Тексты в памяти компьютера
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Материал по теме "Тексты в памяти компьютера" состоит из конспекта занятия,презентации, ряда заданий как практических так и теоретических. Презентация расскажет ученикам о том, как тексты хранятся в компьютерной памяти и съемных носителях. Практические задания помогут ученикам закрепить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6 класс
Раздел программы: Компьютер и информация.
Тема урока: Тексты в памяти компьютера.
Учитель: Белоус Екатерина Сергеевна
«Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна»
Лаплас, Пьер-Симон (1749-1827)
Цели:
- Освоить способы представления символьной информации в компьютере.
- Изучить кодовые таблицы, способы преобразования информации (кодирование-декодирование).
- Закрепить знания в ходе выполнения заданий.
- Формировать практические навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.
- Закрепить навыки работы в программе Microsoft Excel.
Задачи урока:
- Знать позиционные системы счисления, используемые в ПК;
- Знать правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления;
- Уметь применять правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
- Уметь работать в программе Microsoft Excel.
Тип урока: урок повторения пройденного и изучения нового материала.
Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютеры.
Список литературы и Интернет ресурсов:
- Босова Л. Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
- Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006.
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства БИНОМ.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 2 мин.
- Актуализация и проверка знаний – 6 мин.
- Изучение нового материала – 13 мин.
- Закрепление изученного материала – 7 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Подведение итогов – 3 мин
- Домашнее задание – 1 мин.
- Рефлексия -2 мин
- Организационный момент.
Здравствуйте. На прошлых занятиях мы знакомились с системами счислений, отметили, что числа могут быть по-разному записаны, записывали числа, представленные в разных системах счисления в развернутой форме. Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала следующее высказывание (слайд 1).
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)
III. Актуализация и проверка знаний.
– Ребята, о каких же цифрах идет речь в следующем задании.
Задание 1. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления. Для этого сначала заполните последний столбец таблицы. (слайд 2-3)(В тетрадях обучающиеся записывают координаты точек в десятичной системе счисления. На интерактивной доске один обучающийся строит фигуры).
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (101;101) | (5;5) |
2 | (101; 11001) | (5;25) |
3 | (1111; 11001) | (15;25) |
4 | (1111;101) | (15;5) |
5 | (101;101) | (5;5) |
6 | (10100;10100) | (20;20) |
7 | (11001;11001) | (25;25) |
8 | (11001;101) | (25;5) |
Задание 2. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия по теме Системы счисления, для этого я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу. На столах бланки с заданиями – соединить по смыслу понятия из левой таблицы с их определениями в правой таблице. (Приложение 1 Соедините по смыслу).
Ребята работают самостоятельно с бланком ответов. Меняются и проводят взаимопроверку с выставлением оценок. ( Критерии оценивания: нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки - 3). Фронтальная проверка (слайд 4). Сдают бланки учителю.
Задание 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания (слайд 5-6)
– Из некоторых букв разгаданных слов можно получить слова «Тексты в памяти компьютера». Но некоторые буквы закодированы числами. Что эти числа означают? (обсуждение с обучающимися)
IV. Изучение нового материала.
– Тема нашего урока «Тексты в памяти компьютера» (слайд 7-8).
Какие буквы записаны числами? (к – 203, ь – 216, ю – 192, р – 210). Буквы закодированы десятичными цифрами. Как закодировать двоичными цифрами?
При двоичном кодировании текстовой информации чаще всего каждому символу ставится в соответствие уникальная цепочка из 8 нулей и единиц, называемая байтом.
1 байт=8 бит
Всего существует 256 разных цепочек из 8 нулей и единиц. Это позволяет закодировать 256 разных символов. Соответствие символов и кодов задается с помощью специальной кодовой таблицы.
При международном обмене информацией используется кодировка ASCII (Американский Стандартный код для обмена информацией). Она включает в себя 128 символов: прописные и строчные латинские буквы, цифры, знаки препинания, некоторые служебные символы. (приложение2).
Чтобы узнать, какое слово закодировано двоичной последовательностью, ее нужно разбить на 8-символьные цепочки, каждой из которых поставить в соответствие некоторый символ кодовой таблицы.
Например, последовательность
00110010001100000011000100110011
разбиваем так:
00110010. 00110000.00110001. 00110011.
Это соответствует «2013».
Для кодирования букв русского языка существует несколько различных кодировок, являющихся расширением таблицы кодов ASCII. Т.е. первая часть каждой расширенной таблицы кодировки совпадает с таблицей ASCII, а вторая часть (коды русских букв) у каждой таблицы своя. Примером такой таблицы является кодовая таблица КОИ-8 (код обмена информацией, 8 битов).
V. Закрепление изученного материала
Приложение 2 (слайд 9-10)
Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали (слайд 11)
VI. Практическая работа (слайд 12)
VII. Поведение итогов
– С чем мы сегодня ознакомились?
– С помощью какой таблицы кодируется текст?
(Проводится фронтальный опрос учащихся).
VIII. Домашнее задание (слайд 13).
§1.3 (стр. 21-23.
IX. Рефлексия (слайд 14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двоичное кодирование текста в памяти компьютера
Целью самостоятельной работы является проверка заний учащихся по теме "Двочное кодирование текста в памяти компьютера". Работа представлена двумя равнозначными по сложности вариантами....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-554001-1419083972.jpg)
"Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы".
Мтодическая разработка урока по информатике и ИКТ для 8 класса (13 урок) по учебнику Семакина И., Загаловой Л....
Тексты в памяти компьютера
Презентация к уроку "Тексты в памяти компьютера" для 6 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-658833-1440772165.jpg)
Конспек урока 10 класса " Представление текста в памяти компьютера"
конспект по учебнику ФГОС " Информатика 10" Семакин И.Г....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-331868-1383281122.jpg)
Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера
Разработка урока информатики по теме Тексты в памяти компьютера с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102806-1547560192.jpg)
Урок информатики по теме «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Текстовые редакторы и текстовые процессоры»
Цели урока: познакомить обучающихся со способами представления текстов в памяти ПК, способами кодирования информации в компьютере; дать определение понятиям текстовые редакторы и текстовые процессоры....
Конспект урока по информатике 8 класс Тема: «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы»
Тема урока: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.Цели урока:Образовательные:познакомить учащихся со способами кодирования информации в компьютере;научить определять числовые...