы в Интернете.
Практическая работа № 24. Поиск в Интернете.
Практическая работа № 25. Заказ в Интернет-магазине.
Практическая работа № 26. Разработка сайта с использованием Web-редактора.
Учащиеся должны
знать/ понимать:
- Назначение и топологии локальных сетей;
- Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
- Основные функции сетевой операционной системы;
- Систему адресации в Интернете (IP – адреса, доменная система имен);
- Способы организации связи в Интернете;
- Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP;
- Назначение коммуникационных служб Интернета;
- Назначение информационных служб Интернета;
- Основные понятия WWW: Web – страница, Web – сервер, Web – сайт, Web – браузер, HTTP – протокол , URL – адрес;
- Что такое поисковый каталог: организация, назначение;
- Что такое поисковый указатель: организация, назначение.
- формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
уметь:
- предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.
- определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя.
- осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.
- путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.
- настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.
- участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
- создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.
- находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.
- описывать объекты для его последующего поиска.
- осуществлять заказ в Интернет - магазине.
- размещать графические объекты на Web – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.
4. Повторение (2 часа)
Повторение изученного материала за курс 10 класса.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
23 | Контрольная работа №1 по теме «Информационные технологии» | Текущий - письменный | Решение задач |
33 | Контрольная работа №2 по теме «Коммуникационные технологии» | Текущий – работа на компьютере | Контрольная работа |
Учебно-методический комплекс
Литература для учителя
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 класс: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2 – е изд., испр. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- 2011. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. / Т.Е. Чуркина. - М.: Издательство «Экзамен» Комплект цифровых образовательных ресурсов.
- CD – репетитор по информатике 2008, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- CD – тесты по информатик. Корпорация «Диполь» 2009.
Литература для учащихся
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2 – е изд., испр. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- 2011. Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. / Т.Е. Чуркина. - М.: Издательство «Экзамен» Комплект цифровых образовательных ресурсов.
- CD – репетитор по информатике 2008, виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- CD – тесты по информатик. Корпорация «Диполь» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...