Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Разработка конспекта урока по информатике в 8 классе (УМК Семакин) на тему "Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок информатики в 8 классе по теме
«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы
счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й
в десятичную систему счисления»
Методическое обоснование темы
Тема «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления» изучается в 8 классе в I четверти после изучения темы «Двоичная система счисления» в разделе «Системы счисления». Данная разработка состоит из конспекта урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления» с приложением, презентацией и он-лайн сервисе «KAHOOT». Урок рассчитан на 45 минут. Разработка отвечает целям изучения информатики в основной школе - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий информатики; формирование у учащихся представлений о позиционных системах счисления.
Данная тема формирует первичное представление о восьмеричной и шестнадцатеричной системе счисления и переводе чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления.
Для реализации занятия используется презентация, интерактивная доска, Интернет подключение, планшеты, с целью повышения быстрой восприимчивости информации учащимися, привлечения внимания и оперативной подачи материала учителем.
Методические рекомендации по проведению урока
Для проведения урока по информатике в 8 классе по теме «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления» используется УМК «Информатика» Автор: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др [1] Эту разработку целесообразно провести третьим уроком по разделу «Системы счисления» после темы «Двоичная система счисления». Для реализации занятия нужно использовать информационно-коммуникационные технологии в виде презентации, интерактивной доски, Интернет подключения, планшетов. Для актуализации материала в приложении приведены раздаточные карточки разноуровневых дифференцированных заданий 9 и вариантов.
Конспект разработки урока в 8 классе по теме
«Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления»
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент (1 мин);
- Актуализация (13 мин);
- Мотивация. Открытие нового материала (8 мин);
- Физкультминутка (1 мин);
- Первичное закрепление нового материала (10 мин);
- Закрепление нового материала (7 мин);
- Итог урока и рефлексия (3 мин).
- Домашнее задание (2 мин)
ХОД УРОКА
Тема урока | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления. |
Цели и задачи урока :
- расширить представление обучающихся о позиционных системах счисления;
- сформировать навыки перевода целых десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
- сформировать навыки перевода чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную;
- развивать умение анализировать полученные результаты.
Планируемые результаты обучения:
- предметные – способствовать формированию навыков перевода десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;
- метапредметные – способствовать формированию умения анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую;
- личностные – формировать понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Межпредметные связи: информатика, математика
Техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска.
Материалы и оборудование для учащихся: раздаточные материалы, планшеты
Ход урока
I. Оргмомент (1 мин)
Приветствие, сообщение цели и задач урока.
II. Актуализация (13 мин)
Проверка теоретического материала:
- Что такое система счисления?
- Какие виды систем счисления можно выделить по способу образования чисел?
- Что называют цифрой?
- Что такое алфавит системы счисления?
- Что называют основанием системы счисления?
- Проведите примеры позиционных систем счисления
- Назовите основание и алфавит десятичной системы счисления
- Назовите основание и алфавит двоичной системы счисления
- Какая форма записи числа называется свернутой и развернутой?
Самостоятельная работа (приложение 1)
Переведите целые числа из десятичной СС в двоичную, из двоичной в десятичную.
Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий
III. Мотивация. Открытие нового материала. (8 мин)
Изложение нового материала сопровождается презентацией.
Проблема: Как можно перевести десятичное число в восьмеричную систему счисления? В шестнадцатеричную систему счисления? (Учащиеся предлагают ответы).
Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)
В тетрадях обучающиеся записывают следующие:
Тема урока | Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел из 8-й и 16-й в десятичную систему счисления. |
Система счисления | Основание | Алфавит |
Восьмеричная | 8 | 0,1,2,3,4,5,6,7, |
Шестнадцатеричная | 16 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А,B,C,D,E,F |
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.
1. При переводе числа из восьмеричной, шестнадцатеричной системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления.
Числа 7038 , 23FA116 перевести в десятичную систему счисления.
7038=7*82+0*81+3*80=448+3=44710
23FA116=2*164+3*163+15*162+10*161+1*160=131072+12288+3840+160+1=147361
2. Правило перевода из десятичной системы счисления в систему с основанием q:
1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.
2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).
Пример. Перевести числа из десятичной системы счисления
IV .Физминутка (1 мин)
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
(Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
V . Первичное закрепление нового материала (10 мин)
Обучающиеся выполняют задания у доски.
Задания :
- Переведите число 742 в восьмеричную систему счисления
Ответ: 74310 = 13468
- Переведите число 15FC из шестнадцатеричной системы счисления в
десятичную
Ответ: 15FC16 = 5628 10
- Переведите число 34510 в восьмеричную систему счисления.
Последовательно делим число 345 на 8 получим:
- 345 ÷ 8 = 43 и 1 в остатке
- 43 ÷ 8 = 5 и 3 в остатке
- 5 ÷ 8 = 0 и 5 в остатке
Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 5318=34510
- Переведите число 34510 в шестнадцатеричную систему счисления.
Последовательно делим число 345 на 16 получим:
- 345 ÷ 16 = 21 и 9 в остатке
- 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
- 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке
Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15916=34510
- Переведите число 35010 в шестнадцатеричную систему счисления.
Последовательно делим число 350 на 16 получим:
- 350 ÷ 16 = 21 и 14 (Е) в остатке
- 21 ÷ 16 = 1 и 5 в остатке
- 1 ÷ 16 = 0 и 1 в остатке
Запишем в обратном порядке остатки от деления, получим число 15Е16=34510
VI. Закрепление нового материала (7 мин)
Учащимся предлагается игра с использованием планшетов (сотовых телефонов) на он-лайн платформе «Kahoot.it». Учащимся в парах предлагается ответить на 5 тестовых вопросов.
На интерактивной доске учащиеся видят вопрос и варианты ответов на него, на своих мобильных устройствах - цветные прямоугольники с геометрическими фигурами внутри, каждый из которых соответствует одному из ответов. Необходимо выбрать один из вариантов и кликнуть по нему.
Учащимся предлагаются следующие вопросы за отведенное время на выбор ответа (приложение 2):
1. Продолжите предложение: "В алфавите восьмеричной системы счисления отображаются цифры ..." (30 с)
2. Переведите число 45 из восьмеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ. (60 с)
3. В алфавите шестнадцатеричной системы счисления отображаются цифры ... (30 с)
- Переведите число F5 из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и выберите верный ответ . (60 с)
5. Переведите десятичное число 321 в восьмеричную. (60 с)
Обучающимся автоматически выводятся результаты игры (тестирования) он-лайн сервисом Kahoot.com. Отмечаются пары, показавшие наивысшие результаты, вопросы над которыми нужно поработать дома.
VII. Итог урока, рефлексия (3мин)
Итак, мы с вами ознакомились с восьмеричной и шестнадцатеричной системой счисления. Восьмеричная система часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Ранее широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.
Ваши оценки будут проставлены по результатам самостоятельных работ.
Рефлексия
Тема сегодняшнего урока…
На уроке я смог…
Мне нужно поработать…
Я заинтересовался...
VIII. Задание на дом (2 мин)
Повторить параграф 18, заполнить таблицу
Задание
Вариант | Основание 2 | Основание 8 | Основание 10 | Основание 16 |
1 | 11111 | |||
2 | 111 | |||
1 | 256 | |||
2 | АА |
Задание вы можете посмотреть в личном сайте по адресу:
https://xmm415.wixsite.com/mysite
Список литературы и интернет-источников
- Информатика. 8 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др., М., «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016
- https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623255/
- https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667447/
- https://videouroki.net/tests/vos-mierichnaia-i-shiestnadtsatierichnaia-sistiemy-schislieniia-pravila-pierievo.html
- https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660865/
- Особенности преподавания учебного предмета «Информатика» в 2018/2019 учебном году: метод. рекомендации / сост. А.А. Рябова. — Казань, 2018. — 90 с.
Приложение 1
Индивидуальные дифференцированные задания по системам счисления (двоичная система счисления)
1 вариант
1. Переведите число 17 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 10101 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 11+110
b) 111-11
c) 11*110
d) 110:10
2 вариант
1. Переведите число 21 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 1010 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 11+11
b) 110-11
c) 11*11
d) 1110:10
3 вариант
1. Переведите число 490 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 1101 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
- 111+110
- 111-110
- 111*110
- 1111:11
4 вариант
1. Переведите число 1490 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 10101010 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 111+1101
b) 1111-110
c) 1101*110
d) 11110:110
5 вариант
1. Переведите число 377 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 11010000 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 1011+110
b) 1101-110
c) 1110*11
d) 1011:11
6 вариант
1. Переведите число 988 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 11010101 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 11+10
b) 10100-111
c) 11*10
d) 1010:10
7 вариант
1. Переведите число 3213 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 1110101 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 1011101+1110111
b) 10101-111
c) 101101*101
d) 10010110:1010
8 вариант
1. Переведите число 9999 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 11111111 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 111+101
b) 101001-111
c) 1101*101
d) 101101:101
9 вариант
1. Переведите число 10000 из десятичной системы счисления в двоичную.
2. Переведите двоичное число 1110111 в десятичное.
3.Выполните действия над двоичными числами:
a) 1011+101
b) 111101-11
c) 1110*1110
d) 10011100010:11001
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Тема урока: Кодирование информации. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Перевод чисел из ...
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса
Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....
Правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
Представлено правило перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления....
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".
Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления 8 класс
Технологическая карта урока....