Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материалы, вызывающие эмоциональный отклик обучающихся являются преимуществами применения для данного урока технологии мастерской, дают возможность "пропустить тему через себя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_videouroka_moral_v_10_klasse.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Организационная информация | |
Тема урока | Роль морали в жизни общества |
Предмет | Обществознание |
Класс | 10 |
Дата проведения | 20 ноября 2012 года |
Автор урока (ФИО, должность) | Зуева Ольга Брониславовна Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ» |
Республика, край, город, поселение | Хабаровский край, город Хабаровск |
Методическая информация | |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цели урока | Создание условий для формирования у учащихся ценности добра и осознания необходимости соблюдения моральных норм |
Задачи урока для учителя | 1.Познакомить учащихся с понятиями «мораль», «нравственность» 2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания, работать в группе. 3.Создать в классе атмосферу сотрудничества. 4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: логического мышления, способности доказывать свою точку зрения, нравственного развития, способности к самооцениванию. |
Задачи урока для учащихся | 1. «Открытие» новых знаний через решение познавательных заданий. 2.Применять полученные знания при решении познавательных задач. 3.Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения. 4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. |
Ожидаемые результаты | Предметный: формирование умения оперировать понятиями и терминами курса обществознания Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения. Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности. Личностный: развитие нравственных качеств, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика. Познавательный: формирование умения строить речевые высказывания, творчески преобразовывать информацию, рефлексивность. |
Необходимое оборудование и материалы | 1.Компьютер, проектор, экран. 2.Презентация к уроку. 3.Видеоролик «Так трудно быть добрым» (из социальных сетей Интернета) http://vk.com/video48043119_164121607 4.Видеоролик «О равнодушии и неравнодушии» (из социальных сетей Интернета) http://vk.com/video48043119_164121610 5. Чистые листы бумаги, цветные фломастеры, магниты 6. Понятие, имеющие отношение к термину «мораль» на цветных листах 7. Рисунок на листе А3 «Дерево добра» и самоклеющиеся листы в форме яблока 8. Изображение человека на листе А4 и разноцветные маркеры-наклейки |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | Определение темы урока и разбивка класса на рабочие группы |
1.Организация класса. Мотивация учебной деятельности | Учитель: Выберите по одному цветному листу. На каждом написано слово или словосочетание. Ваша задача – объединиться в группы по цвету листов. Прочитайте термины на листах. Все они описывают более широкое понятие. Определите его и напишите на листе бумаги фломастером, прикрепите к магнитной доске. Как будет называться тема нашего урока? (мораль) слайд1 |
2.Актуализация опорных знаний | Учитель: Дайте определение понятия мораль. Подсказкой могут служить термины на цветных листах, которые вы выбрали в начале урока. (работают в группах над определением и по очереди озвучивают) слайд2 «Определение морали» |
3.Постановка проблемы | Учитель: Насколько современные люди следуют моральным нормам? Познакомимся с данными социологического опроса. Какие можно сделать выводы? (слайд 3) |
4. «Открытие» учащимися новых знаний | 1. Социологический опрос учащихся Большинство современных ученых считает, что человек по своей природе добр. А какой точки зрения придерживаетесь вы? Если считаете, что современные люди в своем большинстве добрые – выберите оранжевый цвет, если злые – зеленый цвет маркера. Маркеры прикрепите к изображению человека на доске. (прикрепляют) Какой вывод можно сделать по нашему социологическому опросу? (отвечают) 2. Обсуждение видеоролика «Так трудно быть добрым» Учитель: Давайте просмотрим небольшой отрывок фильма «Пацаны» (идет просмотр) Учитель предлагает группам озвучить свои эмоции, чувства от просмотра, объяснить их. Учитель: Много ли таких ребят в настоящее время? С позиции нравственности, морали как их можно назвать? (бессовестными, безнравственными) Почему они выросли такими? Напишите ответы на листах и прикрепите к доске. Что нужно делать, чтобы таких ребят было меньше? (обсуждение) 3. Обсуждение видеоролика «О равнодушии и неравнодушии» Учитель: Какие чувства, эмоции вы испытали от просмотра этого сюжета? (группы озвучивают) Можно ли поступок молодого человека назвать добрым? Почему? 4. Работа в группах «Для чего нужно делать добро?» Учитель: Нужно ли совершать добрые поступки? (отвечают) Закончите предложение: «Делать добро нужно, потому что…». Напишите свои ответы на листах бумаги и прикрепите к доске. слайд4 В Библии сказано о том, что всё возвращается нам стократ – и добро и зло. Тот кто сеет ветер, пожинает бурю. Мы все хотим, чтобы мир был к нам добрым. Что для этого нужно сделать? |
5.Рефлексия | Создание «Дерева добра» Учитель: Посмотрите у нас на доске есть дерево добра, но плодов на нем нет. Я раздам вам «яблоки» (самоклеющиеся маркеры в форме яблока или круга), каждый из вас вспомнит о своем добром поступке за последнее время, напишет о нем и приклеит «яблоко» к дереву. Легко ли было выполнить это задание? Почему? |
6.Домашнее задание | § 10, ответить на вопросы к параграфу. |
В помощь учителю | |
7.Место урока в курсе обществознания | Данный урок является одним из последних уроков темы «Духовная культура». Важно осознание учащимися роли морали как регулятора человеческих отношений, ее основные категории: добро, зло, стыд, совесть. Отработка умения обобщать информацию, делать выводы является одним из моментов подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Задания КИМ, посвященные вопросу морального выбора вызывают у обучающихся затруднения. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Задание. Прочитайте предложенные термины: добро, зло, стыд, общественная оценка, особый регулятор поведения. Все термины относятся к понятию____(ответ)
- Данные социологического опроса ВЦИОМ «Какие качества присущи россиянам в последние годы» (по материалам учебника Обществознания под редакцией Г.А. Бордовского. Вентана-Граф 2011, стр.172-173)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса
Это методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс
Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
Разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию, в 8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека....