Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Гришина Любовь Константиновна

Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graf_inf_modeli.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Графические информационные модели

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;

- метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;

- личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;

2) рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- словесная модель,

- схема,

- карта,

- чертеж,

- график;

- диаграмма,

- граф,

- сеть,

- дерево.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение (6 минут)

1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №68, 69, 70;

2) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания;

3) демонстрация нескольких ученических презентаций (при их наличии):

- «Разнообразие моделей, изучаемых в школе»,

- «Примеры использования компьютерных моделей».

3. Изучение нового материала (20 минут)

Новый материал излагается по материалам учебника в сопровождении презентации «Графические информационные модели».

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;

- схема

- карта

- чертёж

- график

- диаграмма

- граф

- сеть

- дерево 

3 слайд — многообразие графических информационных моделей (схема);

        Переход между слайдами осуществляется с помощью гиперссылок.

4 слайд — примеры схем;

Схемы в физике.

Схемы в истории.

Схемы в биологии.

Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.
5 слайд — географическая карта Евразии;

Уменьшенное обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений даёт нам географическая карта.

6 слайд — чертеж детали;

        Чертёж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования. Чертёж содержит изображения, размерные числа, текст. Изображения дают представления о геометрической форме объекта, числа — о величине объекта и его частей, надписи — о названии, масштабе, в котором выполнены изображения.

7 слайд — график описания движения;

График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

8 слайд — диаграмма;

        Средняя разница между минимальной и максимальной ставкой (разы).

Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений.

9 слайд — графы;

        Если объекты некоторой системы изобразить вершинами, а связи между ними — линиями, то мы получим информационную модель рассматриваемой системы в форме графа.

        Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д.

Объекты представляются как вершины графа, а связи – как его рёбра.

10 слайд — взвешенный граф;

        Граф называется взвешенным, если его вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин или рёбер.

        Протяжённость дорог в километрах.

11 слайд — сеть и дерево;

Граф с циклом называется сетью. Если героев некоторого литературного произведения представить вершинами графа, а существующие между ними связи изобразить рёбрами, то мы получим граф, называемый семантической сетью.

        Цепь – путь по вершинам и рёбрам граф, в который любое ребро графа входит не более одного раза.

        Цикл - цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.

        Сеть - граф с циклом.

        Дерево – это граф, в котором нет циклов.

        Дерево — это граф, в котором нет циклов, т. е. в нём нельзя из некоторой вершины пройти по нескольким различным рёбрам и вернуться в ту же вершину. Отличительной особенностью дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь.

12 слайд — генеалогическое древо;

        Родословная А.В. Суворова.

Родственные связи между членами семьи удобно изображать с помощью графа, называемого генеалогическим или родословным деревом.

13 слайд — использование графов при решении задач;

        Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.

        Сколько существует трёхзначных чисел, состоящих из цифр 1 и 2? (дерево для решения задачи).

Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их количество. В этом случае рассуждать нужно так: в разряде сотен может быть любая из цифр 1 и 2, в разряде десятков — те лее два варианта, в разряде единиц — те же два варианта. Следовательно, число различных вариантов: 2-2-2 = 8.

В общем случае, если известно количество возможных вариантов выбора на каждом шаге построения графа, то для вычисления общего количества вариантов нужно все эти числа перемножить.

14 слайд — граф задачи о переправе;

На берегу реки стоит крестьянин (К) с лодкой, а рядом с ним — собака (С), лиса (Л) и гусь (Г). Крестьянин должен переправиться сам и перевезти собаку, лису и гуся на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только собака, либо только лиса, либо только гусь. Оставлять же собаку с лисой или лису с гусем без присмотра нельзя — собака представляет опасность для лисы, а лиса — для гуся. Как крестьянин должен организовать переправу?

Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел "Графические модели" в режиме «Тренировка».


15 слайд — самое главное.

- В графических информационных моделях для наглядного отображения объектов используются условные графические изображения, дополняемые числами, символами и текстами: схемы, карты, чертежи, графики и диаграммы, графы.

- Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами.

- У взвешенного графа вершины или рёбра характеризуются некоторой дополнительной информацией - весами вершин (рёбер).

- Цепь – это путь по вершинам и рёбрам графа, в который любое ребро графа входит не более одного раза.

- Цикл - цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают.

- Сеть - граф с циклом.

- Дерево - граф иерархической системы. Между любыми двумя вершинами дерева существует единственный путь.

4. Практическая часть. (15 минут)

Решение задач, подобных заданиям из ОГЭ по информатике (задание №3).

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (3 минуты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Информационное моделирование на компьютере» 9кл

Цели  урока: Формировать представление учащихся о моделировании как основном методе познания; обеспечить усвоение учащимися понятий “модель”, “моделирование”; обеспечить понимание учащимися подхо...

Конспект урока «Информационные модели систем управления»

Познакомить учащихся с информационными моделями систем управления....

Конспект урока «Информационная безопасность»

Цель: формирование представления учащихся об информационной безопасности....

Конспект урока «Информационные модели»

Цели урока:Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;Развитие практических  умений и навыков создан...

План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель Лысенко Нина Александровна.

План-конспект урока "Информационные модели" по информатике и ИКТ для 7 класса с презентацией и материалами для интерактивной доски. Учитель информатики и ИКТ Лысенко Нина Александровна....

«Тригонометрические уравнения» конспект урока. Информационные и коммуникативные технологии.

ТЕМА УРОКА: «Тригонометрические уравнения»ЦЕЛИ УРОКА: Учебные: Обучающийся должен среди тригонометрических уравнений узнавать уравнения определенного типа, решать их .используя алгоритм, у...