План-конспект урока по теме "Вспомогательные алгоритмы" +презентация
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Урок на тему "Вспомогательные алгоритмы". Программа КУМИР, алгоритмический язык, исполнитель Чертежник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 150.4 КБ |
Презентация | 883.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Вспомогательные алгоритмы»
Дата проведения:
Цели урока:
Обучающие:
- Формирование новых понятий: вспомогательный алгоритм, подпрограмма;
- отработка навыков написание алгоритмов в середе учебного исполнителя Чертежник;
- формирование практических умений по использованию вспомогательных алгоритмов в среде учебного исполнителя Чертежник.
Развивающие:
- Способствование развитию алгоритмического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти;
- способствование развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
- создание условий для развития коммуникативных умений;
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры учащихся;
- воспитание инициативности, уверенности в своих силах;
- воспитание ответственности, внимательности, усидчивости, дисциплинированности, взаимопонимания, взаимопомощи.
Главная проблема урока: уменьшение размера алгоритма с повторяющимися частями, благодаря использованию подпрограмм.
Основные образовательные объекты: алгоритмы
Оборудование урока:
- проектор;
- компьютер учителя с программой PowerPoint;
- компьютеры (ОС Windows 10) с установленной учебной средой программирования КуМир.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемной ситуации. Объяснение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление знаний. Практическое задание.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный момент. (2 минуты)
Слайд 1.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Уточнение отсутствующих.
- Актуализация знаний. (2 минуты)
Слайд 2.
Учитель: Для начала вспомним то, что проходили ранее. Ответим на следующие вопросы: (ученики отвечают на вопросы со слайда)
- Что такое алгоритм?
Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
- Перечислите свойства алгоритма
Дискретность, понятность, точность, конечность, массовость.
(Если ученики не вспомнили какое-то свойство, повторить его.)
- Кто такой исполнитель алгоритма? Кто или что им может быть?
Исполнитель алгоритма – это тот объект, для управления которым составлен алгоритм. Пример: человек, собака, компьютер и др.
- Перечислите систему команд исполнителя Чертежник.
- опустить перо
- поднять перо
- сместиться в точку (X, Y)
- сместиться на вектор (dX, dY)
- выбрать чернила (цвет)
Учитель: Вы – молодцы! Теперь можем смело переходить к теме нашего урока.
- Постановка проблемной ситуации. Объяснение нового материала.
(25 минут)
Слайд 3.
Учитель: Каждый день мы с вами используем алгоритмы для выполнения какой-то задачи. Вот и наш ученый вынужден каждый день выполнять одну и ту же работу, а именно, проверять и записывать цвет у исследуемой жидкости. Давайте поможем ученому составить алгоритм его действий.
Учащиеся придумывают алгоритм действий для ученого, учитель помогает. В итоге, на слайде появляется целый алгоритм.
Учитель: Заметили ли вы что-то особенное в этом алгоритме? (повторение одних и тех же команд)
Какой недостаток у этого алгоритма? (он очень большой)
Действительно, мы с вами потратили много времени на запись одних и тех же действий. Как же можно сократить запись этого алгоритма? Ответить на этот вопрос мы сможем, разобрав тему нашего урока.
Слайд 4.
Давайте повторяющиеся действия выделим в отдельный алгоритм и назовем его «исследование».
Вот так будет выглядеть наш алгоритм:
Теперь запишем основной алгоритм, который будет использовать алгоритм «исследование»
В итоге у нас получилось два алгоритма: основной и вспомогательный.
Слайд 5.
Теперь запишем в тетрадь следующие определения:
- Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.
- Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.
- У вспомогательного алгоритма должен быть уникальный заголовок (имя).
- Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.
Учащиеся записывают в тетрадь информацию со слайда.
Слайд 6.
Учитель: Теперь вернемся к нашему Чертежнику. Мы с вами на прошлых уроках записывали алгоритм рисования домика. Найдите его у себя в тетрадях и сверьте с алгоритмом на доске.
Напоминаю, что домик мы начинали рисовать с нижнего левого угла и закончили рисовать в нижнем правом углу.
Слайд 7.
А теперь рассмотрим алгоритм рисования двух домиков с использованием подпрограммы. Вот так будет выглядеть основной и вспомогательный алгоритм. (демонстрация на слайде)
- Физкультминутка. (1 минута)
Слайд 8.
Встали-сели (з раза), потягивание, повороты шеей, волна руками, таряска ногами, зажмуривание, рукопожатие с соседом.
- Закрепление знаний. Практическое задание. (10 минут)
Слайд 9.
Учитель: Запишите в тетрадь ОСНОВНОЙ алгоритм, с помощью которого можно нарисовать такую деревню.
Учащиеся записывают в тетради основной алгоритм, который использует подпрограмму «домик».
Учитель: Записали? А теперь я прошу вас обменяться тетрадями с соседом и сравнить его алгоритм с вашим.
Учащиеся обмениваются тетрадями и совместно сравнивают два алгоритма.
Учитель: У всех получилось одинаково? Молодцы.
(если у кого-то алгоритмы различны, разобрать их различие вместе, объяснить ошибку)
Слайд 10.
Учитель: Теперь я прошу вас разделиться на 4 группы и сесть за компьютеры. На прошлом уроке мы с вами составляли алгоритм домик и сохранили его в ваших папках. Откройте этот файл.
Учащиеся открывают файл, сохраненный на прошлом уроке.
Учитель: Допишите основной алгоритм в программу, используя записи в своих тетрадях.
Учащиеся записывают основной алгоритм, запускают программу на исполнение. Учитель проверяет правильность выполнения.
Учитель: Теперь вам необходимо в нашу «деревню» добавить пару птичек. Обсудите в группе алгоритм рисования птички и куда именно вы должны добавить обращение к нему в основном алгоритме. Выполните задание на компьютере.
Учитель проверяет правильность выполнения. Помогает тем, у кого возникли проблемы.
- Домашнее задание. (1 минута)
Слайд 11.
Учитель: Как красиво у всех получилось. Но чего-то все равно не хватает. Давайте запишем домашнее задание: Придумайте и запишите алгоритм рисования объекта, который мог бы дополнить нашу картину.
Учащиеся записывают домашнее задание.
- Итог урока. Рефлексия. (2 минуты)
Слайд 12.
Вот и подошел к концу наш с вами урок. Мы с вами узнали такое понятие как «вспомогательный алгоритм» и научились его применять для исполнителя Чертежник. А сейчас я попрошу вас подвести итоги нашего урока и в тетрадях записать три хештега, которые описывают ваши эмоции и мысли на данный момент. Лично я запишу следующее: #9Б #вы_большие_молодцы #успехов_вам.
Учитель пишет свои хештэги на доске, учащиеся в тетради.
Список используемой литературы:
- Информатика: учебник для 9 класс / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с. : ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверим знания! 1) Что такое алгоритм? 2) Перечислите свойства алгоритма. 3)Кто такой исполнитель алгоритма? Кто или что им может быть? 4) Перечислите систему команд исполнителя Чертежник.
Ученому необходимо записать цвет химической жидкости в 9:00, в 14:30 и в 18:00. Давайте составим алгоритм действий ученого. 1) Прийти в лабораторию в 9:00 2) Достать пробирку 3 ) Посмотреть на цвет жидкости 4) Поставить пробирку на место 5) Записать цвет 6) Уйти 7) Прийти в лабораторию в 14:30 8) Достать пробирку 9 ) Посмотреть на цвет жидкости 10) Поставить пробирку на место 11) Записать цвет 12) Уйти 13) Прийти в лабораторию в 18:00 14) Достать пробирку 15) Посмотреть на цвет жидкости 16) Поставить пробирку на место 17) Записать цвет 18) Уйти Какой недостаток у этого алгоритма?
Основной и вспомогательный алгоритм Алгоритм основной Прийти в лабораторию в 9:00 Выполнить алгоритм исследование Прийти в лабораторию в 14:30 Выполнить алгоритм исследование Прийти в лабораторию в 18:00 Выполнить алгоритм исследование Алгоритм исследование Достать пробирку Посмотреть цвет жидкости Поставить пробирку на место Записать цвет Уйти
Запишем в тетрадь! Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой. У вспомогательного алгоритма должен быть уникальный заголовок (имя). Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.
Рисуем домик
Основной и вспомогательный алгоритм Основной Вспомогательный
Время Зарядки
Самостоятельная работа Запишите в тетрадь ОСНОВНОЙ алгоритм, с помощью которого можно нарисовать такую деревню Обменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте свои алгоритмы.
Практическое задание Разделитесь на группы по 4 человека. Сядьте за компьютеры. Запишите ОСНОВНОЙ алгоритм, чтобы Чертежник нарисовал нашу деревню. Обсудите алгоритм рисования птички. Добавьте в небо несколько птичек, использую вспомогательный алгоритм.
Домашнее задание Придумать и записать алгоритм рисование того, что можно добавить в нашу деревню
Оцени урок! Запиши 3 хештега в тетрадь! # КРУТО # явсёпонял # былосложно ( Придумай свой # нужноповторить # мнепонравилось # хорошо # ястарался
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...