«Дополнительное образование как целостное интегрированное образовательное пространство непрерывного образования личности»
методическая разработка ( класс) на тему
Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т. п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.
Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_obrazovanie_-_sistema_v_kotoroy_realizuetsya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(МБОУ ДО ДДТ)
Ул. Молодёжная,17, а. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300 Телефон: (3494) 22-04-94. Факс: (3494) 22-04-94. E-mail: nurddt@mail.ru
Доклад к презентации
«Дополнительное образование как целостное интегрированное
образовательное пространство непрерывного образования личности»
Открытое образование (ОО) — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т. п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.
Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.
Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.
Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.
Принципы открытого образования.
- Свободный выбор образовательной организации.
- Открытое планирование обучения — свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.
- Свобода выбора времени и темпа обучения.
- Свобода в выборе места обучения — в аудитории или самостоятельно.
- Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
- Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
- Свободное развитие индивидуальности — основополагающий фактор ОО
Учащиеся простраивают свою индивидуальную образовательную программу (ИОП), реализуя индивидуальный заказ на образование, что приводит к выходу за пределы базовой программы ОУ. Для тех, у кого возникают трудности с построением собственной ИОП существует особая педагогическая позиция — тьютор. Классическая же модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.
- Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов;
- Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий;
- Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения;
- Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе.
- Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов.
- Параллельность — возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
- Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
- Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий.
- Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию.
- Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
- Интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Система открытого образования (СОО)
Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.
Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:
- Управления учебным процессом — функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний.
- Административно-управленческая — функциями которой являются управление ресурсами, коллективами, проектами, контактами, ведение баз данных (БД) приказов и распоряжений.
- Техническая — офисное и телекоммуникационное оборудование, издательство, складские помещения, учебные и консультационные аудитории, мультимедиалаборатория и др.
- Кадровая — функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, студентов.
- Финансовая — функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров.
- Маркетинговая — функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование баз данных заказов на подготовку специалистов.
- Правовая — функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности института, ведение нормативных документов и актов.
- Информационная — функциями которой являются:
- Сбор, накопление и систематизация в базе данных информации о потребностях рынка труда, сферы производственной деятельности и образования;
- Накопление в БД перечня образовательных продуктов и услуг (учебников, систем тестирования) с обеспечением доступа средствами INTERNET;
- Сбор и обработка оперативных данных из региональных учебных центров: о ходе учебного процесса (приема слушателей, прохождении тестирования, сертификации обучаемых), об их потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами и разработке новых учебных программ и курсов;
- Информационное обеспечение проведения занятий и консультаций из центра ОО, информационная поддержка тестовых дистанционных испытаний;
- Предоставление данных по оперативному учёту и ходу учебного процесса в режиме on-line и через локальную сеть центра обучения.
- Безопасности — функциями которой являются: защита информации, сохранение коммерческой тайны, идентификация студентов преподавателей и административного состава, отслеживание процессов сохранения авторских прав составителей учебных материалов.
- Научных исследований — функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования всех элементов системы ОО:
- Анализ и обобщение опыта функционирования отечественных и зарубежных СОО для коррекции образовательного процесса;
- Исследование фундаментальных дидактических проблем ОО;
- Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение эффективности учебного процесса ОО;
- Организация и проведение совместных НИР и опытно- экспериментальной работы по проблематике ОО;
- Поисковые исследования.
- Международных отношений — функциями которой являются экспорт-импорт образовательных услуг, развитие партнёрских отношений с зарубежными заведениями (практика «двойного диплома»), организация стажировки слушателей СОО и другие функции.
- Программное — операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды.
- Техническое — компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования.
- Информационное — конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам.
- Методическое — тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
- Организационное — возможные формы организации учебного процесса ОО, требования к учебным заведениям, осуществляющим ОО.
- Нормативно-правовое — нормы и правила, документы Министерства образования РФ и внутренние нормативные документы организаций осуществляющих ОО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологии ОО.
- Лингвистическое — набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СОО.
В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия обучающихся, преподавателей и администрации учебного заведения:
- Традиционная почта,
- Факс,
- Компьютерные технологии,
- Видеоконференции — использование видео для установления связей и организации общения между лицами, находящимися в различных географических точках.
- Аудиоконференции на основе телефонных технологий — система коммуникации, позволяющая нескольким лицам одновременно участвовать в общении посредством телефона,
- Интернет системы — электронная почта, чат.
Заведующий отделом
сценических видов искусств и КМР И.А.Коба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа начального образования по Федеральным государственным образовательным стандартам II поколения на 2011-2015 год
Основная образовательная программа школы является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовател...
Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа рассматривает развитие общего и ...
«Интеграция музея в систему непрерывного образования, воздействуя на интеллектуальную, нравственную и эмоциональную сферу личности, стимулируя формирование ценностного отношения к прошлому, настоящему, к национально-культурным традициям и современнос
В силу своего назначения – это учебный (историко-памятный) музей машиностроительного отделения ГБОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» способен играть большую роль в нравственно-эстетиче...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
Современное изучение литературы в школах Подмосковья немыслимо без вариативных факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...
Памятка. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность образовательных требований к дошкольному образованию».
В этой памятке раскрывается структура ФГОС ДО, его влияние на развитие деятельности ДОУ, подходы к реализации....