Современное образование – непрерывное образование в течение всей жизни.
статья

Колыхалина Вера Ильинична

Данная статья анализирует тенденции современного образования, формы неформального и информального образования педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное обазование – непрерывное образование

 в течение всей жизни.

                                                                           Учитель иностранного языка

                                                                                       МБОУ «Школа 40» В.И.Колыхалина

Тенденции современного образования

Развитие концепции непрерывного образования, основанной на положениях:

1)Образованный человек – тот, кто учится всю жизнь.

2)Настоящий профессионал переучивается всю жизнь.

3)Обязанность общества – учить человека всю жизнь.

Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024

 Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций. Из этих двух больших целей майского указа Президента России вытекает 10 задач, которые фактически легли в основу федеральных проектов нацпроекта «Образование». Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности, цифровой образовательной среде, и все это подчинено развитию образовательного пространства на территории нашей большой страны.

Федеральные проекты, входящие в национальный проект:

Учитель будущего

Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.

Главные цифры проекта (к 2024 году): повышение уровня профессионального мастерства 50% педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, участие 70% учителей в возрасте до 35 лет в различных формах поддержки и сопровождения обучающихся в первые 3 года работы.

Общий бюджет проекта: более 15,4 млрд рублей

Молодые профессионалы

 Задача проекта:

модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Главные цифры проекта (к 2024 году):

создание сети из 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских с современным оборудованием, участие 70% людей, обучающихся по программам среднего профессионального образования, в различных формах наставничества, повышение квалификации 35 тысяч преподавателей по программам, основанным на опыте Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).

Общий бюджет проекта: более 156,2 млрд рублей

 Новые возможности для каждого

Задача проекта:

формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.

Главные цифры проекта (к 2024 году):

участие не менее 20% научно-педагогических работников в реализации программ непрерывного образования, обучение по программам непрерывного образования как минимум 3 млн человек.

Общий бюджет проекта: более 9,2 млрд рублей.

 На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020  г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Можно утверждать, что в нашей школе создаётся режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикацию своих разработок в периодической печати разного уровня. Всё это формирует новое качество профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя. Административная команда школы внедряет в практику идею превращения традиционного педагогического совета в лабораторию педагогического мастерства. При таком подходе к организации деятельности педагогического совета вопросы, вынесенные на его рассмотрение, должны быть интересны всем; он должен стать не только генератором интересных идей, но и экспертным советом инновационной деятельности школы. Приоритетными при подготовке и проведении педсоветов стали его методические функции: информационные, обобщающеаналитические, развивающие, обучающие, мотивационные, активизирующие.

Педагоги нашей школы имеют возможность на практике закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения передового опыта учителей - новаторов, новых программ, деятельности своих коллег

 Таким образом, можно сказать, что в результате корпоративного обучения, помимо профессионального роста учителей, появляется возможность создать команду единомышленников, растить специалистов в своем образовательном учреждении

Модели соотнесения различных видов образования.

Непрерывное образование. Формальное образование (согласно «Закону об образовании в РФ» № 273-ФЗ).

Неформальное образование. Информальное образование

1) Общее образование

• дошкольное образование;

• начальное общее образование;

• основное общее образование;

• среднее общее образование.

2) Профессиональное образование

• Начальное профессиональное образование

• Среднее профессиональное образование;

3) Высшее образование

• бакалавриат;

• магистратура;

• специалитет,

4) Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

5) Дополнительное профессиональное образование

• Повышение квалификации

• Профессиональная переподготовка

• Школа молодого специалиста

• Наставничество

• Дистанционное обучение

• Занятия в клубах и кружках

• Занятия в общественных организациях

• Индивидуальные занятия с тренером или репетитором

• Профессиональное общение

• Регулярное чтение профессиональной литературы

• Путешествия

• Сообщества по профессиональным интересам

• Сетевое взаимодействие

• Конференции

• Тренинги

• Тематические научные и профессиональные выставки, семинары, конференции

• Написание статей, монографий книг на профессиональную тему

• Образовательный консультант

• Грантовая поддержка

• Индивидуальное самообразование.

Вхождение неформального и информального образования в современную образовательную систему России имеет ряд проблем, которые ждут своего решения. В современном дополнительном профессиональном педагогическое образовании среди основных неразработанных вопросов следует выделить: • изменение деятельностной парадигмы образования; • рост инноваций в образовании; • мониторинг неформального и информального образования; • разработка управленческих механизмов в неформальном и информальном образовании; • выработка системы оценивания, критериев, индикаторов успешности и форм фиксации результатов неформального и информального образования; • разработка и практическое внедрение адаптированных к условиям российского образования моделей неформального и информального образования.

Неформальное образование имеет ряд преимуществ, таких как: • доступность в любом возрасте; • отсутствие непрерывной структуры; • короткая продолжительность; • малозатратность; • системность; • профессиональная направленность

Примером различия неформального и информального образования может служить следующий пример: педагог приобретает профессионально значимые навыки и умения во взаимодействии с наставником – это неформальное образование, а если педагог присматривается к методике, приемам и способам обучения своих коллег, преломляет этот опыт или поступает аналогично, то такое образование будет информальным.

В данном ракурсе следует рассмотреть некоторые современные формы неформального и информального образования, активно используемые педагогами и отвечающие принципу «максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития профессиональной компетентности педагогических работников». Такая формы как вебинар, обеспечивает непрерывность профессионального развития, мобильность и гибкость подготовки современного специалиста.

Еще одной инновационной формой информального образования является сетевое взаимодействие педагогов, которое может реализовываться в двух направлениях: взаимодействие педагогов различных образовательных организаций в педагогических сообществах и взаимодействие педагогов в сетевых сообщества сети Интернет.

Следующей формой информального образования, на которую хотелось бы обратить внимание, является участие в различных научно-практических конференциях. Практика показывает, что подготовка и участие в конференциях, семинарах дает значительный стимул для личностного развития педагога.

В заключение, хочется напомнить,что 2020 по восточному календарю - год Крысы.

Крыса в фен-шуй считается очень мудрым и сообразительным животным.

наделена дюжим интеллектом и способностью выживать в экстремальных условиях.

Значение крысы по фен-шуй очень благостное: это символ сообразительности, ловкости, волшебства, богатства и упорства в достижении цели.В китайском календаре отсчет начинается как раз-таки с Крысы, ведь она очень проворная и ловкая

В течение следующих 365 дней она будет особо благоволить людям интеллектуального труда.

 В этом году не стоит бояться «непосильных» проблем, интеллект и житейская смекалка помогут вам обойти с успехом все препятствия. 

Список литературы:

  1. Добролежа Е.В. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9. – С. 51-52;
  2. http://edu.gov.ru/national-project/
  3. Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.)
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Валидация с точки зрения обучения в течение всей жизни»

Проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций,  2011-2014»  нацелен на поддержку процессов модернизации системы квалификаций и развитие непрерывного профессионального образ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.

В статье представлены: актуальность, цели, задачи самостоятельной работы на уроках английского языка. Представлены различные методы и подходы....

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Коммуникативные фразы как средство общения между носителями разных наций в условиях современного непрерывного образования

статья из сборника "Современные технологии непрерывного обучения школа-вуз" (стр. 41) Материалы II Всероссийской научно-методической конференции Воронежский Государственный Университет Инжен...

Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников

Статья "Современные формы и методы организации непрерывного образования педагогических работников"  (XI традиционные декабрьскиепедагогические чтения«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ  И...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....