Статья "Формирование поисковых умений и учащихся"
статья по информатике и икт (9 класс)
Неотъемлемой основой для активного обучения является формирование поисковых умений у учащихся. Найти среди множества книг, документов и файлов необходимую информацию - задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Ксения Алексеевна
Учитель информатики ГБОУ СОШ №187
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Формирование поисковых умений у учащихся
Отличительной особенностью педагогического процесса в современной школе стало развитие самостоятельной, творческой, проектной, научной и исследовательской деятельности учащихся. Несмотря на различные виды и формы творческих работ (доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет: никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Неотъемлемой основой для дальнейшего активного обучения является формирование поисковых умений у учащихся. Найти среди множества книг, документов и файлов необходимую информацию - задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная, поэтому проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в условиях реализации ФГОС ОО, так и в связи с бурным ростом информационных потоков.
Таким образом, формирование учебно-информационных умений, т. е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися необходимо для самостоятельной деятельности и всестороннего развития личности. В работе представлены персональные педагогические разработки, направленные на формирование навыков самостоятельного поиска информации в сети Интернет, ее систематизации. Кроме того, приведенная разработка учебного занятия направлена на закрепление навыков работы с текстовым редактором Microsoft Word, развитие коммуникативных навыков (предусмотрена работа в малых группах). По окончании занятия каждый учащийся заполняет оценочные листы, рефлексивную таблицу.
Разработка урока информатики, направленного на самостоятельный поиск и обработку информации учащимися
Класс 9
Тема Оформление афиши выходного дня в текстовом редакторе Microsoft Word
Цели урока:
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; реализация потребности в самовыражении и самореализации; социальном признании уважение к личности и ее достоинству; доброжелательное отношение к окружающим.
Метапредметные: планировать пути достижения целей; осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернета; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера, умение убеждать; умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области проектной деятельности.
Предметные: умение работать с текстовым редактором (включение списков, таблиц, графических объектов, включение колонтитулов, простейшие операции с графическими объектами: изменение размера, сжатие изображений, обрезка, поворот, отражение, коррекция цвета, яркости и контрастности).
Конспект урока
Тема Оформление афиши выходного дня в текстовом редакторе Microsoft Word
Класс: 9 класс
Учащимся 9 класса предлагается создать афишу выходного дня, при этом учителем выделяются 6 направлений, организуется работа в малых группах (по 2 человека), внутри группы учениками самостоятельно определяются роли.
Задачи урока:
- Отработать навыки самостоятельного поиска и систематизации полученной информации
- Научиться взаимодействовать в группе, грамотно распределять выделенное время
- Закрепить навыки работы с текстовым редактором
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал, текстовый редактор Microsoft Word, поисковый сервер
Организационный момент: 2 минуты
Постановка целей и задачей урока: 5 минут
Распределение ролей: 3 минуты
Работа за компьютером: 20 минут
Физкультминутка: 1 минута
Общественная презентация проектов: 9 минут
Подведение итогов урока: 5 минут
Ход урока
Организационный момент (2 минуты):
Учитель:
— Добрый день, ребята! Мы с вами проживаем в чудесном городе Санкт-Петербурге, с уникальной насыщенной жизнью и атмосферой, поэтому сегодняшний урок будет необычным, мы примерим на себя роли сотрудников издательства и вместе создадим афишу выходного дня для родителей и ребят других классов.
Постановка целей и задач урока (5 минут)
Учитель:
— Итак, не будем терять время. Для начала, я предлагаю разделиться на группы по 2 человека (самостоятельно делит учащихся на пары). В нашем распоряжении 6 рубрик: Выставки, Кино, Концерты, Спорт, Театр и Экскурсии. Каждая рубрика очень интересна по-своему, мы воспользуемся двухступенчатой викториной, чтобы распределить их между группами. Попрошу по одному представителю от группы подойти ко мне и вытащить листочек с номером, определяющим порядок участия в викторине. Обратите внимание, ваш порядковый номер участия в викторине закодирован двоичным кодом. Переведите указанное число в десятичное – это и будет ваш номер в очереди для участия в викторине.
Учитель проводит викторину: каждая группа поочередно выбирает число от 1 до 6, открывается рисунок с тематикой работы.
Учитель:
— Отлично, каждой группе досталась своя тематика, по которой вам необходимо составить афишу. В каждом издательстве работают редакторы и оформители, каждый из них выполняет свои функции, я предлагаю вам в течение полутора минут ознакомиться с обязанностями обоих и внутри своей группы определить, кто будет главным редактором, а кто – оформителем (или дизайнером) вашей афиши.
Выдает обязанности. Учащиеся знакомятся с раздаточным материалом, распределяют роли.
Поскольку в конце нашего занятия мы должны объединить все ваши афиши в единый сборник афиш, мы будем придерживаться единого стиля оформления. Прошу вас ознакомиться с тремя образцами афиш и методом голосования выбрать 1 из наиболее понравившихся именно вам.
Все учащиеся поднимают вверх фигурки, учитель подсчитывает голоса. Шаблон, набравший максимальное количество очков, используется при оформлении афиши.
— Помимо создания каждой группой личного проекта, в конце занятия вам необходимо оценить себя и исполнителей других проектов (Выдает учащимся оценочный лист). Оценочный лист состоит из двух таблиц: первую вы заполните в конце урока, вторую – в процессе защиты проектов. Будьте внимательны, в каждой таблице указано максимальное количество баллов, которое вы можете поставить по предложенному критерию.
Далее учащимся выдаются памятки.
Учитель:
— Ребята, теперь садитесь за компьютеры и приступайте к выполнению задания. Время на выполнение задания: 20 минут. Обращаю внимание, для успешного выполнения задания необходимо действовать сообща. Главный редактор, подбирая понравившуюся текстовую информацию, информирует дизайнера о темах афиш. В это самое время оформитель начинает подбирать подходящие изображения к афишам. Не забудьте написать собственную рекомендацию наиболее понравившегося вам мероприятия(ий).
Работа за компьютером (20 минут):
Учащиеся работают, учитель наблюдает, советует (по просьбе учащихся). На второй странице документа педагог вписывает всех учащихся (по направлениям), принимающих участие в оформлении афиши.
Физкультминутка (1 минута):
Разминка для глаз:
Упражнение 1. Оставьте глаза открытыми. 10 раз нахмурьте и поднимите брови как при сильном удивлении.
Упражнение 2. Делайте круговые движения глазами, при этом прикрыв веки и расслабив их. Выполните по пять полных оборотов в одну и другую сторону. Повторите 2 раза.
Общественная презентация проекта (9 минут)
Каждый проект выводится проектором на доску, ученики поочередно представляют коллективные проекты, учитель и одноклассники задают вопросы, параллельно заполняют оценочный лист.
Подведение итогов урока (5 минут):
Учитель обращает внимание о необходимости заполнения рефлексивной таблицы. Педагог объединяет все афиши в единый сборник, выводит его на печать.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, какой чудесный сборник афиш у нас получился. Вы молодцы! Созданный вами сборник будет размещен на информационной стойке в вестибюле, где с ним смогут ознакомиться учителя, родители и ребята других классов.
— Теперь я попрошу вас сдать мне оценочные листы.
Большое спасибо за урок, было приятно с вами поработать. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-144647-1355222426.jpg)
Развитие творческой и поисково- исследовательской деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202194-1360666630.jpg)
Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»
Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями. Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интерес...
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО с целью формирования общеучебных компетенций.
Элементы поисково-исследовательской деятельности младших школьниковна уроках изобразительного искусства можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этап...
Поисково-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики по технологии позиционного обучения
В данной статье рассматривается переработка метода позиционного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания, которая адаптирована для обучения учащихся средней школы. Предлагается технологич...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/01/picture-375031-1388604933.jpg)
Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1 (Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)
Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская р...
Методическая статья «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»
Методическая статья«Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» с целью формирования общеучебных компетенций»...
Формирование поисковых умений у обучающихся
В статье отражена важность формирования поисквых умений у обучающихся; рассмотрены темы уроков, на которых наиболее эффективно развитие подобных навыков....