«Дополнительное образование как целостное интегрированное образовательное пространство непрерывного образования личности»
методическая разработка ( класс) на тему

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т. п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.

Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_obrazovanie_-_sistema_v_kotoroy_realizuetsya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(МБОУ ДО ДДТ)

Ул. Молодёжная,17, а. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Телефон: (3494) 22-04-94. Факс: (3494) 22-04-94. E-mail: nurddt@mail.ru

Доклад к презентации

«Дополнительное образование как целостное интегрированное

образовательное пространство непрерывного образования личности»

Открытое образование (ОО) — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т. п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.

Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.

Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.

Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.

Принципы открытого образования.

  • Свободный выбор образовательной организации.
  • Открытое планирование обучения — свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.
  • Свобода выбора времени и темпа обучения.
  • Свобода в выборе места обучения — в аудитории или самостоятельно.
  • Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
  • Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
  • Свободное развитие индивидуальности — основополагающий фактор ОО

Учащиеся простраивают свою индивидуальную образовательную программу (ИОП), реализуя индивидуальный заказ на образование, что приводит к выходу за пределы базовой программы ОУ. Для тех, у кого возникают трудности с построением собственной ИОП существует особая педагогическая позиция — тьютор. Классическая же модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Особенности ОО

  1. Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов;
  2. Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий;
  3. Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения;
  4. Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе.
  5. Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов.
  6. Параллельность — возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
  7. Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
  8. Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий.
  9. Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию.
  10. Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
  11. Интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Система открытого образования (СОО)

Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.

Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:

  1. Управления учебным процессом — функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний.
  2. Административно-управленческая — функциями которой являются управление ресурсами, коллективами, проектами, контактами, ведение баз данных (БД) приказов и распоряжений.
  3. Техническая — офисное и телекоммуникационное оборудование, издательство, складские помещения, учебные и консультационные аудитории, мультимедиалаборатория и др.
  4. Кадровая — функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, студентов.
  5. Финансовая — функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров.
  6. Маркетинговая — функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование баз данных заказов на подготовку специалистов.
  7. Правовая — функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности института, ведение нормативных документов и актов.
  8. Информационная — функциями которой являются:
  • Сбор, накопление и систематизация в базе данных информации о потребностях рынка труда, сферы производственной деятельности и образования;
  • Накопление в БД перечня образовательных продуктов и услуг (учебников, систем тестирования) с обеспечением доступа средствами INTERNET;
  • Сбор и обработка оперативных данных из региональных учебных центров: о ходе учебного процесса (приема слушателей, прохождении тестирования, сертификации обучаемых), об их потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами и разработке новых учебных программ и курсов;
  • Информационное обеспечение проведения занятий и консультаций из центра ОО, информационная поддержка тестовых дистанционных испытаний;
  • Предоставление данных по оперативному учёту и ходу учебного процесса в режиме on-line и через локальную сеть центра обучения.
  1. Безопасности — функциями которой являются: защита информации, сохранение коммерческой тайны, идентификация студентов преподавателей и административного состава, отслеживание процессов сохранения авторских прав составителей учебных материалов.
  2. Научных исследований — функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования всех элементов системы ОО:
  • Анализ и обобщение опыта функционирования отечественных и зарубежных СОО для коррекции образовательного процесса;
  • Исследование фундаментальных дидактических проблем ОО;
  • Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение эффективности учебного процесса ОО;
  • Организация и проведение совместных НИР и опытно- экспериментальной работы по проблематике ОО;
  • Поисковые исследования.
  1. Международных отношений — функциями которой являются экспорт-импорт образовательных услуг, развитие партнёрских отношений с зарубежными заведениями (практика «двойного диплома»), организация стажировки слушателей СОО и другие функции.

Виды обеспечения СОО

  1. Программное — операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды.
  2. Техническое — компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования.
  3. Информационное — конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам.
  4. Методическое — тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  5. Организационное — возможные формы организации учебного процесса ОО, требования к учебным заведениям, осуществляющим ОО.
  6. Нормативно-правовое — нормы и правила, документы Министерства образования РФ и внутренние нормативные документы организаций осуществляющих ОО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологии ОО.
  7. Лингвистическое — набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СОО.

В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и администрации учебного заведения:

  1. Традиционная почта,
  2. Факс,
  3. Компьютерные технологии,
  4. Видеоконференции — использование видео для установления связей и организации общения между лицами, находящимися в различных географических точках.
  5. Аудиоконференции на основе телефонных технологий — система коммуникации, позволяющая нескольким лицам одновременно участвовать в общении посредством телефона,
  6. Интернет системы — электронная почта, чат.

Заведующий отделом

 сценических  видов искусств и КМР                                                          И.А.Коба  

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа начального образования по Федеральным государственным образовательным стандартам II поколения на 2011-2015 год

Основная образовательная программа школы  является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовател...

Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры

Программа развития  общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа  рассматривает развитие общего и ...

«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос

В  силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...