конспект открытого урока по информатике
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

          Формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера.

  • повторить устройства компьютера, программное обеспечение и его типы.
  • познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
  • сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fayly_i_faylovaya_struktura_7_klass.docx104.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по информатике в 7 классе согласно ФГОС ООО

по теме «Файлы и файловые структуры»

2016 г.


                                        Предмет: информатика и ИКТ.

                                                                      Класс: 7.

 

Тема урока: Файлы и файловые структуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний учащихся о файлах, их свойствах и файловой структуре компьютера.

           Задачи:

образовательная: 

  • повторить устройства компьютера, программное обеспечение и его типы.
  • познакомить учащихся с понятиями файл, имя файла, папка, файловая структура диска, путь к файлу.
  • сформировать умения находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе.

 развивающая: 

  • развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

воспитательная: 

  • формирование ответственности за общий результат работы пары и группы;
  • формирование и развитие навыков корректного поведения при обсуждении вопроса;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся, привить интерес к предмету.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • практический,
  • метод применения ИКТ,
  • работа с учебником.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организацион-ный момент (мотивация к учебной деятельности)

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих;

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоконтроль, организация своей учебной деятельности.

Формирование положительной мотивации

2

Актуализация знаний

8 мин

Какую тему мы с вами изучили на прошлом уроке?

Что такое программное обеспечение и на какие типы оно делится?

Покажите мне, пожалуйста, какие программы к какому типу относятся (приложение 1, максимум 9 баллов)

(Работа в парах). На каждой парте лежат листочки со словами, соберите из этих слов предложение (приложение 2)

В виде чего хранится информация вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1)

Перед вами компьютер. Задание: откройте файл «Урок».

Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере?

Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура».

Итак, мы сегодня с вами изучим тему «Файл и файловые структуры» (слайд 2)

Давайте вместе с вами сформулируем цель нашего урока: что мы должны узнать и чему научиться?

Программное обеспечение

ПО – это вся совокупность программ, хранящаяся на всех устройствах долговременной памяти компьютера.

ПО делится на три типа: системное ПО, прикладное ПО и системы программирования.

Разделяют программы по типам сначала на оценочном листе, а затем проверяют на интерактивной доске

Собирают предложение «Информация хранится на различных носителях»

Определяют слово «файл»

Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?»

На каком диске или в какой папке он лежит

Записывают в тетрадь тему урока

Формулируют цель (узнать, что такое файл; научиться применять знания на практике, а именно находить файлы по заданному пути и отслеживать путь по файловой системе)

Оценивание усваиваемого материала;

умение планировать последовательность действий;

умение работать с учебником;

умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности

3

Формирование новых знаний

20 мин

Откройте параграф 8 «Компьютерная память». Страницу вы можете узнать, если посмотрите оглавление. Найдите определение файла и запишите его в тетрадь.  (слайд 3)

Расширение нам указывает на тип файла. Давайте заполним таблицу типов файлов и расширений. У вас на столах лежит набор карточек № 2 (Приложение 3). (слайд 4) 

На одном компьютере может быть несколько дисководов и жёсткий диск, встроенный в системный блок делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском и обозначаются одной буквой: А:\, В:\, С:\, D:\, Е:\ и т. д.

На каждом компьютерном носителе информации (жёстком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определённым признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

.Каталог — это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). (слайд 5)

Приводится аналогия со шкафом. (слайд 6) Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов. Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. (слайд 7)

Найдите в учебнике §12 определение файловой структуры диска. Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. (слайд 8)

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов.

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_07_fgos/ur_14/ur_14_02.jpg

Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия — это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т. Д. (слайд 9). 

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_07_fgos/ur_14/ur_14_03.jpg

Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации. Знание того, какому каталогу принадлежит файл, значительно ускоряет его поиск.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.

Задание: Выберите имена папок и допустимые имена файлов (2 балла). (слайды 10, 11)

  1. Lettet.txt
  2. IVAN*.doc
  3. Book
  4. List.doc
  5. 2012 год
  6. Windows.jpg
  7. 8 «А» класс.jpg
  8. Windows
  9. Dom.doc.

Полное имя файла (слайды 12, 13)

Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу — имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слэш.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.

Е: \изображения\фото\Катунь.jpeg

Работают с учебником, делают записи в тетради.

Учащиеся записывают типы файлов.

Учащиеся заполняют таблицу в оценочном листе и делают проверку.

 

формирование готовности к самообразованию;

Выделение важной информации,

сотрудничество с учителем и сверстниками,  умение слушать;

умение структурировать знания

4

Физминутка

1 мин

(слайды 14-20)

Учащиеся выполняют упражнения

Самоорганизация,

саморегуляция

5

Закрепление

10 мин

Практическая работа на компьютерах. (слайд 21)

Выполняют практическую работу.

Умение определять наиболее рациональ-ную последователь-ность действий;

самоорганизация, самоопределение,

умение планировать последовательность действий для достижения цели.

6

Домашнее задание

2 мин

§12 читать, задания дифференцированные (приложение), по желанию придумайте сказку с использованием изученных сегодня понятий (слайд 22)

Самоопределение,

взаимодействие с учителем

7

Итог урока (рефлексия деятельности)

2 мин

Какие понятия мы сегодня с вами изучили?

Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета. (слайд 23)

Рефлексия «ДЕРЕВО»

Красное яблоко – урок очень интересный, мне всё понравилось.

Жёлтое яблоко – мне понравился урок, но я не со всем справился.

Полосатое яблоко – я со всем справился, но урок был не очень интересный.

Зелёное яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=6413614bf5382322196897a4e337db10&n=33&h=215&w=181

файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура.

Умение формулиро-вать собственное мнение;

саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...