статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)"
статья по биологии на тему
Статья "Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе" предназначена педагогам и раскрывает систему работы над одноименной проблемой в малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_realizatsiya_idei_preemstvennosti_pri_formirovanii_issledovatelskikh_umeniy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Щеклеина Н.Г.,учитель биологии и химии
МКОУ СОШ с.Филиппово Кирово-Чепецкого района
Реализация идеи преемственности при формировании исследовательских умений у обучающихся средствами естественно-научного образования в сельской школе (из опыта работы)
Современный социальный заказ на воспитание у школьников инициативности, способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять самостоятельность в процессе приобретения новых знаний и умений на протяжении всей жизни нашел отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте(2010). Одним из средств выполнения требований ФГОС является организация деятельности по формированию у учащихся исследовательских умений.
Под исследовательскими умениями мы понимаем систему последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на осуществление поиска и решения проблем в различных сферах человеческой деятельности, что обеспечивает получение нового знания. Основными структурными характеристиками исследовательских умений являются предметные и исследовательские знания, а также общеучебные и исследовательские операции, способность к творческому поиску, обобщенность, готовность к переносу их в другие ситуации.[1]. Теоретическое освещение проблемы исследовательской деятельности нашло отражение в трудах педагогов, психологов (А.К. Артемов, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Н.И. Дереклеева, И.А. Зимняя, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.И. Щукина и др.).
Формирование исследовательских умений средствами естественно-научного образования считаем наиболее эффективным, так как оно имеет ряд преимуществ:
-у детей выражен естественный повышенный интерес к познанию окружающего мира, живой природы;
-связь с практикой, повседневной жизнью;
-возможности для наблюдений, проведения опытов.
Переориентация процесса обучения по естественным дисциплинам на продуктивные методы получения новых знаний происходит постепенно и зависит от ряда факторов. В условиях сельской школы для моделирования системы организации самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся положительную роль играет малочисленность обучающихся в классе и многопредметность в работе учителя. Важным фактором успешности реализации модели выступает непрерывность и преемственность в формировании исследовательских умений.
Преемственность как преодоление разрыва между разными ступенями обучения выстраиваем не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Так, с целью успешной организации исследовательской деятельности школьников созданы два детских объединения: Клуб почемучек для учащихся начальных классов и Научное общество для учащихся 5-11 классов. Предназначение Клуба почемучек заключается в поддержке естественной для этого возраста любознательности детей, в развитии их интеллектуального и личностного потенциала. Деятельность Научного общества способствует развитию творческих и познавательных способностей школьников с высокой учебной мотивацией.
Опираясь на структурно-функциональную модель преемственности в реализации исследовательского подхода в обучении, предложенную Т.А.Оловянниковой, мы разработали собственную модель организации исследовательской деятельности школьников:
Компоненты системы | Начальная школа 1-4классы | Основная школа 5-9классы | Старшая школа 10-11классы |
цели | Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью | ||
Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся при обучении биологии и химии | |||
Группы исследовательских умений | 1. Умения организовать свою работу (организационные). 2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые). 3. Умения работать с информацией, текстом (информационные). 4. Умения оформить и представить результат своей работы(результативные) 5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). | ||
Уровни исследовательских умений | Освоение способов учебной деятельности | Формирование основ исследова-тельской культуры | Развитие специи-фических исследовательских умений, выполне-ние теоретических и практических иссле-дований |
Диагностические условия | Диагностика поэтапного формирования исследовательских умений и познавательного интереса | ||
Организационные условия | Организация урочной деятельности по биологии и химии | ||
Консультирование и участие в занятиях «Клуба почемучек» | Вовлечение в работу НОУ, создание электронного банка учебно-исследовательских работ учащихся | ||
Руководство учебно-исследовательскими работами учащихся | Курс «Основы проектирования» | ||
Методические условия | Технологии: проблемного обучения; проектного обучения; развитие критического мышления; игровые; ИКТ | ||
Формы: лабораторные работы, наблюдения и самонаблюдения, экскурсии, конференции, семинары, игры, конкурсы, олимпи-ады(в т.ч.дистанционные) | |||
результат | устойчивый познавательный интерес к изучению естественных дисциплин | сформированные исследовательские умения | |
Освоение способов учебной деятельности и мотивационная готовность | сформированность основ исследовательской культуры | необходимые знания для продолжения обучения,раскрытие индивидуальности личности, профессиональное самоопределение |
Таким образом, преемственное развитие у школьников исследовательских умений позволяет педагогу решать целый ряд образовательных проблем:
-стимулировать их естественный интерес к науке, познанию, творчеству
-усилить учебно-познавательную мотивацию;
-повторить теоретические знания, пополнить их в процессе практического решения поставленной проблемы;
-формировать и развивать навыки организации и проведения исследования;
-развивать самостоятельность и инициативу;
-раскрыть индивидуальность личности обучающегося и содействовать ее успешной адаптации в социуме.
В частности, за последние 2 года в школе увеличилось число победителей и дипломантов конкурсов естественно-научной направленности районного и областного уровня(2012-13г-3человека, 2013-14г-5человек).Ребята участвуют в районной и областной конференции «Человек и природа», в областных конкурсах-фестивалях «Я познаю природу» и «Гимн воде», их работы опубликованы на сайте «КИПР». Бывшие «почемучки» сейчас достойно выступают на олимпиадах и по другим предметам. Возросло количество учащихся, выбирающих ЕГЭ по биологии и химии. Результаты диагностирования свидетельствуют о достаточном уровне развития познавательной активности и исследовательских умений.
Список литературы:
1.Оловянникова Т.А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности [Текст] / Т.А. Оловянникова // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 42 – 46.
2.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: Малая Академия наук» / под ред. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель,2007.
3.От проектной и исследовательской деятельности учащихся –к научно-исследовательской работе: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 4–5 марта 2013 г./под .ред. Т. А. Лопатик. АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция базового и дополнительного образования в условиях сельской школы (из опыта работы)
Создание целостного образовательнолго пространства как условие развития личности ребенка - цель интеграции базового и дополнительного образования. Презентация отображает процесс этой интеграции в усло...
Презентация "Неделя истории в малокомплектной сельской школе" /Из опыта работы/
Неделя истории относится к наиболее эффективной форме внеклассной работы.Успех проведения Недели истории во многом определяется духом сотрудничества и взаимодействия учителя и учащихся....
Декада по предметам естественно-научного цикла для малокомплектных сельских школ.
Данную разработку можно использовать для проведения предметных недель в сельской малокомплектной школе, где один учитель преподает сразу несколько предметов. Отдельно по каждому предмету проводить тру...
Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.
Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...
Выступление на съезде руководителей ОУ "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"
Выступление на съезде руководителей ОУ "Из опыта работы школы по формированию исследовательских умений"...
Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)
Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...
«Платформа «Сферум» - как средство повышения качества образования и мотивации школьников» (из опыта работы)
Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изме...