Рабочая программа по информатике в 7-9 классах
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Согласно учебному плану на 2019-2020 учебный год в 7-9 классах на изучение информатики отводится 1 час в неделю (34 часа в год,  всего 102 часа).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7-9.docx84.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 »

г.Сафоново Смоленская область

Рабочая программа

по информатике

в 7-9  классах

        

Составитель:

Боженкова Е.А.

учитель математики и информатики

2019 год.

Структура программы

  1. Пояснительная записка

  1.   Нормативная база, методические основы для составления рабочей программы.
  2.   Состав УМК.
  3.   Общие цели с учетом специфики учебного предмета.
  4.   Общая характеристика учебного предмета.
  5.   Место учебного предмета в учебном плане.

  1. Общие  образовательные результаты освоения учебного предмета.
  2. Содержание  учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование предмета.

Пояснительная записка

  1. Нормативная база, методические основы для составления рабочей программы.

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Преподавание учебного предмета «Информатика» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №6»  г. Сафоново  Смоленской области;
  • Программы для основной школы: 7-9 классы. Информатика. Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018/2019 учебный год.

1.2     Рабочая программа опирается на УМК:

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

1.3  Общие цели с учетом специфики учебного предмета.

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов,  прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности.

На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Цели изучения информатики в  основной школе:

  • формирование целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

1.4     Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных.

Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. 

1.5   Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на 2019-2020 учебный год в 7-9 классах на изучение информатики отводится 1 час в неделю (34 часа в год,  всего 102 часа).  

2.    Общие  образовательные результаты освоения учебного предмета  Информатика

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  1. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  2. понимание роли информационных процессов в современном мире;
  3. владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  4. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  5. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  6. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  7. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  8. способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные УУД 

  1. Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.
  2. Умение принимать решение, брать ответственность на себя, принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.
  3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  4. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные УУД

  1. Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием.
  2. Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат -моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент.
  3. Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей в качестве примера допустим практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем.
  4. Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
  5. Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  6. Владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  8. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  9. Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  10. ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 Коммуникативные УУД 

  1. Владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
  2. Ведение диалога "человек" - "техническая система" - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды.
  3. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации.
  4. Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования.
  5. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
  6. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Предметные образовательные результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);  
  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы,  с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде        программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и Интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

3.    Содержание учебного предмета 

Содержание курса информатики в 7-9  классах

Курсивом в рабочих программах учебных предметов выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».

Введение Информация и информационные процессы.

Информация - одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных  данных. Информационные процессы - процессы, связанные с хранением, преобразованием и          передачей данных.

Компьютер - универсальное устройство обработки данных.

Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя         энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные         характеристики. Программное обеспечение компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей.

Носители  информации в живой природе.  История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Техника безопасности и правила работы на компьютере.

Математические основы информатики Тексты и кодирование.

Символ. Алфавит - конечное множество символов. Текст - конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.

Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода - длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

 Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от  двоичного.

Дискретизация.

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY.  Глубина кодирования.

Знакомство с растровой и векторной графикой. Кодирование звука. Разрядность и  частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.

Системы счисления.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.

Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной         системы счисления восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.

Перевод         натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.

Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.

Логические операции следования (импликация) и  равносильности (эквивалентность).  Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.

Графы, деревья.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.  

Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.

Исполнители.         Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).

Алгоритмический язык (язык программирования) - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер - автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на нормальном         алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения          программ.

Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции.

Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.

Разработка алгоритмов и программ.

Оператор присваивания. Представление о структурах данных.  Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.  

Примеры задач обработки данных:

         • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;

         • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;

         • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;

         • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;

         • нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и         его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.

Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).

Математическое моделирование.

Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.

Компьютерные эксперименты. Примеры         использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного         эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Использование программных систем и сервисов

Файловая система.

Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе.  

Подготовка текстов и демонстрационных материалов.

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор - инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.  Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.  

Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.  Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых  фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.  

Электронные (динамические) таблицы.

Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.

Базы данных. Поиск информации.

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.  Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.  

Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии.

 Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.  Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства. Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).  

         

  1. Календарно-тематическое планирование предмета.

Название темы

Количество часов

1

Информация и информационные процессы

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

3

Обработка графической информации

4

4

Обработка текстовой информации

9

5

Мультимедиа

4

6

Математические основы информатики

13

7

Основы алгоритмизации

10

8

Начала программирования

10

9

Моделирование и формализация

8

10

Алгоритмизация и программирование

8

11

Обработка числовой информации

6

12

Коммуникационные технологии  

9

Резерв

5

Итого:

102

Календарно-тематическое планирование предмета Информатика  

в  7 классах      2019/2020 учебный год

Номер урока

Тема урока

Практика

Дата

Параграф учебника

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение

Тема Информация и информационные процессы (8 часов)

2.

Информация и её свойства

§1.1.

3.

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2.

4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2.

5.

Всемирная паутина как информационное хранилище

Практическая работа №1  «Поиск информации.»

§1.3.

6.

Представление информации

§1.4

7.

Дискретная форма представления информации

§1.5.

8.

Единицы измерения информации

§1.6.

9.

 Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».

Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)

10.

Основные компоненты компьютера и их функции

§2.1

11.

Персональный компьютер.

§2.2

12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Практическая работа №2  «Работа с программой-архиватором;

антивирусной программой»

§2.3.

13.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3

14.

Файлы и файловые структуры

Практическая работа №3  «Выполнение основных операций с файлами и папками»

§2.4.

15.

Пользовательский интерфейс

Практическая работа №4  «Работа компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме»

§2.5

16.

Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». 

Тема Обработка графической информации (4 часа)

17.

Формирование изображения на экране компьютера

§3.1

18.

Компьютерная графика

Практическая работа №5  «Создание и редактирование  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора»

§3.2

19.

Создание графических изображений

Практическая работа №6  «Создание и редактирование    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.»

§3.3

20.

Контрольная работа №3  «Обработка графической информации».

Тема Обработка текстовой информации (9 часов)

21.

Текстовые документы и технологии их создания

§4.1

22.

Создание текстовых документов на компьютере

Практическая работа №7  «Создание текстовых документов с использованием базовых средств текстовых редакторов»

§4.2

23.

Прямое форматирование

Практическая работа №8  «Форматирование текстовых документов»

§4.3

24.

Стилевое форматирование

Практическая работа №9  «Коллективное создание текстового документа»

§4.3

25.

Визуализация информации в текстовых документах

Практическая работа №10  «Вставка в документ формул, таблиц, списков, изображений»

§4.4

26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Практическая работа №11  «Создание гипертекстовых документов»

§4.5

27.

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6

28.

Оформление реферата История вычислительной техники

Практическая работа №12  «Использование ссылок и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов»

29.

Контрольная работа №4  «Обработка текстовой информации».

Тема Мультимедиа (4 часа)

30.

Технология мультимедиа.

§5.1

31.

Компьютерные презентации

Практическая работа №13  «Создание презентации»

§5.2

32.

Создание мультимедийной презентации

Практическая работа №14  «Создание презентации»

§5.2

33.

 «Мультимедиа». Проверочная работа

Практическая работа №15  «Создание линейной презентации»

34.

Промежуточная аттестация

 

Календарно-тематическое планирование предмета Информатика  

в  8 классах      2019/2020 учебный год

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

Дата

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение

Тема    Математические основы информатики (12 часов)

2.

Общие сведения о системах счисления

§1.1.

3.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

§1.1.

4.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления.

§1.1.

5.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

§1.1.

6.

Представление целых чисел

§1.2.

7

Представление вещественных чисел.

§1.2.

8.

Высказывание. Логические операции.

§1.3.

9.

Построение таблиц истинности для логических выражений. Практическая работа №1 «Построение таблиц истинности в электронных таблицах»

§1.3.

10.

Свойства логических операций.

§1.3.

11.

Решение логических задач.

§1.3.

12.

Логические элементы.  Практическая работа №2 «Тренажер  Логика»

§1.3.

13.

Контрольная работа №4   «Математические основы информатики».

Тема        Основы алгоритмизации (10 часов)

14.

Алгоритмы и исполнители

§2.1

15.

Способы записи алгоритмов

§2.2

16.

Объекты алгоритмов

§2.3

17.

Алгоритмическая конструкция следование. Конструктор

§2.4

18.

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

§3.4

19.

Неполная форма ветвления

§2.4

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

§2.4

21.

Цикл с заданным условием окончания работы

§2.4

22.

Цикл с заданным числом повторений

§2.4

23.

Контрольная работа №4  «Основы алгоритмизации».

Тема    Начала программирования (10 часов)

24.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§3.1

25.

Организация ввода и вывода данных

§3.2

26.

Программирование линейных алгоритмов

§3.3

27.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

§3.4

28.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

§3.4

29.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

§3.5

30.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

§3.5

31.

Программирование циклов с заданным числом повторений.

§3.5

32.

Контрольная работа №4  «Начала программирования».

33.

 Промежуточная аттестация

34.

Резерв

Календарно-тематическое планирование предмета Информатика  

в  9 классе      2019/2020 учебный год

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

Дата

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение

Тема «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» (10 часов)

2.

Моделирование как метод познания.  Практическая работа №1 «Компьютерная модель  «Земля» »

§1.1

3.

Знаковые модели

§1.2

4.

Графические модели

Табличные модели

§1.3

§1.4

5.

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

§1.5

6.

Система управления базами данных

§1.6

7.

Создание базы данных. Запросы на выборку данных.  Практическая работа №2 «Создание базы данных»

§1.6

8.

 Контрольная работа №1  «Моделирование и формализация».

Глава 1

Тема «Алгоритмы и программирование» (8 часов)

9.

Решение задач на компьютере

§2.1

10.

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

§2.2

11.

Вычисление суммы элементов массива

§2.2

12.

Последовательный поиск в массиве

§2.2

13.

Анализ алгоритмов для исполнителей

§2.3.1

14.

Конструирование алгоритмов

§2.3(2, 3)

15.

Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия

§2.3(4), 2.4

16.

Контрольная работа №2  «Алгоритмы и программирование».

Глава 2

Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой информации» (6 часов)

17.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.  Практическая работа №3  «Расходы»

§3.1

18.

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.  Практическая работа №4  «Таблица умножения»

§3.2

19.

Встроенные функции. Логические функции.  Практическая работа №5 «Количество учеников»

§3.2

20.

Сортировка и поиск данных. Практическая работа №6 «Начальная школа»

§3.3

21.

Построение диаграмм и графиков.  Практическая работа №7 «Построение диаграмм»

§3.3

22.

 Контрольная работа №3  «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Глава 3

Тема «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии»  (9 часов)

23.

Локальные и глобальные компьютерные сети

§4.1

24.

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных

§4.2

25.

Всемирная паутина. Файловые архивы

§4.3

26.

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

§4.3

27.

Технологии создания сайта

§4.4

28.

Содержание и структура сайта

§4.4

29.

Оформление сайта.    Практическая работа №8 «Наш класс»

§4.4

30.

Размещение сайта в Интернете.  Практическая работа №8 «Наш класс»

§4.4

31.

Контрольная работа №4  «Коммуникационные технологии».

Глава 4

Итоговое повторение

32-33

Повторение.  Основные понятия курса.

34.

Промежуточная аттестация.

Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7-9 классов

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 8 класс»
  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 9 класс»
  12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу " Алгебра". 9класс

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

Рабочие программы по Физической культуре 1-9классы

материалы для преподавателей Физической культуры...

Рабочая программа по физической культуре 6-9классы.

Рабочая программа по физической культуре 6-9классы....

рабочая программа по математике в 5-9классах

Рабочая программа по математике в 5-9классах по ФГОС...

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 9классе

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 9классе, расчитана на одно полугодие.Включает  3 раздела: 1.Синтез искусств. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетич...