Роль СМИ в жизни общества.
статья по информатике и икт (9 класс) по теме

Демидова Людмила Альбертовна

Роль СМИ в жизни общества

· В начале объяснения ставим вопрос о том, почему СМИ часто называют «четвёртой властью».

· Знакомим учащихся с краткой историей развития средств массовой информации.

· Называем основные виды современных СМИ.

· Характеризуем их роль в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_smi.docx157.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль СМИ в жизни общества

  • В начале объяснения ставим вопрос о том, почему СМИ часто называют «четвёртой властью».
  • Знакомим учащихся с краткой историей развития средств массовой информации.
  • Называем основные виды современных СМИ.
  • Характеризуем их роль в жизни человека.

Необходимо отметить, что средства массовой информации не имеют и никогда не имели какой-либо реальной власти. Но достаточно часто можно услышать и о существовании «четвёртой власти». Так ещё в 19-ом веке стали называть прессу. У них нет никакой законной возможности силой вынуждать кого-то совершать те или иные действия. Но, тем не менее, их влияние на политическую жизнь общества, бесспорно.

«Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков; – говорил император Франции Наполеон Бонапарт, – вы видите меня хозяином Франции, но я не взялся бы править ею и три месяца при свободной прессе». Возможность формировать общественное мнение – вот главное оружие журналистов.

Первоначально информация передавалась устноСлуги правителей, обладавшие громким голосом и хорошей дикцией, зачитывали указы населению: «Слушайте, слушайте, и не говорите, что не слышали!». Распространялась и письменная информация: с помощью надписей на скалах и стенах зданий или на папирусе и глиняных дощечках. Проблема состояла в том, что тех, кто мог прочитать эти записи, было не очень много. Правильнее сказать, совсем немного.

Расширение круга читателей новостей произошло в Древнем Риме. Свитки «Ежедневные дела римского народа» регулярно вывешивались на площадях и доставлялись на дом видным жителям города: политикам, знати. По приказу Юлия Цезаря в этих самых свитках появилась, говоря современным языком, колонка официальных новостей: то есть, отчёты с заседаний сената, донесения полководцев и тому подобное. Нечто уже более похожее на газету появилось в Китае – «Цзинбао» («Столичный вестник»), который стал выпускаться с конца 8-ого или с начала 10-ого века: тут мнения историков расходятся. Это был печатный орган императорского дворцаТехнология печати в то время в Китае была не удобной. На доске вырезали иероглифы, покрывали их краской (обычно, тушью) и делали оттиски на шёлке. Доска быстро приходила в негодность, и чтобы увеличить тираж, приходилось делать новые заготовки. Это требовало значительного времени и усилий.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/obsch9/10-smi-v-politichieskoi-zhizni-obshchiestva.files/image002.jpg

Огромное влияние на развитие СМИ в Европе оказало изобретение Иоганна Гутенберга. В середине 15-ого века он начал использовать разборный металлический шрифт и типографский пресс. От краски металлические буквы практически не портились. Когда по набранному тексту отпечатывали достаточное количество экземпляров, из тех же самых литер можно было составить новый.

Но прошло почти полтора века, прежде чем в типографиях стали печатать не только книги, но и газеты. Самой старой в Европе Международная ассоциация газет признала «Сводку всех достопамятных и выдающихся новостей». Её выпускал житель Страсбурга (тогда он входил в состав Священной Римской империиИоганн Каролус. До наших дней дошёл экземпляр, выпущенный в 1605-ом году.

Слово «газета» впервые появилось в Италии во второй половине 16-ого века. В Венеции так стали называть рукописный новостной листок, так как он продавался очень дёшево. За него просили всего лишь одну «гассетту» – самую мелкую монету. «Гацца» с итальянского переводится как сорока. Эта птичка изображалась на монетке. Кстати именно в Венеции, как полагают, возникли первые агентства по сбору информации и появилась такая профессия – журналист.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/obsch9/10-smi-v-politichieskoi-zhizni-obshchiestva.files/image003.jpg

В России в 17-ом веке для информирования царя Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича, и бояр о делах в европейских государствах в Посольском приказе выпускались рукописные «Куранты». В них, в основном, размещались сообщения, почерпнутые из немецких или голландских газет. По инициативе Петра I с 1702-ого года газету стали печатать и распространять не только при дворе, но и среди населения. Постепенно за ней закрепилось название «Ведомости». Самый старый сохранившийся их экземпляр датируется 2-ым (по новому стилю 13-ым) января 1703-его года. Именно поэтому 13-ого января отмечается День российской печати.

В 20-ом веке появились новые виды средств массовой информации – радио и телевидение. Регулярное радиовещание в США началось с 1920-ого года, а в СССР – с 1922-ого. В 1935-ом году началась трансляция телепередач в Германии, в 1936-ом году – в Великобритании, а в 1939-ом – в США и СССР.

Радио и телевидение создавали эффект «включённости» в происходящие события и поэтому с гораздо большей силой воздействовали на массовое сознание. Классическим примером этого воздействия стала радиопостановка романа Герберта Уэллса «Война миров» в октябре 1938-го года в США. Радиопьеса была разыграна настолько реалистично, что более миллиона слушателей поверили в реальность высадки марсиан. На 40-ой минуте диктор напомнил, что речь идёт о вымышленных событиях, но многие уже этого не слышали. Люди баррикадировались в подвалах домов, многие стремились увезти свои семьи из крупных городов. В полицейские участки являлись вооружённые добровольцы, готовые защищать свою страну от пришельцев. Некоторые утверждали, что видели их и чувствовали запах отравляющих газов. Позже различные радиостанции пытались повторить эффект, достигнутый этой постановкой. И когда в декабре 1941-ого года по радио было объявлено о нападении японцев на Пёрл-Харбор, часть слушателей решила, что это новый розыгрыш.

Все средства массовой информации можно разделить на три группыпечатные (газеты, журналы), аудиовизуальные(радио, телевидение) и информационные службы (новостные агентства, пресс-службы).

Средства массовой информации

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/obsch9/10-smi-v-politichieskoi-zhizni-obshchiestva.files/image005.jpg

На наших глазах развивается новое информационное пространство – киберпространство Интернета. Правда, пока исследователи расходятся во мнениях, можно ли считать его самостоятельным видом СМИ. А пока исследователи спорят, растёт число пользователей Интернет-новостей. По данным опроса общественного мнения, проведённого аналитическим центром «Левада-центр», число россиян, которые чаще всего узнают о новостях в стране и мире из Интернет-изданий, увеличилось за 4 года (август 2009 – июнь 2013) с 9-ти до 21-ого процента, а из социальных сетей – с 6-ти до 14-ти процентов. Аудитория традиционных средств информации – телевидения, газет, радио, журналов сокращается.

Откуда Вы чаще всего узнаёте о новостях в стране и мире?

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/obsch9/10-smi-v-politichieskoi-zhizni-obshchiestva.files/image006.jpg

Вернее сказать, сокращается количество тех, кто получает информацию о новостях из этих источников. Ведь средства массовой информации бывают не только политическими или новостными. Наиболее массовые издания часто ориентированы на развлечение зрителя или читателяСенсации (настоящие и выдуманные), новости из жизни звёзд, гламур.

Кроме того, существует большое количество специализированных СМИ, например, профессиональных, образовательных, научных.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» относит к СМИ те печатные издания, которые выпускаются периодически, не реже одного раза в год, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные проектыСтенгазеты, согласно Закону, к средствам массовой информации, не относятся, так же как малотиражные издания (меньше 1-ой тысячи экземпляров).

Под средством массовой информации понимается:

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/obsch9/10-smi-v-politichieskoi-zhizni-obshchiestva.files/image007.jpg

На начало 2011-го года в России было зарегистрировано около 94-х тысяч средств массовой информации, из них почти 73-и тысячи печатных и более 17-ти с половиной тысяч электронных. Общее количество телеканалов составляет примерно 330, из них 16 – общероссийские. Действуют 3 информационных агентстваИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и Интерфакс. Около 90-а процентов средств массовой информации в России – негосударственные.

Разумеется, как и во всём остальном, абсолютной свободы прессы быть не может.

Существует право граждан на неразглашение сведений об их частной жизни, тайна следствияврачебная тайна, государственные и военные секреты. Распространение клеветнических сведений не только аморально, но и преследуется по закону. Об уважении чести и достоинства других людей должны помнить не только журналисты, но и каждый из нас, участвуя в обсуждениях на форумах, публикуя сообщения на своих страничках в социальных сетях.

Средства массовой информации часто и обоснованно обвиняют в манипуляции массовым сознаниемМанипуляцией называют скрытое влияние на сознание человека с целью вынудить его к определённым действиям, установить контроль над его поведением. Многие исследователи признают манипуляцию формой скрытого психологического насилия.

Однобокое освещение тех или иных событий, сознательное искажение фактовзамалчивание информации, вырывание из контекста тех или иных фраз, сказанных политическим лидером или представителем какой-либо социальной группы, формирование образа врага. У тех, кто воспринимает такую информацию, создаётся искажённая картина события, и люди принимают неадекватные ситуации решения и действия.

Мы живём в эпоху информационной революции и информационных войн. Возможности «четвёртой власти» часто используются для манипуляции сознанием людей. Умение критически анализировать информацию – важнейшее из тех умений, которыми вы должны овладеть, чтобы принимать правильные решения, делать свободный, осознанный выбор. И не только в политической сфере общественной жизни.

Знаете ли вы, что во многих европейских странах действуют программы медиа-образования для школьников, которые учат их ориентироваться в информационном море, «искать правду в новостях»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экономики в жизни общества, 10 класс

Разработка урока обществознания в 10 классе...

"Роль языка в жизни общества"

Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе....

Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества» 10 класс.

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества»  10 класс....