Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Сироткин Владимир Алексеевич

Конспект урока информатики и ИКТ на тему "Моделирование как метод познания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sirotkin_1.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики и ИКТ

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность

обучающихся

Деятельность учителя

  1. Организационный этап.

Словесное приветствие

Проверка готовности рабочих мест. Приветствие учащихся.

– Здравствуйте!

Я рад с вами познакомится и поработать на уроке.

Сегодня у нас необычный урок, где каждый из вас постарается показать своё творчество, умения работать самостоятельно, в группах, совершенствовать свои практические навыки.

Садитесь. 

Приветствуют учителя

- В работе нам помогут инструктивные листы. Они есть у каждого на столах. На столах у вас лежит памятка «Секрет успеха на уроке» Ознакомьтесь, пожалуйста (на слайде появляется памятка «Секрет успеха на уроке»). Что дает человеку успех?

Дети отвечают.

Успех делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, повышает интерес к познанию! И конечно же позволяет, как итог, на уроке получить хорошую оценку!  И чтобы нам ничего не помешало, давайте договоримся! Работать активно, но не мешать друг другу. А если кто то что то хочет сказать, – поднимаем руку! Я желаю нам успеха!

– Скажите, пожалуйста «Как человек познает окружающий мир?» «При помощи чего?»

(Дети отвечают, что при помощи органов чувств, разума).

Правильно! У Человека есть органы чувств и он наделен разумом. А это означает, что он способен к воображению!

Слушают внимательно учителя, отвечают на вопросы

2. Этап целеполагания

– Предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма, созданного в 1983 году Га́рри Ба́рдиным. После просмотра ответьте на вопросы:  «О чем этот сюжет?» «Актуален ли этот сюжет для общества людей?»

– Внимание на экран. Показ видео.

– Итак, о чем этот сюжет?

Дети отвечают: о конфликтах.

Актуален ли этот сюжет для общества людей?

Дети отвечают: да, актуален.

Совершенно верно. Но в мультфильме продемонстрирована ситуация между спичками. Можем ли мы перенести сюжет мультфильма на отношения между людьми?»

Дети отвечают: да, можем.

– Почему?

Дети отвечают.

Правильно! Ребята, только что мы с вами применили метод познания, который позволил сделать перенос ситуации на отношения между людьми. Его название закодировано. Расшифруйте код, который указан в ваших инструктивных листах и на доске.

МОДЕЛИРОВАНИЕ. Это слово будет ключевым при определении темы нашего урока.

Предложите свои варианты!

Дети предлагают варианты.

– Итак, Тема нашего урока: «Моделирование как метод познания». Запишите в инструктивных листах.

Цель урока: сформировать представления об изучаемых понятиях «модель», «моделирование», показать необходимость и актуальность моделирования в современном информационном обществе.

– Какие задачи мы поставим на уроке?

  • изучение понятий «модель», «моделирование»;
  • выяснение причин создания моделей;
  • определение значения моделирования в жизни человека.

Я предлагаю ВАМ выдвинуть гипотезы! (на слайде появляются 3 гипотезы: «Одна модель-много оригиналов», «Один оригинал-много моделей», «Оригинал-модель».) В ходе урока гипотезы найдут свое подтверждение или будут опровергнуты!

3. Этап получения новых знаний

В жизни, при изучении других наук, вы уже встречались и даже работали с моделями. Назовите известные вам модели.

Дети отвечают: маятник, чертежи, карты, система координат, математические модели при решении задач, литературное моделирование и др., материальная точка, Земной шар, молекула.

– Рассмотрим 1 гипотезу. «Одна модель-много оригиналов»

– Как вы думаете, может ли у одной модели быть несколько оригиналов?

Дети отвечают.

–Проверим. У вас на столах лежат шары. Возьмите их в руки, посмотрите. Какие оригиналы имеют данную форму? 

Дети отвечают. Шар может быть моделью: Луны, мяча, ядро атома, Земля.

–Таким образом, какой вывод мы можем сделать?

Дети отвечают: Одна модель - много оригиналов! 

– Эта гипотеза нашла подтверждение на нашем уроке!

– Обратимся ко второй гипотезе: «Один оригинал – много моделей!»

– Внимание на экран. Что изображено на слайде?

– Это модели одного и того же объекта – самолета.

– Гипотеза получила подтверждение!

Рассмотрим 3 гипотезу: «Оригинал-модель». Может ли какой-то объект быть одновременно и моделью, и оригиналом?

Внимание на экран. Видео «Вулкан».

– Что вы видели на экране?

Дети отвечают: извержение вулкана.

– Что это такое?

Дети отвечают: природное явление.

Как вы это поняли, по каким признакам?

Дети называют признаки.

Хорошо!  У меня в руках модель Вулкана. Глядя на нее, мы можем назвать те же признаки?

Дети отвечают: нет. Гипотеза не получила подтверждение!

– Какой вывод мы можем сделать?

Дети отвечают.

Правильно! Объект не может быть одновременно и моделью, и оригиналом!

– Ребята, давайте попытаемся дать определение «Что такое модель?»

Дети дают определения.

Из предложенных вами вариантов, я выделил такие общие элементы в определения: объект, признаки, свойства, и на основании этого предлагаю вам следующее научное определение: (учитель выводит на слайд определение)

Модель - это такой новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования признаки изучаемого объекта, явления или процесса (оригинала).

– Почему возникла необходимость в создании моделей, каковы причины создания?

Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Работаем в группах.

У каждой группы есть модель: динозавр … и т.д.

Выполняем задание № 1 в инструктивной карте. Ваша задача -  назвать причины создания конкретной модели. Регламент 1 минута.

Работа в группах.

– Итак, слово первой группе и т.д.

Дети отвечают и записывают причины в инструктивные карты.

 – Хорошо! Мы выяснили, что создавать модели необходимо, чтобы изучить и исследовать реально существующие объекты! Это –  есть моделирование.  А еще моделирование – это метод познания.

На экране определение: Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

– Моделирование возникло очень давно! Давайте обратимся к истории (историческую справку дает ученик).

Спасибо! В настоящее время интерес к данному методу возрос еще больше. Обратимся за помощью к раздаточному материалу.  Регламент 1 минута.

Дети работают с раздаточным материалом.

Ребята, какое значение имеет моделеривание для жизнедеятельности человека, где широко используется моделирование.

Дети отвечают.

Я предлагаю вам стать участниками такого сложного процесса, как моделирование, выполнив практическую работу на компьютере.

С помощью текстового редактора Word создайте модель рисунка изображенного на слайде. Регламент 5 минут.

4. Этап подведения итогов урока

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы узнали, что:

1. Модель – это описание или объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение выбранных свойств оригинала в условиях, когда использование оригинала по тем или иным причинам невозможно.

2. Процесс построения, изучения и применения моделей, называется моделированием.

3. Моделирование – это еще и метод познания!

4. Моделирование в современном информационном обществе играет огромное значение.

 Я считаю, что мы на уроке добились определенного успеха! У каждого он свой. И мне хотелось бы вас поблагодарить за ваши успехи!

6. Домашнее

 задание

Домашнее задание. Параграф 2.2, пункт 2.2.1.

Дополнительно, по желанию: С помощью доступных вам компьютерных средств создайте любую модель, оформите её и дайте краткое описание по плану:

1. С помощью какой компьютерной среды сделана?

2. Какие ваши характерные признаки представляет?

3. Укажите некоторые свойства именно этой модели.

4. Может ли она служить моделью другого объекта?

Ответ можете прислать мне на почту vsirotkin2013@yandex.ru Спасибо за урок.

7. Рефлексия

 Ребята!  У вас у каждого есть в наличие модель лайка!  Выйдите, пожалуйста к доске и выразите отношение к уроку в виде лайка или дизлайка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Метод координат"

Презентация к уроку информатики в 5 классе  "Методок координат"  (по учебнику Л.Л. Босовой)....

Урок информатики в 5 классе по теме "Метод координат"

Презентация к уроку информатики по теме "Метод координат" для учащихся 5 класса. Учебник по редакцией Л.Босовой....

Конспект урока информатики в 11 классе "Моделирование как метод познания"

Конпект открытого урока по информатике на тему "Моделирование как метод познания"...

Конспект урока и презентация по теме "Пути и методы познания истории"

Конспект  урока  и презентация по теме "Пути и методы познания истории"...

Урок по биологии в 5 классе: "Научные методы познания природы."

Урок позволяет сформировать:Личностные УУД1.     Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе дост...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Конспект урока информатики в 9 классе «Моделирование как метод познания»

Цель:1.Сформировать понятие моделирования как метода познания;  рассмотреть классификацию моделей; сформировать понятия:  «информационная модель», «материальная модель&raqu...