"Талисман олимпийской команды России на уроках математики и информатики"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Гусак Елена Николаевна

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_i_matematiki.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Топкановская СОШ»

Каширского района Московской области

Интегрированный урок  комплексного применения

знаний, умений и навыков в 5 классе

«Талисман олимпийской команды России

на уроках математики и информатики».

(2 урока)

Автор: Гусак Елена Николаевна

 

Цели:

Образовательные: отработать самостоятельное применение вычислительных умений и навыков; применить для решения реальной задачи знания в графическом редакторе о способах копирования, переноса фрагментов рисунка; расширить знания детей о спортивных достижениях.

Развивающие: развивать мыслительные операции посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала; развивать зрительную память, речь учащихся, потребность к самообразованию, интерес к изучаемому предмету; способствовать творческой деятельности учащихся; продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные: воспитывать у учащихся навыки учебного труда, эстетического оформления компьютерного рисунка, ответственность за конечный результат; воспитывать такие чувства как гордость за достижения наших спортсменов.

Оборудование:

компьютеры;

мультимедийный проектор;

экран;

принтер;

оценочная карточка;

карточка-инструкция;

выставка журналов об Олимпийский играх в Афинах и Турине;

игрушка Чебурашка.

План-конспект.

  1. Организационный момент.

/Перед началом урока звучит музыка /.

Учитель: ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычные уроки, на которых повторим ранее изученный материал.

Объявить тему урока и поставить цель (слайд№1-2)

Эпиграфом к нашим сегодняшним урокам я взяла Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» (слайд№3) .

И сегодня в гостях у нас…

(слайд №4)

Он дружок зверям и детям

Он живое существо

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, ни лисица

Не волчонок, не сурок

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

А зовётся??? /Чебурашка/

  1. Вводная беседа.

(беседа сопровождается показом слайдов №5 – 8).)

Учитель: Чебурашка – самый тёплый, самый добрый персонаж нашего детства. Этот симпатичный персонаж по праву пользуется любовью и у детей, и у взрослых. И не случайно он стал талисманом российской олимпийской сборной в Афинах и в Турине.

Достаточно перечитать жизнеописание этого неизвестного науке зверя, чтобы обнаружить его любовь к активному образу жизни. То он по улицам бегает, расклеивает объявления для желающих найти друга, то – школам в поисках круглых двоечников. А каким кроссом обернулась для Чебурашки погоня за хулиганистым носорогом Птенчиком. Слабаку такого не выдержать. Ещё Чебурашка умеет высоко прыгать от радости,  и набил лапу в товарищеских матчах по крестикам-ноликам и лото. Как и любой спортсмен, Чебурашка понимает значение серьёзных тренировок, целую ночь репетировал ответственное выступление. Знает, как важны для поддержания физической формы витамины (по поеданию апельсинов он просто чемпион) и крепкий сон (это же надо столько проспать в ящике из-под фруктов). Прибавьте ко всему этому выносливость, трудолюбие и надёжность ушастого героя. Чем не лучшие характеристики для спортсмена? Словом, на стартах Олимпиады Чебурашка «свой человек», к тому же очень обаятельный, родной и душевный. Герой мультфильма принёс удачу нашим спортсменам и помог им на пути к победе.

Для того чтобы вам достичь победы на нашем уроке, необходимы ваши знания по теме «Действия  с десятичными дробями» и «Графический редактор Paint», которые вы должны показать и набрать максимальное количество баллов. А поднимать настроение и беречь вас от неудач будет талисман олимпийской сборной -  Чебурашка.  Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, будут награждены  медалями с изображением героя олимпиады – Чебурашки.

У каждого из вас оценочная карточка, которая будет заполняться вами в течение урока, а в конце поставите сами себе оценку. Подпишите её.

Ф.И. ______________________________________________________

 

Класс _______

Задание

Количество баллов

№1

№2

№3

№4

Практическая работа на компьютере

Учитель: прежде чем перейти к состязаниям, давайте вспомним правила.

  1. Проверка домашнего задания /слайд №9/

Вопросы:

  1. Как складывают и как вычитают десятичные дроби?
  2. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
  3. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
  4. Как делят десятичную дробь на натуральное число?
  5. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
  6. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.
  7. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.

Учитель: правила мы повторили, переходим к нашим состязаниям.

 IV. Устная работа.

Первый этап состязаний: «Порази цель».

Учитель:  Чебурашка  предлагает вам начать с  разминки «Порази цель»

 (слайд №10 –13).

Задание: выберите цель и решите пример. Цель считается пораженной, если ответ дан верный. Ученик называет цель, только после этого учитель показывает пример. За правильный ответ на примеры с №1- №4 ставится  по 1 баллу, с №5- №9 пример по 2 балла, за верный ответ  на пример №10 –3 балла.

Учитель: ребята, давайте покажем Чебурашке, что мы умеем не только хорошо считать устно, но и  решать примеры, находить ошибки, решать задачи с помощью уравнений.

V. Найди ошибки.

Второй этап состязаний: «Лыжня России» (слайд №14-15).

Задание:  выполнив соответствующие вычисления, найди ошибки, и ответь на вопрос: 1) Кто из лыжников идет по верному маршруту? За  каждый верный ответ  - по 1 баллу и за ответ на вопрос 1 балл.

На листочках записать цифры и буквы правильно решенных примеров, ответ на вопрос.

 Самопроверка  /слайд с заданием, и слайд с ответами к заданию/

VI. Найти значение выражения.

Третий этап состязаний: «Олимпиада в Афинах и Турине»

(слайд№16-17).

На летних Олимпийских играх в Афинах Россию представлял коричневый Чебурашка. А на зимней Олимпиаде в Турине белый Чебурашка.

Нашему гостю очень хотелось бы, чтобы вы, выполнив соответствующие вычисления, узнали и запомнили в каком году проходили эти олимпийские игры.

  1. (3,1∙5,3-14,39):0,017+1884=2004/ЛЕТНИЕ/
  1. 3,1∙5,3=16,43
  2. 16,43-14,39=2,04
  3. 2,04:0,017=120
  4. 120+1884=2004
  1. (21,98-4,2∙4,6):0,019+1866=2006/ЗИМНИЕ/
  1. 4,2∙4,6=19,32
  2. 21,98-19,32=2,66
  3. 2,66:0,019=140
  4. 140+1866=2006

На листочках записать решение примеров. Первые 3 человека правильно решившие примеры, получают по 5 баллов, остальные за каждое правильно выполненное действие  по 1 баллу.

 Самопроверка /слайд с примерами  и слайд с проверкой/.

Физкультминутка

Учитель: а сейчас нам необходимо немного размяться, чтобы мы были таким ловкими и гибкими, как наши спортсмены (выполняется зарядка).

Чебурашка  потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Мячик, видно, не нашел.
Чтобы мячик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VII. Решение задачи с помощью уравнения.

Четвёртый этап состязаний: «Награды российских спортсменов» (слайд№18-19).

Учитель: наш гость приготовил для вашего ума задачи, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.

На играх VIII летней Олимпиады в Афинах российские спортсмены завоевали 92 медали: по 27 золотых и серебряных и 38 бронзовых.

На XX  зимних играх в Турине российские спортсмены завоевали всего 22 медали. Золотых столько, сколько и бронзовых, а серебряных в 0,75 раза больше. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей завоевали российские спортсмены?

/Коллективное обсуждение задачи/

Учащиеся самостоятельно составляют и выполняют решение уравнения, с последующей проверкой. За верно составленное уравнение ученик получает 2 балла. Задание оценивается  5 баллов.

VIII. Подведение итогов первой части урока (слайд№20)

  1. Если вы набрали более 20 баллов   -------то оценка «5»

  1. Если вы набрали от 16 до 20 баллов---------то оценка «4»

  1. Если вы набрали от 10 до 15 баллов---------то оценка «3»

  1. Если вы набрали менее 10 баллов -----------то оценка «2»

Во время подведения итогов  звучит  музыка.

Учитель: а сейчас, перейдем ко второй части  нашего урока «Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей». Но перед этим повторим ранее изученный материал

IX. Повторение ранее изученного /слайд №21/

  1. Какая программа позволяет нам работать с графикой?
  2. Как открыть графический редактор Paint?
  3. Какие инструменты в графическом редакторе вы знаете?
  4. Как определить, какой инструмент выбран?
  5. Для чего нужна панель настройки инструментов?
  6. Какие вы знаете способы выделения?
  7. Как отменить неверное действие? Сколько действий можно отменить?

Ответы детей.

X. Практическая работа творческого характера.

Учитель:  ребята, посмотрите на рисунок №1 (слайд № 22). На нём изображён наш любимец Чебурашка.

А вот на рисунке №2 (слайд№23) изображены  детали, из которых можно собрать Чебурашку.

На предыдущих уроках мы научились с вами рисовать, используя инструменты: эллипс, прямая и кривая линии, кисть, карандаш и заливка. Поэтому нарисовать детали, изображенные на рисунке, для нас не составит труда. Как же собрать нашего героя из этих деталей, используя инструменты графического редактора Paint?

Ответы учащихся: сделать копии деталей, переместить, собрать Чебурашку из полученных деталей.

Работа за компьютером.

/во время работы звучит легкая музыка/

                                 /Учащимся раздаются карточки-инструкции/.

Инструкция к выполнению задания:

  1. Открыть Paint.
  2. Нарисовать детали.
  3. Собрать Чебурашку, используя операции Перемещения и Копирования:

  1. Разместить детали по краям листа, освободив центральную часть для размещения собираемого рисунка;
  2. Скопировать ножки Чебурашки и разместить их по центру;
  3. Скопировать ручки Чебурашки и разместить их    по центру;
  4. Разместить эллипс поверх ручек и ножек;
  5. Скопировать ушки и разместить по центру;
  6. Взять круг и разместить поверх ушек;
  7. Разместить на лице глазки, носик, ротик.
  1. Дополнить рисунок олимпийской символикой.
  2. Показать работу учителю.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

XI. Итоги практической части урока:

  1. Просмотр рисунков;
  2. Разбор ошибок.

(По желанию  учащихся,  рисунки могут быть распечатаны на принтере).

XII. Подведение итогов.

Учитель: 

Ребята, вам понравился наш урок?

Какие задания показались самыми сложными?

Какие задания, на ваш взгляд, были самыми интересными?

Ответы детей.

Учитель: я думаю, что наш гость остался очень доволен. Он восхищен вашим умом, сообразительностью и очень рад, что подрастают такие умные и смекалистые дети.

На память, тем, кто набрал самое большое количество баллов, мы вручаем медали  с изображением героя олимпиады – Чебурашки.

XII. Домашнее задание (слайд №24)

Придумать, решить,  и красиво оформить на компьютере, используя графический  редактор Paint задачу, связанную с достижениями Российских спортсменов на олимпийских играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок математики и информатики «Графический способ решения уравнений.»

В 9 классе был проведен интегрированный урок математики и информатики "Графический метод решения систем уравнений"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Цели, задачи и способы использования межпредметных связей на уроках...

Комбинированный урок математики и информатики "Введение элементов математической статистики с помощью офисных средств" "

Разработка урока по теме: ""Введение элементов математической статистики с помощью программы EXCEL (WORD)".Урок  введения новых понятий для девятиклассников, которые не изучали элементы математич...

Интегрированный урок математики и информатики по теме "Функция квадратного корня и её график. Построение графиков функций в электронной таблице Excel"

Работа с целью повторения навыков извлечения числа из арифметического квадратного корня и нахождения значений выражений, отработки навыков сравнения корней. Отработка навыков построения графиков функц...

Интегрированный урок математики и информатики "Обыкновенные дроби и их запись в текстовом редакторе"

Интегрированный урок. Соответствует всем требованиям урока  данного типа. Рассчитан на учащихся 6-го класса. Дети должны обладать навыками деления дробей, умениями работать на ПК в текстово...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...