Деловая игра «Создаем социальную рекламу» (итоговый урок по теме «Обработка текстовой информации»)
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Наумова  Татьяна Геннадьевна

 Рассматриваемый урок  является обобщающим уроком по теме «Обработка текстовой информации» и проводится в форме деловой игры, в процессе которой обучающиеся демонстрируют приобретенные навыки создания документов (форматирование текста, оформление итогового документа, работа с таблицами, работа с графическими изображениями)  в текстовом процессоре Word.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_sozdaem_sotsialnuyu_reklamu.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Татьяна Геннадьевна

учитель информатики

МБОУ «Краснозаводская СОШ №7»

        Деловая игра «Создаем социальную рекламу»

(итоговый урок по теме «Обработка текстовой информации»)

Содержание

Аннотация

стр. 3

Сценарий урока

стр. 6

Ход урока

стр. 8

Список использованных источников и литературы

стр. 8

Приложения

стр. 16

Аннотация.

 Рассматриваемый урок  является обобщающим уроком по теме «Обработка текстовой информации» и проводится в форме деловой игры, в процессе которой обучающиеся демонстрируют приобретенные навыки создания документов (форматирование текста, оформление итогового документа, работа с таблицами, работа с графическими изображениями)  в текстовом процессоре Word.

Для урока была выбрана следующая ситуация: место действия – творческий отдел Типографии, занимающийся разработкой и созданием социальной рекламы правильного питания для Медицинского центра.  Внутри отдела работают три группы, создающие информационные буклеты по направлениям: диетология, педиатрия, косметология, фитнес. Задание деловой игры предполагает наличие следующих ролей: верстальщик, дизайнер, выпускающий редактор. Их функции описаны в Приложении 1. Использование метода имитации профессиональных условий на уроках информатики способствует вовлечению учащихся в реальную жизненную ситуацию, демонстрирует связь между навыками, приобретаемыми в школе и решением реальных практических задач.  

 Цели: 

  • предметные  –   повторение ключевых терминов и формул раздела, контроль знаний;  
  • метапредметные –  создание условий для  развития  понимания  роли обработки текстовой информации в повседневной жизни;  
  • личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях, нести ответственность за свою работу, в соответствии с ролью при выполнении групповой работы, устанавливать связь между  целью и мотивом деятельности;
  •  регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, коррекция, оценка результата;
  •  познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, моделирование, умение структурировать знания, осознанно применять имеющиеся знания и умения;
  •  коммуникативные: умение работать в команде: умение слушать и выстраивать диалог, участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами русского языка.

Задачи:  

  • образовательная – систематизировать знания учащихся о возможностях текстового процессора Word с точки зрения создания документов; выработать навыки форматирования и вставки различных объектов: графических, таблиц;
  • развивающая – способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей;
  •  воспитывающая – совершенствовать навыки групповой и самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.

Результатом игры является формирование  компетенций:

  • способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с участниками группы вырабатывать решение и участвовать в его реализации;
  • потребность в актуализации и реализации своего творческого потенциала;
  • умение обосновывать собственное мнение;
  • видеть реальное применение своих знаний, умений и навыков.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений  и навыков.  Класс: седьмой.

Используемая технология: проектная.

Оборудование: текстовый процессор Word, презентация, творческие задания,  листы оценивания проектов, компьютеры, проектор.

 Ресурсы: 1. Л.Л Босова. Информатика 7 класс. 2. Мультимедийное сопровождение урока информатики «Деловая игра «Создаем социальную рекламу». 3.  Проектные карты.  4. Оценочный лист.

Форма работы: Фронтальная работа, работа в малых группах.

План урока.

1. Организационный момент – 3 минуты

2. Проведение деловой игры – 30 минут

2.1.  Определение проблемы урока

2.2. Знакомство с правилами игры

 2.3. Блиц-опрос

2.4. Распределение творческих заданий

2.5. Физминутка

 2.6. Выполнение заданий группами

 3. Подведение итогов урока – 10 минут

 3.1. Демонстрация результатов работы групп

3.2. Заполнение оценочных листов

3.3. Выставление оценок

4. Сообщение домашнего задания к следующему уроку – 2 минуты.

Сценарий урока

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебной  задачи

Создание проблемной ситуации. Формулирование учебной задачи

Обозначает проблему, организует ее осознание

Анализируют проблемную ситуацию. Фиксируют проблему

Слушают учителя, строят понятные для собеседования высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

2. Совместное исследование проблемы

Поиск критериев решения проблемы

Инициирует вопросы по сути проблемы, фиксирует предложенные учащимися ответы

Анализируют вопросы, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений учебной ситуации

Организует учебное взаимодействие учеников (группы)

Фиксируют назначенные функции и отношения.

Воспринимают и выстраивают взаимодействие в группе

Анализ способностей, выбор способа действия

4. Конструирование способа действия и его применение

Проверка навыков создания комбинированного текстового документа

Организует групповое выполнение проектной работы

Выполняют коллективное проектирование

Участвуют в обсуждении содержания материала

Самоконтроль навыков работы в текстовом процессоре

5. Контроль на этапе окончания проектной задачи

Оценка результатов проектной работы

Организует взаимопроверку и анализ результатов

Анализируют и оценивают результаты

Формируют письменные оценки результатов деятельности

Использует знания и навыки в оценке результатов

Ход урока

I Организационный момент.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности, настраивает учащихся на работу.  

 II Определяем проблему урока (постановка темы, целей и задач урока)

Учитель. Посмотрите  на два образца текста на слайде презентации.  

Правильное питание - залог здоровья организма! [4]

rpsh3.1.jpg

  • Многие болезни возникают именно из-за неправильного питания.
  • Завтрак - всему голова! [5]  Важнейшей составляющей рационального питания школьника является завтрак.
  • Растущему организму школьника необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.

Состав пищи (в сутки)

Состав пищи

Норма для девушек

Норма для юношей

Норма для девушек (факт)

Норма для юношей (факт)

Белки (в г)

90

100

73

110

Жиры (в г)

90

100

160

245

Углеводы (в г)

360

400

200

400

Правильное питание - залог здоровья организма! [4]  Многие болезни возникают именно из-за неправильного питания. Завтрак - всему голова! [5]  Важнейшей составляющей рационального питания школьника является завтрак. Растущему организму школьника необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.

Состав пищи (в сутки): Белки (в г) Норма для девушек 90 Норма для юношей 100 Девушки (факт) 73 Юноши (факт) 110 . Жиры (в г) Норма для девушек 90 Норма для юношей 100 Девушки (факт) 160 Юноши (факт) 245. Углеводы (в г) Норма для девушек 360 Норма для юношей 400 Девушки (факт) 200 Юноши (факт) 400. 

Скажите, какой текст легче для восприятия?

На какой текст вы обратили внимание сразу, какой текст привлек ваше внимание первым? Почему?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Сформулируйте проблему урока.

Ученики. Как нужно правильно оформить текст, чтобы он легче воспринимался? Как сделать текст более наглядным?

Учитель. Вы верно определили проблему, которую вам предстоит решить на уроке.  Теперь, исходя из  проблемы определите цель урока?

Ученики. Цель урока – используя знания и навыки, полученные на предыдущих уроках, создать документ, который наглядно отразил бы содержащуюся в нем информацию. Для этого нужно использовать вставку рисунков, таблиц и различные способы форматирования текста.

Учитель.  Мы закончили изучение  темы «Обработка текстовой информации». Сегодня на уроке вы проверите свои знания и умения по данной теме.  

 Наш урок пройдет в форме деловой игры «Создаем социальную рекламу».  

Послушайте  правила игры:

 1. Проект выполняет команда.

 2. У каждого члена команды своя роль. От качества работы каждого зависит общий результат.

3. Внимательно и уважительно выслушиваем мнение всех членов команды.

 4. Работу будем выполнять в сервисе «Google Документы».  (Дома ребята создали аккаунты в Google).  Я организовала совместный доступ к документу, который  вы будете создавать.

 Каким  вы себе представляете итог нашей игры?  

Что ожидаете от данного урока?   (Обучающиеся по очереди высказывают своё мнение).

Итак, чтобы начать игру, нам необходимо разбиться на  4 команды  по 3  человека. Перед вами лежат проектные карты заданий, которые вы должны выполнить в ходе совместной работы.

 Определитесь, кто за какую часть задания будет отвечать (Приложение 1).

Результат заданий вы должны оформить в виде буклета по теме задания (Приложение 1).

Буклет – это издание, отпечатанное на листе формата А-3 или А-4 и сложенное один или несколько раз.[3] (Учитель показывает образец буклета).

Займите свои рабочие места.

 III  Основная часть

Блиц опрос.

 1.Разделы, абзацы, строки, слова, символы являются структурными элементами текста? (да)

2.Скорость обработки текста относится к  преимуществам «компьютерной» технологии обработки текста? (да)

3.Программа Paint относится к текстовым редакторам? (нет)

4.Основная позиция пальцев на клавиатуре ФЫВА и ОЛДЖ? (да)

5.Редактирование текста – это его оформление? (нет)

6.Удаление, вставка и замена символа относятся к операциям редактирования текста? (да)

7.Фрагмент – это непрерывная часть текста? (да)

8. Копирование фрагмента может происходить с помощью клавиш CTRL + X? (нет)

9.Форматирование текста – это его оформление? (да)

10. Удаление, вставка и замена символа относятся к операциям форматирования текста? (нет)

11. Выбор шрифта, его размера, цвета, междустрочный интервал, выравнивание, поля – относятся к форматированию текста? (да)

12. Стилевое форматирование применяется только к отдельным элементам текста? (нет)

13.Визуализация текстового документа – это вставка таблиц, рисунков, создание списков? (да)

14. Маркированный список создается с помощью нумерации? (нет)

15. Какой элемент форматирования придает текстовому документу законченный вид? (выравнивание по ширине)

16.Какой пункт горизонтального меню отвечает за работу с таблицами? («Таблица»)

17. Как поместить рисунок в текст? (Вставка - Рисунок)

 - Как установить альбомную ориентацию страницы? (Разметка страницы – Альбомная)

18.  Как разделить страницу на несколько равных частей? (Разметка страницы – Колонки)

Теперь вы готовы к работе.  

Задание    В ваших карточках с заданиями указано, какую социальную  рекламу вы должны создать из имеющихся заготовок.  В общих документах, размещенных на Google Диске, вы найдете папки, открытые для совместного использования и названные в соответствии с вашим заданием. В них находятся фрагменты текста, из которых нужно скомпоновать текст рекламы, а затем отформатировать, текст, который надо структурировать в виде таблицы и оформить, а также библиотека картинок, которые нужно использовать для ваших буклетов.

Прежде чем, вы приступите к работе, я предлагаю немного размяться и провести физминутку.  (Дежурный по классу выходит к доске и проводит физминутку).

Физминутка

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Займите свои рабочие места.

 Обсудите, что вы должны получить, как будет выглядеть ваш буклет.

На работу вам отводится 20 минут, после чего будет проведена оценка работ. Обратите внимание на критерии оценки (презентация).

 Ученики создают буклеты в совместном доступе.

 

IV  Итог урока

Группы демонстрируют свои работы. Учащиеся других групп заполняют оценочные листы (Приложение 2), анализируют работы товарищей.

 Учитель

 - Ваши ожидания от урока оправдались?

- Какое задание вам  больше всего понравилось? Почему?

- Какое задание урока оказалось самым трудным?

Выставление отметок за урок.

 

V Домашнее задание

- Выполнить текстовый документ в  Word, который позволит максимально продемонстрировать возможности программы.

Список использованных источников и литературы

  1. Л.Л Босова. Информатика 7 класс
  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 7 класс
  3. http://www.advertiser-school.ru/advertising-theory/booklets-kinds-of-booklets-booklet-printing
  4. http://lusana.ru/presentation/18403
  5. http://zodorov.ru/organizaciya-pitaniya-soveti-roditelyam-chem-kormite-shkolenik.html

 Приложение 1

Задание  для команды 1.

Тема «Советы диетолога о правильном питании»

Верстальщик

1. Компоновка текста из готовых фрагментов (фрагменты расположены не подряд)

2. Разбиение текста на абзацы

 3. Форматирование текста и абзацев

4. Выполнение заголовка

Дизайнер

1. Подбор иллюстраций к тексту

 2. Обработка картинок (обрезка при необходимости, изменение размера)

 3. Вставка картинок в текст

4. Оформление обтекания текстом

Выпускающий редактор

1. Структурирование текста в виде таблицы

 2. Оформление таблицы в рекламном продукте

3. Оформление страницы (подбор фона, рамки и т.п.)

Задание  для команды 2.

Тема «Советы врача-педиатра  о правильном питании»

Верстальщик

1. Компоновка текста из готовых фрагментов (фрагменты расположены не подряд)

2. Разбиение текста на абзацы

 3. Форматирование текста и абзацев

4. Выполнение заголовка

Дизайнер

1. Подбор иллюстраций к тексту

 2. Обработка картинок (обрезка при необходимости, изменение размера)

 3. Вставка картинок в текст

4. Оформление обтекания текстом

Выпускающий редактор

1. Структурирование текста в виде таблицы

 2. Оформление таблицы в рекламном продукте

3. Оформление страницы (подбор фона, рамки и т.п.)

Задание для команды 3.

Тема «Советы косметолога  о правильном питании»

Верстальщик

1. Компоновка текста из готовых фрагментов (фрагменты расположены не подряд)

2. Разбиение текста на абзацы

 3. Форматирование текста и абзацев

4. Выполнение заголовка

Дизайнер

1. Подбор иллюстраций к тексту

 2. Обработка картинок (обрезка при необходимости, изменение размера)

 3. Вставка картинок в текст

4. Оформление обтекания текстом

Выпускающий редактор

1. Структурирование текста в виде таблицы

 2. Оформление таблицы в рекламном продукте

3. Оформление страницы (подбор фона, рамки и т.п.)

   

Задание  для команды 4.

Тема «Советы фитнес-тренера  о правильном питании»

Верстальщик

1. Компоновка текста из готовых фрагментов (фрагменты расположены не подряд)

2. Разбиение текста на абзацы

 3. Форматирование текста и абзацев

4. Выполнение заголовка

Дизайнер

1. Подбор иллюстраций к тексту

 2. Обработка картинок (обрезка при необходимости, изменение размера)

 3. Вставка картинок в текст

4. Оформление обтекания текстом

Выпускающий редактор

1. Структурирование текста в виде таблицы

 2. Оформление таблицы в рекламном продукте

3. Оформление страницы (подбор фона, рамки и т.п.)

Приложение 2

 

Оценочный лист

Критерий

Буклет команда 1

Буклет команда 2

Буклет команда 3

Буклет команда 4

Форматирование текста

Форматирование абзаца

Форматирование картинок

Добавление картинок к тексту и их положение

Правильность составления и форматирование таблиц

Общий внешний вид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по теме: "Обработка текстовой информации"

кроссворд по теме: "Обработка текстовой инфорации"...

Итоговый урок по теме: «Обработка текстовой информации» Деловая игра «Собеседование»

Данный материал предназначен для учащихся 10 класса. Урок проходит в форме деловой игры....

Разработка урока по теме" Обработка текстовой и графической информации"

Разработка урока по теме "Обработка текстовой и графической информации"...

Открытый урок «Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации», 7 класс

Материал содержит конспект к уроку, дополнительные материалы( задания)....

Методическая разработка дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов.

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов....