Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО
учебно-методический материал по информатике и икт

Методика определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx72.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 11 г. Павлово Нижегородской области

Методика определения уровня сформированности

ИКТ-компетентности учащихся

на основе мониторинга

метапредметных результатов освоения ООП ООО

Автор: учитель информатики и  ИКТ

 Зубец Елена Сергеевна

г. Павлово

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ        4

1.1.        Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетентности        4

1.2.        Основные составляющие ИКТ-компетентности        6

1.3.        Формирование ИКТ-компетентности через метапредметные результаты освоения ООП ООО        8

1.4.        Средства ИКТ, используемые в ходе формирования и применения ИКТ-компетентности        9

1.5.        Основные компетенции, участвующие в процессе формирования ИКТ-компетентности        10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ  МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ        20

2.1. Описание автоматизированной технологии определения уровня сформированности ИКТ-компетентности        21

2.2. Возможности использования автоматизированной технологии для участников образовательного процесса        22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        26

Приложение 1        28

Приложение 2        34

ВВЕДЕНИЕ

      XXI век – век высоких компьютерных технологий, с которыми сталкивается даже самый маленький ребенок, и приходя в школу, он уже способен осуществлять свою жизнедеятельность в мире электронной культуры. В связи с модернизацией образования  в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, которому порой отводится главная роль в процессе обучения, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Поэтому школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, в будущем должны стать гражданами информационного общества.

         В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

        ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности стремительно развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Поэтому педагогам необходимо развивать у обучающихся навыки сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

         Цель: разработка и апробация методики определения уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся на основе мониторинга метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи:

  1. Проанализировать имеющиеся данных мониторинга метапредметных результатов освоения ООП ООО и проведение аналогий с основными составляющими ИКТ-компетентности.
  2. Разработать методические материалы, позволяющие определять уровень сформированности ИКТ-компетентности через мониторинг результатов освоения ООП ООО.
  3. Разработать программного продукта для определения уровня сформированности ИКТ-компетентности на основе мониторинга метапредметных результатов.
  4. Апробировать методические материалы и программный продукт на учащихся МБОУ СШ № 11 г. Павлово.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ

  1. Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетентности

       ИКТ-компетентность формируется на базовых знаниях и умениях ученика в области применения и использования средств ИКТ, которые в свою очередь составляют основу ИКТ-грамотности. В то же время можно говорить, что сформированность ИКТ-компетентности на высоком уровне говорит о наличии у ученика информационной культуры, охватывающей все процессы работы и информационными потоками и ресурсами.  Можно сделать вывод, что соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. (рис.1)

Рисунок 1. Лестница информатизации

       В условиях интенсивности процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД), наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.

      Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ- грамотности. Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Существует несколько определений ИКТ-компетентности, рассмотрим основные из них.

      ИКТ-компетентность - это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

       ИКТ-компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и /или сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы функционировать  в обществе, основанном на знании, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.

       Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) включают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности.

  1. Основные составляющие ИКТ-компетентности

      Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. В основной образовательной программе основного общего образования основное внимание уделяется способностям учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий:

  • познавательных  поиск и организация информации, применение интеллект-карт, моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных;
  • регулятивных  управление личными проектами, организация времени;
  • коммуникативных  непосредственная коммуникация: общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением,  опосредованная коммуникация: создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий.

       Исходя из этого можно выделит основные составляющие ИКТ-компетентности, формируемые у учащихся:

  1. определение информации – умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию, необходимую для решения проблемы;
  2. доступ к информации – умение искать и находить нужную информацию в различных источниках;
  3. управление информацией – умение классифицировать или организовывать информацию;
  4. интеграция информации - умение интерпретировать и реструктурировать информацию, выделять главное, сравнивать информацию из различных источников;
  5. оценка информации – умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения;
  6. создание информации – умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретно поставленной задачи;
  7. передача информации – умение адаптировать информацию к конкретной аудитории.

  1. Формирование ИКТ-компетентности через метапредметные результаты освоения ООП ООО

       Рассмотрим, через какие метапредметные результаты происходит формирование основные составляющих ИКТ-компетентности учащихся.

  1. Определение информации – коммуникативные УУД (способность отвечать на вопросы, способность задавать вопросы, изложение собственных мыслей, умение аргументированно отстаивать свою собственную позицию), познавательные УУД (восприятие устной и письменной информации), регулятивные УУД (постановка целей, формулировка задач, необходимых для достижения поставленной цели).
  2. Доступ к информации – коммуникативные УУД (способность  задавать вопросы, способность отвечать на вопросы), познавательные УУД (выделение главного, выделение нового, темп интеллектуальной деятельности), регулятивные УУД (постановка целей, формулировка задач, необходимых для достижения поставленной цели, оказание помощи другим в достижении их индивидуальных целей, в том числе для получения необходимой информации).
  3. Управление информацией – коммуникативные УУД (изложение собственных мыслей, способность аргументированно отстаивать собственную позицию, способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию), познавательные УУД (самооценка результата работы, выделять главное, выделять новое), регулятивные УУД (решение поставленных задач для достижения цели, анализ правильности своих действий).
  4. Интеграция информации – коммуникативные УУД (способность аргументированно отстаивать собственную позицию, способность корректно возражать оппоненту), познавательные УУД (выделение главного, получение результата, удовлетворяющего поставленным целям и задачам), регулятивные УУД (решение поставленных задач для достижения цели, анализ правильности своих действий).
  5. Оценка информации – коммуникативные УУД (изложение собственных мыслей, способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию), познавательные УУД (самооценка результатов работы, соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения), регулятивные УУД (завершение работы, анализ достигнутых результатов в ходе решения поставленной задачи).
  6. Создание информации – познавательные УУД (выделение нового, предъявление результата), регулятивные УУД (проверка результата действий согласно поставленным целям и задачам).
  7. Передача информации – коммуникативные УУД (изложение собственных мыслей, способность задавать вопросы, способность отвечать на вопросы, способность аргументированно отстаивать собственную позицию).

  1. Средства ИКТ, используемые в ходе формирования и применения ИКТ-компетентности

         Для формирования ИКТ–компетентности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования используются следующие технические средства и программные инструменты:

  • технические – персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер, МФУ, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, сканер, микрофон, оборудование компьютерной сети, цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;
  • программные инструменты - операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ИС, виртуальные лаборатории по учебным предметам, среды для дистанционного онлайн и офлайн сетевого взаимодействия, среда для интернет-публикаций, редактор интернет-сайтов.

  1. Основные компетенции, участвующие в процессе формирования ИКТ-компетентности

ИКТ-компетентность формируется на основе базовых компетенции, которые и определяют уровень ее сформированности при мониторинге. В тоже время данные компетенции участвуют и при формировании универсальных учебный действий, что в очередной раз доказывает взаимосвязь ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий. Рассмотрим, как влияет развитие основополагающих компетенций ИКТ-компетентности на формирование УУД, и как можно при мониторинге УУД отследить уровень сформированности данных компетенций.

Таблица 1. Основные компетенции и их роль  в формировании УУД

Компетенции

Формируемые УУД

  1. Обращение с устройствами ИКТ

1

Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы

Регулятивные

2

Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т.д.) с использованием проводных и беспроводных технологий

3

Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершить работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание)

4

Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет

5

Входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты

6

Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами

7

Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами

Регулятивные

8

Осознавать и использовать практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Коммуникативные

  1. Фиксация изображений и звуков

1

Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности

Познавательные

2

Учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов

3

Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Регулятивные

4

Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий

5

Проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование  цифровых звукозаписей (перевод устной речи в письменную форму)

6

Осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

7

Различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений

8

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

9

Осуществлять трехмерное сканирование

  1. Создание письменных сообщений

1

Создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма (создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма)

Познавательные

2

Сканировать текст и  осуществлять  распознавание сканированного текста

3

Осуществлять редактирование и  структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора

4

Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения

Регулятивные

5

Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке

6

Использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей

  1. Создание графических объектов

1

Создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов

Регулятивные

2

Создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии  с решаемыми задачами

3

Создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические

4

Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств

5

Создавать мультипликационные фильмы

6

Создавать виртуальные модели трехмерных объектов

  1. Создание музыкальных и звуковых сообщений

1

Использовать звуковые и музыкальные редакторы (клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач)

Регулятивные

2

Использовать клавишные и кинестетические синтезаторы

Регулятивные

3

Использовать программы звукозаписи и  микрофоны

  1. Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

1

Организовать сообщение в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер

Познавательные

2

Работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования

Регулятивные

3

Проводить деконструкцию (анализ) сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов

Познавательные

4

Использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки

Регулятивные

5

Формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения

Коммуникативные

6

Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

7

Проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки

Познавательные

8

Понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные)

Коммуникативные

  1. Коммуникация  и социальное взаимодействие

1

Выступать с аудио-видео-поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Коммуникативные

2

Участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета

3

Использовать возможности электронной почты для информационного обмена

4

Вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета

5

Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио)

Регулятивные

6

Соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей

Коммуникативные

7

Взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики)

8

Участвовать в форумах в социальных  образовательных сетях

9

Взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие)

  1. Поиск и организация хранения информации

1

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска (использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности)

Познавательные

2

Использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Познавательные

3

Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

4

Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители (создавать и заполнять различные определители)

5

Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете

  1. Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

1

Строить математические модели

Регулятивные

2

Проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике

3

Анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Познавательные

  1. Моделирование и проектирование, управление

1

Моделировать с использованием виртуальных конструкторов

Регулятивные

2

Конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью

3

Моделировать с использованием средств программирования

4

Проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ (проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования)

Познавательные и коммуникативные

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ  МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ

2.1. Описание автоматизированной технологии определения уровня сформированности ИКТ-компетентности

       Автоматизированная технология для определения уровня сформированности ИКТ-компетентности основывается на электронной таблице Excel, выполненной на основе взаимосвязанных листов, считающих числовые показатели метапредметных универсальных учебных действий, и на их основе высчитывая уровень сформированности ИКТ-компетентности.

      Данная электронная таблица заполняется каждым педагогом индивидуально по тому или тем предметам, которые он преподает в классе. Далее заместителем директора совместно с учителем информатики высчитывается среднее арифметическое по данным всех представленных таблиц, и заполняется таблица усредненных значений. Именно на ее основе администрация школы может отслеживать уровень сформированности не только метапредметных УУД, но и ИКТ-компетентности, как по классу в целом, так и по каждому предмету в отдельности в динамике за определенный период (четверть, триместр, полугодие, год, уровень образования и т.д.). К таблицам прикладываются ключи, для расшифровки полученных результатов, а используется цветовая градация в самой таблице.

      При использовании данных по всем учебным предметам уменьшает степень необъективности оценки уровня развития обучающихся, так как учитывается мнение как минимум 10 педагогов.

       Данные электронной таблицы могут служить основой педагогам, педагогу-психологу, классному руководителю, социальному педагогу и администрации школы для корректировки работы как с учащимися, так и с педагогами, давая явную картину по усвоению учащимися основной образовательной программы основного общего образования и выявить проблемные зоны как у обучающихся, так и у педагогов при работе с каждым конкретным ребенком или классом в целом.

2.2. Возможности использования автоматизированной технологии для участников образовательного процесса

       Использование данной автоматизированной технологии будет полезным для всех участников образовательного процесса, при этом помогая определить возникшую проблему практически на стадии ее формирования и давая возможность своевременно принять соответствующие меры.

        Итак, для администрации школы положительными моментами использования автоматизированной технологии станут:

  • Автоматизация аналитической деятельности;
  • Ведение полного мониторинга качества обучения;
  • Организация работы творческих групп учителей и учащихся;
  • Ведение электронного документооборота;
  • Проведение семинаров-практикумов по использованию информационных технологий в образовательном процессе;
  • Создание информационно-аналитического центра;
  • Создание электронной базы педагогических кадров;
  • Создание электронной базы учащихся.

      Для педагогов школы положительными моментами использования автоматизированной технологии станут:

  • Повышение квалификации по использованию информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе;
  • Использование данных автоматизированной технологии в проведении коррекционной работы с отстающими и слабоуспевающими обучающимися, а так же работы с одаренными обучающимися.
  • Использование данных автоматизированной технологии в организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности.

      Для обучающихся положительными моментами использования автоматизированной технологии станут:

  • Грамотное использование информационных ресурсов и сети Интернет для самообразования;
  • Использование компьютерных технологий при подготовке к уроку и во внеклассной деятельности;
  • Подготовка конкурсных работ с применением ИКТ;
  • Участие в проектах, конкурсах, телеконференциях, дистанционных играх, олимпиадах.

        Для родителей (законных представителей) обучающихся положительными моментами использования автоматизированной технологии станут:

  • Освоение курсов информационной грамотности;
  • Получение достоверной информации по результатам освоения своими детьми основной образовательной программы основного общего образования;
  • Планирование совместной работы с педагогами и администрацией школы по коррекции выявленных у своих детей проблем или развития их одаренности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Можно сделать вывод, что использование автоматизированной технологии определения уровня сформированности ИКТ-компетентности на основе метапредметных результатов основания ООП ООО, имеет большое значение для всех участников образовательного процесса.  При этом каждый получает те рекомендации, которые необходимо только ему для дальнейшей продуктивной  работы, что позволяет своевременно реагировать на все изменения. В то же время использование автоматизированной технологии на основе электронных таблиц  Excel, служит повышению уровня квалификации педагогов при использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

       При этом работа с данной технологией поможет и ученику и учителю в процессе реализации образовательного процесса:

Таблица 2. Положительные моменты использования

 автоматизированной технологии

Ученик

Учитель

Наметить цели конкретной деятельности с учетом своих собственных возможностей

Обеспечить эффективный и качественный мониторинг индивидуального прогресса каждого ученика

Оценивать динамику индивидуальных достижений и уровень этих достижений

Формировать мотивацию к овладению метапредметными результатами образования как необходимого условия формирования ИКТ-компетентности

Планировать свою деятельность и достижения, что позволит лучше двигаться к намеченным целям и использовать план для достижения своих побед

Поддержать важность и значимость владения ИКТ для решения поставленных учебных и внеучебных задач

Использование данных автоматизированной технологии в своем портфолио

Лучше понять возможности и предпочтения в учёбе учащимся

Повысить стремление к успешности и самостоятельности, чтобы это стало общим увлечением, модным стилем жизнедеятельности детей, предметом состязательности

Повысить собственную ИКТ-компетентность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года (в действующей редакции).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 11 г. Павлово, утвержденная приказом по МБОУ СШ № 11 г. Павлово от 31 августа 2015 года № 406 (в действующей редакции).
  3. БурмакинаВ.Ф., Фалина И.Н. ИКТ-компетентность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
  4. Зверева, М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся// Педагогика.-2005 №8
  5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. - С.34-42.
  6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст]/ Дж. Равен.- М.,2002.
  7. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/ А.В. Хуторский. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
  8. Чикурова М.В. Контролировать сформированность информационной компетентности // Школьные технологии.-2004.-№1
  9. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся согласно новым ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fiz-mat-inf.blogspot.com/2010/09/blog-post.html
  10. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования/ А.Л. Семенов//Информационные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html
  11. Ильина, Н.А.Условия эффективности формирования ИКТ-компетентности школьников/ Н.А. Ильина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-3.html

Приложение 1

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в ходе изучения различных учебных предметов

ИКТ-компетентность обучающихся формируется при изучении всех предметов учебного плана, а не только на уроках информатики.

Предмет

Формирование ИКТ-компетентности

Основной вид УУД

Русский язык

Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы еѐ поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом.

Познавательные

Регулятивные

Литература

Работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

Коммуникативные

Регулятивные

Английский язык

Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио - и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Математика

Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

Познавательные

Регулятивные

География

 Биология

 Химия

История

Обществознание

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчѐта о проведѐнных исследованиях. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Регулятивные

Познавательные

Информатика и ИКТ

Знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Приобретение опыта работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля. Овладение приѐмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные


Приложение 2

Ключи к автоматизированной технологии определения уровня сформированности ИКТ-компетентности на основе метапредметных результатов освоения ООП ООО

Уровень

Статус

Рекомендации учителям

Низкий уровень

(23-38 б)

Познавательные УУД. Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме.

Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При

интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий. 

Регулятивные УУД. Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Коммуникативные УУД. Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень

(39-62 б)

Познавательные УУД. Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные  ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Регулятивные УУД. В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.  

Нужно оказать учащемуся организующую и

стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Коммуникативные УУД. Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Высокий уровень

(63-79 б)

Познавательные УУД. Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интел-й обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, твор-м способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Регулятивные УУД. Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои дей-я или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необх-ти уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные УУД. Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЕЙ  ВОСПИТАННОСТИ...

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основн...

Методика определения уровня депрессии.

Данный материал позволит определить на каком уровне дипрессии человек находиться в данный момент....

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)

Цель — определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...