Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" 10 класс. Под редакцией И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Махмутова Алжан Истрапиловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_semakin.lnk1_.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по информатике 10 класса составлена на основе следующих документов

  • Программа для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие. Составитель М. Н. Бородин ,2010
  •  Стандарт основного общего образования по информатике.
  • Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Учебник "Информатика. Базовый уровень " 10  класс, авторы И.Г.Семакин и др., 2014 г.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

•   воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной  и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На изучение курса отводится 34 часа.

Через  содержательную линию «Информационное моделирование»  в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования  способствуют  новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности, в математике.

Значительное  место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и  программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов  в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания учеников языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.  

Изучение курса информатики в 10 классе завершается промежуточной практической работой.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики ученик должен

знать/понимать

понятия: информация, информатика;

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;

сущность алфавитного подхода к измерению информации

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;

что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

в чем состоят основные свойства алгоритма;

способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

основные виды и типы величин;

назначение языков программирования и систем программирования;

уметь

решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;

представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;

пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;


Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Информация

11

6,5

4,5

2

Информационные процессы

5

3

2

3

Программирование обработки информации

18

8

9

1

Итого

34

17,5

15,5

1


Содержание дисциплины

Тема 1. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 2. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции алфавитного подхода;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Тема 3. Представление чисел в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел.

Учащиеся должны уметь:

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа.

Тема 4. Представление текста,  изображения и звука в компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели;

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Тема 5. Хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи.

Тема 6. Обработка информации и алгоритмы

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации.

Учащиеся должны уметь:

по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

Тема7. Автоматическая обработка информации

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Тема 8. Информационные процессы в компьютере  

Учащиеся должны знать:

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

- архитектуру персонального компьютера;

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Тема 9. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования.

Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

Тема 10. Программирование линейных алгоритмов  

Учащиеся должны знать

- систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале.

Учащиеся должны уметь:

составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

Тема 11. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор if;

-  оператор выбора select case.

Учащиеся должны уметь:

программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Тема 12. Программирование циклов

Учащиеся должны знать

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while и repeat – until;

- оператор цикла с параметром for;

- порядок выполнения вложенных циклов.

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы.

Тема 13. Подпрограммы  

Учащиеся должны знать

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функций;

- правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Учащиеся должны уметь:

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

Тема 14. Работа с массивами

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале;

- правила организации ввода и вывода значений  массива;

- правила программной обработки массивов.

Учащиеся должны уметь:

составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Тема 15. Работа с символьной информацией

Учащиеся должны знать:

- правила описания символьных величин и символьных строк;

- основные функции и процедуры  Паскаля для работы с символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.


Календарно-тематический план

п/п

(№ уро- ка)

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Дата проведения занятия

планируемые

фактически

1

Информация

11

1.1

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

1

1.2

Информация. Представление информации..

1

1.3

Информация. Представление информации. Практическая работа №1 "Шифрование данных".

1

1.4

Измерение информации. Алфавитный подход.

1

1.5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

1.6

Измерение информации.

Практическая работа №2 «Измерение информации»

1

1.7

Представление чисел в компьютере.

1

1.8

Представление чисел в компьютере. Практическая работа №3 "Представление чисел"

1

1.9

Представление текста, изображения и звука в компьютере.

1

1.10

Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов».

1

1.11

Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа №5. «Представление изображения и звука»

1

2

Информационные процессы

5

2.1

Хранение и передача информации

1

2.2

Обработка информации и алгоритмы

Практическая работа №6  «Управление алгоритмическим исполнителем»

1

2.3

Автоматическая обработка информации

1

2.4

Автоматическая обработка информации Практическая работа №7«Автоматическая обработка данных»

1

2.5

  Информационные процессы

1

3

Программирование обработки информации

18

3.1

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

1

3.2

Программирование линейных алгоритмов

1

3.3

Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов»

1

3.4

Логические величины, операции, выраженияПрактическая работа №9 "Программирование логических выражений"..

1

3.5

Программирование ветвлений. 

1

3.6

 Программирование ветвлений. Практическая работа №10 "Программирование ветвящихся алгоритмов"

1

3.7

Программирование циклов. 

1

3.8

Программирование циклов Практическая работа №11."Программирование циклических алгоритмов"

1

3.9

Вложенные и итерационные циклы. . Практическая работа №11 "Программирование циклических алгоритмов"

1

3.10

Подпрограммы

1

3.11

Подпрограммы. Практическая работа №12 "Программирование с использованием подпрограмм"

1

3.12

Массивы.

1

3.13

Организация ввода и вывода данных с использованием файлов.

1

3.14

Типовые задачи обработки массивов. Практическая работа №13. "Программирование обработки одномерных массивов"

1

3.15

Работа с массивами. Практическая работа №14 "Программирование обработки двумерных массивов"

1

3.16

Символьный тип данных.

1

3.17

Работа с символьной информацией. Практическая работа №15"Программирование обработки строк символов"

1

3.18

Итоговая контрольная работа 

1

Итого:

34


Содержание практической деятельности

Практическая работа №1 "Шифрование данных"

Практическая работа №2 «Измерение информации»

Практическая работа №3 "Представление чисел"

Практическая работа №4 «Представление текстов. Сжатие текстов».

Практическая работа №5 «Представление изображения и звука»

Практическая работа №6 «Управление алгоритмическим исполнителем»

 Практическая работа №7 «Автоматическая обработка данных»

Практическая работа №8 «Программирование линейных алгоритмов»

Практическая работа №9 "Программирование логических выражений"..

Практическая работа №10 "Программирование ветвящихся алгоритмов"

Практическая работа №11 ."Программирование циклических алгоритмов"

Практическая работа №12 "Программирование с использованием подпрограмм"

Практическая работа №13 "Программирование обработки одномерных массивов"

Практическая работа №14 "Программирование обработки двумерных массивов"

Практическая работа №15 "Программирование обработки строк символов"

Итоговая контрольная работа


Материально - техническое обеспечение учебного предмета 

Технические средства обучения

  • Рабочее место ученика (ноутбук, мышь).
  • Наушники (рабочее место ученика).
  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  • Колонки (рабочее место учителя).
  • Микрофон (рабочее место учителя).
  • Интерактивная доска.
  • Проектор.
  • Лазерный принтер черно-белый.
  • Сканер.
  • Цифровая фотокамера.
  • Цифровая видеокамера.
  • Модем ADSL
  • Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  • Операционная система Windows ХР.
  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
  • Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  • Свободно распространяемая программная поддержка курса (Windows-CD):
  • программы тестирования компьютера SiSoft Sandra, CPU-Z, SIV;
  • файловый менеджер Total Commander;
  • архиватор 7-Zip;
  • программу записи CD- и DVD-дисков DeepBurner;
  • браузеры SeaMonkey, Mozilla, Opera;
  • антивирусные программы avast! и Antivir Personal Editor;
  • программу удаления рекламных и шпионских программ Ad-Aware;
  • программу восстановления системы CCleaner;
  • межсетевой экран Outpost Firewall;
  • компьютерные калькуляторы Wise Calculator и NumLock Calculator;
  • программу перевода единиц измерения различных величин Versaverter;
  • электронные таблицы OpenOffice.org Calc;
  • текстовый редактор OpenOffice.org Writer;
  • настольная издательская система Scribus;
  • редактор электрических и логических схем sPlan;
  • конструктор электрических схем Начала электроники;
  • программа MyHeritage Family Tree Builder.
  • Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.
  •  Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
  •  Программа создания и редактирования файлов в формате PDF Adobe Acrobat Professional.
  •  Система векторной графики CorelDraw.
  •  Система растровой графики Adobe Photoshop.

Список литературы

1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Информатика. Базовый уровень.: учебник для 10 класса. И.Г.Семакин и др. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014г.

4.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11  класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний (готовится к изданию)

5.Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

6. Windows-CD, версия 9.0, 2009. URL: http://infcd.metodist.ru 

7. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2010 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2010, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н. для 8класса.

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и на...

Рабочие программы по информатике 7 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...

Рабочие программы по информатике 8 класс (по учебнику И.Г.Семакина, ФГОС)

Данная рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования ориентирована ...

Рабочая программа по информатике 9 класс по учебнику И.Г.Семакин ФГОС

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику И.Г.Семакин 1 час в неделю, ФГОС...