Урок физики 8 класс по теме "Графическое представление равномерного прямолинейного движения"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
План-конспект урока в 8 классе по УМК "Сферы" авторы учебника Белага В.В., Ломаченкова И.А. и Панебратцев Ю.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе
(УМК «физика» для 8 класса серии «Сферы»)
Учитель: Игнатова Антонина Павловна
Тема урока: Графическое представление равномерного прямолинейного движения.
Цели:
Образовательные: 1. Сформировать умение графически представлять равномерное прямолинейное движение, и использовать графики для решения расчетных и качественных задач по этой теме.
2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физике.
Развивающие: 1. Развивать навыки построения графиков;
2.Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельности;
3. Развивать умение анализировать и делать выводы
Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;
2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.
Оборудование:
- Раздаточный материал
- Мультимедиа-проектор
- Компьютер, медиаобъекты ЭП.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и способов деятельности.
Технологии:
Информационно-коммуникативные;
Развивающее обучение.
План урока:
- Филлворд «Графики», определяющий тему урока.
- Объяснение нового материала, решение различных задач с помощью графиков.
- Работа в парах по решению расчетных задач.
- Выполнение теста, с проверкой результатов друг у друга.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель: Для объявления темы вам необходимо решить филлворд (Слайд№1)
Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся букв составьте слово. Филлворд распечатан на отдельных листах и находится на каждой парте в виде раздаточного материала к уроку.
1.Длина траектории, пройденной телом за время наблюдения-(путь)
2. Раздел физики, изучающий движение тел- (механика)
3. Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела-(перемещение)
4. Единица измерения перемещения, пути-(метр)
5. Величина, характеризующая быстроту перемещения-(скорость)
Г | Е | Р | Е | Е | М |
Ф | П | С | М | Х | Р |
Ь | О | К | Е | А | Н |
Т | Р | П | Щ | Е | И |
С | О | У | Т | Н | К |
А | М | Е | Ь | И | А |
И | Р | Т | К | Е | И |
Г | Е | Р | Е | Е | М |
Ф | П | С | М | Х | Р |
Ь | О | К | Е | А | Н |
Т | Р | П | Щ | Е | И |
С | О | У | Т | Н | К |
А | М | Е | Ь | И | А |
И | Р | Т | К | Е | И |
Из оставшихся букв получилось слово- графики.
Учитель объявляет тему, сформулированную совместно с учащимися.
Учитель: Построение графиков широко используется в физике для наглядного представления различных процессов.
Графики помогают лучше понять физические явления, проанализировать его и найти ответ на поставленный вопрос.
- Описание движения в выбранной системе отсчета (Рассмотреть задачу из учебника, используя электронное приложение к учебнику).
Условие задачи: Два поезда выехали навстречу друг другу. Первый поезд выехал со станции А по направлению к станции D. Второй выехал со станции D к станции А. У станции С, находящийся в 40 км от станции А они встретились. По прошествии некоторого времени t первый поезд доехал до станции D, а второй поезд проехал станцию В. Расстояние между станциями В и С равно 20 км. Расстояние между станциями С и D равно 30 км. Определим координаты каждого поезда относительно станции А и расстояние между ними через время t.
Решая задачу, заострить внимание учащихся на том, что графический способ решения дает более наглядное восприятие условия задачи. (Слайд№ 5)
- График зависимости скорости от времени.
При равномерном движении скорость тела с течением времени остается неизменной.
Рассмотрим график зависимости модуля вектора скорости от времени t, (Слайд №7) учащиеся отвечают на вопросы:
1.Какой линией представлен данный график? (прямой, параллельной оси абсцисс).
2. Какая скорость движения тела? (15м/с).
3. Если мы зафиксируем время, прошедшее от начала движения и опустим перпендикуляр из выбранной точки на график скорости, получим прямоугольник, площадь которого равна…(120 )
4.Площадь полученного прямоугольника равна произведению Ʋt. Но что нам известно? (что s=Ʋt)
5.Итак какой вывод мы можем сделать? (Площадь равна модулю перемещения)
Запишем в тетради! При прямолинейном равномерном движении модуль вектора перемещения численно равен площади прямоугольника под графиком скорости.
- Задание: по приведенному графику зависимости скорости движения от времени описать движение тела. (Слайд № 8)
Ʋ1=20 км/ч Таким образом, перемещение тела за 4 ч движения
Ʋ 2=60 км/ч составило: s= 20+60+40+80=200км
Ʋ 3=40 км/ч
Ʋ 4=80 км/ч
- График зависимости перемещения от времени.
График зависимости перемещения тела от времени при прямолинейном равномерном движении- это прямая, проходящая через начало координат (Слайд№ 10)
Можно-ли по данному графику определить скорость движения тела? (Выберем на прямой точку А и определим перемещение s1 и соответствующий момент времени t1 скорость движения тела будет равна
Ʋ =
Чем круче проходит график перемещения, т.е. чем больше его угол наклона к оси абсцисс, тем больше скорость движения тела
- График зависимости координаты тела от времени.
Зависимость координаты тела от времени описывается формулой x=x0+ Ʋ x t
Поскольку зависимость линейная, то соответствующий график (график движения) представляет собой прямую линию (Слайд№12). В начальный момент времени t=0 координата x=x0
Решить задачу (условие распечатано на раздаточных листах). (Слайд№ 13)
По дороге движутся равномерно и прямолинейно два тела: автобус со скоростью 72км/ч, и велосипедист со скоростью 54км/ч. Их координаты в момент начала наблюдения соответственно 400 и 200 м. Напишите уравнения движения x=x(t) автобуса и велосипедиста. Определите:
- координату автобуса через 5 с;
- координату велосипедиста и пройденный им путь через 10 с;
Решение задачи:
- Ʋ a =72км/ч=20м/с
Ʋ в =54км/ч=15м/с
- Ха=400+20 t, XB=200-15t; Ха=400+20 (5) =400+100=500 м;
- XB=200-15 (10)=100-150=50м
Тест: Выберите правильный ответ
1. Какое тело движется поступательно?
А. искусственный спутник Земли
Б. лифт
В. Ребенок на качелях
Г. Камешек, застрявший в покрышке колеса движущегося автомобиля
2. Пассажир, стоящий в движущемся автобусе, находится в покое относительно:
А. здания, стоящего на обочине дороги
Б. другого пассажира, который идет внутри автобуса к выходу
В. водителя автобуса
Г. машины, движущейся навстречу автобусу
3. Скорость автомобиля 36км/ч, что составляет:
А. 5м/с Б.10м/с В.20м/с Г.100м/с
4. На рисунке представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 5 с.
А. 5 м Б.10 м
В. 15 м Г.20 м
5. На рисунке представлен график зависимости пути, пройденного телом, от времени. Определите скорость движения тела.
А. 0,5 м/с Б. 1 м/с В.2 м/с Г. 3 м/с
- Домашнее задание. Учебник: параграф 50, ответить на вопросы в конце параграфа (устно), задачник (№ 8.13-8.15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение. урок в 8 классе
План-конспект к уроку в 8 классе.Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение....
урок в 8 классе. Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение.
Презентация к уроку в 8 классе. Решение задач по теме равномерное прямолинейное движение....
Самостоятельная работа на закрепление темы "Равномерное прямолинейное движение" 7 класс.
Работа проверяет навыки вычисления параметров механического движения , единиц измерения СИ....
Тест по теме: "Равномерное прямолинейное движение" 9 класс
Тест по теме: "Равномерное прямолинейное движение"9 класс2 вариантаАдаптирован для слабовидящих детей...
Разработка урока "Равномерное прямолинейное движение"
Представленная разработка содержит интерактивную презентацию и пояснения к слайдам с указанием планируемой деятельности....
Урок физики в 10 классе "Графики равномерного прямолинейного движения (РПД). Сложение скоростей. Решение задач."
Урок разработан на основе УМК Физика, . Мякишев Г.Я, Буховцев Н.Н., Сотский Н.Н. 10 класс, (2 часа в неделю)Тема: Графики равномерного прямолинейного движения (РПД). Сложение скоростей. Решение ...
Самостоятельные работы по теме "Равномерное прямолинейное движение" для 7 класса ( Учебник "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов)
Материал содержит две самостоятельные работы по теме "Равномерное прямолинейное движение" для учащихся 7 класса, изучающих физику по учебнику "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. ...