Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы
статья по литературе
В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Мальцева,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением
литературы и математики г.Новосибирска
Метод проблемного обучения как способ организации творческой деятельности на уроках литературы
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы по формированию исследовательских умений и навыков у обучающихся в процессе учебной деятельности. Рассматривается применение метода проблемного обучения с целью развития творческих способностей и формирования коммуникативных компетентностей в процессе изучения литературы. В статье описаны некоторые варианты применения для активизации учебно-познавательной деятельности, сделаны выводы.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, компетентность, творческие способности, мотивация обучения, творческая личность.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, чтобы быть востребованным на рынке труда. Выпускнику средней школы необходимо обладать оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.
Метод проблемного обучения позволяет мне организовать процесс овладения способами творческой деятельности, обеспечивает творческое усвоение знаний. Сущность проблемности как закономерности познания, определение её роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности», «стратегия проблематизации» (Савенков А.И.) открыли новые возможности для развития творческой одарённости учащихся.
Метод проблемного изложения, на мой взгляд, знакомит учащихся не только с найденными решениями научно-познавательных или практических проблем, областью и способами их применения, но и с логикой, подчас противоречивой. Проблемный метод обучения прежде всего обеспечивает особое построение учебного предмета, содержания изучаемого материала. Учебный предмет «литература» рассматривается в данной системе как «метатекст», как единое целое, имеющее проблемное содержание, наличие которого – залог ориентации на смыслотворчество. Считаю, что, прежде чем смысл в тексте смогут увидеть дети, его должен увидеть учитель. «Цепочка» проблем, когда одна проблема порождает следующую, или «пучок» проблем позволяет ребёнку видеть мир многогранно. Например, мы обращаемся к «цепочке» проблем программы по литературе 6 класса. От центральной проблемы «Может ли искусство, красота преобразить человека?» мы идем к размышлениям над проблемой «Какие качества человека прославляет древнерусское искусство?», которая, в свою очередь, позволяет осмыслить проблему «Каков он, гений земли русской?» и в конечном итоге, сосредоточить внимание на проблеме «Какие качества русской души открывают нам произведения искусства? В чем загадка, тайна русской души?».
Опыт работы в данном направлении показал мне, что осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящих в поиске новых знаний, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а, следовательно, нет и творческого мышления. Педагогическая практика позволила мне сделать вывод о том, что не всякая проблемная ситуация порождает процесс творческого мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. В таком случае ученик начинает фантазировать или находить новые, но неверные пути для решения проблемы. Считаю чрезвычайно важным это учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.
Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста и способствует возникновению проблемных ситуаций
В связи с этим использую следующие организационные формы занятий по литературе в рамках проблемного обучения:
- урок-дискуссия;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-интервью;
- творческие работы учащихся.
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии.
Одной из наиболее интересных форм организации семинарских занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.
Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему.
В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.
Дидактические возможности урока-диспута:
- Активизация познавательной деятельности
- Формирование мировоззрения, развитие личностных качеств (в том числе профессионально значимых) на основе нравственного потенциала русской классики
- Умение выслушать точку зрения оппонента, т.е. развитие коммуникативных умений
- Умение аргументировать свою точку зрения
Проблематика уроков-диспутов
На уроке «Души живые и мертвые?» (По поэме Н.В. Гоголя
«Мертвые души») задаю следующие проблемные вопросы:
- Что убивает душу человека? Какую душу можно назвать мертвой, а какую живой?
- Способен ли человек избежать гибели души? КАК?
- Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?
- Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?
- Гоголь предлагает путь нравственного возрождения человека под воздействием искусства. Как вы относитесь к этой идее?
Приоритет на подобных уроках отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Поэтому именно за проблемным обучением, на мой взгляд, будущее современного образования.
Можно согласиться с мнением многих ученых о том, что ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики, в сотворческой деятельности. Поэтому при формулировке проблемы учитываю актуальные для учащихся вопросы, то есть те, на которые они хотели бы найти ответ. Таким образом, проблемный метод, ориентированный на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, напрямую влияет на развитие творческого мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...
Развитие творческих способностей на уроках литературы
В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок)....
Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"
Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...
«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»
Поликультурное образование современного школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...
Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.
В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...
Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"
Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...