КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ)
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Одноблюдова Александра Михайловна

Конспект урока по информатике с применением технологии активных методов обучения, урок изучения и первичного закрепления новых знаний (шестой урок в теме: «Информационная деятельность человека» из 8 уроков, запланированных на изучение данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_amo_po_informatike_na_infourok.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АМО

(АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ)

Одноблюдова Александра Михайловна, высшая квалификационная категория

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг» (ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)

Организационная информация

Авторы занятия

Одноблюдова Александра Михайловна

Предмет

ОУД 07 Информатика

Группа

Группа А-16, 2 подгруппа

Продолжительность занятия

45 минут

Методическая информация

Тема занятия

Тема 1. Информационная деятельность человека.

Профессиональная информационная деятельность человека

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение

Информатика и ИКТ: учебник для сред. проф. Образования / М.С. Цветкова, Л.С. Велисевич,

Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Михеева Е.В.

Классификация занятия (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующими занятиями)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (шестой урок в теме: «Информационная деятельность человека» из 8 уроков, запланированных на изучение данной темы.

Предметная цель

формирование представлений о роли информационной деятельности человека в обществе

Метапредметная цель

формирование умения определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

Личностная цель

осознание своего места в информационном обществе

Задачи занятия

  • изучить виды профессиональной информационной деятельности человека,
  • изучить понятия: «информационная деятельность человека», «технические средства»

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят/др. студенты в ходе занятия

знать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства;

уметь синтезировать, сравнивать, классифицировать и обобщать сведения о профессиях, занятых в информационной сфере

Общие компетенции

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации — осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

Выходом из создавшейся ситуации явилось создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только чисел, но и других видов информации. Благодаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

  • сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;
  • аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
  • записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);
  • полиграфическое оборудование;
  • цифровые музыкальные студии;
  • медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;
  • плоттеры и различные принтеры;
  • мультимедийные проекторы;
  • флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;
  • мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

  • многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);
  • серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;
  • специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики.

Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

1. Научные исследования.

2. Создание новых изделий.

3. Управление.

4. Информационные системы (ИС), базы данных (БД).

5. Обучение.

6. Компьютеры в издательском деле.

7. Автоматизированное рабочее место (АРМ).

Фаза занятия

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода

УУД, которые формируются при использовании данного АМО:

- личностные

- регулятивные, включая действия саморегуляции

- познавательные

- знаково-символические

- коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

- информационная

- учебно-познавательная

- коммуникативная

- социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап Приветствие

выяснить, какой у студентов настрой на работу на занятии

3 минуты

АМО «Дерево настроений»

Цель:

выяснить, какой у студентов настрой на работу на занятии

Необходимые материалы:

бумажные листы деревьев красного, желтого, зеленого цвета для каждого студента Предварительная подготовка:

вырезать листочки из цветной бумаги

Технология проведения:

преподаватель предлагает студентам показать листок, соответствующий настроению (зеленый - все хорошо, желтый - не очень хорошее настроение, красный - плохое).

Личностные:

установление личностного контакта между студентами

Коммуникативные:

установление связей, способствующих взаимодействию.

Компетентности

социальная: осознание и принятие своей характеристики.

Коммуникативная: высказывание своего отношения

2 этап Вхождение в тему занятия

определение целей занятия

3 минуты

АМО «Ладошка»

Цель:

определение целей занятия

Необходимые материалы:

12 листов бумаги

Предварительная подготовка:

не требуется

Технология проведения:

преподаватель предлагает студентам обвести свою ладонь на листе бумаги. В центре ладошки написать тему занятия: «Профессиональная информационная деятельность человека», а на каждом пальце написать мини-цели в виде ключевых слов (предположительно: что такое профессия, что такое информация, как используется информация в профессии и т.п.)

Познавательные:

понимание (определение объекта понимания, выделение смысловых частей)

Учебно-познавательная:

умение формулировать цели занятия

3 этап

Определение ожиданий и опасений студентов

определение ожиданий и опасений на занятии у студентов

3 минуты

АМО «Автосалон»

Цель:

определение ожиданий и опасений на занятии у студентов

Необходимые материалы:

6 листов бумаги (3 листа белого и 3 листа черного цвета)

Предварительная подготовка:

подготовить трафареты автомобилей белого и черного цвета по количеству студентов (по 2 шт. на листе)

Технология проведения:

на столах у всех трафареты белого и черного автомобилей. Студенты поднимают белый автомобиль и говорят об ожиданиях от занятия, черный - об опасениях.

Личностные:

развитие самооценки, мотивации учения.

Учебно-познавательная:

умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель

Фаза 2 «Работа над темой»

5 этап

Инпут (интерактивная лекция)

представление и структурирование нового материала, оживление внимания студентов

10 минут

АМО «Инфо-угадайка»

Цель:

представление и структурирование нового материала, оживление внимания студентов

Необходимые материалы:

лист ватмана, фломастер

Предварительная подготовка:

прикрепить лист ватмана на доске. В центре листа написать тему «Информационная деятельность человека», остальное пространство разделить на 4 пронумерованных сектора

Технология проведения:

на доске прикреплен ватман, в центре которого написана тема, остальное пространство разделено на пронумерованные сектора, еще не заполненные. Начиная с сектора 1, преподаватель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Всего 4 сектора (информационная деятельность человека, какие технические средства используются в современном обществе для обработки информации, для каких профессий используется компьютер, информационные ресурсы общества). Студентам предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем преподаватель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

Познавательные:

концентрация внимания и памяти, структурирование знаний

Предметные:

формирование представлений о роли информационной деятельности человека в обществе

Учебно-познавательная компетентность: формирование желания выполнять учебные действия

6 этап

Проработка содержания темы

умение работать с информацией

15 минут

АМО «Мудрые совы»

Цель:

умение работать с информацией Необходимые материалы:

тексты по изучаемой теме, вопросы и задание

Предварительная подготовка:

распечатать тексты, вопросы и задание

Технология проведения:

студентам предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в парах). Затем студенты получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в тетради.

Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

    Далее организуется обсуждение результатов работы.

Личностные:

проявление внимательности, взаимопомощи.

Познавательные:

поиск и использование информации, которая необходима для решения учебной задачи.

Информационные: формирование умения поиска необходимой информации (ОК 4)

7 этап

Эмоциональная разрядка

повышение энергии в группе, оживление внимания студентов

3 минуты

АМО «Отдохни с пользой»

Цель:

повышение энергии в группе, оживление внимания студентов

Необходимые материалы:

не требуются

Предварительная подготовка:

не требуется

Технология проведения:

если преподаватель назовет зеленый цвет, студенты должны встать, если красный - сесть, желтый -хлопнуть в ладоши и т.п.

Регулятивные:

мобилизация сил, энергии, снятие напряжения

Коммуникативная:

строить взаимоотношения с окружающими, несмотря на свое настроение

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

8 этап

Рефлексия

и

выявить уровень удовлетворенности своей работой на занятии у студентов

5 минут

АМО «Анкета»

Цель:

выявить уровень удовлетворенности своей работой на занятии у студентов

Необходимые материалы:

6 листов бумаги формата А4

Предварительная подготовка:

подготовить анкету с кратко расписанными этапами урока, вывести на печать

Содержание темы

Усвоил хорошо

Не запомнил

1

Информационная деятельность человека

2

Какие технические средства используются в современном обществе для обработки информации

3

Для каких профессий используется компьютер

4

Информационные ресурсы общества

 - усвоил, х - не запомнил

Технология проведения:

преподаватель раздаёт анкету с кратко расписанным содержанием темы. Студенты отмечают галочками те пункты, которые, по их мнению, они усвоили достаточно хорошо. Крестиками отметить те пункты, которые не запомнились прочно. Это позволит преподавателю выстроить следующее занятие, учитывая те моменты, которые не усвоены студентами и на которые нужно обратить внимание.

Регулятивные:

анализ и оценивание результатов своей деятельности на занятии

Учебно-познавательная:

умение критически оценивать свою работу

выявить, какое настроение у студентов в конце занятия

3 минуты

АМО «Дерево настроений»

Цель:

выявить, какое настроение у студентов в конце занятия

Необходимые материалы:

бумажные листы деревьев красного, желтого, зеленого цвета для каждого студента, скотч, лист ватмана с нарисованным деревом Предварительная подготовка:

вырезать листочки из цветной бумаги, нарисовать дерево на листе ватмана

Технология проведения:

в конце занятия преподаватель просит снова показать листок, соответствующий настроению (зеленый - все хорошо, желтый - не очень хорошее настроение, красный - плохое) и делает выводы - улучшилось ли настроение студентов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и активные методы обучения на уроках истории.

Статья рассказывает о проектной деятельности учащихся, о технологии проблемно-диологового обучения, о самостоятельной работе учащихся, как активном методе обучения....

Конспект урока английского языка с применением технологии "Активные методы обучения" в условиях реализации ФГОС

В данной публикации представлен табличный вариант оформления конспекта урока с применением Активных Методов Обучения в 9 классе по УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. IX класс по ...

«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»

Дистанционные курсы  «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...

Разработка урока на тему "Merry Christmas" с использованием активных методов обучения (модерация)

Суть методики модерации состоит в том, что педагог выстраивает работу так, что используемые формы, приемы, методы организации умственной деятельности направлены на развитие исследовательскихь умений, ...

ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...

Конспект урока английского языка с применением технологии проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельно...

“Кейс-технология, как активный метод обучения в детском саду”

Сообщение из опыта работы для педагогов Методического обьединения  Барабинского района....