Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме: "Программирование. Алгоритмы работы с величинами"
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)
Назначение программирования — разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.
Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами. В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-1980-х годах начинает развиваться прикладное программное обеспечение. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением персональных компьютеров. Стало совсем не обязательным уметь программировать для того, чтобы воспользоваться компьютером. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. В настоящее время пользователей гораздо больше, чем программистов.
Может возникнуть впечатление, что программисты теперь уже и не нужны! Но кто же тогда будет создавать все операционные системы, редакторы, графические пакеты, компьютерные игры и многое другое? Программисты, безусловно, нужны, причем задачи, которые им приходится решать, со временем становятся все сложнее.
Программирование принято разделять на системное и прикладное. Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и пр., а также систем программирования. Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и др. Спрос на высококвалифицированных программистов, как системных, так и прикладных, очень большой.
В данной главе вы познакомитесь с простейшими правилами и приемами программирования, заглянете в эту актуальную и престижную профессиональную область.
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.
Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
За годы существования ЭВМ было создано много языков программирования. Наиболее известные среди них: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др.
Распространенными языками программирования сегодня являются С++, Java, Pascal, Basic, Python.
Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования.
Система программирования — это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определен ном языке программирования.
Существуют системы программирования на Паскале, Бейсике и других языках.
В данной главе речь будет идти о средствах и способах универсального программирования — не ориентированного на какую-то узкую прикладную область. Примером узкоспециализированного программирования является Web-программирование, ориентированное на создание Web-сайтов. Для этих целей, например, используется язык JavaScript. Языки Паскаль, Бейсик, Си относятся к числу универсальных языков программирования.
Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задачи. Ниже мы обсудим особенности алгоритмов решения задач обработки информации на компьютере.
Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке.
Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные — это множество величин.
Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.
Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти компьютера.
Значение величины — это информация, хранимая в этом поле памяти.
Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы уже встречались с этими типами. В данной главе мы будем строить алгоритмы, работающие с числовыми величинами.
Числовые величины в программировании, так же как и математические величины, делятся на переменные и константы (постоянные). Например, в формуле (а2- 2аb + b2) а, b — переменные, 2 — константа.
Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.
Переменные в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами. Эти имена называют идентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит «обозначать», «символизировать»). Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр и т. д. Примеры идентификаторов: А, X, B3, prim, r25 и т. п.
Система команд
Вам известно, что всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд: присваивание; ввод; вывод; обращение к вспомогательному алгоритму; цикл; ветвление. Эти команды существуют во всех языках, поддерживающих структурное программирование: в Паскале, Си и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_programmirovanie.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто такие программисты? Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами.
В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-1980- х гг. начинает развиваться прикладное ПО. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением ПК. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
программирование системное прикладное Разработка системного ПО: операционных систем, утилит, а также систем программирования Разработка прикладных программ: редакторов, табличных процессоров, игр, обучающих программ и др Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Для составления программ существуют разнообразные языки программирования (ЯП). ЯП – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Наиболее известные ЯП: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др. На 2018 г Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на ЯП, используются системы программирования. Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном ЯП. программирование универсальное узкоспециализированное Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Алгоритм Исполнитель Система программирования на определенном языке данные программа Множество величин Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Величины: константы и переменные Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти ПК. Значение величины – это информация, хранимая в этом поле памяти. Основные типы величин числовой символьный логический константы п еременные или идентификаторы Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течении работы программы Подготовила: учитель информатики МОУ « Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Система команд: Присваивание Ввод Вывод Обращение к вспомогательному алгоритму Цикл Ветвление Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Команда присваивания: < переменная >:=< выражение > Примеры: a:=2; a:=2+3; a:=b*2+1; Неправильные примеры: a+1:=a; 2:=b+3. Команда ввода: Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, задаются вводом. Окно ввода в Pascal открывается при выполнении процедур read и readln в ходе работы программы . Ввод данных в окно ввода сопровождается эхо-выводом в окно вывода. После нажатия клавиши Enter данные из окна ввода попадают в соответствующие переменные, окно ввода закрывается , и программа продолжает работать дальше . Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Команда вывода: Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода. Операторы вывода – write и writeln выводят заданную информацию на монитор. Оператор writeln после этого еще и переводит курсор на следующую строку. Операторы могут иметь произвольное число аргументов, разделенных запятыми. В качестве аргументов могут выступать буквальные константы (например, строки символов) и переменные стандартных типов (в т.ч . и целочисленные). Пример : write (' Текстовая строка'); writeln ( a,b ); Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П.
Практическая часть: Подготовила: учитель информатики МОУ «Лямбирская СОШ №1» Садыкова Н.П. Горячие клавиши: F2 , Ctrl-S - сохранить файл F3 , Ctrl-O - загрузить файл F12 - сохранить файл под новым именем Ctrl-Shift-S - сохранить все открытые файлы Ctrl-Shift-0 ... Ctrl-Shift-9 - установить закладку с номером 0...9 Ctrl-0 ... Ctrl-9 - перейти к закладке с номером 0...9 Ctrl-Tab , Ctrl-Shift-Tab - перейти к следующему/предыдущему окну редактора
Под окном редактора расположено окно вывода. Оно предназначено для вывода данных процедурами write и writeln , а также для вывода сообщений об ошибках и предупреждений во время работы программы .
Целочисленные вычисления на языке Pascal Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln (a); b:=a*a; writeln (' Квадрат этого числа = ', b); end . Термины : var – начало секции описания переменных a, b, Prog1 – идентификаторы (имена) различных объектов a, b – переменные целочисленного ( integer ) типа integer – целочисленный тип write , writeln – операторы вывода readln – оператор ввода b:=a+1 – оператор присваивания (переменной b присваивается значение выражения a+1) begin ... end – операторные скобки
Программа, высчитывающая куб числа
Модифицировать программу так, чтобы она вводила не одно, а два числа, и вычисляла сумму их квадратов
Program Prog1; var a, b : integer; begin write(' Введите число '); readln (a); b:=a*a-2*a; writeln (' Квадрат числа - удвоенное значение числа= ',b); end . Программа вводит одно число, и вычисляет его квадрат, вычитая из него удвоенное значение введенного числа.
Программа вводит два числа, выводит сумму квадратов этих чисел минус их произведение. Program Prog1; var a, b, c : integer; begin write (' Введите числа '); readln ( a,b ); c :=sqr(a)+sqr(b)-a*b; writeln (' сумм квадратов этих чисел минус их произведение= ',c); end .
Программа вводит два числа, выводит сумму их модулей Program Prog1; var a, b, c : integer; begin write(' Введите числа '); readln ( a,b ); c:=abs(a)+abs(b); writeln (' Сумма модулей чисел =',c); end .
Напишите программу, которая решает следующую задачу Оплата Интернета в школе состоит из двух частей: 100 долларов в месяц за доступ и 5 долларов в месяц за поддержку школьного сайта. Платеж можно делать независимо за любое количество месяцев за доступ и за поддержку сайта. Напишите программу, которая позволяла бы вводить отдельно количество оплачиваемых месяцев для доступа и поддержки и выводила бы сумму оплаты. Program Prog1; var a,b : integer; begin write(' Введите количество месяцев '); readln (a); b:=105*a; writeln (' Сумма оплаты за ',a,' месяцев составляет = ',b, ' $'); end .
В здании был большой конференц-зал в форме прямоугольника. Его разделили на четыре меньших прямоугольных помещения, поставив две перпендикулярные стены ( см.рисунок ). a b c Для проведения ремонта необходимо определить периметр каждого из четырѐх помещений. Три из четырѐх помещений имеют периметр, равный a, b, c (в порядке обхода по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла плана). Определите периметр четвѐртого помещения. Напишите программу нахождения периметра четвертого помещения.
Ответ: a+c-b Реализация на Паскале: Program Prog1; var a, b, c, v : integer; begin write (' Введите значения периметров '); readln ( a,b,c ); v :=a+c-b; writeln (' Периметр четвертого помещения = ',v); end .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к урокам информатики, 10 класс
Размещены презентации к урокам информатики в помощь учителю....
Учебно-игровой урок в 10 классе по теме «Программирование»
Повторительно-обучающий урок для 10 классов.Цели урока: Обучающая: проверка знанийповышение интереса к изучению предметавоспитание навыка быстрого мышленияРазвивающая: развитие творческой активно...
урок с презентацией к уроку информатики 5 класс по теме калькулятор
конспект урока+презентация+приложения...
Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм"
Конспект урока информатики (6 класс) на тему: "Циклический алгоритм" (и самоанализ). Апрель, 2014г....
Самостоятельная работа по информатике в 9 классе по теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»
Самостоятельная работапо информатике в 9 классепо теме «Программирование ветвящихся алгоритмов»...
Конспект урока и проверочный тест по теме "Программирование циклических алгоритмов в ABC Pascal" 9 класс
Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal», 9 классУчитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» Ютазинского муниципального ра...
Презентация к уроку в 9 классе на тему "Конструирование алгоритмов"
Основное содержание урока:дать представления о методах конструирования алгоритма;умения представлять план действий формального исполнителя по решению задачи...