Урок по информатике в 9 классе по теме: «Графическое представление информации»/
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Урок по информатике в 9 классе по теме: «Графическое представление информации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_informatiki_po_teme_graficheskoe_pred.doc | 976 КБ |
Предварительный просмотр:
Шелкунова Лариса Вячеславовна,
учитель информатики
Урок по информатике в 9 классе по теме:
«Графическое представление информации»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи построения диаграмм, визуализации числовых данных, урок-беседа, обсуждение.
Цели урока:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Графическое представление числовых данных», помочь развить познавательный интерес к построению диаграмм, как способу визуализации числовых данных;
- способствовать грамотному усвоению темы «Электронные таблицы» на примерах решения задач по построению диаграмм;
- научить получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»;
- содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании главного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятие о здоровом образе жизни.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о проблеме, которая встревожила все человечество. Мы будем обсуждать проблему – нашего будущего, наше будущее это здоровое человечество без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение.
Ваше домашнее задание на сегодняшний день было такое – провести небольшую анкету в интернате сред учащихся старших классов (анонимно).
Вопросы анкеты:
- Курят ли родители?
- Курит брат или сестра? Кто?
- Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?
- Куришь ли ты сейчас?
- Тебе это нравиться?
Учитель: Сегодня мы с вами посмотрим, как вы умеете представлять данные в электронных таблицах, использовать возможности таблиц при решении различных задач, а заодно – узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?».
Ученик: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. По данным анкетирования, проведенного в нашей школе среди учеников 6 - 11 классов, было выявлено, что курящих подростков – мальчиков 60%, девочек – 40%. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм – синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полони 210. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от разных заболеваний. Например? (обсуждение вопроса всем классом). Показ слайда.
Учитель: Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?
Ученики отвечают, делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».
Учитель: На вопрос анкеты: «По какой причине ты впервые закурил?», были даны следующие ответы (на слайде):
- За компанию – 40 чел.
- Любопытно было – 34 чел
- Что бы казаться взрослым – 25 чел
- Это модно и круто – 42 чел
- На примере родителей –13 чел
- Чтобы друзья не засмеяли – 17 чел
- Просто так – 8 чел
Учитель: Большинство сказало: «Это модно», и ни один не сказал – «Это полезно».
А мы давайте подумаем – модно ли это?
А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи построения диаграмм при использовании Мастера диаграмм.
- Актуализация знаний (повторение ранее изученного).
Блиц-опрос
- Основное назначение электронных таблиц – это…(обработка числовых данных).
- Что такое книга? (Документ разработанный в среде ЭТ)
- Что такое лист? (Отдельный элемент книги - таблица)
- Что такое ячейка – это…(минимальный объект рабочего листа, находящийся на пересечении столбца и строки).
- Что такое диапазон (блок) ячеек – это… (выделенная прямоугольная часть таблицы).
- Основные типы расчетных задач, решаемых в электронных таблицах….(статистическая обработка данных; получение расчетных ведомостей, сортировка таблицы, построение графиков и диаграмм; табулирование функций).
- Какие основные типы данных могут храниться в ячейках ЭТ? (Число, текст, формула, дата).
- Теоретическая основа урока.
Учитель: Для наглядности представления числовых данных используются такие средства, как диаграммы, которые наглядно отображают зависимости между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Использование того или иного типа зависит от обрабатываемых данных или от уровня наглядности. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т.д. (слайд)
Построение диаграммы осуществляется только при наличии числовых данных. Сегодня на уроке мы научимся строить диаграммы, используя Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных, подписи данных, заголовки (название диаграммы, название осей), оси координат. А так же легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме.
- Выполнение практического задания.
Учитель: Пришло время воспользоваться новым материалом и закрепить его. На доске вы видите данные анкетирования. Их нужно представить в виде круговой диаграммы, используя Мастер диаграмм.
Задание 1.
Представить данные анкетирования в виде круговой диаграммы при помощи Мастера диаграмм.
Чтобы создать диаграмму:
- Занесите числовые данные в электронную таблицу.
- Нажмите кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов или выполните команды Вставка, Диаграмма…
- Шаг 1: выберите тип диаграммы (круговая)
- Шаг 2: укажите, где находятся ряды данных: в столбцах или строках (в столбцах).
- Шаг 3: отформатируйте диаграмму, для этого укажите название диаграммы (Причины курения), подписи данных (доли), подписи осей (нет), легенда (добавит справа) и т.д., если это необходимо.
- Шаг 4: укажите, где будет построена диаграмма на новом листе (диаграммный лист) или на листе с данными (внедренная диаграмма).
- Готово.
за компанию | 40 |
любопытно | 34 |
быть взрослым | 25 |
модно | 42 |
родители курят | 13 |
Друзья высмеивают | 17 |
просто так | 8 |
Учитель: Сделайте вывод.
Выслушиваются ответы учащихся.
Ученик: Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляться неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Учитель: Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В различных странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Ежегодно прирост курящих в России составляет 3%. В 2006 году из 100 человек населения курили 60.
Задание 2.
Построить диаграмму в виде графика, которая бы отражала рост числа курящих с 2006 года по данный момент, учитывая, что прирост курящего населения 3% в год.
год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
% курящих | 60 | 63 | 66 | 69 | 72 | 75 | 78 |
Учитель: При проверке состояния здоровья группы учеников со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Курящие дети сокращают жизнь на 15% - если средняя продолжительность жизни в России 56 лет, то малолетний курильщик может не дожить и до 48 лет.
Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорачивается.
Учитель: Как выдумает, кто является примером для подражания?
(На данном этапе можно огласить итоги домашнего задания.)
Ученик: В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные. При рождении вес малыша в семье с курящим папой будет меньше на 125 грамм, а с курящей мамой – на 300. Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш никогда не будет и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.
5. Подведение итогов.
Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения).
Сообщение ученика: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей сигареты.
Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Сообщение ученика: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.
Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение».
Учитель: Не пора ли нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
- Инструктаж домашнего задания.
Учитель: Домашнее задание такое:
- Используя дополнительные источники информации составить сводную таблицу числа курящего населения разных стран и отобразить данные в виде диаграммы, выбрав наиболее подходящий тип, позволяющий сделать сравнительный анализ.
- Продолжите:
Диаграмма – это…
Основными элементами диаграммы являются …
Легенда – это…
График – это…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме:" Наглядное представление статистической информации"
В ходе урока учащиеся повторят построение круговых и столбчатых диаграмм, а также построение кусочно-линейной функции. Знакомятся спонятиями "гистограмма", "диаграмма рассеивания" и "полиго...
Открытый урок по информатике 5 класс "Текст как форма представлениея информации"
разработка урока по информатике в 5 классе , с сопровождением презентации....
План-конспект урока по информатике и икт по теме: "Единицы измерения информации"
Данный материал содержит разработку урока по теме: "Единицы измерения информации"...
Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации".
Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме "Наглядные представления информации". УМК Босова Л.Л....
Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"
План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А....
Конспект урока по информатике 8 класс "Устройства ввода и вывода информации"
Конспект урока по информатике 8 класс "Устройства ввода и вывода информации"...
План урока по информатике 8 класс на тему "Измерение информации"
План конспект урока и презентация...