Представление собственного педагогического опыта
методическая разработка по теме

Чекушкин Василий Васильевич

Представление собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_predstavleniyu_1.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление инновационного

педагогического опыта учителя информатики

МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск

Чекушкина Василия Васильевича

Тема инновационного педагогического опыта: «Практическая  работа обучающихся на уроке информатики как средство формирования информационной культуры личности».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

«Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Актуальность проблемы формирования информационной культуры личности в процессе самостоятельного выполнения практических работ на уроках информатики с использованием новых информационных технологий в связи с этим не вызывает никаких сомнений.

Поэтому моя цель как педагога, как учителя информатики – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходиться снова и снова учиться, т.е. научить учиться.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Из сказанного выше понятно, что ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников, формирование навыков самостоятельной деятельности. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Уже долгое время одной из важнейших проблем дидактики является проблема, каким образом активизировать учащихся на уроке при выполнении практической работ? Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Кроме того, чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и в современной школе.

В этих условиях проблема решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации самостоятельной деятельности школьников.

Систематическое проведение практических работ на уроках информатики способствуют решению важных дидактических задач: практические работы позволяют учитывать с одной стороны специфические особенности и способности отдельных обучающихся, их уровень подготовки, с другой стороны, - вырабатывать умения работать на компьютере. Практические работы способствуют формированию технического мышления обучающихся и повышают их общеобразовательную подготовку. Проведение практических работ у обучающихся вызывает большой интерес исследовательского характера, а также формируют информационную культуру школьников.

Теоретическая база опыта

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, в том числе самостоятельной, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема самостоятельной деятельности – это предмет изучения многих наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. «Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…».

Переходя к вопросу о роли самостоятельной деятельности в развитии школьника, следует выяснить, в какой деятельности происходит наиболее интенсивное его развитие как личности. Генетически более ранней формой развития ребенка является игра, затем учение, а затем уже труд.

Каждая деятельность для этого несет в себе объективно богатые возможности. Игра, учение, труд, общественная, художественная, спортивная и другие виды деятельности не заменяют одна другую. Каждая из них имеет неисчерпаемое богатство для развития личности подрастающего человека. Но в этом многообразии имеется и единство, что характеризует деятельность как сложный социально-психологический феномен.

В настоящее время известны различные подходы к определению деятельности, которые можно разделить на три типа: функциональный, системно-структурный и операционный.                А.Н. Леонтьев предлагает взаимосвязь предметного содержания деятельности и психологического отражения как определенную структуру, которую можно назвать функциональной. Еще один подход к определению структуры деятельности: операционный состав учебной деятельности. Данный подход позволяет выделить типы операций или части действия: «В каждом человеческом действии, - пишет П.Я.Гальперин, - есть ориентировочная, исполнительная и контролирующая часть». И.С. Якиманская выдвигает исполнительские и планирующие действия. В.М. Глушков в каждом действии выделяет функциональные части: ориентировка, планирование, исполнение, контроль.

Учебная деятельность заключается в описании наблюдаемого, в поиске ответа на поставленный вопрос и объяснение наблюдаемых фактов, а также в исполнении намеченного плана. Различные виды деятельности описываются соответствующими моделями.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотивы, познавательный интерес, познавательная активность, познавательная деятельность.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике.

Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к всё более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу, который становится свойством личности.

Активизацию познавательной деятельности на уроках информатики обеспечиваю ежеурочно, ставя перед собой и выполняя следующие задачи:

- разнообразие видов и форм ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

- активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

- применение искусства учителя, как лектора, оратора;

При организации самостоятельной практической работы уделяю особое внимание созданию стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер).

При построении системы заданий ориентируюсь на самостоятельное выполнение их учащимися. Это формирует способности к принятию решения и ответственности за его последствия. Исходная информация о задаче активизирует мыслительную деятельность учащегося, тем самым, мотивируя его на самостоятельную познавательную деятельность.

Приведу примеры на каждый из описанных типов самостоятельных практических работ, которые использую в своей работе.

Работы репродуктивного типа

а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» в 6 классе, предлагаю задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения следует вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Вирусы и антивирусные программы» можно предложить учащимся разобрать самостоятельно и познакомить одноклассников на уроке с работой антивирусных программ, установленных на домашних компьютерах. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.

в) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у учащихся формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают учителю осуществлять оптимальное управление процессом обучения. Например, провожу игровую проверочную работу «Найди ошибку». На доске записывается текст небольшой программы. Учащиеся переписывают его на отдельный тетрадный листок, который не подписывается. Прошу их сделать умышленно в этом тексте несколько ошибок и записать на том же листе количество сделанных ошибок. Доска с текстом программы закрывается, а листочки с ошибочными программами собираются в черную папку («черный ящик»). После тщательного перемешивания каждый ученик вытаскивает один листок, если достается своя заготовка, то кладет ее обратно. Работа по распознаванию ошибок очень увлекает ребят; проверенные листочки подписываются и сдаются учителю. Иногда возникает забавная ситуация, когда найденных ошибок оказывается больше, чем было объявлено.

Работы познавательно-поискового типа

а) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, при работе с ностелями информации, в рамках изучения темы: «Подходы к измерению информации», ученикам даётся задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики приходят к выводу, что количество помещаемой на разные носители информации неодинаково. Учитель подтверждает правильность выводов, даёт определения и организует дальнейшую работу.

Данный вид учебных занятий – эффективное средство развития пытливости, любознательности.

б) Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.

Работы творческого типа

а) Художественно-образные самостоятельные работы. Под творческими работами, понимаются самостоятельные работы, в результате которых ученики создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. Так при работе с текстовым редактором, учащимся предлагается написать собственную сказку, рассказ о посещении зоопарка, используя элементы форматирования и рисунки. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником учителя.

б) Конструктивно-технические работы. К этому виду работ относятся творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ. Учащиеся, при работе с графическим редактором, могут создавать эмблемы для своей команды, обрабатывать фотографии, добавляя к ним новые эффекты и т.д. Этот вид учебных занятий является действенным средством политехнического образования.

Работы познавательно-практического типа

а) Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий (графиков, диаграмм, схем, макетов приборов, подготовка статей для школьных газет, журналов и т.п.). В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом школьника.

Использование различных видов практических работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Систематическая самостоятельная работа школьников, активность школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности..

Анализ результативности

Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя практическими работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если преподаватель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

Класс

% обученности

% качества

средний балл

Класс

% обученности

% качества

средний балл

Класс

% обученности

% качества

средний балл

100

88

4.3

100

90

4.5

100

90

4.2

100

85

4.1

100

56

3.6

100

69

3.7

100

89

4.2

100

88

4.3

100

90

4.5

100

78

4.0

100

87

4.1

100

57

3.6

7

100

74

3.8

100

89

4.2

100

90

4.4

100

77

3.7

100

78

4.3

100

88

4.2

100

43

3.4

8

100

97

4.3

100

90

4.4

9

100

77

4.4

100

82

4.1

100

80

4.1

10

100

100

4.9

100

60

3.8

9

100

97

4.3

11

100

100

4.6

10

100

90

4.1

10

100

92

4.4

11

100

100

4.9

11

100

90

4.1

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

Класс

% обученности

% качества

средний балл

Класс

% обученности

% качества

средний балл

6 А

100

90

4.2

5 А

83

100

4.2

6 Б

100

71

3.8

5 Б

78

100

3.9

7 А

100

92

4.5

5 В

70

100

3.8

7 Б

100

57

3.6

7 А

90

100

4.2

8 А

90

100

4.3

7 Б

72

100

3.8

8 Б

90

45

3.7

8 А

92

100

4.4

9 А

100

90

4.4

8 Б

54

100

3.7

9 Б

100

81

4.1

9 А

90

100

4.4

10

100

100

4.4

9 Б

5

100

3.7

11

100

93

4.4

10

95

100

4.5

11

100

100

4.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...