Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 10-11 класс (ФК), основное общее образование
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс)

Дюсимбаева Гульсара Миндваевна

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.

Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11 классах необходимо решить следующие задачи:

1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.

2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;

4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;

5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе – 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в неделю), согласно ФК БУП от 2004 года. В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учреждения) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10-11_kl_dyusimbaevag.m.docx75.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа №4»

      Согласовано:                                                                               Утверждаю:

     Зам.Директора по УВР                                                                Директор МКОУ БСОШ №4

     Станскова Е.А.                                                                              Андрюкова Е.В.

     «   »____________ 2018 г.                                                            «   »____________ 2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

Информатика и ИКТ

10-11 класс (ФК), основное общее образование

                                                                                                                        Составитель:

Учитель информатики: Дюсимбаева Гульсара Миндваевна

2018 г.

          Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основании следующих  нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм., внесенными Федеральными законами от 04.04.2014 г. № 145-ФЗ от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016))в действующей редакции;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 « Об утверждении Федерального перечня учебников. Рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г.№576,  от 28.12.2015 г.№ 1529, от 26.01.206 г. №38, от 21.04.2016 г. № 459,29.12.2016 г. №1677)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  5. Методическое письмо министерства образования и науки Челябинской области от 06 июня 2017 года № 1213/5227 « О преподавании учебных предметов «Информатика и ИКТ» и «Информатика» в 2017/2018 учебном году;
  6. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МКОУ СОШ № 4.
  7. Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне Семакина И.Г.
  8. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне.
  9. Учебный план МКОУ БСОШ №4 на 2016-2017 учебный год.

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.

Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,
  5.  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 10-11 классах необходимо решить следующие задачи:

  1. развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее с помощью какого-либо системно-информационного языка.
  2. обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  3. формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность;
  4. формирование у учащихся представления об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  5. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  6. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  7. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

 Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

 В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


Место учебного предмета в учебном плане

Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов (в том числе в 10 классе – 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 часа в неделю), согласно ФК БУП от 2004 года.

В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса  Правительством  РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учреждения) прохождение программы обеспечивается  за счёт уплотнения программного материала.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

  • объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»:

1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.


Содержание учебного предмета информатики и ИКТ для 10-11 классов

        10 класс  Общее число часов — 34ч.

  1. Информация (5 ч)

        Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики,  требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

  1. Информационные процессы в системах. (8 ч)

Введение в  теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

  1. Информационные модели (9ч)

Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей

Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

Практические работы: Создание табличных моделей. Создание графических моделей. Исследование моделей.

  1. Программно-технические системы реализации информационных процессов(11ч)

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Многопроцессорые системы и сети.

Практические работы: работа в Интернете

Содержание обучения 11 класс. Общее количество часов 34.

  1. Информационные системы (1ч)

Назначение информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных систем.

  1. Гипертекст(2ч)

Гипертекст, гиперссылка. Средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).

Практика на компьютере: практическое освоение приемов создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора.

  1. Интернет как информационная система(6ч)

Назначение  коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.

Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера; освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах; освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.

  1. Web-сайт(3ч)

Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация web-сайта. Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с элементами HTML и структурой HTML-документа.

Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов на языке HTМL.

  1. ГИС(2ч)

ГИС. Области приложения ГИС. Структура ГИС. Приемы навигации в ГИС.

Практика на компьютере: освоение приемов поиска информации в геоинформационной системе.

  1. Базы данных и СУБД(5ч)

Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора; просмотр содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в процессе создания спроектированной БД.

  1. Запросы к базе данных(5ч)

Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Практика на компьютере:  освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной БД; заполнение таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации сложных запросов на выборку.

  1. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование(4ч)

Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.

Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора; освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции.

  1. Корреляционное моделирование(2ч)

Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности  табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции .

  1. Оптимальное планирование(2ч)

Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного процессора «Поиск решения» для построения оптимального плана.

  1. Социальная информатика(3ч)

Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных ресурсов. Виды информационных услуг. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере. Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Практика на компьютере:  закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Социальная информатика».

Распределение содержания курса

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

10 класс

Информация и информационные процессы (8 часов)

8

Логическая информация и основы логики (9 часов)

9

Информационное моделирование и системология (10 часов)

10

Программно-технические системы реализации информационных процессов — 5 часов

5

Повторение

2

Итого

34

11 класс

Информационные системы

1

Интернет как информационная система

6

Web-сайт

3

ГИС

2

Базы данных и СУБД

5

Запросы к базе данных

5

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

4

Корреляционное моделирование

2

Оптимальное планирование

2

Социальная информатика

3

Повторение

1

Итого

34

График практических и проверочных работ

№ урока

Дата урока

Название практической работы

7

Практическая работа №1 «Измерение информации»

8

Проверочная работа.

15

Практическая работа №2 «Автоматическая обработка данных»

16

Проверочная работа.

18

Практическая работа №3 «Шифрование данных»

19

Проверочная работа.

21-22

Практическая работа №3 «Структуры данных: графы»

23

Проверочная работа.

24

Практическая работа №4 «Управление алгоритмическим исполнителем»

26

Практическая работа №5 «Выбор конфигурации компьютера»

28

Практическая работа №6 «Настройка BIOS»

29

Проверочная работа.

30

Практическая работа №7 «Представление чисел»

32

Практическая работа №8 «Представление текстов. Сжатие текстов»

33

Практическая работа №9 «Представление изображения и звука»

График практических работ

№ урока

Дата урока

Название практической работы

3

Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»

4

Практическая работа №2 «Работа с электронной почтой и телеконференциями»

6

Практическая работа №3 «Работа с браузером. Просмотр Web-страниц»

7

Практическая работа №4 «Сохранение загруженных Web-страниц»

9

Практическая работа № 5 «Работа с поисковыми системами»

10

Проверочная работа.

11

Практическая работа №6 «Создание Web-сайта с помощью текстового процессора»

12

Практическая работа №7 «Создание Web-сайта с помощью языка HTML»

14

Практическая работа №8 «Поиск информации в ГИС»

16

Практическая работа №9 «Знакомство с СУБД»

19

Практическая работа № 10«Создание БД «Приемная комиссия»

21

Практическая работа №11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

22

Практическая работа №12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

24

Практическая работа №13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»

25

Проверочная работа.

27

Практическая работа №14 «Получение регрессионных моделей с помощью табличного процессора»

28

Практическая работа № 15 «Прогнозирование с помощью табличного процессора»

30

Практическая работа №16 «Расчет корреляционных зависимостей»

32

Практическая работа №17 «Решение задачи оптимального планирования»

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО)

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» часы, выделяемые ранее в региональный компонент областного базисного учебного плана (Приказы Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004 г. № 02-678, от 16.06.2011 г. № 04-997) при изучении отдельных предметов национальные, региональные и этнокультурные особенности включаются в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ст. 3).

В тематическом планировании 10% учебного времени отводится на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей. НРЭО обеспечивают изучение национальных традиций Челябинской области, традиционных видов декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, обычаев и традиций народов Урала и России, деятельности предприятий города и области, влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека, профессий востребованных в нашем регионе.

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей

в 10-11 классах

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Представление целых чисел

Численность населения городских округов и
муниципальных районов Челябинской области

17

Моделирование как метод
познания

Пословицы и поговорки народов Южного Урала

19

Табличные информационные
модели

Создание таблицы «Народные заповедники и
парки Челябинской области»

18

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

Сортировка и поиск данных в таблице «
Водоемы Челябинской области»

30

Построение диаграмм и графиков

Построение диаграмм по таблице «Численность
постоянного населения Челябинской области»


Календарно-тематическое планирование 10 класс

 № урока

Тема урока

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Вид контроля. Измерители

Подготовка к ЕГЭ

ЦОР

Домашнее

задание

Дата

план

факт

1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (8 ЧАСОВ)

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Понятие «информация» и свойства информации.

Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Теория информации, кибернетика, нейрофизиология, генетика.

ПК, слайды, программа Калькулятор

§ 1

Зад.1: п. 1.1,  

2

Представление информации, языки, кодирование

Информационные процессы.  Кодирование информации. Естественные и формализованные языки. Поиск и отбор информации. Выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристика

§2

3

Измерение информации. Объемный подход

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в природе, обществе и технике) Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам

Практическая работа № 1. Определение количества информации с использованием вероятностного подхода.(2.1)

В1

 

§ 3

Зад.1: п.1.3

стр.115-16, №7,9,13,15,18

4

Измерение информации. Содержательный подход

Единицы измерения информации, способы расчета информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа № 2. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. (2.1)

А16

§ 4

Зад.1: п.1.3

стр.18-19

№ 21,25.29,31

5

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

§ 5-6

6

Обработка информации. Изменение формы представления информации.

Практическая работа № 3. Автоматическая обработка данных. (2.2)

§ 7-10

7

Поиск данных. Защита информации.

Поиск данных. Атрибуты данных, организация поиска. Методы поиска. Виды угроз. Меры защиты. Криптография. Цифровые подписи

Практическая работа № 4.  Шифрование данных (2.3)

§ 11-12

Зад.1: п.3.1, №65, 74

8

Контрольная работа. Информация и информационные процессы  

контрольная работа №1

2. ЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОСНОВЫ ЛОГИКИ (9 ЧАСОВ)

9

Высказывания. Логические величины, операции, выражения.

Величина, высказывание(суждение), логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквивалентность), логическая формула.

А15, В8

ПК, слайды, обучающая программа, таблицы с логическими величинами и операциями

Зад.1: п.1.6.1- 1.6.2, 1.6.4, №33

10

Логические схемы и логические выражения.

Схематическое изображение логических операций, построение логических схем соответствующих логическому выражению и обратно, определение значения логического выражения.

Практическая работа №5. Построение логических схем

ПК, слайды, таблицы с логическими величинами и операциями

Зад.1: п.1.6.3, №19(7), 21(2), 26(б)

11 - 12

Преобразование логических выражений.

Основные формулы преобразования логических выражений и их применение для упрощения высказываний

Практическая работа №6. Преобразование логических выражений

А10

В10

ПК, слайды, карточки с заданиями, таблицы с формулами преобразования логических выражений

Зад.1: п.1.6.5, №34(2), 36(2), №42

13

Таблицы истинности

Способы решения логических задач.

Практическая работа № 7. Построение таблиц истинности. Построение выражений по таблице истинности.

А7

Зад.1: п.1.6.5, №31, 2,33

14-15

Решение логических задач.

Практическая работа № 8. Решение логических задач.

В7, С3

Зад.1: п.1.6.5, №40,41, 44, 43

16

Контрольная работа. «Основы логики»

контрольная работа №2

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМОЛОГИЯ (10 ЧАСОВ)

17

Компьютерное информационное моделирование. Основные понятия системологии.

Виды моделирования:

концептуальное, физическое, структурно-функциональное, математическое, имитационное. Этапы построения модели. Виды компьютерного моделирования. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Типы связи и системы управления.

Модель процесса управления. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

Практическая работа №9.

 Оформление презентации на тему «Модели и системы» (1.7)

А7

§13-14

18

Графы и сети. Иерархические структуры и деревья

Сформировать у учащихся понятие «граф», познакомить с видами графов, сформировать навыки построения графов.

Практическая работа №10.

Структура данных: графы. (2.4)

А6

§15

Зад.2: п.7.2

19

Табличная организация данных.

Классификация структур информационных моделей, понятие табличной информационной модели, составление табличных информационных моделей

Практическая работа №11.

 Структура данных: таблицы (2.5)

Зад.2: п.7.4, №29, 32

20-21

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Основное преимущество компьютера перед человеком, для чего нужны математические модели, что такое вычислительный эксперимент

Практическая работа №12.

Моделирование биологических процессов (биоритмы)

22-23

Решение задач

управление на основе моделей, имитационное моделирование

тестирование

24

Алгоритм – модель деятельности

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

А18, В2

§16,

25

Управление исполнителем

Исполнитель. Система команд исполнителя.

Практическая работа №13.  Управление алгоритмическим исполнителем. (2.6)

В3

26

Контрольная работа «Модели и моделирование»

Контрольная работа №3

4. ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ — 5 ЧАСОВ

27

Аппаратное обеспечение компьютера. Программное обеспечение компьютера.

Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектура ПК, контроллер, шина, память. Устройства. Виды программного обеспечения: ОС, прикладные, системные

Практическая работа № 14. Работа в среде операционной системы (1.1)

А3

§ 17-18

28

Конфигурация компьютера

Пользовательский интерфейс. Ядро ОС.

Практическая работа № 15. Выбор конфигурации компьютера (2.7)

реферат-презентация по курсу

29

Настройка компьютера

Методика настройки ПК (BIOS)

Практическая работа № 16 . Настройка BIOS (2.8)

реферат-презентация по курсу

30

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

Кодирование информации, способы кодирования, представление информации. Дискретные модели данных. Представления чисел в ПК

Практическая работа № 14.  Представление чисел (2.9)

А5, В5

Зад.1: п.1.5.1, №33(2), 34(2), 36(2), 49, 50

31

Представление текстов

Способы кодирования текста. Кодировочные таблицы.

Практическая работа № 15. Кодирование и декодирование текста. Определение числового кода символа и ввод символа по числовому коду в текстовых редакторах. (2.10)

А2

ПК, таблицы кодов, текстовый редактор, программа Калькулятор

Зад.1:

п.3.1.3, №32, №36, №45

32

Представление изображения и звука

Способы кодирования  графики и звука. Графика в памяти ПК.

Практическая работа № 16. Информационный объем графических и звуковых файлов. (2.11)

А14

Зад.1: п.3.1.5- 3.1.6, №23, 32, 36

33

Контрольная работа .  Программно-технические системы реализации информационных процессов

Контрольная работа №4

34

Решение задач на повторение.

Итого:

34


Календарно-тематическое планирование

11 класс (34 часа)

  1. Информационные системы (1 ч из них теории 1 ч)

№ урока

Тема

§§

Дата

план

факт

1

Понятие информационной системы, классификация ИС

24

  1. Гипертекст (2 ч из них теории 1 ч)

2

Компьютерный текстовый документ как структура данных

25

3

Практическая работа: «Гипертекстовые структуры»

Пр/р 3.1

  1. Интернет как информационная система(6 ч из них теории 3 ч)

4

Интернет как глобальная информационная система. Практическая работа: «Работа с электронной почтой и телеконференциями»

26, Пр/р 3.2

5

WWW – Всемирная паутина

27

6

Практическая работа: «Работа с браузером. Просмотр Web-страниц»

Пр/р 3.3

7

Практическая работа: «Сохранение загруженныхWeb-страниц»

Пр/р 3.4

8

Средства поиска данных в Интернете

28

9

Практическая работа: «Работа с поисковыми системами»

Пр/р 3.5

  1. Web-сайт (3 ч из них теории 1 ч)

10

Контрольная работа по теме «Интернет как информационная система». Web-сайт – гиперструктура данных

29

11

Практическая работа: «Создание Web-сайта с помощью текстового процессора»

Пр/р 3.6

12

Практическая работа: «Создание Web-сайта с помощью языка HTML»

Пр/р 3.7

  1. Геоинформационные системы(ГИС) (2 ч из них теории 1 ч)

13

Геоинформационные системы

30

14

Практическая работа: «Поиск информации в ГИС»

Пр/р 3.8

  1. Базы данных и СУБД (5 ч из них теории 3 ч)

15

База данных – основа информационной системы

31

16

Практическая работа: «Знакомство с СУБД»

Пр/р 3.9

17

Проектирование многотабличной БД

32

18

Создание базы данных

33

19

Практическая работа: «Создание БД «Приемная комиссия»

Пр/р 3.10

  1. Запросы к базе данных (5 ч из них теории 2 ч)

20

Запросы как приложения информационной системы

34

21

Практическая работа: «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

Пр/р 3.11

22

Практическая работа: «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

Пр/р 3.12

23

Логические условия выбора данных

35

24

Практическая работа: «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»

Пр/р 3.13

  1. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
    (4 ч из них теории 2 ч)

25

Контрольная работа по темам «Базы данных и СУБД», «Запросы к базе данных» Моделирование зависимостей между величинами

36

26

Модели статистического прогнозирования

37(стр196-200)

27

Практическая работа: «Получение регрессионных моделей с помощью табличного процессора»

Пр/р 3.16

28

Прогнозирование по регрессионной модели. Практическая работа: «Прогнозирование с помощью табличного процессора»

37 (стр200-202) Пр/р 3.17

  1.  Корреляционное моделирование(2 ч из них теории 1 ч)

29

Моделирование корреляционных зависимостей

38

30

Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей»

Пр/р 3.18

  1.  Оптимальное планирование (2 ч из них теории 1 ч)

31

Модели оптимального планирования

39

32

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования»

Пр/р 3.19

  1. Социальная информатика (3 ч из них теории 2 ч)

33

Информационные ресурсы. Информационное общество.

40, 41

34

Правовое регулирование в информационной сфере.

Защита реферата-презентации по теме «Социальная информатика»

42, 43

Характеристика контрольно-измерительных материалов

По разделам курса 10 класса предусмотрены 4 контрольные работы и 1 итоговый проект:

Все работы составлены на основании содержания предмета «Информатика и ИКТ» 10 класс. Работы проверяют результаты обучения учащихся по каждой теме. Работы утверждены на школьном методическом объединении учителей информатики.

Контрольная работа № 1 по теме «Информация и информационные процессы»

Система оценивания контрольного тестирования

Блок А

Каждое задание с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Блок Б

Каждое из заданий оценивается 1 баллом.

Возможное число баллов –17 ( по 1 баллу за каждое задание).  

 1-6 – оценка «2»,

7-12 – оценка «3»,

13 -15 – оценка «4»,

16-17– оценка «5»

 

Контрольная работа № 2 по теме «Основы логики» представлена в виде тестирования с выборочным и кратким ответом, а также решением задач. В тесте 6 заданий

За каждый правильный ответ присваивается один балл, в сумме необходимо набрать 6 баллов. Оценивание контрольной работы будет высчитываться в процентном соотношении, где:

100% - 95% (5 баллов) - отметка «5»

94% - 75% (4 балла) - отметка «4»

74% - 51% (3 балла) - отметка «3»

Контрольная работа № 3 по теме «Модели и моделирование» представлена в виде тестирования с выборочным ответом.

Критерии оценивания

За каждый правильный ответ присваивается один балл, в сумме необходимо набрать 5 баллов. Оценивание контрольной работы будет высчитываться в процентном соотношении, где:

100% - 95% (5 баллов) - отметка «5»

94% - 75% (4 балла) - отметка «4»

74% - 51% (3 балла) - отметка «3»

менее 50% (менее 3 баллов)- отметка «2» с последующей пересдачей, но при этом окончательный отметка будет на балл ниже.

Контрольная работа № 4 по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов»

Тест составлен в 1 варианте. Время на выполнение теста 40-45 минут.

Тест состоит из двух частей, содержит 20 вопросов с возрастающим коэффициентом сложности. Первая часть включает в себя тестовые задания в закрытой форме: с выбором одного ответа, с выбором нескольких вариантов ответа. Вторая часть предполагает проверку более глубоких и системных знаний учащихся, а также умений корректно излагать свои мысли, поэтому составлена в форме микросочинений.

Первая часть оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Во второй части каждый ответ оценивается двумя баллами, где учитывается правильность, полнота ответа и умение оперировать терминами.

Согласно критериям и нормам оценка за тестовую работу выставляется следующим образом:

Оценка «5» — более 85% баллов;

Оценка «4» — от 70 до 85% баллов;

Оценка «3» — от 50 до 70 баллов;

Оценка «2» — менее 50% баллов.

Максимальный тестовый балл 26. Соответственно, учащийся получает оценку:

«5» - 22-26 балл

«4» - 18-21 баллов

«3» - 13-17 баллов

«2» - ниже 13 баллов

Контрольная работа № 2 по теме «Средства и технологии обработки информации»

На выполнение теста отводится 20 минут.

Тестовая работа состоит из 12 заданий. К каждому заданию 1 - 10 дается четыре ответа, из которых только один правильный. В задании 11 необходимо дать краткий ответ. В задании 12 необходимо установить соответствие.

За каждый правильный ответ заданий 1-11 дается 1 балла, за задание 12 можно получить 2 балла. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов за всю работу 13 баллов.

Система оценивания работы.

«5» - 13 баллов

«4» - 10 - 12 баллов

«3» - 7 - 9 баллов

«2» - менее 7 баллов

Источники информации

  1. Учебник Информатика и ИКТ 10-11 класса. Базовый уровень. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2012.- 120 с.
  3. Белоусова Л.И, Карпова В. А. и др. "Средства и методы обработки разнотипной информации", Киев, 2010.
  4. Быля Т.Н., Быля О.И. "Изучаем информатику", Москва, 1997.
  5. Вайланд Б. Информатика  для детей. М.: Интерэксперт, 2002
  6. Виличев С.В. "Информатика - это просто!", Москва, 2010.
  7. Волченков Н.Г. Программирование: В З-х ч. М.: ИНФРА-М, 2002
  8. Громов А.И., Сафин М.Я. "Основы информатики и вычислительной техники", Москва, 2010.
  9. Добряков В.М. "Информатика для поступающих в ВУЗы". Волгоград,2010.
  10. Добряков В.М. "Информатика для учащихся 11-го класса". Волгоград, 1999
  11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестникобразования» -2002- № 6 - с.11-40.
  12. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
  13. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
  14. http://www.edu.ru
  15. http://www.alleng.ru
  16. Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
  17. ЕГЭ по информатике 2014. (http://infoegehelp.ru/)
  18. http://решуегэ.рф/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
  19. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ -БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система AltLinux.
  • Пакет офисных приложений OpenOffice.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.
  • Простой редактор Wев-страниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе  составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям)

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» в соответствии с ГОС (ФК) уровень среднего общего образования (7-9 классы) (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям) расчитана на 104 ...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для учащихся 5-9 классов (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных ...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 5-9 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 5,6, 7,8, 9 классов составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образован...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" 10-11 классы ФГОС

Рабочая учебная программа по информатики и ИКТ для 10-11 класса составлена в соответствии с федеральным  государственным стандартом второго поколения  основного  общего образования 2010...