Е-learning как основа непрерывного образования
методическая разработка по информатике и икт по теме

Христофорова Анастасия Владимировна

В жизни современного общества технологии занимают значительное место.  И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека  и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий,  традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России.

Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды обучения с применением ИТ - и дистанционное обучение, и самостоятельную работу с электронными материалами, и единую электронную образовательную среду, и создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, и электронные учебники и т.п. Главное - что учащиеся могут получить доступ к учебному материалу с помощью компьютера и Интернета, причем как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning дает возможность учиться в любое время и в любом месте. Это особенно актуально в условиях, когда человеку в течение всей жизни необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень и квалификацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e-learning_kak_osnova_nepreryvnogo_obrazovaniya.docx72.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники

 «Е-learning как основа непрерывного образования»

Выполнил (а):                                  Христофорова Анастасия Владимировна

Саранск 2018

В жизни современного общества технологии занимают значительное место.  И важность технологического компонента состоит в том, что именно он определяет во многом устойчивое развитие общества. Тема e-learning (электронного обучения) становится все более и более актуальной для человека  и постепенно занимает подобающее место в сфере высоких технологий,  традиционно ориентированных на образовательную проблематику. Главной целью моей работы состоит в том, чтобы определить степень воздействия технологии e-Learning на развитие процесса образования в России.

Сегодня термин e-learning (электронное обучение) фактически объединяет все виды обучения с применением ИТ - и дистанционное обучение, и самостоятельную работу с электронными материалами, и единую электронную образовательную среду, и создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность, и электронные учебники и т.п. Главное - что учащиеся могут получить доступ к учебному материалу с помощью компьютера и Интернета, причем как на территории учебного заведения, так и за его пределами. Фактически e-learning дает возможность учиться в любое время и в любом месте. Это особенно актуально в условиях, когда человеку в течение всей жизни необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень и квалификацию.

Как правило, люди получают лишь одно полноценное очное образование, а далее приходится совмещать любую учебную деятельность с трудовой. Здесь и становятся востребованными технологии e-learning, позволяющие обеспечить так называемое «непрерывное образование».


  1. E-learning: термин, общая характеристика

Отличительной чертой нашего времени является огромный объем накопленной информации, а также постоянно растущие темпы производства и накопления новых знаний. По оценкам специалистов, общий объем знаний, накопленный человечеством, удваивается каждые пять лет. Это затрагивает саму суть процесса образования: оно становится непрерывным (появляется термин «образование через всю жизнь»), интенсивным и более динамичным. Соответственно происходят изменения и в образовательных технологиях, традиционные методы все меньше и меньше соответствуют новым требованиям.

Таким образом, одной из новых эффективных технологий является электронное образование или в оригинальной транскрипции - E-learning. Обратимся к самому термину. Специалисты ЮНЕСКО определяют термин e-Learning следующим образом: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Сам термин появился в 1999 году, когда распространение технологий Internet привело к вытеснению компьютерных курсов на CD-ROM тренингами на базе Web. Ими было гораздо легче и дешевле охватить персонал территориально-распределенных организаций любого масштаба.

К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие: системы дистанционного обучения; курсы дистанционного обучения; подкасты; электронная почта; MP3 плееры; CD-ROM; Web-сайты; инструменты Web 2.0; системы коллективной работы; блоги; вики; чаты и т.д.

  1. Общие понятия технологии E-Learning

Впервые в профессиональной среде термин e-Learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 года в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems. Не смотря на то, что уже прошло более 10 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятицу внесло использование в России понятия дистанционное обучение. В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия E-learning, а другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, другие, что более широкое.

Специалисты чаще всего понимают под e-Learning обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Ниже приведено несколько определений  понятия e-Learing в которых данный принцип  является основополагающим. Marc Rosenberg в 2001 году дал следующее определение термину e-Learning. e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на двух основополагающих принципах: работа осуществляется по сети; доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Allison Rossett в 2001 году определил e-Learning как курсы, которые размещаются на сервере, который подсоединен к сети Интернет. Также существует определение, которые дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Существуют большое количество определений, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Вот несколько из них: e-Learning – широкий набор приложений  и процессов, обеспечивающих: обучение, построенное на использовании  web-технологий; обучение, построенное  с использованием персонального  компьютера, виртуальных классных комнат; и средства организации взаимодействие пользователей по сети. e-Learning включает в себя доставку учебного контента через интернет, интранет, аудио- и видеозапись, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM.

e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.
В последнее  время все большее распространение получает термин e-Learning 2.0. Термин e-Learning 2.0 отражает тенденции в сфере организации электронного обучения, связанные с использованием технологий Web 2.0. В отличии от e-Learning, предполагающего использование дистанционных курсов, доставляемых учащимся с целью проведения обучения, e-Learning 2.0 предполагает использование средств Web 2.0: блоги; wiki; подкасты;
социальные сети.

Среда e-Learning. Под средой e-Learning понимается набор ИТ-сервисов, использующихся при проведении дистанционного обучения. Центральным звеном среды e-Learning является система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения обеспечивает предоставление следующих сервисов: дистанционное обучение; управление обучением; управление пользователями; управление технической и методической поддержкой; обеспечение взаимодействия слушателей дистанционного обучения.

В зависимости  от стоящих задач помимо системы  дистанционного обучения в состав среды e-Learning могут входить другие информационные системы.

Технологии и средства e-Learning. Среда eLearning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного обучения (электронные средства обучения). К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие: системы дистанционного обучения; курсы дистанционного обучения; подкасты; электронная почта; MP3 плееры; CD-ROM; Web-сайты; инструменты Web 2.0; системы коллективной работы.

Существующие  технологии и средства e-Learning позволяют: проводить обучение в различных формах, включая синхронное, асинхронное, смешанное обучение; организовать взаимодействие вcех участников дистанционного обучения; использовать современные средства обучения (тренажеры, симуляции, имитационное моделирование и т.д.); выстроить эффективное обучение и т.д.

Системы дистанционного обучения. Система дистанционного обучения является центральным  звеном организации e-Learning. Использование  системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций: управление обучением в рамках e-Learning; управление компетенциями; управление профилями пользователей e-Learning; обеспечение доступа обучаемых к учебному контенту; журналирование деятельности пользователей e-Learning; обеспечение технической и методической поддержки пользователей e-Learning; формирование отчетов; анализ процесса обучения, проводимого в рамках e-Learning.

Дистанционные курсы (электронные  курсы обучения). Основное  обучение, проводимое в рамках e-Learning, проводится с использованием дистанционных курсов. Современные дистанционные курсы, используемые в рамках e-Learning, включают в себя широкий диапозон средств обучения: информационные слайды; тренажеры; симуляции по работе с программным обеспечением; тесты; ролевые упражнения; кейсы.

Организация взаимодействия пользователей e-Learning. Важнейшим аспектом орагнизации обучения, проводимого  в рамках e-Learning, является организация  взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется широкий диапозон средств, часть которых предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, составляющими среду e-Learning.

Средства  организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с дистанционными курсами. Однако, достаточно часто, они являются основным средством обучения. Например, при проведении вебинаров, которые стали одним из самых распространенных средств организации e-Learning.

Электронные библиотеки. Важным  элементом организации e-Learning является создание электронных библиотек. Электронные бибилиотеки содержат материал необходимый для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям e-Learning, для выполнения их служебных обязанностей.

Системы коллективной работы. Современные требования к специалистам предполагают наличие у них хороших навыков  работы в команде. Современный e-Learning имеет большой диапозон инструментов, которые могут использоваться для  привития этих навыков обучаемым. Популярным средством организации работы обучаемых в группах стали Wiki. Wiki позволяет организовать одноврменную работу над одним документом сразу нескольким обучаемым. При этом осуществляется сбор информации, которая позволяет определить: кто какой вклад внес в разработку документа; какие варианты документа были созданы в ходе работы; какие аспекты документа вызвали наибольшие трудности.

Wiki сегодня стали  крайне популярным инструментом  организации обучения, проводимого  в рамках e-Learning.

Сфера применения e-Learning. Технологии e-Learing могут применяться практически  во всех областях. Наибольшее применение технологии e-Learning нашли в рамках повышения квалификации персонала. Это обусловлено преимуществами, которые предоставляют слушателям технологии e-Learning. В том числе: удаленное обучение; персонификация обучения; возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Еще одним  направлением применения технологий e-Learning стало обучение в рамках высшего  образования. Особенно большую популярность получили технологии e-Learning при организации получения второго высшего образования. Люди, получающие второе высшее образование, также очень ценят возможность прохождения обучения без отрыва от производства. Также технологии e-Learning нашли свое применение и при обучении школьников. Однако, применять технологии e-Learning при обучении школьников нужно с крайней осторожностью. Важную роль технологии e-Learning играют при организации обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию. Необходимо отметить, что сегодня практически не существует ограничений технологий e-Learning по предметной области. Технологии e-Learning нашли свое применение даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.

  1. Преимущества обучения, проводимого

с использованием технологий e-Learning

Одним из ключевых преимуществ обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация. Слушатель обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, может самостоятельно: определить скорость изучения учебного материала; определить, когда он хочет проходить обучение;
определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.

Важным  преимуществом обучения, проводимого  с использованием технологий e-Learning, является возможность прохождения  обучения без отрыва от производства. Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого.

Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой  для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения. В том числе: время затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением. Еще одним достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Несмотря на необходимость высоких первоначальных инвестиций, обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается значительно более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением.

Еще одним важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является использование широкого диапозона разнообразных средств обучения. Все эти средства могут быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но чаще всего этого не происходит, а e-Learning требует обязательного их использования. В результате этого обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается зачастую более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением.

Важным  преимуществом обучения, проводимого  с использованием технологий e-Learning, является возможность его использования  для проведения обучения лиц, имеющих  ограниченные возможности. Также проведение обучения с использованием технологий e-Learning позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения. Использование современных информационных технологий (технологий e-Learning) при обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем по сравнению с традиционным очным обучением.

  1. Недостатки обучения, проводимого

с использованием технологий e-Learning

К недостаткам обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, следует отнести: сложность внесения оперативных изменений, в случае если обучение уже началось; необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с другими формами обучения; необходимость высоких инвестиций при построении среды e-Learning; высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву обучения; отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning; высокие инвестиции на внесение изменений в учебный контент.

  1. Опыт  развития и внедрения e-Learning в России

Дистанционное обучение в России появилось сравнительно недавно: в конце 80-х началось его развитие в образовательном секторе, полноценнные же системы дистанционного обучение стали появляться около десяти лет назад. Развитие шло достаточно быстрыми темпами. Сначала дистанционное обучение использовалось в основном в ВУЗах и других учебных заведениях. В корпоративном секторе еще несколько лет назад e-Learning применяли только филиалы западных компаний или совместные предприятия. Причем применяли системы дистанционного обучения западных разработчиков, что требовало немалых затрат на русификацию, адаптацию под конкретные условия и вызвало много других трудностей при внедрении, т. к. внедрение – это всегда очень тесное взаимодействие между заказчиком и разработчиком.

Для большинства же компаний и учебных  заведений e-Learning представлялся чем-то весьма экзотическим и не всегда нужным. Тем не менее, с течением времени e-learning стал представлять все больший интерес для компаний и корпораций. Во-первых, постепенно менялась кадровая политика компаний, теперь квалификации персонала стали уделять все большее внимание, так во многих крупных компаниях появлялись свои учебные центры и корпоративные университеты. Во-вторых, обучение персонала традиционными методами всегда более затратно и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых инвестиций. В-третьих, на российском рынке появилось несколько компаний-разработчиков СДО, с опытом внедрения электронного обучения в ВУЗах. Возникла ситуация, при которой компании искали пути снижения затрат на обучение и аттестацию персонала, а e-Learning становился более доступным, благодаря появлению отечественных разработчиков. Подтверждением тому является опыт работы нашей компании с заказчиками. E-Learning уже не представляется им чем-то экзотичным. Внедряют e-learning организации разных типов, среди них розничные сети, международные комплексы, производственные предприятия, государственные структуры, банки, корпоративные учебные центры, аптеки, и даже военно-промышленный комплекс. Сегодня разработки дистанционного обучения устаревают достаточно быстро, и этому есть ряд причин. Одна из них – это достаточно жесткая конкуренция среди разработчиков.

Как известно, здоровая конкуренция способствует постоянному совершенствованию уже существующих продуктов и выпуску новых. Еще один фактор, способствующий устареванию разработок e-Learning – внедрение новых методик HR-службами компаний: аттестация персонала, отработка навыков и умений, ассессмент при подборе и аттестации персонала, разработка моделей компетенций. Сегодня все это может быть реализовано с помощью e-Learning. В области электронного контента новинки появляются чаще. Еще совсем недавно электронный курс, как правило, состоял из текстовой теоретической части и теста с различными типами вопросов. Сегодня в курс могут быть включены, например, электронный тренажер для отработки навыков, ситуационная игра с разбором конкретной ситуации или on-line тренинг.

  1.  Е-learning как основа непрерывного образования

Одна из основных форм непрерывного профобразования – повышение квалификации и профпереподготовка – требует скорейшей модернизации с учетом современных запросов рынка труда. По данным 2010 г. в России системой профессиональной переподготовки пользуются только 5 % работающих людей. Для сравнения, в развитых странах мира этот показатель составляет 70 – 80 %. Безусловно, это не означает отсутствия потребности у россиян в дополнительном образовании. Напротив, быстрое развитие технологий, повышение требований работодателей, необходимость поддержки собственной конкурентоспособности на кадровом рынке определяют стремление специалистов к постоянному самосовершенствованию. Кроме того, введение двухуровневой системы подготовки с учетом современного социально-профессионального уровня бакалавра и восприятия его сферой труда в еще большей степени актуализирует проблему непрерывного образования.

Однако потенциальный слушатель программ повышения квалификации и профпереподготовки имеет определенные социальные, временные, финансовые и профессиональные ограничения и чаще всего рассматривает обучение как один из факторов стресса. Кроме того, как правило, он настроен на решения конкретных практических проблем, возникающих в его деятельности, и рассчитывает на немедленное применение результатов обучения в процессе работы. Соответственно он предъявляет к обучению такие требования, которые не могут быть удовлетворены в рамках программ дополнительного образования, реализуемых традиционными методами.

Эти факторы определяют необходимость широкого применения технологий e-learning в сфере дополнительного профобразования. Если в высшем образовании не прекращаются споры о сопоставимости результатов очной и онлайн-подготовки, то в области повышения квалификации и профпереподготовки e-learning международно признан предпочтительной альтернативой традиционному обучению.

Кроме того что e-learning создает все условия для непрерывной, быстрой, гибкой и одновременно высококачественной подготовки кадров без отрыва от трудовой деятельности, он еще и предоставляет ряд количественных преимуществ: по данным Cedar Group, стоимость электронного обучения в среднем ниже на 32 – 45 %, время обучения сокращается на 35 – 45 %, а скорость запоминания материала возрастает на 15 – 25 % по сравнению с традиционной формой.

Электронное обучение, позволяющее подготовить необходимые обществу кадры в нужном количестве за минимальное время и при минимальных затратах, объявлено приоритетным в ходе реформ образовательных систем в таких ведущих странах мира, как США, Великобритания, Канада, Германия, Франция и др., а также на уровне ООН. Сфера ДПО признана одной из наиболее подходящих для широкого применения e-learning.

Становление системы дистанционного обучения (ДО) происходит в условиях серьезных противоречий. С одной стороны, ускорение темпов развития ИКТ-технологий, а с другой – фактически утратившая силу и не соответствующая требованиям даже вчерашнего дня нормативно-правовая база использования дистанционных, образовательных технологий. Сложилась парадоксальная ситуация: повсеместно подчеркиваются преимущества и возможности новых образовательных технологий, разрабатываются проекты концепций их внедрения, но соответствующих нормативных документов явно не хватает.

Преимущества дистанционного обучения очевидны: в первую очередь, это возможность учиться в любом, даже самом удаленном от вуза, месте и в удобное для слушателя время. Система дистанционного обучения позволяет осуществить доступ к нашим образовательным ресурсам с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, без установки какого-либо дополнительного программного обеспечения.

Из этого следует и второе преимущество дистанционного обучения: экономия средств на поездки к месту проведения занятий, проживание, питание и т.п.

Третьим преимуществом обучения через Интернет является возможность постоянного контакта с преподавателем. СДО имеет встроенную систему взаимодействия участников в формате «преподаватель – слушатель» и «слушатель – слушатель». То есть кроме возможности задать неограниченное количество вопросов преподавателю, слушатели могут общаться друг с другом, делиться собственным опытом и выполнять коллективные работы.

В-четвертых, преимущество, связанное с индивидуально-психологическими способностями слушателя к восприятию материала. Известно, что разным людям для изучения и осмысления одного и того же объема материала необходимо разное количество времени. Дистанционное обучение позволяет применять индивидуализированный подход, варьируя количество времени на изучение курса в зависимости от способностей конкретного слушателя.

Пятое преимущество состоит в том, что в системе ДО большинство материалов представлено в визуальной форме, а для 80 % людей визуальный канал восприятия информации является ведущим.

Внедрение ДОТ позволяет качественно изменить образовательный процесс, сделать его демократичным и открытым, удобным и комфортным, персонализированным и интернациональным.

Оппоненты часто приводят в качестве аргумента тезис, что дистанционное образование – это пассивное обучение, которое далеко не всегда бывает эффективным. Поэтому крайне необходимо привносить в ДО инновации, чтобы слушатели могли получить максимум нужных им знаний. Здесь гораздо действеннее работает такой формат обучения, как вебинар, т.е. веб-конференции, когда с помощью технических средств стремятся донести живое обучение непосредственно от преподавателя к слушателю. Востребованность вебинарного обучения, соединяющего в себе лучшие черты очной и дистанционной форм образования, постоянно растет. Разница между традиционным и вебинарным обучением – это чисто технический вопрос. Преподаватель представляет собой центр учебного процесса, без него обучение не будет эффективно. Поэтому и в ДО все должно быть то же самое: слушатель знакомится с теоретическим материалом, выполняет лабораторные работы, но у него должен быть «канал связи» с преподавателем, чтобы задавать ему вопросы, консультироваться по трудным темам. А проблемы перевода программ в онлайн-режим состоят именно в качестве этого канала.

Качество знаний, полученных при ДО, зависит от квалификации преподавателя и качества учебных программ. Но ведь ровно то же самое и в случае очного обучения – без наличия этих двух факторов никакое обучение не будет эффективным. Необходимо делать все, чтобы слушатели вебинаров могли точно так же участвовать в занятиях, как их «очные» товарищи.

Существует четкое разделение и специализация всех видов работ: автор отвечает за контент, тьютор – за визуализацию материала, аналитик – за создание тестов и практикумов, технический спец пройдя несколько ступеней обработки, информация становится не просто новостью, а новым знанием.

Но в целом прямые затраты на организацию ДО для образовательного учреждения ниже, чем на организацию обучения очников, поэтому сейчас, как правило, дистанционные программы стоят дешевле очных. Тем не менее, как показано выше, низкая стоимость e-learning – это миф, который сложился в результате того, что на заре своего становления дистанционное обучение в нашей стране связывали с заочным обучением. При ряде крупнейших московских вузов создавались школы, которые работали по заочной схеме: учащиеся получали задание, выполняли его, отправляли свои решения по электронной почте, получали обратно свои работы с оценками, пометками и комментариями преподавателей, а также эталонные решения и ответы на вопросы и т.д. Такое обучение действительно экономит деньги и время учеников на поездки, деньги образовательного учреждения на аренду, ЖКХ, оплату преподавателей, командировочные и прочее. Заочная форма и сейчас применяется, но это, разумеется, не e-learning. Дистанционное обучение (в нашем контексте - e-learning) имеет свою методологию, которая принципиально отличается от методологии традиционного обучения, в том числе и в заочной форме, а требований к нему в несколько раз больше. И, конечно же, соблюдение авторских прав с выплатой вознаграждений за использование, тиражирование и т.д. увеличивают стоимость электронного обучения.

На российском рынке ДПО давно представлены крупные зарубежные компании, работающие на базе известных продуктов LMS. Их услуги обычно находят спрос у российских отделений западных компаний, традиционно применяющих данную форму подготовки сотрудников.

Запад раньше России начал внедрение информационных технологий в профессиональное обучение, и этот опыт бесценен для понимания тенденций развития e-learning. На очереди освоение e-learning 2.0.

Термин e-learning 2.0 был введен канадским исследователем Стефаном Доунсом как производный для всей совокупности тенденций в электронном обучении, которые возникли от комбинации со средствами Web 2.0 (второе поколение Интернет-сервисов, таких как сайты общественных сетей, вики, инструменты общения и фолксономии, позволяющие пользователям работать совместно и распространять информацию онлайн такими путями, которые ранее были недоступны). Е-learning 2.0 основано на инструментах, в которых комбинируется простая разработка контента, распространение через веб и встроенные средства совместной работы. Создавать контент может любой участник даже в процессе текущей работы. Еlearning 2.0 – это органичное совмещение работы и обучения в одном процессе, управляемом самим учащимся.

Что касается конкуренции, то ее не надо бояться, а следует приветствовать. Сильные конкуренты – необходимый двигатель бизнеса, они заставляют искать и применять инновации, разрабатывать новые курсы, лучше организовывать учебный процесс, в общем, повышать качество производимого продукта.

Активное развитие ИКТ и Интернет-среды предполагает постоянное совершенствование технологий e-learning. Сегодня все чаще используется понятие e-learning 2.0 (по аналогии с Web 2.0), где содержание курса, а порой и его тему формируют и формулируют сами учащиеся. Возможности социальных сетей используются для того, чтобы формировать профессиональное сообщество, внутри которого происходит обмен опытом. Поэтому важно оценить, каков потенциал возможностей e-learning 2.0 для программ ДПО и как в связи с этим изменится роль преподавателя?

Идея создания единого образовательного пространства внутри вуза, т.е. социальной сети, объединяющей студентов, магистрантов, аспирантов, слушателей программ МВА и других программ ДПО, преподавателей и сотрудников, весьма перспективна.

Если говорить о так называемых технологиях Web 2.0, то некоторые элементы этого уже используются и очень хорошо себя зарекомендовали. Так, практически в каждом курсе СДО есть wiki-раздел, где слушатели могут добавлять информацию, пополняя и улучшая, таким образом, образовательную «начинку» курса, слушатели внутри СДО имеют возможность общения друг с другом, могут оставлять комментарии по содержанию курса. В такой ситуации преподаватель должен выполнять роль модератора, наблюдать и направлять слушателей в их процессе познания.

К вопросу о роли преподавателя: общеизвестно, что при личном общении приблизительно около 35 % информации передается словами, а остальные 65 % интонацией, взглядом, экспрессией, жестами и другими невербальными способами. И вот 65 % инструментов педагогического воздействия убрали, но донести необходимые 35 % нужно. Поэтому преподаватель в виртуальной среде перестает быть просто источником информации, а становится проводником в море информации и создателем учебноориентированных ситуаций. Необходимо не просто рассказать «как надо» делать, нужно самому сделать вместе со слушателями, передавая этим свой опыт обучающимся. Это нелегкая задача и не каждый преподаватель с нею в состоянии справиться без дидактической помощи.

Обучающийся дистанционно должен обладать большим количеством различных умений и навыков. Это не только умение работать на компьютере, пользоваться различными программами, уверенно ориентироваться в Интернете. Требуется умение эффективно использовать учебнометодические материалы в электронной форме, рационально организовывать свое обучение, работать с источниками, литературой и т.д.

Еще одна трудность связана с тем, что некоторым слушателям, чтобы добросовестно заниматься, требуется внешний контроль. Нужно заставить себя, чтобы завершить обучение, не выключить компьютер и не заняться чем-либо другим. Нередко главной причиной недобросовестного прохождения учебного плана курса ДО становится отсутствие навыков работы с различными офисными приложениями, неспособность самостоятельно разобраться в особенностях использования тех или иных возможностей программных продуктов. Видимо, целесообразно пока начало любого дистанционного курса предварять изучением офисных приложений и возможностей компьютерных программ. Для получения полноценной информации СДО должна иметь удобный и понятный интерфейс, быть «легкой», материалы должны быстро загружаться даже при невысокой скорости соединения, экономно использовать сетевой трафик, не требовать никаких дополнительных действий от пользователя по установке программного обеспечения. При соблюдении этих условий дистанционное обучение доступно самому широкому кругу лиц.

Российское правительство подчеркивает важность развития ИКТ в образовании для формирования системы непрерывного обучения. В то же время представители академического сообщества подчеркивают недостаточность государственных мер по системному внедрению технологий elearning на всех уровнях образовательной системы. Безусловно, государство должно поддерживать фундаментальное образование – школы, колледжи, вузы, в том числе и в области ИКТ. Но нельзя сегодня идти и по пути единого (универсального, типового, примерного) центра дистанционного обучения. Необходим конкурсный отбор таких технологий. Образовательные учреждения должны придерживаться принципа «на государство надейся, да сам не плошай». Учебные заведения всех уровней должны самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать учебные программы и их наполнение. Конечно, при реализации таких разработок потребуется поддержка, но инициатива должна исходить именно от академического сообщества. Совершенствование правовой среды дистанционного образования должно идти в режиме тесного взаимодействия государства и учебных заведений. Централизованные решения формализуют процесс, но не позволят дистанционному обучению стать по-настоящему опережающим и занять достойную нишу в системе непрерывного образования в течение всей жизни.


Заключение

Сегодня Интернет стал универсальной коммуникационно-информационной средой с комплексом своих специфических информационных технологий, и стали говорить об Интернет-образовании (e-learning), понимая под этим термином внедрение Интернет-технологий в образовательную деятельность.

Можно сделать вывод о реализации в сфере образования, наряду с традиционной формой образования (ее разновидности: очная, очнозаочная, заочная, экстернат), новой зарождающейся формы получения образования – дистанционной (трансформированные экстернат, заочная, очно-заочная, очная формы обучения). Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

E-learning – сравнительно новый вид образования для России, поэтому идет отработка оптимальных методологий дистанционного обучения, чтобы сделать его максимально эффективным. Этот формат становится все более удобным вариантом для тех, кто желает получить качественные знания и сэкономить ресурсы.

Дистанционное обучение:

- это широкая география: возможность получить качественное образование в любом регионе страны, а также за рубежом;

- оперативность: быстрое обновление учебных материалов позволяет использовать самую свежую информацию, появившуюся на рынке, а также реагировать на запросы со стороны аудитории;

- непрерывность, индивидуальный подход: учебный процесс происходит без отрыва от работы, семьи и прочее; для каждого слушателя может быть организована персональная программа.

E-learning во многом отличается от обычных форматов обучения, очного или заочного, и имеет как очевидные плюсы (образование без отрыва от работы), так и минусы (отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и группой).

E-learning – это набор инструментов, которые реализуются в разных образовательных программах. Сегодня в мире нет таких образовательных программ, которые можно было бы реализовать совсем без использования Интернет-технологий. Это значит, что e-learning входит в каждую образовательную программу.

На сегодняшний день можно выделить следующие направления использования элементов электронного обучения в учебном процессе:

1. Образовательные программы высшего профессионального образования, реализующиеся:

• в очном режиме для студентов традиционных форм образования, проживающих в удаленных районах, обучающихся в институтах социальной реабилитации, а также соотечественники, проживающие в странах ближнего и дальнего зарубежья;

• в заочном и очно-заочном режимах, в том числе комбинированная форма, по программам второго высшего образования.

2. Образовательные программы непрерывного образования:

• довузовское дистанционное обучение (курсы по дисциплинам программы довузовской подготовки, тренажеры по подготовке к ЕГЭ и к экзаменам по материалам университета);

• поствузовское – например, обучение в магистратуре;

• курсы для слушателей различных предпочтений.

3. Образовательные программы дополнительного профессионального образования:

• по направлениям учебных и учебно-научных центров университетов; • по программам факультета повышения квалификации;

• обучение практическим навыкам по работе в электронной среде обучения преподавателей и специалистов.

 4. Формирование института экспертов в области электронного обучения с выдачей соответствующих сертификатов.

5. Разработка ресурсной базы для обучения иностранному языку.

6. Способствование развитию корпоративного электронного обучения в организациях города при предоставлении платформы электронного обучения и

Безусловно, приемлемые показатели e-learning достижимы при наличии качественного контента и привлечении высокопрофессиональных разработчиков и тьюторов. И то и другое – серьезная проблема для российского e-learning. Недостаток хорошего русскоязычного электронного контента, нехватка методистов по дистанционному обучению и профессиональных онлайн-преподавателей по-прежнему остается основным фактором, сдерживающим темпы развития отечественного рынка e-learning. Тем не менее, перспективы в этой сфере образования в России очевидны и, чтобы обеспечить эффективность дистанционного обучения, необходимо:

• подготовить высококвалифицированный преподавательский состав, способный работать со студентами в режиме e-learning;

• обеспечить слушателя обновляемыми учебно-методическими пособиями, при этом курсы должны быть полными, интересными, легкими для восприятия;

• организовать обратную связь, возможность онлайн-дискуссий, консультаций с преподавателями и обмена информацией с коллегамислушателями. Это позволит реализовать в России внедрение и развитие инновационных методов обучения на всех уровнях непрерывного образования (профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного)


Список использованных источников

  1. Бушкова, О. С. Функциональные особенности системы проектирования электронных учебников / О. С. Бушкова, Я. М. Русанова, М. И. Чердынцева. // Математика. Компьютер. Образование. сб. науч. тр. М., Ижевск ; НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». Т.1. 2010.– С. 120 – 124.
  2. Готская. И. Б., Жучков В. М., Кораблев А. В. Выбор системы дистанционного обучения : аналит. зап. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ra.kurs.spb.ru/2/0/2/ 1/?id=13
  3. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения [Электронный ресурс] // Seemedia.ru. Режим доступа: http://seemedia.ru/wp-content/uploads/E-learning.pdf.
  4. Сергеев, А. Г. Введение в электронное обучение : монография / А. Г. Сергеев, И. Е. Жигалов, В. В. Баландина ; Владим. гос ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир : Издво ВлГУ,2012. – 182 с.
  5. Соболева, Э. С. Современные подходы в оценке качества e-learning. // Качество образования. – 2011. – № 9. – С. 44 – 46.
  6. Тихомирова, Е. В. Каким должно быть современное образование / Е. В. Тихомирова. // Качество образования. – 2011. – № 7 – 8. – С. 38 – 43.
  7. Что такое E-learning? [Электронный ресурс] // Elearningtools.ru. Режим доступа: http://elearningtools.ru/articles/chto-takoe-e-learning.html, свободный - Загл. с экрана.
  8. Якушева, Н. М. Дидактические принципы создания средств e-learning. / Н. М. Якушева // Вестник университета (МГГУ им. М.А. Шолохова). – 2011. – № 16. – С. 49 – 55.
  9. Якушева, Н. М. О мотивации применения e-learning / Н. М. Якушева. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 6. – С. 58 – 60.
  10. Якушева, Н. М. Об образовательном модуле e-learning / Н. М. Якушева. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 5. – С. 57 – 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.

В статье представлены: актуальность, цели, задачи самостоятельной работы на уроках английского языка. Представлены различные методы и подходы....

«Дополнительное образование как целостное интегрированное образовательное пространство непрерывного образования личности»

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО соста...

Технология урока по изучению нового содержания на основе непрерывной познавательной деятельности учащихся

Технология урока по изучению нового содержания на основе непрерывной познавательной деятельности учащихся поможет учителю решить проблему снижения познавательного интереса, связанную с насыщенностью ш...

Современное образование – непрерывное образование в течение всей жизни.

Данная статья анализирует тенденции современного образования, формы неформального и информального образования педагогов....

Новая ступень непрерывного образования во взаимодействии дополнительного и дошкольного образования

В настоящее время для реализации своих возможностей, учреждения дополнительного образования активно сотрудничают в основном с общеобразовательными школами. В данной статье представлен положительный оп...