Формирование поисковых умений у обучающихся
статья по информатике и икт

В статье отражена важность формирования поисквых умений у обучающихся; рассмотрены темы уроков, на которых наиболее эффективно развитие подобных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poiskovyh_umeniy_i_navykov.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Одинцова Ксения Алексеевна

учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №532
Красногвардейского района Санкт-Петрбурга

Формирование поисковых умений и навыков у обучающихся

Отличительной особенностью педагогического процесса в современной школе стало развитие самостоятельной, творческой, проектной, научной и исследовательской деятельности учащихся. Несмотря на различные виды и формы творческих работ (доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет: никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Неотъемлемой основой для дальнейшего активного обучения является формирование поисковых умений у учащихся. Найти среди множества книг, документов и файлов необходимую информацию - задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная, поэтому проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в условиях реализации ФГОС ОО, так и в связи с бурным ростом информационных потоков [1, 2].

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, т. е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися необходимо для самостоятельной деятельности и всестороннего развития личности.

Ни для кого не секрет, что для современного человека главным источником поиска информации стала глобальная сеть Интернет. Именно поэтому очень важно на уроках информатики обучать грамотному поиску, систематизации и фильтрации информации. Метод обучения, основанный на самостоятельном поиске информации – это педагогический подход, дающий возможность учащимся приобретать знания и получать исследовательские навыки через общую вовлеченность в исследование разнообразных проблем. Обучение, основанное на самостоятельном поиске информации, воспитывает ответственность учащихся за учебу, развивает навык и самоанализа и воспитывает исследовательскую культуру, способствующую развитию и обучению учащихся в течение всей жизни.

Уроки должны предусматривать самостоятельную работу учащихся, быть направлены на развитие поисковых умений. В ходе урока обучающимся должна быть предоставлена возможность делать самостоятельный выбор, от которого зависит результат выполнения задания (проекта).

Поисковые умения возможно формировать практически на каждом уроке информатики, но, в особенности, на уроках по созданию текстовых документов, брошюр, публикаций, презентаций в редакторах Microsoft Office (Word, Publisher, PowerPoint).

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. No 1897
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"

Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систе...

Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся

Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...

"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...

формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.

В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Не секрет, что английский язык – мировой язык, поэтому глобальной целью овладения иностранным языком считается  участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способност...

Формирование логических умений слабослышащих обучающихся 1 ступени образования посредством системы речевых упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.

Описана система работы по формированию логических умений слабослышащих обучающихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП....

Статья "Формирование поисковых умений и учащихся"

Неотъемлемой основой для активного обучения является формирование поисковых умений у учащихся. Найти среди множества книг, документов и файлов необходимую информацию - задача достаточно непростая, а д...