Образовательные технологии
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Гришина Елена Алексеевна

Приводится перечень образовательных технологий, применяемых в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивность использования современных образовательных технологий

  1. Информационно-коммуникационные технологии обучения,
    автор И.П. Волков.

Цель использования.

  •   Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  •   Подготовка личности «информационного общества»
  •   Дать ребёнку столько учебного материала, сколько он может усвоить
  •   Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Описание порядка применения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. Компьютер выступает как текстовый редактор, графический редактор, вычислительная машина больших возможностей, средство моделирования.

Результат использования

Все ученики в той или иной степени приобретают:

  знание основных понятий информатики и ИКТ

  знание принципиального устройства и возможностей компьютерной техники

  владение текстовым редактором

  владение графическим редактором

  первоначальные представления  об алгоритмах, языках и пакетах программирования

  первоначальный опыт использования  прикладных программ

  1. Игровые технологии обучения, авторы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев.

Цель использования.

  •   Расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков
  •   Воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций
  •   Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности

Описание порядка применения.

   Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью и соответствующим ей результатом.

   Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

   Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям. Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

   На уроке дети действуют по игровым правилам, игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Результат использования

  Итог игры  - это игровой и учебно-познавательный результат.

  Очень важным является заключительное обсуждение, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а также учебно-игровое взаимодействие.

  В результате все ученики оказываются вовлечёнными в процесс игры и обсуждение её результатов.

  1. Технологии дифференцированного обучения, авторы В.В. Фирсов и Н.П. Гузик.

Цель использования.

  •   Возможность  учёта индивидуальных особенностей каждого ученика
  •   Предоставление шанса каждому ученику развить свои потенциальные способности.

Описание порядка применения.

При решении задач, составлении компьютерных программ, отработке определённых навыков.

Сильным ученикам предлагаются задания повышенной сложности, творческие задачи, олимпиадные неформализованные задания.

Слабым – типовые задания или задания с «подсказкой»: например, изменить уже готовую программу так, чтобы она решала другие задачи.

Результат использования

  Исключается уравниловка и усреднение детей

  Повышается уровень Я-концепции: 70% сильных учеников утверждаются в своих способностях, 80% слабых учеников получают возможность испытывать учебный успех.

  1. Проблемные (эвристические) технологии обучения.  Авторы  Л.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев.

Цель использования.

  Решение научных проблем (научное творчество)  - поиск и открытие учениками нового правила, доказательства

  Решение практических проблем  (творчество на практике) – поиск

решения, т.е. способ применения известного знания в новой ситуации

Описание порядка применения.

  Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

  Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

  Предлагает рассмотреть явление с различных его сторон

  Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты

  Ставит конкретные вопросы

  Анализирует ответы

Результат использования

Более половины учеников на уроке самостоятельно выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию, участвуют в поиске решения проблемы, выхода из тупика противоречий.

 

  1. Групповые технологии обучения, авторы И.Д. Первин и В.К. Дьяченко.

Цель использования.

  Обеспечение активности учебного процесса

  Достижение высокого уровня усвоения содержания

  Взаимное обогащение учащихся в группе

  Развитие коммуникации, общения, взаимопонимания

Описание порядка применения.

Класс на уроке делится на группы для решения поставленных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Выполнение задания в группе позволяет учитывать вклад каждого члена группы. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы.

Результат использования

  Все участники группы участвуют в процессе обсуждения задачи, поиска путей её решения, реализации их на практике и, наконец, представления найденного

совместно результата.

  Возникает коллективная познавательная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...