Урок по информатике в 9 классе по теме: «Графическое представление информации»/
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Шелкунова Лариса Вячеславовна

Урок по информатике в 9 классе по теме: «Графическое представление информации». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_po_teme_graficheskoe_pred.doc976 КБ

Предварительный просмотр:

Шелкунова Лариса Вячеславовна,

учитель информатики

Урок по информатике в 9 классе по теме:

«Графическое представление информации»

Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи построения диаграмм, визуализации числовых данных, урок-беседа, обсуждение.

Цели урока:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Графическое представление числовых данных», помочь развить познавательный интерес к построению диаграмм, как способу визуализации числовых данных;
  • способствовать грамотному усвоению темы «Электронные таблицы» на примерах решения задач по построению диаграмм;
  • научить получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  • содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»;
  • содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании главного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятие о здоровом образе жизни.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о проблеме, которая встревожила все человечество. Мы будем обсуждать проблему – нашего будущего, наше будущее это здоровое человечество  без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение.

Ваше домашнее задание на сегодняшний день было такое – провести небольшую анкету в интернате сред учащихся старших классов (анонимно).

Вопросы анкеты:

  1. Курят ли родители?
  2. Курит брат или сестра? Кто?
  3. Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?
  4. Куришь ли ты сейчас?
  5. Тебе это нравиться?

Учитель: Сегодня мы с вами посмотрим, как вы умеете представлять данные в электронных таблицах, использовать возможности таблиц при решении различных задач, а заодно – узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?».

Ученик: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. По данным анкетирования, проведенного в нашей школе среди учеников 6 - 11 классов, было выявлено, что курящих подростков – мальчиков 60%, девочек – 40%.  В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм – синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полони 210. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от разных заболеваний. Например? (обсуждение вопроса всем классом). Показ слайда.

Учитель: Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?

Ученики отвечают, делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».

Учитель: На вопрос анкеты: «По какой причине ты впервые закурил?», были даны следующие ответы (на слайде):

  • За компанию – 40 чел.
  • Любопытно было – 34 чел
  • Что бы казаться взрослым – 25 чел
  • Это модно и круто – 42 чел
  • На примере родителей –13 чел
  • Чтобы друзья не засмеяли – 17 чел
  • Просто так – 8 чел

Учитель: Большинство сказало: «Это модно», и ни один не сказал – «Это полезно».

А мы давайте подумаем – модно ли это?

А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи построения диаграмм при использовании Мастера диаграмм.

  1. Актуализация знаний (повторение ранее изученного).

Блиц-опрос

  • Основное назначение электронных таблиц – это…(обработка числовых данных).
  • Что такое книга? (Документ разработанный в среде ЭТ)
  • Что такое лист? (Отдельный элемент книги - таблица)
  • Что такое ячейка – это…(минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки).
  • Что такое диапазон (блок) ячеек – это… (выделенная прямоугольная часть таблицы).
  • Основные типы расчетных задач, решаемых в электронных таблицах….(статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей, сортировка таблицы, построение графиков и диаграмм; табулирование функций).
  • Какие основные типы данных могут храниться в ячейках ЭТ? (Число, текст, формула, дата).

  1. Теоретическая основа урока.

Учитель: Для наглядности представления числовых данных используются такие средства, как диаграммы, которые наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Использование того или иного типа зависит от обрабатываемых данных или от уровня наглядности. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т.д. (слайд)

Построение диаграммы осуществляется только при наличии числовых данных. Сегодня на уроке мы научимся строить диаграммы, используя Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных, подписи данных, заголовки (название диаграммы, название осей), оси координат. А так же легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме.

  1. Выполнение практического задания.

Учитель: Пришло время воспользоваться новым материалом и закрепить его. На доске вы видите данные анкетирования. Их нужно представить в виде круговой диаграммы, используя Мастер диаграмм.

Задание 1. 

Представить данные анкетирования в виде круговой диаграммы при помощи Мастера диаграмм.

Чтобы создать диаграмму:

  1. Занесите числовые данные в электронную таблицу.
  2. Нажмите кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов или выполните команды Вставка, Диаграмма…
  3. Шаг 1: выберите тип диаграммы (круговая)
  4. Шаг 2: укажите, где находятся ряды данных: в столбцах или строках (в столбцах).
  5. Шаг 3: отформатируйте диаграмму, для этого укажите название диаграммы (Причины курения), подписи данных (доли), подписи осей (нет), легенда (добавит справа) и т.д., если это необходимо.
  6. Шаг 4: укажите, где будет построена диаграмма на новом листе (диаграммный лист) или на листе с данными (внедренная диаграмма).
  7. Готово.

за компанию

40

любопытно

34

быть взрослым

25

модно

42

родители курят

13

Друзья

 высмеивают

17

просто так

8

Учитель: Сделайте вывод.

Выслушиваются ответы учащихся.

Ученик: Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляться неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

Учитель: Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В различных странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Ежегодно прирост курящих в России составляет 3%. В 2006 году из 100 человек населения курили 60.

Задание 2.

Построить диаграмму в виде графика, которая бы отражала рост числа курящих с 2006 года по данный момент, учитывая, что прирост курящего населения 3% в год.

год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

% курящих

60

63

66

69

72

75

78

Учитель: При проверке состояния здоровья группы учеников со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Курящие дети сокращают жизнь на 15% - если средняя продолжительность жизни в России 56 лет, то малолетний курильщик может не дожить и до 48 лет.

Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорачивается.

Учитель: Как выдумает, кто является примером для подражания?

(На данном этапе можно огласить итоги домашнего задания.)

Ученик: В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные. При рождении  вес малыша в семье с курящим папой будет меньше на 125 грамм, а с курящей мамой – на 300. Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш никогда не будет и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

5. Подведение итогов.

Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения).

Сообщение ученика: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.

Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

Сообщение ученика: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение».

Учитель: Не пора ли нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

  1. Инструктаж домашнего задания.

Учитель: Домашнее задание такое:

  1. Используя дополнительные источники информации составить сводную таблицу числа курящего населения разных стран и отобразить данные в виде диаграммы, выбрав наиболее подходящий тип, позволяющий сделать сравнительный анализ.
  2. Продолжите:

Диаграмма – это…

Основными элементами диаграммы являются …

Легенда – это…

График – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"

В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания"  и "полиго...

Открытый урок по информатике 5 класс "Текст как форма представлениея информации"

разработка урока  по информатике в 5 классе , с сопровождением презентации....

План-конспект урока по информатике и икт по теме: "Единицы измерения информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Единицы измерения информации"...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации".

Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации". УМК Босова Л.Л....

Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"

План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А....

Конспект урока по информатике 8 класс "Устройства ввода и вывода информации"

Конспект урока по информатике 8 класс "Устройства ввода и вывода информации"...