Развитие творческих способностей на уроке информатики
статья по информатике и икт (10 класс) по теме

Данное выступление было прочитанно на районном методическом объединении. Коллеги узнали, как можно развивать способности на уроке информатике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся  на уроках информатики в условиях сельской школы

Колесникова С.Ф., учитель информатики

МОУ Лобойковской СОШ

Даниловского района

Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать если перегруженные дети просто упускают часть информации, которую им не под силу усвоить?

Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию›.

Одной из главных задач в обучении является развитие творческих способностей и исследовательских способностей учащихся. Творчество – это радость открытий, это в данном знакомом Worde откроешь что- то новенькое, это когда часами бьешься над отладкой программы, затем поразит всех.

Чем мы занимаемся на уроках информатики? Учимся составлять алгоритмы и программы, осваиваем навыки рисования и печати на компьютере.

В нашей сельской школе в кабинете информатики 6 компьютеров. Средняя наполняемость классов 8-10 человек. Дети с разными способностями, некоторые из них впервые видят компьютер и даже боятся к нему подходить.

Как же научить детей в таких условиях работать с ПК? Без помощников, которых нужно « создать» самому учителю, тут не обойтись. Поэтому на своих уроках я применяю такие приемы работы, как взаимопроверка, взаимопомощь и взаимоконтроль.

На первых же уроках я провожу « разведку»- даю творческое задание написать сочинение на тему « Зачем мне надо изучать информатику?» или

« Зачем мне надо учиться работать на компьютере». Дети опираясь на свой личный опыт, пишут за 40 минут просто шедевры! Авторы самых грамотных сочинений становятся моими помощниками и консультантами. Эти  « продвинутые» ученики, уже хорошо владеющие определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают своих товарищей. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно.

С первых уроков стараюсь создать атмосферу творчества, т.е. условия для того, чтобы разбудить в наших ребятах будущих программистов, инженеров по компьютерам, компьютерных дизайнеров. Для этого я использую приемы:

  1. Соревновательный момент, когда боремся за наивысшую скорость печати.
  2. Музыку, когда рисуем на компьютере.
  3. Разгадывание и составление кроссвордов на основные понятия.
  4. Пальцевые упражнения, дыхательные упражнения для концентрации внимания, упражнения для глаз.

Обычно для изучения сложной темы я разграничиваю уровень минимальных знаний, уровень свободного владения материалом и уровень творчество. Третьего уровня достигают немногие, но поощряя ребят я  очень радуюсь, когда они поднимаются хоть на одну ступеньку.

Вообще, эмоциональная похвала творит чудеса. А похвалить всегда есть за что: за быстроту и качество печати, за блестящую догадку при составлении алгоритма, за красивый почерк, за прилежное, красивое и грамотное оформление конспектов и т.д.

В своей работе я использую  творческие задания как отчет об усвоении знаний по теме. Это проекты, рефераты, конкурсы, кроссворды. Сколько труда, выдумки ребята вкладывают в свои работы.

В своей деятельности я  использую следующие модели ИКТ:

Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;

Компьютерное тестирование;

Использование электронных сборников-тренажёров;

Работа с электронными энциклопедиями;

Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый, на экране план выступления.

Компьютерное тестирование.

Чаще всего я на уроках пользуюсь тестовыми методом,  который может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёров.

Работа с электронными энциклопедиями.

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей ( например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

На своих уроках информатики я использую новые информационные технологии, которые позволяют решать некоторые задачи нетрадиционными способами. Так, в школьном курсе математики учащиеся рассматривают уравнения, которые имеют точные решения. Однако в реальной практике решение большинства уравнений не может быть записано в явном виде. Их решение находится только приближенными методами. Раннее способы решения таких уравнений рассматривались после изучения одного из алгоритмических языков. Во- первых, разрабатывали алгоритм метода решения. Во- вторых, составляли программу и использовали его для получения решения и его исследования. Главным этапом становится не разработка программы, а постановка задачи и исследование полученных результатов. Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

С помощью таких творческих методов и приемов работы дети из безликой серой массы превращаются в « букет» индивидуальностей, где нет сильных и слабых, где каждый по- своему хорош!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках музыки и во внеклассной работе

Мною разработаны и успешно применяются на уроках и во внеклассных мероприятиях различные творческие задания  для учащихся 1-8 класса....

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

Данный урок способствует изучению строения и формы вулканов, развитию  логического мышления, анализу, развитию речи, творческих способностей,воспитанию умения правильно действовать в экстре...

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Развитие познавательных интересов и творческих способностей на уроках информатики.

В данном  материале содержатся примеры творческих  заданий  для развития познавательных интересов учащихся на уроках информатики....

Доклад "Развитие творческих способностей на уроках информатики"

Среди всех дисциплин, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с быстрыми темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые ...