Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 10-11 класс (ФК), основное общее образование
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс)
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11 классах необходимо решить следующие задачи:
1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе – 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в неделю), согласно ФК БУП от 2004 года. В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учреждения) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10-11_kl_dyusimbaevag.m.docx | 75.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано: Утверждаю:
Зам.Директора по УВР Директор МКОУ БСОШ №4
Станскова Е.А. Андрюкова Е.В.
« »____________ 2018 г. « »____________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Информатика и ИКТ
10-11 класс (ФК), основное общее образование
Составитель:
Учитель информатики: Дюсимбаева Гульсара Миндваевна
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм., внесенными Федеральными законами от 04.04.2014 г. № 145-ФЗ от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))в действующей редакции;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 « Об утверждении Федерального перечня учебников. Рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г.№576, от 28.12.2015 г.№ 1529, от 26.01.206 г. №38, от 21.04.2016 г. № 459,29.12.2016 г. №1677)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
- Методическое письмо министерства образования и науки Челябинской области от 06 июня 2017 года № 1213/5227 « О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2017/2018 учебном году;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МКОУ СОШ № 4.
- Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне Семакина И.Г.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне.
- Учебный план МКОУ БСОШ №4 на 2016-2017 учебный год.
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.
Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11 классах необходимо решить следующие задачи:
- развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
- формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе – 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в неделю), согласно ФК БУП от 2004 года.
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учреждения) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать
- объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
- различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Содержание учебного предмета информатики и ИКТ для 10-11 классов
10 класс Общее число часов — 34ч.
- Информация (5 ч)
Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
- Информационные процессы в системах. (8 ч)
Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.
Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
- Информационные модели (9ч)
Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей
Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.
Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей.
- Программно-технические системы реализации информационных процессов(11ч)
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
Многопроцессорые системы и сети.
Практические работы: работа в Интернете
Содержание обучения 11 класс. Общее количество часов 34.
- Информационные системы (1ч)
Назначение информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных систем.
- Гипертекст(2ч)
Гипертекст, гиперссылка. Средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).
Практика на компьютере: практическое освоение приемов создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора.
- Интернет как информационная система(6ч)
Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.
Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера; освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах; освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.
- Web-сайт(3ч)
Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация web-сайта. Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с элементами HTML и структурой HTML-документа.
Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов на языке HTМL.
- ГИС(2ч)
ГИС. Области приложения ГИС. Структура ГИС. Приемы навигации в ГИС.
Практика на компьютере: освоение приемов поиска информации в геоинформационной системе.
- Базы данных и СУБД(5ч)
Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора; просмотр содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в процессе создания спроектированной БД.
- Запросы к базе данных(5ч)
Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Практика на компьютере: освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной БД; заполнение таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации сложных запросов на выборку.
- Моделирование зависимостей; статистическое моделирование(4ч)
Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.
Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора; освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции.
- Корреляционное моделирование(2ч)
Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции .
- Оптимальное планирование(2ч)
Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного процессора «Поиск решения» для построения оптимального плана.
- Социальная информатика(3ч)
Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных ресурсов. Виды информационных услуг. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере. Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Социальная информатика».
Распределение содержания курса
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
10 класс | ||
Информация и информационные процессы (8 часов) | 8 | |
Логическая информация и основы логики (9 часов) | 9 | |
Информационное моделирование и системология (10 часов) | 10 | |
Программно-технические системы реализации информационных процессов — 5 часов | 5 | |
Повторение | 2 | |
Итого | 34 | |
11 класс | ||
Информационные системы | 1 | |
Интернет как информационная система | 6 | |
Web-сайт | 3 | |
ГИС | 2 | |
Базы данных и СУБД | 5 | |
Запросы к базе данных | 5 | |
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование | 4 | |
Корреляционное моделирование | 2 | |
Оптимальное планирование | 2 | |
Социальная информатика | 3 | |
Повторение | 1 | |
Итого | 34 |
График практических и проверочных работ
№ урока | Дата урока | Название практической работы |
7 | Практическая работа №1 «Измерение информации» | |
8 | Проверочная работа. | |
15 | Практическая работа №2 «Автоматическая обработка данных» | |
16 | Проверочная работа. | |
18 | Практическая работа №3 «Шифрование данных» | |
19 | Проверочная работа. | |
21-22 | Практическая работа №3 «Структуры данных: графы» | |
23 | Проверочная работа. | |
24 | Практическая работа №4 «Управление алгоритмическим исполнителем» | |
26 | Практическая работа №5 «Выбор конфигурации компьютера» | |
28 | Практическая работа №6 «Настройка BIOS» | |
29 | Проверочная работа. | |
30 | Практическая работа №7 «Представление чисел» | |
32 | Практическая работа №8 «Представление текстов. Сжатие текстов» | |
33 | Практическая работа №9 «Представление изображения и звука» |
График практических работ
№ урока | Дата урока | Название практической работы |
3 | Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры» | |
4 | Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой и телеконференциями» | |
6 | Практическая работа №3 «Работа с браузером. Просмотр Web-страниц» | |
7 | Практическая работа №4 «Сохранение загруженных Web-страниц» | |
9 | Практическая работа № 5 «Работа с поисковыми системами» | |
10 | Проверочная работа. | |
11 | Практическая работа №6 «Создание Web-сайта с помощью текстового процессора» | |
12 | Практическая работа №7 «Создание Web-сайта с помощью языка HTML» | |
14 | Практическая работа №8 «Поиск информации в ГИС» | |
16 | Практическая работа №9 «Знакомство с СУБД» | |
19 | Практическая работа № 10«Создание БД «Приемная комиссия» | |
21 | Практическая работа №11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | |
22 | Практическая работа №12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | |
24 | Практическая работа №13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» | |
25 | Проверочная работа. | |
27 | Практическая работа №14 «Получение регрессионных моделей с помощью табличного процессора» | |
28 | Практическая работа № 15 «Прогнозирование с помощью табличного процессора» | |
30 | Практическая работа №16 «Расчет корреляционных зависимостей» | |
32 | Практическая работа №17 «Решение задачи оптимального планирования» |
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО)
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» часы, выделяемые ранее в региональный компонент областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997) при изучении отдельных предметов национальные, региональные и этнокультурные особенности включаются в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).
В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей. НРЭО обеспечивают изучение национальных традиций Челябинской области, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей
в 10-11 классах
№ урока | Тема урока | Содержание НРЭО |
Представление целых чисел | Численность населения городских округов и | |
17 | Моделирование как метод | Пословицы и поговорки народов Южного Урала |
19 | Табличные информационные | Создание таблицы «Народные заповедники и |
18 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | Сортировка и поиск данных в таблице « |
30 | Построение диаграмм и графиков | Построение диаграмм по таблице «Численность |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Вид контроля. Измерители | Подготовка к ЕГЭ | ЦОР | Домашнее задание | Дата | |||||
план | факт | |||||||||||
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (8 ЧАСОВ) | ||||||||||||
1 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Понятие «информация» и свойства информации. | Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика. | ПК, слайды, программа Калькулятор | § 1 Зад.1: п. 1.1, | ||||||||
2 | Представление информации, языки, кодирование | Информационные процессы. Кодирование информации. Естественные и формализованные языки. Поиск и отбор информации. Выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристика | §2 | |||||||||
3 | Измерение информации. Объемный подход | Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в природе, обществе и технике) Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам | Практическая работа № 1. Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.(2.1) | В1 |
| § 3 Зад.1: п.1.3 стр.115-16, №7,9,13,15,18 | ||||||
4 | Измерение информации. Содержательный подход | Единицы измерения информации, способы расчета информации. Алфавитный подход к определению количества информации. | Практическая работа № 2. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. (2.1) | А16 | § 4 Зад.1: п.1.3 стр.18-19 № 21,25.29,31 | |||||||
5 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах | § 5-6 | ||||||||||
6 | Обработка информации. Изменение формы представления информации. | Практическая работа № 3. Автоматическая обработка данных. (2.2) | § 7-10 | |||||||||
7 | Поиск данных. Защита информации. | Поиск данных. Атрибуты данных, организация поиска. Методы поиска. Виды угроз. Меры защиты. Криптография. Цифровые подписи | Практическая работа № 4. Шифрование данных (2.3) | § 11-12 Зад.1: п.3.1, №65, 74 | ||||||||
8 | Контрольная работа. Информация и информационные процессы | контрольная работа №1 | ||||||||||
2. ЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВЫ ЛОГИКИ (9 ЧАСОВ) | ||||||||||||
9 | Высказывания. Логические величины, операции, выражения. | Величина, высказывание(суждение), логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквивалентность), логическая формула. | А15, В8 | ПК, слайды, обучающая программа, таблицы с логическими величинами и операциями | Зад.1: п.1.6.1- 1.6.2, 1.6.4, №33 | |||||||
10 | Логические схемы и логические выражения. | Схематическое изображение логических операций, построение логических схем соответствующих логическому выражению и обратно, определение значения логического выражения. | Практическая работа №5. Построение логических схем | ПК, слайды, таблицы с логическими величинами и операциями | Зад.1: п.1.6.3, №19(7), 21(2), 26(б) | |||||||
11 - 12 | Преобразование логических выражений. | Основные формулы преобразования логических выражений и их применение для упрощения высказываний | Практическая работа №6. Преобразование логических выражений | А10 В10 | ПК, слайды, карточки с заданиями, таблицы с формулами преобразования логических выражений | Зад.1: п.1.6.5, №34(2), 36(2), №42 | ||||||
13 | Таблицы истинности | Способы решения логических задач. | Практическая работа № 7. Построение таблиц истинности. Построение выражений по таблице истинности. | А7 | Зад.1: п.1.6.5, №31, 2,33 | |||||||
14-15 | Решение логических задач. | Практическая работа № 8. Решение логических задач. | В7, С3 | Зад.1: п.1.6.5, №40,41, 44, 43 | ||||||||
16 | Контрольная работа. «Основы логики» | контрольная работа №2 | ||||||||||
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМОЛОГИЯ (10 ЧАСОВ) | ||||||||||||
17 | Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии. | Виды моделирования: концептуальное, физическое, структурно-функциональное, математическое, имитационное. Этапы построения модели. Виды компьютерного моделирования. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Типы связи и системы управления. Модель процесса управления. Замкнутые и разомкнутые системы управления. | Практическая работа №9. Оформление презентации на тему «Модели и системы» (1.7) | А7 | §13-14 | |||||||
18 | Графы и сети. Иерархические структуры и деревья | Сформировать у учащихся понятие «граф», познакомить с видами графов, сформировать навыки построения графов. | Практическая работа №10. Структура данных: графы. (2.4) | А6 | §15 Зад.2: п.7.2 | |||||||
19 | Табличная организация данных. | Классификация структур информационных моделей, понятие табличной информационной модели, составление табличных информационных моделей | Практическая работа №11. Структура данных: таблицы (2.5) | Зад.2: п.7.4, №29, 32 | ||||||||
20-21 | Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. | Основное преимущество компьютера перед человеком, для чего нужны математические модели, что такое вычислительный эксперимент | Практическая работа №12. Моделирование биологических процессов (биоритмы) | |||||||||
22-23 | Решение задач | управление на основе моделей, имитационное моделирование | тестирование | |||||||||
24 | Алгоритм – модель деятельности | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма | А18, В2 | §16, | ||||||||
25 | Управление исполнителем | Исполнитель. Система команд исполнителя. | Практическая работа №13. Управление алгоритмическим исполнителем. (2.6) | В3 | ||||||||
26 | Контрольная работа «Модели и моделирование» | Контрольная работа №3 | ||||||||||
4. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ — 5 ЧАСОВ | ||||||||||||
27 | Аппаратное обеспечение компьютера. Программное обеспечение компьютера. | Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектура ПК, контроллер, шина, память. Устройства. Виды программного обеспечения: ОС, прикладные, системные | Практическая работа № 14. Работа в среде операционной системы (1.1) | А3 | § 17-18 | |||||||
28 | Конфигурация компьютера | Пользовательский интерфейс. Ядро ОС. | Практическая работа № 15. Выбор конфигурации компьютера (2.7) | реферат-презентация по курсу | ||||||||
29 | Настройка компьютера | Методика настройки ПК (BIOS) | Практическая работа № 16 . Настройка BIOS (2.8) | реферат-презентация по курсу | ||||||||
30 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | Кодирование информации, способы кодирования, представление информации. Дискретные модели данных. Представления чисел в ПК | Практическая работа № 14. Представление чисел (2.9) | А5, В5 | Зад.1: п.1.5.1, №33(2), 34(2), 36(2), 49, 50 | |||||||
31 | Представление текстов | Способы кодирования текста. Кодировочные таблицы. | Практическая работа № 15. Кодирование и декодирование текста. Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. (2.10) | А2 | ПК, таблицы кодов, текстовый редактор, программа Калькулятор | Зад.1: п.3.1.3, №32, №36, №45 | ||||||
32 | Представление изображения и звука | Способы кодирования графики и звука. Графика в памяти ПК. | Практическая работа № 16. Информационный объем графических и звуковых файлов. (2.11) | А14 | Зад.1: п.3.1.5- 3.1.6, №23, 32, 36 | |||||||
33 | Контрольная работа . Программно-технические системы реализации информационных процессов | Контрольная работа №4 | ||||||||||
34 | Решение задач на повторение. | |||||||||||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
11 класс (34 часа)
- Информационные системы (1 ч из них теории 1 ч)
№ урока | Тема | §§ | Дата | |
план | факт | |||
1 | Понятие информационной системы, классификация ИС | 24 |
- Гипертекст (2 ч из них теории 1 ч)
2 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 25 | ||
3 | Практическая работа: «Гипертекстовые структуры» | Пр/р 3.1 |
- Интернет как информационная система(6 ч из них теории 3 ч)
4 | Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа: «Работа с электронной почтой и телеконференциями» | 26, Пр/р 3.2 | ||
5 | WWW – Всемирная паутина | 27 | ||
6 | Практическая работа: «Работа с браузером. Просмотр Web-страниц» | Пр/р 3.3 | ||
7 | Практическая работа: «Сохранение загруженныхWeb-страниц» | Пр/р 3.4 | ||
8 | Средства поиска данных в Интернете | 28 | ||
9 | Практическая работа: «Работа с поисковыми системами» | Пр/р 3.5 |
- Web-сайт (3 ч из них теории 1 ч)
10 | Контрольная работа по теме «Интернет как информационная система». Web-сайт – гиперструктура данных | 29 | ||
11 | Практическая работа: «Создание Web-сайта с помощью текстового процессора» | Пр/р 3.6 | ||
12 | Практическая работа: «Создание Web-сайта с помощью языка HTML» | Пр/р 3.7 |
- Геоинформационные системы(ГИС) (2 ч из них теории 1 ч)
13 | Геоинформационные системы | 30 | ||
14 | Практическая работа: «Поиск информации в ГИС» | Пр/р 3.8 |
- Базы данных и СУБД (5 ч из них теории 3 ч)
15 | База данных – основа информационной системы | 31 | ||
16 | Практическая работа: «Знакомство с СУБД» | Пр/р 3.9 | ||
17 | Проектирование многотабличной БД | 32 | ||
18 | Создание базы данных | 33 | ||
19 | Практическая работа: «Создание БД «Приемная комиссия» | Пр/р 3.10 |
- Запросы к базе данных (5 ч из них теории 2 ч)
20 | Запросы как приложения информационной системы | 34 | ||
21 | Практическая работа: «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | Пр/р 3.11 | ||
22 | Практическая работа: «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | Пр/р 3.12 | ||
23 | Логические условия выбора данных | 35 | ||
24 | Практическая работа: «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия» | Пр/р 3.13 |
- Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
(4 ч из них теории 2 ч)
25 | Контрольная работа по темам «Базы данных и СУБД», «Запросы к базе данных» Моделирование зависимостей между величинами | 36 | ||
26 | Модели статистического прогнозирования | 37(стр196-200) | ||
27 | Практическая работа: «Получение регрессионных моделей с помощью табличного процессора» | Пр/р 3.16 | ||
28 | Прогнозирование по регрессионной модели. Практическая работа: «Прогнозирование с помощью табличного процессора» | 37 (стр200-202) Пр/р 3.17 |
- Корреляционное моделирование(2 ч из них теории 1 ч)
29 | Моделирование корреляционных зависимостей | 38 | ||
30 | Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей» | Пр/р 3.18 |
- Оптимальное планирование (2 ч из них теории 1 ч)
31 | Модели оптимального планирования | 39 | ||
32 | Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования» | Пр/р 3.19 |
- Социальная информатика (3 ч из них теории 2 ч)
33 | Информационные ресурсы. Информационное общество. | 40, 41 | ||
34 | Правовое регулирование в информационной сфере. Защита реферата-презентации по теме «Социальная информатика» | 42, 43 |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
По разделам курса 10 класса предусмотрены 4 контрольные работы и 1 итоговый проект:
Все работы составлены на основании содержания предмета «Информатика и ИКТ» 10 класс. Работы проверяют результаты обучения учащихся по каждой теме. Работы утверждены на школьном методическом объединении учителей информатики.
Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»
Система оценивания контрольного тестирования
Блок А
Каждое задание с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Блок Б
Каждое из заданий оценивается 1 баллом.
Возможное число баллов –17 ( по 1 баллу за каждое задание).
1-6 – оценка «2»,
7-12 – оценка «3»,
13 -15 – оценка «4»,
16-17– оценка «5»
Контрольная работа № 2 по теме «Основы логики» представлена в виде тестирования с выборочным и кратким ответом, а также решением задач. В тесте 6 заданий
За каждый правильный ответ присваивается один балл, в сумме необходимо набрать 6 баллов. Оценивание контрольной работы будет высчитываться в процентном соотношении, где:
100% - 95% (5 баллов) - отметка «5»
94% - 75% (4 балла) - отметка «4»
74% - 51% (3 балла) - отметка «3»
Контрольная работа № 3 по теме «Модели и моделирование» представлена в виде тестирования с выборочным ответом.
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ присваивается один балл, в сумме необходимо набрать 5 баллов. Оценивание контрольной работы будет высчитываться в процентном соотношении, где:
100% - 95% (5 баллов) - отметка «5»
94% - 75% (4 балла) - отметка «4»
74% - 51% (3 балла) - отметка «3»
менее 50% (менее 3 баллов)- отметка «2» с последующей пересдачей, но при этом окончательный отметка будет на балл ниже.
Контрольная работа № 4 по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов»
Тест составлен в 1 варианте. Время на выполнение теста 40-45 минут.
Тест состоит из двух частей, содержит 20 вопросов с возрастающим коэффициентом сложности. Первая часть включает в себя тестовые задания в закрытой форме: с выбором одного ответа, с выбором нескольких вариантов ответа. Вторая часть предполагает проверку более глубоких и системных знаний учащихся, а также умений корректно излагать свои мысли, поэтому составлена в форме микросочинений.
Первая часть оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Во второй части каждый ответ оценивается двумя баллами, где учитывается правильность, полнота ответа и умение оперировать терминами.
Согласно критериям и нормам оценка за тестовую работу выставляется следующим образом:
Оценка «5» — более 85% баллов;
Оценка «4» — от 70 до 85% баллов;
Оценка «3» — от 50 до 70 баллов;
Оценка «2» — менее 50% баллов.
Максимальный тестовый балл 26. Соответственно, учащийся получает оценку:
«5» - 22-26 балл
«4» - 18-21 баллов
«3» - 13-17 баллов
«2» - ниже 13 баллов
Контрольная работа № 2 по теме «Средства и технологии обработки информации»
На выполнение теста отводится 20 минут.
Тестовая работа состоит из 12 заданий. К каждому заданию 1 - 10 дается четыре ответа, из которых только один правильный. В задании 11 необходимо дать краткий ответ. В задании 12 необходимо установить соответствие.
За каждый правильный ответ заданий 1-11 дается 1 балла, за задание 12 можно получить 2 балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за всю работу 13 баллов.
Система оценивания работы.
«5» - 13 баллов
«4» - 10 - 12 баллов
«3» - 7 - 9 баллов
«2» - менее 7 баллов
Источники информации
- Учебник Информатика и ИКТ 10-11 класса. Базовый уровень. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012.- 120 с.
- Белоусова Л.И, Карпова В. А. и др. "Средства и методы обработки разнотипной информации", Киев, 2010.
- Быля Т.Н., Быля О.И. "Изучаем информатику", Москва, 1997.
- Вайланд Б. Информатика для детей. М.: Интерэксперт, 2002
- Виличев С.В. "Информатика - это просто!", Москва, 2010.
- Волченков Н.Г. Программирование: В З-х ч. М.: ИНФРА-М, 2002
- Громов А.И., Сафин М.Я. "Основы информатики и вычислительной техники", Москва, 2010.
- Добряков В.М. "Информатика для поступающих в ВУЗы". Волгоград,2010.
- Добряков В.М. "Информатика для учащихся 11-го класса". Волгоград, 1999
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестникобразования» -2002- № 6 - с.11-40.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
- http://www.edu.ru
- http://www.alleng.ru
- Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
- ЕГЭ по информатике 2014. (http://infoegehelp.ru/)
- http://решуегэ.рф/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ -БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система AltLinux.
- Пакет офисных приложений OpenOffice.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wев-страниц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы
Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям)
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям) расчитана на 104 ...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для учащихся 5-9 классов (ФГОС)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных ...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 5-9 классы ФГОС
Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 5,6, 7,8, 9 классов составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения основного общего образован...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы ФГОС
Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 10-11 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения основного общего образования 2010...