Опыт работы "Использование ИКТ на уроках математики и информатики"
статья по информатике и икт на тему

Чекрыгин Михаил Викторович

Использование ИКТ на уроках математики и инфрпматики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по теме: «Использование информационно- коммуникационных технологий в деятельности учителя математики и информатики»

учителя информатики и математики

Чекрыгина Михаила Викторовича

        

 Проработав в школе более 25 лет, пришёл к выводу, что педагог учится всю жизнь. Вот уже более 10 лет с интересом работаю над проблемой информатизации образовательного процесса. Свою деятельность строю в соответствии с требованиями к современному уроку, внедряю элементы нового и передового в практику своей работы.   С интересом работаю с современным программным обеспечением, применяя современные технологии, создаю программные продукты.

В соавторстве с другими учителями лицея  разработана программа «Степень». Основная задача  данной программы – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений. Для достижения этой цели с учащимися  я выполняю большое число упражнений, разнообразных по форме и содержанию. Программа «Степень» имеет следующие разделы:

  • Степень с натуральным показателем – изучается в 7-м классе.
  • Степень с целым показателем – изучается в 8-м классе.
  • Степень с рациональным показателем - изучается в 9-м классе.

В каждом разделе рассматриваются вопросы:

  • Определение степени.
  • Умножение и деление степеней.
  • Возведение степени в степень.
  • Возведение в степень произведения.

В соавторстве с другими учителями лицея разработанная программа «Чертёжник» создаёт конструктивную среду для решения задач на построение всех типов графиков функций, которая очень эффективно помогает учащимся  при рассмотрении соответствующих тем на уроках математики. Программа  помогает построить графики  любых функций и кривых, заданных параметрически или в полярной системе координат.

Все эти программы получили дипломы Международной конференции ШИПУР в Санкт-Петербурге.

Совместное сотрудничество с студентами-программистами СГУ. под руководством научного руководителя Н.Н. Диканской позволило создать  компьютерные программы. Так являюсь соавтором  учебного электронного курса по математике «Решение рациональных уравнений». Это мощный курс по одному из разделов математики, состоящий из четырех больших тем, в каждой из них есть учебное пособие для ученика, методическое пособие для учителя, тренажеры по всем разделам, набор разноуровневых самостоятельных и контрольных работ в нескольких вариантах. Кроме того имеется углубленный курс по всем  рассматриваемым темам.

Основные темы курса:

  1. Линейные уравнения
  2. Квадратные уравнения
  3. Дробно-рациональные уравнения
  4. Уравнения высших степеней

Содержание каждой темы:

  • Учебное пособие для учащихся;
  • Методическое пособие для учителя;
  • Демонстрационные материалы к урокам.

1. Базовый курс:

Тренировочные упражнения:

уровень А – простой;

уровень В – средней сложности;

уровень С – повышенной сложности;

Самостоятельные работы в 4-х вариантах;

Проверочные работы в 4-х вариантах.

2. Углубленный курс:

уравнения с модулем;

уравнения с параметром.

Опыт моей работы позволил мне разработать серию уроков  по информатике по теме «Основы логики и логические устройства компьютера». Вот фрагмент такого урока.

Ход урока

Тема урока: Основные логические операции.

I.Повторить правила ТБ.

II. Основные логические операции.

1. Формы мышления.

Логика-это наука о формах и способах мышления. В основе современной логики лежат учения, созданные древнегреческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

2. Алгебра высказываний.

В алгебре высказываний суждениям (простым высказываниям) ставятся в соответствие логические переменные, обозначаемые заглавными буквами латинского алфавита. Истинному высказыванию соответствует значение 1, а ложному-0.

Основные логические операции: логическое умножение (конъюнкция), логическое сложение (дизъюнкция), логическое отрицание (инверсия) .

Объединение нескольких высказываний в одно с помощью союза «и (and)» называется операцией логического умножения или конъюнкцией. Операцию логического умножения принято обозначать значками - &, ^; *. Таблица истинности функции логического умножения

A

B

F=A&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Объединение нескольких высказываний в одно с помощью союза «или (or)» называется операцией логического сложения или дизъюнкцией. Операцию логического сложения принято обозначать значками- v; +. Таблица истинности функции логического сложения

A

B

F=AvB

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией. Операцию логического отрицания над логическим высказыванием  А принято обозначать.  Таблица истинности функции логического отрицания

A

F=.

0

1

1

0

III. Логические выражения и таблицы истинности.

Такие уроки позволяют мне не только развить у учащихся навык работы с компьютером, понимания логики, но и позволяют развивать интеллектуальный потенциал каждого ребёнка.

Активно внедряю в работу со старшеклассниками тестирование, т.к. считаю тестирование   одним из оптимальных   видов контроля знаний Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют  мне быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.  В соавторстве с другими учителями лицея разработана программа «Конструктор тестов», позволяющая легко и быстро создать тест по любой дисциплине. Сегодня педагоги лицея накопили немалую библиотеку тестов по различным темам. В течении нескольких лет году итоговый контроль знаний по информатике, математике был проведен исключительно в виде Единых компьютерных тестов, разработанных преподавателями информатики нашего лицея. Нам кажется, что такой подход позволит учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ.

На своих уроках использую презентации, выполняемые в среде PowerPoint. Такую презентацию можно создать к любому уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент, хороший иллюстративный материал и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью проектора).

В ходе инновационной работы постоянно провожу мониторинг обученности и качества знаний учащихся в экспериментальном (с использованием ИКТ) и для сравнения в контрольном (без использования ИКТ) классах.

Мониторинг обученности и качества знаний по математике показывает, что в классах с использованием ИКТ показатели несколько лучше, чем в контрольных классах.

Работая в разноуровневых классах, учитываю различные способности учащихся, различия в потребностях изучения и дальнейшего использования ими знаний по математике и информатике.  Определив конкретные цели обучения в соответствии с уровнем развития школьников и требованиями учебных стандартов собрал большой банк разноуровневых заданий по различным темам школьного курса математики и информатики, который  успешно использую в учебной и внеклассной работе, применяя индивидуальные, парные и групповые методы работы. Планомерная, тщательно продуманная работа в сочетании с организованной проверкой знаний и умений учеников и анализом полученных результатов способствует достижению оптимального уровня обученности и качества знаний у моих учеников.

       Принимаю участие в подготовке и проведении городских семинаров учителей математики и информатики. Активно участвовал в работе краевой экспериментальной площадки по проблеме «Совершенствование программно-методического обеспечения информатизации образовательного процесса в лицее» и в городском эксперименте «Отработка технологии внедрения профильного обучения в классах старшей ступени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Талисман олимпийской команды России на уроках математики и информатики"

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков в 5 классе....

интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Опыт использования рефлексии на уроках математики

Рефлексия как компонент современного урока. Виды, формы, приемы рефлексии. Примеры....

Опыт "Использование ИКТ на уроках математики, как условие повышения познавательной активности обучающихся

Существенные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, требуют качественно нового подхода, серьезных и глубоких изменений в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной ...