Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graf_inf_modeli.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Графические информационные модели
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;
- метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
- личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
- словесная модель,
- схема,
- карта,
- чертеж,
- график;
- диаграмма,
- граф,
- сеть,
- дерево.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (6 минут)
1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №68, 69, 70;
2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;
3) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии):
- «Разнообразие моделей, изучаемых в школе»,
- «Примеры использования компьютерных моделей».
3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается по материалам учебника в сопровождении презентации «Графические информационные модели».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
- схема
- карта
- чертёж
- график
- диаграмма
- граф
- сеть
- дерево
3 слайд — многообразие графических информационных моделей (схема);
Переход между слайдами осуществляется с помощью гиперссылок.
4 слайд — примеры схем;
Схемы в физике.
Схемы в истории.
Схемы в биологии.
Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.
5 слайд — географическая карта Евразии;
Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам географическая карта.
6 слайд — чертеж детали;
Чертёж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования. Чертёж содержит изображения, размерные числа, текст. Изображения дают представления о геометрической форме объекта, числа — о величине объекта и его частей, надписи — о названии, масштабе, в котором выполнены изображения.
7 слайд — график описания движения;
График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.
8 слайд — диаграмма;
Средняя разница между минимальной и максимальной ставкой (разы).
Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.
9 слайд — графы;
Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними — линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.
Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д.
Объекты представляются как вершины графа, а связи – как его рёбра.
10 слайд — взвешенный граф;
Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер.
Протяжённость дорог в километрах.
11 слайд — сеть и дерево;
Граф с циклом называется сетью. Если героев некоторого литературного произведения представить вершинами графа, а существующие между ними связи изобразить рёбрами, то мы получим граф, называемый семантической сетью.
Цепь – путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
Цикл - цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
Сеть - граф с циклом.
Дерево – это граф, в котором нет циклов.
Дерево — это граф, в котором нет циклов, т. е. в нём нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным рёбрам и вернуться в ту же вершину. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь.
12 слайд — генеалогическое древо;
Родословная А.В. Суворова.
Родственные связи между членами семьи удобно изображать с помощью графа, называемого генеалогическим или родословным деревом.
13 слайд — использование графов при решении задач;
Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.
Сколько существует трёхзначных чисел, состоящих из цифр 1 и 2? (дерево для решения задачи).
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их количество. В этом случае рассуждать нужно так: в разряде сотен может быть любая из цифр 1 и 2, в разряде десятков — те лее два варианта, в разряде единиц — те же два варианта. Следовательно, число различных вариантов: 2-2-2 = 8.
В общем случае, если известно количество возможных вариантов выбора на каждом шаге построения графа, то для вычисления общего количества вариантов нужно все эти числа перемножить.
14 слайд — граф задачи о переправе;
На берегу реки стоит крестьянин (К) с лодкой, а рядом с ним — собака (С), лиса (Л) и гусь (Г). Крестьянин должен переправиться сам и перевезти собаку, лису и гуся на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только собака, либо только лиса, либо только гусь. Оставлять же собаку с лисой или лису с гусем без присмотра нельзя — собака представляет опасность для лисы, а лиса — для гуся. Как крестьянин должен организовать переправу?
Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел "Графические модели" в режиме «Тренировка».
15 слайд — самое главное.
- В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются условные графические изображения, дополняемые числами, символами и текстами: схемы, карты, чертежи, графики и диаграммы, графы.
- Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами.
- У взвешенного графа вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин (рёбер).
- Цепь – это путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза.
- Цикл - цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.
- Сеть - граф с циклом.
- Дерево - граф иерархической системы. Между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.
4. Практическая часть. (15 минут)
Решение задач, подобных заданиям из ОГЭ по информатике (задание №3).
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Информационное моделирование на компьютере» 9кл
Цели урока: Формировать представление учащихся о моделировании как основном методе познания; обеспечить усвоение учащимися понятий “модель”, “моделирование”; обеспечить понимание учащимися подхо...
Конспект урока «Информационные модели систем управления»
Познакомить учащихся с информационными моделями систем управления....
Конспект урока "Информационное общество"
Конспект 2-х уроков...
Конспект урока «Информационная безопасность»
Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности....
Конспект урока «Информационные модели»
Цели урока:Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;Развитие практических умений и навыков создан...
План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель Лысенко Нина Александровна.
План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель информатики и ИКТ Лысенко Нина Александровна....
«Тригонометрические уравнения» конспект урока. Информационные и коммуникативные технологии.
ТЕМА УРОКА: «Тригонометрические уравнения»ЦЕЛИ УРОКА: Учебные: Обучающийся должен среди тригонометрических уравнений узнавать уравнения определенного типа, решать их .используя алгоритм, у...