Практическая работа. Тема "Моделирование". 11 класс.
план-конспект занятия по информатике и икт (11 класс) на тему
В биологии при исследовании биосистем строятся динамические модели изменения численности популяций различных живых существ (бактерий, рыб, зверей и т.д.) с учетом различных факторов. Взаимовлияние популяций рассматривается в моделях типа «жертва-хищник».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_modeli_v_biologii.zip | 86.42 КБ |
Предварительный просмотр:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОПУЛЯЦИЙ
В биологии при исследовании развития биосистем строятся динамические модели изменения численности популяций различных живых существ (бактерий, рыб, животных и пр.) с учетом различных факторов. Взаимовлияние популяций рассматривается в моделях типа «хищник-жертва».
Формальная модель. Изучение динамики численности популяций естественно начать с простейшей модели неограниченного роста, в которой численность популяции ежегодно увеличивается на определенный процент. Математическую модель можно записать с помощью рекуррентной формулы, связывающей численность популяции следующего года с численностью популяции текущего года, с использованием коэффициента роста а:
xn+1=a*xn.
Например, если ежегодный прирост численности популяции составляет 5%, то а = 1,05. В модели ограниченного роста учитывается эффект перенаселенности, связанный с нехваткой питания, болезнями и так далее, который замедляет рост популяции с увеличением ее численности. Введем коэффициент перенаселенности b, значение которого обычно существенно меньше а (b<<а).
Тогда коэффициент ежегодного увеличения численности равен (а - b*хn) и формула принимает вид:
Xn+1=(a-b*xn)*xn.
В модели ограниченного роста с отловом учитывается, что на численность популяций промысловых животных и рыб оказывает влияние величина ежегодного отлова. Если величина ежегодного отлова равна с, то формула принимает вид:
Xn+1=(a-b*xn)*xn-c.
Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом такого взаимодействия является взаимодействие между жертвами и хищниками (например, караси-щуки, зайцы-волки и так далее). В модели «хищник-жертва» количество жертв Xn и количество хищников Yn связаны между собой
Количество встреч жертв с хищниками можно считать пропорциональным произведению количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищниками. В этом случае численность популяции жертв ежегодно уменьшается на величину f·xn·уn и формула для расчета численности жертв принимает вид:
Xn+1=(a-b*xn)*xn-c-f*xn*yn.
Численность популяции хищников в отсутствие жертв (в связи с отсутствием пищи) уменьшается, что можно описать рекуррентной формулой
Yn+1=d*yn.
где значение коэффициента d < 1 характеризует скорость уменьшения численности популяции хищников. Увеличение популяции хищников можно считать пропорциональной произведению собственно количеств жертв и хищников, а коэффициент е характеризует величину роста численности хищников за счет жертв. Тогда для численности хищников можно использовать формулу: Yn+1=d*yn+g*xn*yn.
Компьютерная модель. Построим в электронных таблицах компьютерную модель, позволяющую исследовать численность популяций с использованием различных моделей: неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом и«хищник—жертва».
Рост численности популяций
1. В ячейки В3 и В6 внести начальные значения численности популяций жертв и хищников. В ячейки В2:В5 внести значения коэффициентов а, b, с и f, влияющих на изменение численности жертв. В ячейки В8 и В9 внести значения коэффициентов d и g, влияющих на изменение численности хищников.
В столбце D будем вычислять численность популяции в соответствии с моделью неограниченного роста, в столбце Е – ограниченного роста, в столбце F – ограниченного роста с отловом, в столбцах G и H – “хищник - жертва”.
2. В ячейки D2, E2, F2 и G2 внести значения начальной численности популяций жертв, в ячейку H1 – хищников. В ячейку D3 внести рекуррентную формулу неограниченного роста =$B$3*D2.
В ячейку Е3 внести рекуррентную формулу ограниченного роста =($D$3-$B$4*E2)*E2
В ячейку F3 внести рекуррентную формулу ограниченного роста с отловом =($B$3-$B$4*F2)*F2-$B$5
В ячейку G3 внести рекуррентную формулу изменения количества жертв =($B$3-$B$4*G2)*G2-$B$5-$B$6*G2*H2
В ячейку Н3 внести рекуррентную формулу изменения количества хищников =$B$8*H2+$B$9*G2*H2
3. Скопировать внесенные формулы в ячейки столбцов командой [Правка – Заполнить – Вниз].
В ячейках столбцов ознакомиться с динамикой численности популяций.
Для визуализации компьютерной модели постройте графики изменения популяций с течением времени.
4. Выделить столбцы данных и построить диаграмму типа График. Появятся графики изменения численности популяций в соответствии с моделями неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, моделью хищник – жертва.
Исследование модели. Изменяя значения начальных численностей популяций, а также коэффициенты, можно получать различные варианты изменения численности популяций с течением времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в классе. Тема План и карта.
Практическая направленность в географии, при всех изменениях ( сокращением часов в 6 классе) должна обязательно присутствовать на уроках. Тема План и Карта - самая важная в курсе землеведе...
Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"
Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....
Практические работы 6 класс, СФЕРА №1-8
Разработки практических работ...
Практические работы, 6 класс, СФЕРА, №9-10
Методические разработки практических работ...
Практические работы 9 класс (базовый уровень)
Документ содержит 21 оценочную практическую работу (класссные, домашние)....
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....