Технологическая карта к уроку «Создание запросов в базе данных».
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Конспект урока по информатике для учащихся 9 класса.
Тема урока: «Создание запросов в базе данных».
Тип урока: изучение нового материала.
Предметные
- умения правильно создавать запросы на выборку в базе данных.
Цель урока:
сформировать простейшие знания создавать запросы на выборку в базах данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_9_b_klassa.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 Б класс (1 гр.).
Предмет: информатика.
Дата: 23.11.17 г.
Тема урока: «Создание запросов в базе данных».
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные
Умение:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
- умения правильно создавать запросы на выборку в базе данных.
Цель урока:
сформировать простейшие знания создавать запросы на выборку в базах данных.
Задачи урока:
1) расширение представлений о функциях СУБД;
2) знакомство с возможностями упорядочения (сортировки) записей;
3) знакомство с основными технологическими приемами по формированию запросов; применение аппарата математической логики для формирования запросов.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД на этапах урока | |
I этап. Организационный этап. | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут тему урока в виде вопросов или гипотез. 2. Формулирование темы, постановка цели (3 мин). | Достаньте дневник, рабочую тетрадь и ручку. Информатика, друзья, Абсолютно всем нужна. На уроке работай старательно, И успех тебя ждёт обязательно! - Внимание, перед вами черный ящик, в котором находится предмет, который нужен нам для дальнейшей работы. Как узнать, что находится в этом ящике? - Задавая вопросы, вы хотели получить ту информацию, которая вам нужна для того, чтобы узнать, а что находится в черном ящике. - Представьте, что это БД «Справочник», мы можем открыть и найти нам нужные сведения, а можно задать вопрос, только в СУБД эта операция называется Запрос. - Давайте заглянем в черный ящик и что же мы тут видим? - Как вы думаете, зачем он нам нужен? - Давайте запишем тему урока. - Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. | Приветствуют учителя. Включаются в диалог, отвечают на вопросы. Можно открыть ящик и посмотреть. Можно с помощью наводящих вопросов. Информацию можно записать вручную или программным способом. Данные определенным образом организованы. Конструктор (детский). Создание с помощью конструктора. Запись темы урока в тетрадь. «Создание запросов с помощью конструктора». Вместе с учителем формулируют цель урока. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами. Коммуникативные УУД: - умение общаться со взрослыми и сверстниками | |
II этап. Актуализация знаний. | ||||
1. Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания» (10-12 мин). | - Где мы можем встретиться с базами данных? Приведите примеры? (Области применения: производство, экономика, образование, медицина и пр.) Вопросы для повторения: 1. А что такое база данных? 2. Назовите основные способы организации данных в БД. 3. Самый распространенный способ организации? 4. А что такое СУБД? 5. В какой программе вы учились создавать базы данных? - Что необходимо описать в структуре таблицы? - А сейчас проверим, как вы хорошо умеете определять типы полей. - Ребята, у вас на партах есть оценочный лист, в котором вы будете фиксировать свои ответы. (Приложение 3) Задание. В БД имеются следующие поля: А) улица; Б) номер дома; В) номер квартиры; Г) ФИО квартиросъемщика; Д) общая площадь квартиры; Е) приватизация (да/нет); Ж) дата заселения; З) количество прописанных жильцов. Для каждого поля укажите соответствующий ему тип:
- Замечательно. На прошлом уроке вы создали БД, ее мы будем использовать в качестве справочной системы. | Приводят примеры. База данных (БД) — определенным образом организованные данные на какую- то тему (в рамках некоторой предметной области). Иерархический, сетевой, реляционный. Реляционный (табличный). СУБД – программное обеспечение для создания данных, хранения и поиска информации. MS Office Access 2003 и 2007 Указать имена и типы полей. Выполняют задание на листочках. Ответ: А – 2, Б – 1, В – 1, Г – 2, Д – 1, Е – 4, Ж – 3, З – 1. Взаимопроверка. Оценивание. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности | |
III этап. Изучение нового материала. | ||||
1. Открытие новых знаний (10 мин). | Учитель излагает учащимся понятие «Запрос», при этом обращая внимание учащихся на опорный конспект. Запрос (справка) – таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлеченные из базы данных. - Условия выбора могут быть как простыми так и сложными. Сегодня мы будем учиться выполнять простые запросы. СУБД Access включает такие средства создания запросов, как Мастер и Конструктор. Данные в таблицах можно отсортировать на основе любого поля или комбинации полей. Для создания нового простого запроса в режиме конструктора надо щелкнуть на пиктограмме Конструктор запросов. Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц. В нижней части окна находится Бланк построения запроса, в котором каждая строка выполняет определенную функцию. Можно задать принцип сортировки (по возрастанию или по убыванию) результатов запроса. В строке "Вывод на экран" автоматически устанавливается флажок просмотра информации. В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями сравнения: = равно; <> не равно; < меньше; > больше; <= меньше или равно (не больше); >= больше или равно (не меньше). На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы. В сложных условиях выбора с логическими выражениями, содержаться логические операции И, ИЛИ, НЕ с которыми вы познакомились в 8 классе. Задание 12 из ОГЭ по информатике (Приложение 1). Слайд с примерами выполнения запросов: 1. Рост ученика не ниже 156 см. - Какие поля нужно выбрать для выполнения данного условия? 2. У кого день рождение в мае? | Слушают рассказ учителя. Задают вопросы. Изучают опорный конспект. Фиксируют в тетради основные понятия и их определения. Слайд Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Фамилия, Имя, Рост Фамилия, Имя, Дата рождения (*.05.*) | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности. Освоение основных понятий и определений. | |
IV этап. Закрепление нового материала. | ||||
1. Организация усвоения детьми создания запроса в СУБД. 2. Включение нового знания в систему знаний; 3. Повторение и закрепление изученного. | - Сейчас ребята, у Вас на столе есть карточки с практической работой, с помощью которой мы и закрепим полученные знания. (Приложение 2) - Вопросы есть? Кому что непонятно? - Прежде чем вы приступите к выполнению практической работы, вспомните, пожалуйста, требования по ТБ при работе в кабинете информатики. Заполните журнал регистрации. - Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию: 1. Учащиеся, родившиеся в 2004 году. 2. Учащиеся с мужскими именами. 3. Кто проживает по улице Школьной? 4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»? 5. Кто из учащихся увлекается танцами? 6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию. 7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг. | Проговаривают правила ТБ и присаживаются за компьютеры. Используют приобретенные знания в практической деятельности.
Физкультминутка Выполняют практическую работу. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Предметные: - осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию. | |
V этап: контроль усвоения, осуждение допущенных ошибок и их коррекция. | ||||
Организовать:
(12 мин). | Задание 5 (учебник, стр. 91, а и б) Задание 10 (учебник, стр. 92, а) | Выполняют задания по учебнику. Ответы записывают в оценочный лист. Высказывают суждения по результатам решения и проверки заданий. Самооценка. | Умение систематизировать, обобщать изученное. | |
VI этап: рефлексия учебной деятельности на уроке. | ||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса (3 мин). | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение: Я похвалил бы себя … Особенно мне понравилось … Сегодня мне удалось… Я сумел … Было интересно … Было трудно … Я почувствовал, что … Меня удивило … Домашнее задание:
Букет настроения Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Синий – грустное настроение, пассивность, усталость; Зеленый – активность, (но при насыщенности цвета – беззащитность). Желтый – приятное, спокойное настроение. Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Оценки будут сообщены после проверки самостоятельной работы. Всем спасибо за урок. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно чтоб вам пригодились. | Анализирует деятельность по достижению цели. Записывают в дневник домашнее задание. Обсуждение критериев самооценки и взаимооценки «5» - 4 запроса записаны в тетради, и выполнены за компьютером в соответствии с результатами запросов в раздаточном материале практической работы № 12; «4» по 3 запроса записано в тетради и выполнено за компьютером; «3» менее 3 запросов записано в тетради и выполнено за компьютером. | Познавательные: - давать оценку своим действиям, оценивать результат; |
Приложение 1.
Задание 12.
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
Баку | скорый | 61:24 | Курский |
Балашов | пассажирский | 17:51 | Павелецкий |
Балашов | пассажирский | 16:57 | Павелецкий |
Балхаш | скорый | 78:45 | Казанский |
Берлин | скорый | 33:06 | Белорусский |
Брест | скорый | 14:47 | Белорусский |
Брест | скорый | 24:16 | Белорусский |
Брест | ускоренный | 17:53 | Белорусcкий |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «пассажирский») ИЛИ (Вокзал = «Белорусский»)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей. Ответ: 8.
Пояснение.
Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истинны хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят варианты, в которых поезд «пассажирский» и в которых вокзал «Белорусский». Таких вариантов 8.
Задание 12.
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
Балаково | скорый | 20:22 | Павелецкий |
Бийск | скорый | 61:11 | Казанский |
Бишкек | скорый | 121:20 | Казанский |
Благовещенск | пассажирский | 142:06 | Ярославский |
Брест | скорый | 14:19 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Волгоград | скорый | 18:50 | Павелецкий |
Волгоград | скорый | 24:50 | Курский |
Воркута | пассажирский | 48:19 | Ярославский |
Воркута | пассажирский | 48:19 | Ярославский |
Гродно | скорый | 16:34 | Белорусский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию (Категория поезда = «скорый») И (Время в пути > 40:00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей. Ответ: 3.
Пояснение.
Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Следовательно, условию удовлетворяют те строки таблицы, в которых скорый поезд находится в пути более 40 часов. Таких вариантов три: поезда в Бийск, Бишкек и Варну.
Приложение 2.
Практическая работа «Создание запросов в MS Access»
Создать запросы для вывода на экран записей, отображающих информацию:
На оценку «3»
1. Учащиеся, родившиеся в 2004 году.
2. Учащиеся с мужскими именами.
3. Кто проживает по улице Школьной?
4. Сколько учащихся с фамилией на букву «С»?
На оценку «4» и «5»
5. Кто из учащихся увлекается танцами и есть компьютер?
6. Кто из учащихся проживает по улице на букву «П» и отсортировать номер дома по возрастанию.
7. Какие девочки выше 170 см и вес меньше 60 кг.
8. Рост ученика больше 160 см и ученик увлекается плаванием.
9. Рост ученика больше 160 см или ученик увлекается плаванием.
10. Кто родился в мае и фамилия на букву «П».
Приложение 3.
Оценочный лист ученика ______________________________ 9 Б кл.
Твое настроение в начале урока (нужный цвет подчеркнуть): желтый, розовый, оранжевый, зеленый.
Настроение в конце урока (нужный цвет подчеркнуть):
желтый, розовый, оранжевый, зеленый.
Оценка за урок: ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы....
Запросы к базе данных
конспект урока по теме "Запросы к базе данных"...
Электронный тест по теме "Запросы к базам данных"
Электронный тест по теме "Запросы к базам данных" 9 класс...
Формирование запросов в базах данных
Материал предназначен для 11 класса...
Создание запросов в базе данных MS Access
План-коспект урока по информатике...
Видеоматериал по созданию простых запросов в Базах Данных
Видеоматериал использовался на дистанционном обучении при практических занятиях по созданию простых запросов в Базах Данных на примере Access 2007...
Учебный материал: Создание запросов в базе данных
Цели урока: формирование умения создавать запросы в СУБД Access....