РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по информатике «Первые шаги в робототехнике»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по информатике
5 КЛАСС
«Первые шаги в робототехнике»
Пояснительная записка
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде программирование в программах исполнителях Робот, Чертежник, Черепашки, которые объединяют в себе специально скомпонованные для занятий в группе – это выполнений заданий по программированию, создание конечных проектов на защиту, участие с этими проектами в различных конкурсах, а также тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и как профессиональная деятельность, с другой стороны, в информационном обществе приобретает все большее значение.
Данный курс позволит для начальной школы познакомиться с тремя исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также даст возможность поработать в прямоугольной системе координат и овладеть некоторыми геометрическими знаниями и навыками. Конечно, не все учащиеся на данном этапе готовы к освоению всех этих знаний и умений, тем
более, что курс наполнен межпредметными связями опережающего характера, но большое количество разноуровневых задач, алгоритмов различной степени сложности и объема дают возможность каждому ребенку
развиваться в этом направлении индивидуально, получая удовлетворение от
своих личных успехов и удач. Одновременно с этим, есть возможность выявить ребят, которые хорошо логически мыслят и уже готовы к решению
простейших задач алгоритмизации и программирования, а это позволит в дальнейшем подготовить их к программированию на языках высокого уровня
и, возможно, определит их будущий профиль обучения.
Рабочая программа по курсу «Первые шаги в роботехнику» для 5 класса составлена на основе системы "Исполнители", авторские права на которую принадлежат учителю школы №163 г. С-Петербурга, доктору технических наук К.Ю.Полякову.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Цель программы:
пропедевтическая подготовка школьников по программированию.
Задачи:
• развитие у учащихся абстрактного, логического и алгоритмического
мышления;
• индивидуализация процесса образования посредством
дифференцирования заданий по уровню сложности и объему, что
призвано обеспечить эффективность самостоятельной работы учащихся;
• обучение основам моделирования и программирования, выявление
программистских способностей школьников;
• развитие межпредметных связей: обучение основам координатного метода
на плоскости, приобретение навыков геометрических построений,
владения геометрическим языком, использования его для описания
предметов окружающего мира, пространственных представлений и
изобразительных умений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок, включающий в себя
объяснение нового материала, составление конспекта и выполнение
практических заданий в тетради или на компьютере, направленных на
закрепление изученного материала, с учетом требований СанПИН.
Формы текущего и тематического контроля знаний, умений, навыков
учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных и
практических работ, а также устного опроса.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме
контрольной практической работы.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Исполнители и алгоритмы | 3 |
2 | Исполнитель Робот | 13 |
3 | Исполнитель Черепаха | 9 |
4 | Исполнитель Чертежник | 9 |
Итого: | 34 |
Содержание учебного курса
Исполнители и алгоритмы – 3 часа.
Введение. Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система
команд Исполнителя (СКИ). Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы
представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.
Практические и самостоятельные работы:
• Составление словесного алгоритма.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны
Знать/ понимать:
• технику безопасности при работе в кабинете информатики;
• понятие «Исполнитель», виды Исполнителей;
• что в себя включает среда Исполнителя, какие команды могут входить
в систему команд Исполнителя, ошибки при работе Исполнителя;
• понятие «алгоритм», свойства алгоритма;
• каким образом можно представить алгоритм;
• что собой представляют линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением и
циклический алгоритм.
Уметь:
• приводить примеры Исполнителей и определять их СКИ;
• составлять простейшие алгоритмы действий Исполнителя;
• проверять выполнение свойств алгоритма;
• различать типы алгоритмов.
Исполнитель Робот – 13 часов.
Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. Среда системы
«Исполнители». Простейшие задачи для Робота. Создание задач для Робота.
Цикл с заранее известным числом шагов. Цикл с условием. Условный
оператор.
Практические и самостоятельные работы:
• Загрузка задачи и выполнение программы.
• Создание задачи для Робота.
• Решение задачи с использованием линейного алгоритма.
• Решение задачи с использованием цикла «Повтори».
• Решение задачи с использованием цикла «Пока».
• Решение задачи с использованием условного оператора.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Робота.
Контрольная работа №1 по теме «Исполнитель Робот».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
Знать/ понимать:
• среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.
• среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;
• систему команд Робота и ошибки выполнения команд;
• виды и структуру циклов;
• структуру и правила использования условного оператора;
• структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово,
до курсора, полностью);
Уметь:
• находить в каталоге готовые лабиринты и программы;
• создавать свои лабиринты;
• создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;
• сохранять свои лабиринты и программы;
• пользоваться шаблонами;
• различать задачи с различными алгоритмическими структурами;
• отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».
Исполнитель Черепаха – 9 часов.
Среда Черепахи. Система команд Черепахи. Система координат в среде
Черепахи. Углы. Многоугольники. Цвет. Окружность.
Практические и самостоятельные работы:
• Определение координат точки.
• Работа с углами.
• Рисование многоугольников.
• Создание цветного рисунка.
• Рисование окружностей.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Черепахи.
Контрольная работа №2 по теме «Исполнитель Черепаха».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
Знать/ понимать:
• среду Черепахи;
• систему команд Черепахи;
• прямоугольную систему координат;
• углы: прямой, развернутый, острый, тупой;
• направления поворота вправо-влево;
• понятия «радиус окружности», «центр окружности»;
• коды основных цветов и правила закрашивания объектов;
Уметь:
• определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;
• определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;
• задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;
• задавать параметры окружности;
• создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и
размещения объектов;
• создавать программы для рисования данного объекта или группы
объектов с использованием различных алгоритмических структур.
Исполнитель Чертёжник – 9 часов.
Среда Чертёжника. Система команд Чертёжника. Вектор. Форматы цвета.
Процедуры.
Практические и самостоятельные работы:
• Создание простейшей программы для Чертёжника.
• Работа с векторами.
• Использование формата RGB для задания цвета.
• Решение задачи с использованием процедуры.
• Решение разнотипных разноуровневых задач для Чертёжника.
Контрольная работа №3 по теме «Исполнитель Чертёжник».
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны
Знать/ понимать:
• среду Чертёжника;
• систему команд Чертёжника;
• понятие «вектор»;
• два формата для задания цвета;
• понятие «процедура»;
Уметь:
• определять направление и рассчитывать длину вектора;
• задавать цвет с помощью формата RGB;
• использовать процедуры;
• создавать программы для рисования данного объекта или группы
объектов с использованием различных алгоритмических структур.
Календарно-тематический план
№ Урока | Тема урока | Элементы содержания | Формы контроля | Дата проведения |
Исполнители и алгоритмы – 3 часа | ||||
1 урок | Введение. Исполнители и их виды. Среда и система команд Исполнителя. | Инструктаж по технике безопасности. Предмет изучения. Понятие «Исполнитель». Примеры Исполнителей. Виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система команд Исполнителя (СКИ). | Просмотр видеоролика | 1 неделя |
2 урок | Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритма | Понятие «алгоритм». Примеры алгоритмов. Какими свойствами должен обладать алгоритм. Каким образом можно представить алгоритм. Составление словесного алгоритма. | с\р | 2 неделя |
3 урок | Основные алгоритми- ческие конструкции. | Виды алгоритмов; линейный, с ветвлением, циклический. Примеры простейших алгоритмов различных конструкций. | 3 неделя | |
Исполнитель Робот– 13 часов | ||||
1 урок | Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота. | Что собой представляет Исполнитель Робот. Какие объекты входят в среду Робота, назначение этих объектов и правила поведения Робота. Какие команды Робот понимает и умеет выполнять. Какие ошибки могут возникать в работе Робота. | Просмотр видеоролика | 4 неделя |
2 урок | Среда системы «Исполнители». Знакомство со средой «Исполнители». Запуск программы. С какими Исполнителями работает программа. Структура окна программы. | Исполнители». Меню и рабочие кнопки. Что собой представляет лабиринт для Робота и программа для конкретного лабиринта. Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора, полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания программы для Робота. | Просмотр видеоролика | 5 неделя |
3 урок | Простейшая задача для Робота. | Рассмотрение лабиринта и готовой программы для Робота. Анализ возможных ошибок. Загрузка задачи и выполнение программы. | Пр/р Создание проекта учащ. | 6 неделя |
4 урок | Создание задачи для Робота | Создание нового лабиринта и постановка задачи для Робота. Решение данной задачи. | Пр/р Создание проекта учащ. | 7 неделя |
5 урок | Решение линейных задач для Робота. | Линейный алгоритм в задачах для Робота. Постановка задачи, анализ лабиринта, словесный алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | Пр/р Создание проекта учащ. | 8 неделя |
6 урок | Решение линейных задач для Робота. | Постановка задач с линейным алгоритмом по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программ. | С/р Создание проекта учащ. | 9 неделя |
7 урок | Цикл с заранее известным числом шагов. | Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками команд алгоритма. Цикл «Повтори», правила применения и записи цикла. Выполнение программы с использованием цикла «Повтори». | Пр/р Создание проекта учащ. | 10 неделя |
8 урок | Цикл с заранее известным числом шагов. | Решение задачи с использованием цикла «Повтори» | С/р Создание проекта учащ. | 11 неделя |
9 урок | Цикл с условием | Рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число повторений блоков команд алгоритма. Цикл «Пока», правила применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с использованием цикла «Пока». | Пр/р Создание проекта учащ. | 12 неделя |
10 урок | Цикл с условием | Решение задачи с использованием цикла «Пока». | С/р Создание проекта учащ. | 13 неделя |
11 урок | Условный оператор | Рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвлением. Условный оператор «Если». Формы оператора и правила записи. Выполнение программы с условным оператором | Пр/р Создание проекта учащ. | 14 неделя |
12 урок | Условный оператор. | Решение задачи с использованием условного оператора. | С/р Создание проекта учащ. | 15 неделя |
13 урок | Контрольная работа №1 | Исполнитель Робот | Защита проектов по теме «Исполнитель Робот» | 16 неделя |
Исполнитель Черепаха – 9 часов | ||||
1 урок | Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи | Что собой представляет Исполнитель Черепаха. Какие задачи решает Черепаха. Какие команды понимает и умеет выполнять Черепаха. Система координат в среде Черепахи. Определение координат точки. | С/р Просмотр видеоролика | 17 неделя |
2 урок | Углы. Работа с углами. | Понятие угла. Развернутый угол, прямой, острый, тупой. Поворот вправо-влево на данный угол. Работа с углами | С/р | 18 неделя |
3 урок | Многоугольники. Рисование многоугольников | Понятие «многоугольник», виды многоугольников, углы в многоугольниках. Простейшая задача на рисование многоугольника. Построение графической модели. Характеристики данного многоугольника. | Пр/р | 19 неделя |
4 урок | Рисование Многоугольников. | Постановка задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | С/р | 20 неделя |
5 урок | Цвет. | Как задать цвет линии и цвет заливки замкнутого контура. Правила использования цвета. Создание цветного рисунка. | Пр/р | 21 неделя |
6 урок | Окружность. Рисование Окружностей. | Понятие «окружность», «радиус», «центр». Рисование окружностей. | Пр/р | 22 неделя |
7 урок | Решение задач для Черепахи | Линейный алгоритм в задачах для Черепахи. Постановка задачи по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | С/р | 23 неделя |
8 урок | Решение задач для Черепахи | Циклический алгоритм в задачах для Черепахи. Постановка задачи по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | С/р | 24 неделя |
9 урок | Контрольная работа №2 | «Исполнитель Черепаха». | Создание мини-проекта. | 25 неделя |
Исполнитель Чертёжник – 9 часов | ||||
1 урок | Исполнитель Чертёжник. Среда и система команд Чертёжника | Что собой представляет Исполнитель Чертёжник. Какие задачи решает Чертёжник. Какие команды понимает и умеет выполнять Чертёжник. Что общего и чем отличаются СКИ Черепахи и Чертёжника. | Просмотр видеоролика | 26 неделя |
2 урок | Вектор. Понятие вектора. | Понятие вектора. Направление и длина вектора. Работа с вектором. | С/р | 27 неделя |
3 урок | Решение задач с применением вектора | Постановка задачи, модель задачи, алгоритм решения задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | Пр/р | 28 неделя |
4 урок | Решение задач для Чертёжника | Постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | С/р | 29 неделя |
5 урок | Форматы цвета. | Два формата задания цвета линий и цвета заливки. Примеры записи цветов и оттенков. Постановка и решение задачи с применением формата RGB. | Пр/р | 30 неделя |
6 урок | Процедуры. | Понятие процедуры. Пример процедуры. Постановка и решение задачи с использованием процедуры. | Пр/р | 31 неделя |
7 урок | Использование процедур. | Решение задачи с использованием процедуры. | С/р | 32 неделя |
8 урок | Решение задач для Чертёжника. | Постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение программы. | С/р | 33 неделя |
9 урок | Контрольная работа №3 по теме «Исполнитель Чертёжник». | Исполнитель Чертёжник. | Защита проектов | 34 неделя |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Гаврюкова Г.А. Дидактические материалы по теме «Исполнители». –
Рязань, 2011.
2. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.
3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.
4. http://kpolyakov.narod.ru.
Программа «Исполнители» работает под управлением операционной
системы Windows. После разархивации программа сразу же находится в
работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек.
Справочная система построена в виде сжатого гипертекста в формате HTML.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные и программные средства:
• Компьютеры
• Проектор
• Принтер
• ОС Windows
• Программы Microsoft Office
• Система «Исполнители».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
Рабочая программа для творческого обьединения "Первые шаги в науку" 5 класс
Данная рабочая программа для творческого объединения «Первые шаги в науку» в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся 4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология. Первые шаги."
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Химия. Первые шаги"
Программа носит пропедевтический характер. Предназначен для учащихся 6-7 классов. Способствует расширению кругозора, формированию естественно-научной картины мира, готовит к изучению программы курса Х...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в лингвистику"
Программа внеурочной деятельности, целью которой является развитие исследовательских навыков обучающихся, а итогом - написание исследовательской работы по английскому языку и участие в конференции НОУ...
Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик"
Рабочая программа кружка по информатике "Юный информатик" 17 часов, по 0,5 ч.в неделю...