Урок по теме "Поиск кратчайших путей в графе"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Урок по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (углубленный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 529.04 КБ |
prilozhenie_6.docx | 169.38 КБ |
prilozhenie_5.docx | 80.29 КБ |
prilozhenie_4.docx | 10.9 КБ |
prilozhenie_2.docx | 96.05 КБ |
prilozhenie_1.pptm | 252.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Поиск кратчайших путей в графе.
ФИО (полностью): Рыжих Светлана Николаевна
- Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Воробьева» г. Курска
- Должность: учитель информатики
- Предмет: информатика
- Класс: 11 класс.
- Тема и номер урока: «Алгоритмизация и программирование», урок № 86
- Учебник:
Информатика: учебник для 11 класса. Часть I. Углубленный уровень. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Длительность урока: 45 минут.
Предварительный просмотр:
Задача коммивояжёра
Задача коммивояжера является одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации. Она заключается в том, что нужно найти наиболее выгодный маршрут, проходящий через конкретные города хотя бы один раз, а затем возвращающийся в исходный город.
Доподлинно неизвестно, когда задача коммивояжера была поставлена в первый раз. Но в 1832 году появилась книга «Коммивояжёр — как он должен вести себя и что должен делать для того, чтобы доставлять товар и иметь успех в своих делах — советы старого курьера», и в ней описывалась данная проблема.
Условия задачи говорят о критерии выгодности маршрута (с точки зрения расстояния, дешевизны и других составляющих). Маршрут должен проходить только один раз через каждый город, а после – возвращаться в начальную точку.
Начиная с 1960 года, задачу коммивояжера начали изучать программисты, экономисты, химики, биологи и представители других наук. А все по той простой причине, что к ее решению сводятся и решения огромного количества практических задач в разных областях науки и жизни.
В современном мире задача коммивояжера помогает оптимизировать работу транспортных отделов и отделов логистики, упрощает работу почтовых и курьерских служб, повышает эффективность мониторинга объектов, например, станций сотовых операторов и нефтяных вышек.
Способность решить эту задачу позволяет оптимизировать и многие производственные процессы, находить оптимальные стратегии ведения хозяйства, экономить ресурсы.
Безусловно, решить эту задачу может попытаться каждый, но без специальных знаний и навыков не стоит ждать каких-то серьезных продвижений (не зря же ее решением занимаются целые научные сообщества!).
По сей день известно только одно надежное решение – полный перебор вариантов, число которых равно факториалу значения N-1. Это число с увеличением N растет очень быстро, быстрее чем любая степень N. Уже для N=20 такое решение требует огромного времени вычислений: компьютер, проверяющий 1000 вариантов в секунду, будет решать задачу «в лоб» около четырех миллионов лет. Поэтому математики прилагали большие усилия для того, чтобы сократить перебор – не рассматривать те варианты, которые заведомо не дают лучших результатов, чем уже полученные.
Предварительный просмотр:
Самостоятельно:
Задача: имеется n городов, которые нужно объединить в единую телефонную сеть. Для этого достаточно проложить (n-1) телефонных линий между городами. Как соединить города так, чтобы суммарная стоимость соединений (телефонного кабеля) была минимальна?
Задача: найдите кратчайшее расстояние между вершиной 1 и 6.
Задача: 1) примените алгоритм Прима-Крускала для получения минимального остовного дерева. Является ли оно универсальным?
2) Используя «жадный» алгоритм и алгоритм Дейкстра найдите кратчайшее расстояние от А до К. Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Аутомануальный комплекс (массаж)
Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧА О СЕМИ МОСТАХ КЕНИГСБЕРГА
Известно, что великий швейцарский математик Эйлер создал целое направление науки, решая задачу о семи кенигсбергских мостах. Существует легенда, что жители Кенигсберга любили прогуливаться по улицам трех "слившихся" в единое целое средневековых городов: Альштадта, Лебенихта и Кнайпхофа - но терпеть не могли зря топтать свои башмаки. А города эти были соединены между собой семью мостами. И вот будто бы экономные горожане однажды задумались: а можно ли пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку?
Эйлера задача заинтересовала. "Никто еще до сих пор не смог это проделать, но никто и не доказал, что это невозможно... Для решения недостаточны ни геометрия, ни алгебра, ни комбинаторское искусство", - так писал он своему коллеге, итальянскому математику и инженеру...
В конце концов, выстроив сложнейший алгоритм, Эйлер получил отрицательный ответ. Пройти по всем мостам лишь по одному разу и, описав круг, вернуться в исходную точку, оказалось невозможным.
На упрощённой схеме части города (графе) мостам соответствуют линии (дуги графа), а частям города — точки соединения линий (вершины графа). В ходе рассуждений Эйлер пришёл к следующим выводам:
Число нечётных вершин (вершин, к которым ведёт нечётное число рёбер) графа должно быть чётно. Не может существовать граф, который имел бы нечётное число нечётных вершин.
Если все вершины графа чётные, то можно, не отрывая карандаша от бумаги, начертить граф, при этом можно начинать с любой вершины графа и завершить его в той же вершине.
Граф с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком.
Граф кёнигсбергских мостов имел четыре нечётные вершины (то есть все), следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.
Созданная Эйлером теория графов нашла очень широкое применение: например, её используют при изучении транспортных и коммуникационных систем, в частности, для маршрутизации данных в Интернете.
Любопытно, что другое решение задачи предложил кайзер Вильгельм. На приёме ему поднесли карту Кёнигсберга и предложили решить загадку семи мостов. Вильгельм не растерялся, а тут же приказал построить восьмой мост. После чего задача стала легкорешаемой.
Третье решение придумали речники. За небольшую плату они предлагают перевезти всех, кому не хватает моста для решения задачки.
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/vl866911/post254869616/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Далее 1 Задание 1 бал. 1 2 3 Что такое граф? Это объект, в котором вершины связаны между собой по принципу «многие ко многим» Это набор узлов (вершин) и связей между ними (ребер) Это информация об узлах и связях между ними
Далее 2 Задание 1 бал. 1 2 3 Как называется таблица, в которой хранится информация об узлах и связях графа? Двумерная матрица Весовая матрица Матрица смежности
Далее 3 Задание 3 бал. Выберите все правильные ответы! 1 2 3 4 Что означает единица на главной диагонали смежной матрицы? Ребро, которое начинается и заканчивается в одной и той же вершине Между узлами нет связи Между узлами есть связь Имеется петля
Далее 4 Задание 1 бал. Введите ответ: Как называется граф, в котором между парой узлов существует путь – последовательность ребер, по которым можно перейти от одного узла к другому?
Далее 5 Задание 1 бал. 1 2 3 Чем отличается орграф от неориентированного графа? Матрицей смежности Вместо ребер используют дуги Весом ребра
Итоги 6 Задание 1 бал. 1 2 3 4 Какой граф называют взвешенным? Построенный с помощью дуг Построенный с помощью ребер На ребрах несущий дополнительную информацию Неориентированный граф
Затрачено времени Выход Снова бал. Всего заданий Ошибки в выборе ответов на задания: Набранных баллов Правильных ответов Оценка Подождите! Идет обработка данных Результаты тестирования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку информатики 3класс по теме "Ориентированный граф"
Урок проходит в игровой форме , учащиеся помогают Бабе яге выполнить задания , тем самым знакомятся с новыми понятиями....
Разработка урока по теме: "Пути в графах"
Данный урок разработан для 9 класса. Цели урока: Обобщить и систематизировать знания о графах ,их видах, свойствах. Методы обучения: наглядный, исследовательский, проблемно-поисковый. Оборуд...
Урок геометрии в 7 классе "Применение граф - схем при решении задач"
Урок на тему "Применение граф-схем при решении задач". Граф -схемой называется некоторая разветленная сеть, состоящая из направленных стрелок, соединяющих изучаемые понятия и суждения. Граф-схем...
Урок по теме «Графические информационные модели. Графы»
Разработка урока, отражающая преемственность в обучении....
Подготовка к ЕГЭ по информатике. Тест на тему "Поиск путей в графе".
Этот материал по теме "Поиск путей в графе" позволит ученикам, сдающим ЕГЭ по информатике проверить свои знания....
Задача 13 ЕГЭ по информатике и способы ее решения. Количество путей в графе
В типичной задаче 13 из единого государственного экзамена по информатике даётся ориентированный граф и, как правило, просят найти количество путей из одной вершины графа в другую, удовлетвор...
Нахождение кратчайшего пути в графе с ограничениями
Подготовка к ОГЭ. Задание №4 .Построение графа, нахождение кратчайшего пути. Анализ графа....