Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами;
- ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_9.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 13
Дата: 06.12.18г.
Класс: 7-А
Тема урока: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров).
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами;
- ориентироваться в интерфейсе текстового редактора.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: ПК, доска, мел.
Ход урока.
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
- Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
1. Какими способами можно передавать одну и ту же информацию? (с помощью алфавита, с помощью цифр, с помощью нот, с помощью азбуки Морзе, на компьютере);
2. Что такое текстовая информация? (текстовая информация –всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков).
3. Как называются программы, предназначенные для работы с текстами? (текстовые редакторы и текстовые процессоры).
4. Какие текстовые редакторы вы знаете? Текстовые процессоры? (WordPad, Блокнот), (Microsoft Office Word, OpenOffice Writer);
5. По какой формуле можно вычислить количество информации? (N=2I, N –количество возможных информационных сообщений, I –количество информации).
- Изучение нового материала
- Представление текстов в памяти компьютера
Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе (в виде 0 и 1). Для кодирования каждого знака требуется количество информации, равное 8 битам, т. е. длина двоичного кода знака составляет восемь двоичных знаков.
Каждому знаку необходимо подставить в соответствие уникальный двоичный код из интервала от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255). Человек различает знаки по их начертанию, а компьютер -по их двоичным кодам. При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение знака преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу со знаком, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код знака). Код знака хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.
В процессе вывода знака на экран компьютера производится обратное перекодирование, т.е. преобразование двоичногокода знака в его изображение.
- Кодировочные таблицы
При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.
Таблица кодировки – таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды). Присваивание знаку конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. В существующих кодовых таблицах:
десятичные коды с 0 по 32 соответствуют не знакам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т. д.).
десятичные коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют знакам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.
десятичные коды с 128 по 255 являются национальными, т. е. в различных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют разные знаки.
В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8,Mac, ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки под названием ASCII (American Standart Code for Information Interchange) –американский стандартный код для информационного обмена)
- Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Текстовый редактор – самостоятельная компьютерная программа (приложение) или часть программного комплекса, которая предназначена для создания и редактирования текстовых данных.
Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).
Текстовые редакторы предназначены в основном лишь для ввода и редактирования текста, но не имеют средств для оформления внешнего вида текста (форматирования). Таким образом, применяются в тех случаях, когда оформление текста является лишним или не нужным (например, при подготовке документов для отправки электронной почтой).
Созданный текстовый файл в одном редакторе можно редактировать с помощью другого редактора, т.к. текстовый файл при сохранении содержит только коды введенных символов.
Кроме создания и просмотра текста текстовые редакторы позволяют выполнять следующие операции редактирования текста – перемещение, копирование, вставка текста, поиск по тексту и замена, сортировка строк, просмотр кодов символов и конвертация кодировок, печать документа и т.п.
- Физминутка
- Закрепление изученного материала
Работа в группах
Работа с учебником § 13, 14, 15. Каждая группа получает вопрос, на который необходимо развернуто ответить.
1 группа Что понимается под форматированием теста?
2 группа Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно выполнить?
3 группа Работа с окнами. Показать многооконный режим работы (Практическая работа на компьютере)
4 группа Как распечатать текст на бумаге? Какие технические средства для этого необходимы?
- Подведение итогов
Выступление групп по своим вопросам. Выставление оценок.
- Рефлексия
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
- Домашнее задание: читать § 13-15, выполнить задание 2 на стр. 85.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоичное кодирование текста в памяти компьютера
Целью самостоятельной работы является проверка заний учащихся по теме "Двочное кодирование текста в памяти компьютера". Работа представлена двумя равнозначными по сложности вариантами....
"Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы".
Мтодическая разработка урока по информатике и ИКТ для 8 класса (13 урок) по учебнику Семакина И., Загаловой Л....
Тексты в памяти компьютера
Презентация к уроку "Тексты в памяти компьютера" для 6 класса....
Конспек урока 10 класса " Представление текста в памяти компьютера"
конспект по учебнику ФГОС " Информатика 10" Семакин И.Г....
Тексты в памяти компьютера
Материал по теме "Тексты в памяти компьютера" состоит из конспекта занятия,презентации, ряда заданий как практических так и теоретических. Презентация расскажет ученикам о том, как тексты хранятся в к...
Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»
Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...
Презентация к уроку информатики по теме: "Представление чисел в памяти компьютера"
Презентация к уроку информатики по теме: "Представление чисел в памяти компьютера"...