Конспект урока и проверочный тест по теме "Программирование циклических алгоритмов в ABC Pascal" 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Вагизов Линар Хакимович

Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal»,  9 класс

Учитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» Ютазинского муниципального района Вагизов Линар Хакимович

Цели урока:

Образовательная:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия алгоритм, программы, структуры программы, научить создавать программы с циклом на языке программирования ABC Pascal.

     Развивающая:

Развивать алгоритмическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере.

      Воспитательная:

 Продолжить формирование коммуникативной культуры, информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала, применение на практике.

Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства урока:

1.      Мультимедийная презентация.

2.      Нетбуки с тестом циклы в Microsoft Excel.

Задачи урока:

·        Способность формировать у учащихся умений работы с циклическими алгоритмами

·        Способствовать развитию умений самостоятельной работы;

·        Содействовать развитию познавательной активности учащихся.

·        Способствовать формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

План урока:

  I.      Организационный момент. (1 мин)

  II.     Актуализация и проверка знаний. (5 мин)

  III.    Теоретическая часть. Изучение нового материала. (10 мин)

  IV.    Физминутка. (5 мин)

  V.     Практическая часть.  Закрепление изученного материала.(15 мин)

  VI.    Домашнее задание (2 мин)

          VII.    Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационый момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа? Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме условие?

Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

Какой оператор обозначает ввод данных?

Какой оператор обозначает вывод данных?

Какие виды алгоритмов вы знаете?

Давайте подумаем какой же Циклический алгоритм? Для этого давайте вспомним понятие «цикл», что означает это понятие?

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

Запишем определение:

Цикл представляет собой последовательность операторов, которая выполняется неоднократно.

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА:

1.     Цикл с предусловием (цикл - пока)

While <условие> do <тело цикла>;

2.     Цикл с постусловием (цикл - до)

Repeat <тело цикла> until <условие>;

3.     Цикл с параметром (цикл - для)

1)    for i:=In to Ik do <тело цикла>;

2)     for i:=In downto Ik do <тело цикла>;

 

Оператор цикла while – цикл с предусловием

 

Тело цикла

Условие повтора

да

нет

Оператор цикла while имеет следующую форму:

 

while <условие> do
  <оператор>

Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.

Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:

while 2>1 do
  write(1);

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2

Точка с запятой сразу после do в Pascal ABC считается синтаксической ошибкой.

 

 

Тело цикла

Условие окончания

да

нет

Оператор цикла repeat

 

Оператор цикла repeat имеет следующую форму:

Repeat <операторы>
until <условие>;

В отличие от цикла while, условие вычисляется после очередной итерации цикла, и если оно истинно, то происходит выход из цикла. Таким образом, операторы, образующие тело цикла оператора repeat, выполняются по крайней мере один раз.

Если условие всегда оказывается ложным, то может произойти зацикливание:

repeat
  write(1);
until 2=1;

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.

 

Оператор цикла for – цикл со счетчиком (используется с заранее известным числом повторений)

Оператор цикла for имеет одну из двух форм:

for <переменная>:=<начальное значение> to <конечное значение> do
  <оператор>;

или for <переменная>:=<начальное значение> downto <конечное значение> do <оператор>;

Текст от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла. Для первой формы цикла с ключевым словом to параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь

всякий раз на единицу, а для второй формы ключевым словом downto - уменьшаясь на единицу. Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла.

 

3.     Решение задач.

СКОЛЬКО РАЗ ВЫПОЛНИТСЯ
ТЕЛО ЦИКЛА?

1) x:=5;

for i:=-1 to 5 do

x:=x+1;

Ответ: 7

2) s:=0;

for i:=4 to 1 do

s:=s+1;

Ответ: ни разуУрок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal»,  9 класс

Учитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» ЮМР Вагизов Линар Хакимович

Цели урока:

Образовательная:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия алгоритм, программы, структуры программы, научить создавать программы с циклом на языке программирования ABC Pascal.

     Развивающая:

Развивать алгоритмическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере.

      Воспитательная:

 Продолжить формирование коммуникативной культуры, информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала, применение на практике.

Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства урока:

1.      Мультимедийная презентация.

2.      Нетбуки с тестом циклы в Microsoft Excel.

Задачи урока:

·        Способность формировать у учащихся умений работы с циклическими алгоритмами

·        Способствовать развитию умений самостоятельной работы;

·        Содействовать развитию познавательной активности учащихся.

·        Способствовать формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

План урока:

  I.      Организационный момент. (1 мин)

  II.     Актуализация и проверка знаний. (5 мин)

  III.    Теоретическая часть. Изучение нового материала. (10 мин)

  IV.    Физминутка. (5 мин)

  V.     Практическая часть.  Закрепление изученного материала.(15 мин)

  VI.    Домашнее задание (2 мин)

          VII.    Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационый момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа? Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме условие?

Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

Какой оператор обозначает ввод данных?

Какой оператор обозначает вывод данных?

Какие виды алгоритмов вы знаете?

Давайте подумаем какой же Циклический алгоритм? Для этого давайте вспомним понятие «цикл», что означает это понятие?

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

Запишем определение:

Цикл представляет собой последовательность операторов, которая выполняется неоднократно.

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА:

1.     Цикл с предусловием (цикл - пока)

While <условие> do <тело цикла>;

2.     Цикл с постусловием (цикл - до)

Repeat <тело цикла> until <условие>;

3.     Цикл с параметром (цикл - для)

1)    for i:=In to Ik do <тело цикла>;

2)     for i:=In downto Ik do <тело цикла>;

 

Оператор цикла while – цикл с предусловием

 

Тело цикла

Условие повтора

да

нет

Оператор цикла while имеет следующую форму:

 

while <условие> do
  <оператор>

Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.

Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:

while 2>1 do
  write(1);

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2

Точка с запятой сразу после do в Pascal ABC считается синтаксической ошибкой.

 

 

Тело цикла

Условие окончания

да

нет

Оператор цикла repeat

 

Оператор цикла repeat имеет следующую форму:

Repeat <операторы>
until <условие>;

В отличие от цикла while, условие вычисляется после очередной итерации цикла, и если оно истинно, то происходит выход из цикла. Таким образом, операторы, образующие тело цикла оператора repeat, выполняются по крайней мере один раз.

Если условие всегда оказывается ложным, то может произойти зацикливание:

repeat
  write(1);
until 2=1;

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.

 

Оператор цикла for – цикл со счетчиком (используется с заранее известным числом повторений)

Оператор цикла for имеет одну из двух форм:

for <переменная>:=<начальное значение> to <конечное значение> do
  <оператор>;

или for <переменная>:=<начальное значение> downto <конечное значение> do <оператор>;

Текст от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла. Для первой формы цикла с ключевым словом to параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь

всякий раз на единицу, а для второй формы ключевым словом downto - уменьшаясь на единицу. Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла.

 

3.     Решение задач.

СКОЛЬКО РАЗ ВЫПОЛНИТСЯ
ТЕЛО ЦИКЛА?

1) x:=5;

for i:=-1 to 5 do

x:=x+1;

Ответ: 7

2) s:=0;

for i:=4 to 1 do

s:=s+1;

Ответ: ни разу

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕТ ПЕРЕМЕННАЯ Х В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА:

1.     x:=3;

         while x<10 do

         x:=x+3;

         x:=x+1;

Ответ: 13

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕТ ПЕРЕМЕННАЯ Х В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА:

1.     x:=3;

         while x<10 do

         begin

         x:=x+3;

         x:=x+1;

         end;

Ответ: 11

СКОЛЬКО РАЗ БУДЕТ ПОВТОРЕН ЦИКЛ, ЧЕМУ БУДУТ РАВНЫ S, A, B?

a:=1; b:=1;

While a+b < 8 do

         begin

                   a:=a+1;

                   b:=b+2;

         end;

S:=a+b;

Ответ: 2 раза

S=8, a=3, b=5

ВЫЧИСЛИТЬ СУММУ НАТУРАЛЬНОГО РЯДА ЧИСЕЛ ОТ 1 ДО N

1.              Program summa1;

Var N,i,S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0; i:=1;

While i<=N do

   begin

   S:=S+i;

    i:=i+1;

    end;

Writeln('S=', S);

End.

 

2.            Program summa2;

Var N,i,S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0; i:=1;

Repeat

S:=S+i;

 i:=i+1;

Until i>N;

Writeln('S=', S);

End.

 

3.             Program summa3;

Var N, i, S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0;

For i:=1 to N do

S:=S+i;

Writeln('S=', S);

End.

 

      4Физминутка

      5. Проверочный тест.

А теперь ребята давайте проверим насколько вы поняли эту тему, для этого  выполним небольшой тест. Который находится на рабочем столе нетбуков которые стоят перед вами.

 

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

1.     Напечатать таблицу перевода дюймов в см. 1 дюйм = 2.54 см

2.     Вычислить

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka_i_test_tsikly_9_klass.zip64.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по информатике и ИКТ по теме: « Циклические алгоритмы на языке программирования ABC Pascal»,  9 класс

Учитель: МБОУ «Уруссинская сош № 3» ЮМР Вагизов Линар Хакимович

Цели урока: 

Образовательная:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия алгоритм, программы, структуры программы, научить создавать программы с циклом на языке программирования ABC Pascal.

        Развивающая:

Развивать алгоритмическое мышление, познавательные интересы, навыки работы на компьютере.

      Воспитательная:

 Продолжить формирование коммуникативной культуры, информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала, применение на практике.

Основной метод объяснения: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства урока:

1.      Мультимедийная презентация.

2.      Нетбуки с тестом циклы в Microsoft Excel.

Задачи урока:

  • Способность формировать у учащихся умений работы с циклическими алгоритмами
  • Способствовать развитию умений самостоятельной работы;
  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся.
  • Способствовать формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

План урока:

  I.      Организационный момент. (1 мин)

  II.     Актуализация и проверка знаний. (5 мин)

  III.    Теоретическая часть. Изучение нового материала. (10 мин)

  IV.    Физминутка. (5 мин)

  V.     Практическая часть.  Закрепление изученного материала.(15 мин)

  VI.    Домашнее задание (2 мин)

                VII.    Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационый момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация и проверка знаний.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, как записывается алгоритм, что такое программа? Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме условие?

Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?

Какой оператор обозначает ввод данных?

Какой оператор обозначает вывод данных?

Какие виды алгоритмов вы знаете?

Давайте подумаем какой же Циклический алгоритм? Для этого давайте вспомним понятие «цикл», что означает это понятие?

III. Теоретическая часть. Изучение нового материала.

Запишем определение:

Цикл представляет собой последовательность операторов, которая выполняется неоднократно.

ОПЕРАТОРЫ ЦИКЛА:

  1. Цикл с предусловием (цикл - пока)

While <условие> do <тело цикла>;

  1. Цикл с постусловием (цикл - до)

Repeat <тело цикла> until <условие>;

  1. Цикл с параметром (цикл - для)
  1. for i:=In to Ik do <тело цикла>;
  2.  for i:=In downto Ik do <тело цикла>;

Оператор цикла while – цикл с предусловием

Оператор цикла while имеет следующую форму:

while <условие> do
  <оператор>

Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.

Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:

while 2>1 do
  write(1);

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2 

Точка с запятой сразу после do в Pascal ABC считается синтаксической ошибкой.

Оператор цикла repeat

Оператор цикла repeat имеет следующую форму:

Repeat <операторы>
until <условие>;

В отличие от цикла while, условие вычисляется после очередной итерации цикла, и если оно истинно, то происходит выход из цикла. Таким образом, операторы, образующие тело цикла оператора repeat, выполняются по крайней мере один раз.

Если условие всегда оказывается ложным, то может произойти зацикливание:

repeat
  write(1);
until 2=1;

Чтобы прервать зациклившуюся программу, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2.

Оператор цикла for – цикл со счетчиком (используется с заранее известным числом повторений)

Оператор цикла for имеет одну из двух форм:

for <переменная>:=<начальное значение> to <конечное значение> do
  <оператор>;

или for <переменная>:=<начальное значение> downto <конечное значение> do <оператор>;

Текст от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла. Для первой формы цикла с ключевым словом to параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь

всякий раз на единицу, а для второй формы ключевым словом downto - уменьшаясь на единицу. Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла.

  1. Решение задач.

СКОЛЬКО РАЗ ВЫПОЛНИТСЯ
ТЕЛО ЦИКЛА?

1) x:=5;

for i:=-1 to 5 do

x:=x+1;

Ответ: 7

2) s:=0;

for i:=4 to 1 do

s:=s+1;

Ответ: ни разу

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕТ ПЕРЕМЕННАЯ Х В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА:

  1. x:=3;

        while x<10 do

        x:=x+3;

        x:=x+1;

Ответ: 13

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕТ ПЕРЕМЕННАЯ Х В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АЛГОРИТМА:

  1. x:=3;

        while x<10 do

        begin

        x:=x+3;

        x:=x+1;

        end;

Ответ: 11

СКОЛЬКО РАЗ БУДЕТ ПОВТОРЕН ЦИКЛ, ЧЕМУ БУДУТ РАВНЫ S, A, B?

a:=1; b:=1;

While a+b < 8 do

        begin

                a:=a+1;

                b:=b+2;

        end;

S:=a+b;

Ответ: 2 раза

S=8, a=3, b=5

ВЫЧИСЛИТЬ СУММУ НАТУРАЛЬНОГО РЯДА ЧИСЕЛ ОТ 1 ДО N

  1. Program summa1;

Var N,i,S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0; i:=1;

While i<=N do

   begin

   S:=S+i;

    i:=i+1;

    end;

Writeln('S=', S);

End.

  1. Program summa2;

Var N,i,S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0; i:=1;

Repeat

S:=S+i;

 i:=i+1;

Until i>N;

Writeln('S=', S);

End.

  1.  Program summa3;

Var N, i, S: integer;

Begin

Write('N='); readln(N);

S:=0;

For i:=1 to N do

S:=S+i;

Writeln('S=', S);

End.

      4.  Физминутка

      5. Проверочный тест.

А теперь ребята давайте проверим насколько вы поняли эту тему, для этого  выполним небольшой тест. Который находится на рабочем столе нетбуков которые стоят перед вами. 

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

  1. Напечатать таблицу перевода дюймов в см. 1 дюйм = 2.54 см
  2. Вычислить

Источники материала:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Циклические алгоритмы"

Проверочная работа предназначена для учащихся 8-9 классов....

Тест по теме "Линейные алгоритмы на Паскале", 9 класс

Тест по теме "Линейные алгоритмы на Паскале" из раздела "Алгоритмизация и программирование" для 9 классов предназначен для тестирования знаний учащихся в программе MyTestX, версия 10.2.0.0....

Конспект урока по информатике на тему "Процедуры. Циклическое исполнение алгоритма. Оператор "Делать пока...""

Конспект урока по информатике на тему "Процедуры. Циклическое исполнение алгоритма. Оператор "Делать пока...""...

Конспект урока по информатике на тему: «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор».

Цели:-          рассмотреть правила записи условного оператора;-          рассмотреть формат и назначение сост...

Программирование циклических алгоритмов. Задание для 10 класса

Задание для 10 класса на период дистанционного обучения...

Тест по теме «Циклические алгоритмы. Циклы по переменной» 10 класс

Тест по теме «Циклические алгоритмы. Циклы по переменной» 10 класстест составлен к учебнику "Информатика 10 (часть 2)" автор К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин...