ИНФОРМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
материал (11 класс) по теме
Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся VIII—XI классов средней школы. Вечер – заключительное мероприятие недели информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИНФОРМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по информатике
Тематический вечер
«ИНФОРМАТИКА
В
НАШЕЙ ЖИЗНИ»
10-11 классы
Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся VIII—XI классов средней школы. Вечер – заключительное мероприятие Недели информатики.
Разделы программы:
• «Информация и информационные процессы»;
• «Представление информации в компьютере (системы счисления)»;
• «Состав и работа компьютерной системы»;
• «Информационные технологии».
Тема занятия: Информатика в нашей жизни.
Цели занятия:
1. Повторение и закрепление материала по темам:
• «Информация и информационные процессы»;
• «Представление информации в компьютере (системы счисления)»;
• «Состав и работа компьютерной системы»;
• «Информационные технологии».
2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету «Информатика».
3. Развитие у учащихся навыков групповой работы.
4. Воспитание коллективизма.
Задачи занятия:
образовательная — обобщение представления учащихся об информационной картине мира;
развивающая — развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, интереса к предмету;
воспитательная — воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Тип занятия: занятие обобщения знаний и практического применения знаний и умений.
Форма проведения занятия: «урок в уроке».
Технология: технология коллективной мыслительной деятельности.
Оборудование:
• два мольберта;
• две магнитные доски;
• таблички с названиями уроков — «ИСТОРИЯ», «ЛИТЕРАТУРА», «МАТЕМАТИКА», «ФИЗКУЛЬТУРА»;
• листочки с текстом песни «Гимн информатике»;
• портреты ученых — Чарльза Бэббиджа, Ады Лавлейс, Джона фон Неймана;
• плакаты к инсценировке сказки: один — с изображением ребенка, второй — с изображением неизвестного зверя;
• два комплекта одинаковых равносторонних треугольников с числами около каждой стороны (см. описание в: Златопольский Д. М. Информатика и спорт//Ин-форматика. 2001. № 34);
• две таблички степеней двойки;
• спортивная сумка, в которой находятся следующие предметы: небольшой спасательный круг, спортивные кольца, футбольный мяч, плакат программы соревнований (афиша), радиоприемник или рупор, колесо от детского велосипеда;
• коробка из-под принтера, в которой находятся следующие предметы: телефонный аппарат, плакаты — с изображением локальной сети (тип «кольцо»), программы на языке Паскаль, программы в двоичном коде, кнопки «откатка». Ко всем вещам прикреплены бирки с надписью «экспонат № ...», а рисунки и плакаты выполнены на широкой перфорированной бумаге;
• рисунки к конкурсу «Объясни картинку» (блокнот, ножницы, карандаш, лейка, урна, кошка Мурка, собака Бобик, мышка и др.).
Оформление зала.
На сцене два мольберта: по ходу занятия на первом мольберте размещаются портреты ученых, на втором меняются таблички с названиями уроков. На боковых стенах — стенгазеты, созданные учащимися с использованием компьютерных технологий. На фронтоне вверху — электронный адрес школы, ниже афоризмы: «Недостойно одаренному человеку тратить, подобно рабу, часы на вычисления, которые, безусловно, можно было бы доверить любому лицу, если при этом применить машину» (Лейбниц), «Информатик должен быть поэтом в душе», «Не бейся лбом в стену, а составь блок-схему», «Информатику учить, что по бурну морю плыть, коль не знаешь, как грести, то тебе не вылезти».
Литература, использованная при написании сценария вечера.
1. Газета «Информатика». 2001. №4, 34, 38.
2. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы//Информатика и образование. 1998. №8. С. 41.
3. Газета «Математика». 1999. №45; 2000. №45.
Подготовительный этап.
Все участники вечера были определены за три недели до его проведения.
Трое учащихся готовили доклады об ученых, были распределены роли к инсценировке «Сказка о царе Салтане», определены ведущие, текст песен к вечеру разучивала фольклорная группа.
Командам, участвующим в конкурсе на «уроке математики» и на «внеклассном занятии», темы были сообщены за неделю до дня проведения вечера.
Текст с «Гимном информатике» раздали зрителям за 10—15 минут до начала вечера.
План проведения вечера.
1. Приветствие ведущих (2 человека).
2. Исполнение песни «Гимн информатике» (4 человека).
3. Урок истории: три доклада (3 человека).
4. Исполнение песни «Компьютерных разбойников» (5—6 человек).
5. Урок литературы: инсценировка «Сказки о царе Салтане» (9 человек).
6. Музыкальная (или поэтическая) перемена.
7. Урок математики: конкурс «Собрать шестиугольник» (10 человек — две команды).
8. Урок физкультуры: Музей спорта и информатики (2 человека).
9. Внеклассное занятие: три конкурса — «Объясни картинку», «Клавиатура персонального компьютера», «Устройство персонального компьютера» (те же 10 человек, что и на «уроке математики»).
Сценарий вечера
- Приветствие ведущих
1-й ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Российской школьной информатике около 30 лет. За эти годы был пройден немалый путь. От алгоритмической культуры и компьютерной грамотности мы пришли к информационной культуре, к внедрению информатики во все сферы жизни нашего общества.
2-й ведущий. Цель нашего вечера — показать, что это именно так, что информатика присутствует везде и всюду, даже там, где ее присутствие подчас неочевидно.
- Исполнение песни «Гимн информатике»
1-й ведущий. Итак, наш вечер начинается! «Гимн информатике». Встречайте и помогайте!
Группа учащихся исполняет «Гимн информатике».
Гимн информатике
(на музыку песни «Чему учат в школе?»)
Алгоритмы составлять, а потом их вычислять —
Интересная у нас стоит задача.
С Интернета все скачать
И заставку поменять
Постараешься — придет к тебе удача!
Информатика нужна, но ведь так она сложна:
То команды, то значки — не разберешься.
И дискеты там нужны,
Драйвера, ох, как важны,
Их учи — и результата ты добьешься!
Есть науки хороши для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Информатика важна
Для развития ума.
Это было, это будет, это вечно!
III. Урок истории
Звонок на урок.
Входят ведущие.
2-й ведущий открывает табличку «ИСТОРИЯ».
1-й ведущий. О простом и сложном, Об истинном и ложном Правдивые истории Серьезные, шутливые.
2-й ведущий. Про опыты начальные И про умы пытливые, Про важные события — Великие открытия.
Ведущие уходят. Во время докладов звучит тихая музыка.
Доклад 1.
Чарльз Бэббидж
1792—1871
В школе Чарльз Бэббидж проявлял большой интерес к математике. В 22 года он получил степень бакалавра, а через три года — степень магистра. Более 10 лет заведовал кафедрой физики и математики Кембриджского университета. Бэббидж был удивительно разносторонним исследователем, его интересовало все: он занимался расчетами смертности населения, реформой почтовой службы, опускался на дно озера, обследуя горячие источники, поднимался на Везувий, участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты. Бэббидж являлся одним из первых исследователей проблем железнодорожного транспорта и вопросов безопасности движения. И конечно, он много занимался математикой, геометрией, теорией чисел, теорией вероятности.
Основные составляющие вклада Чарльза Бэббиджа в «вычислительную науку»:
• создание разностной машины;
• создание аналитической машины.
Чарльз Бэббидж вошел в историю компьютерной техники как создатель первого программируемого компьютера.
Доклад 2.
Августа Ада Байрон, графиня Лавлейс
1815—1852
Ада Лавлейс была дочерью великого английского поэта Джорджа Байрона. Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манеры, ее вкус, ее образование, особенно музыкальное (а в музыке она достигла совершенства), были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знания скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в которой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе.
Ада Лавлейс — ученица и помощница Чарльза Бэббиджа.
Основные составляющие ее вклада в «вычислительную науку»:
• введение понятий цикла и рабочей ячейки;
• идея программного управления процессом вычисления;
• изобретение системы для ускорения расчетов;
• использование перфокарт для ввода и вывода информации.
Ада Лавлейс вошла в историю компьютерной техники как первый программист, ее именем назван язык программирования Ада.
Доклад 3.
Джон фон Нейман
1903—1957
Своими необычайными способностями Джон фон Нейман стал выделяться очень рано: в шесть лет он разговаривал на древнегреческом языке, а в восемь освоил основы высшей математики.
Джон фон Нейман внес существенный вклад в создание и развитие целого ряда областей математики и физики, оказал значительное влияние на развитие компьютерной техники. Он отмечал, что машина должна работать с двоичным кодом, быть электронной, а не механической и выполнять операции последовательно, одну за другой.
Фон Нейман разработал основные принципы построения компьютеров, и в течение 50 лет все компьютеры создавались на основе принципов Неймана.
Звонок на перемену.
IV. Исполнение песни «Компьютерных разбойников»
Группа учащихся исполняет песню «Компьютерных разбойников».
Говорят, мы бяки-буки, И на нас управы нет, Дайте в руки ноутбуки — Мы взломаем Интернет. Ой-ля-ля, ой-ля-ля, Не заплатим ни рубля, Ой-ля-ля. ой-ля-ля. Оп-па! | Говорят, мы бяки-буки, И, фон Нейман, нас прости. Мы плодим такие глюки — Вам вовек не разгрести. Пам-пам-пам, та-ра-рам, Без ошибок нет программ, Та-ра-рам, трам-пам-пам, Так-то! |
Зря спасенья не ищи ты, Ибо мы умнее всех! Ваши хитрые защиты Мы расколем как орех. Ух-ух-ух, эх-эх-эх. Всюду влезем без помех. Вай-вай-вай, открывай Файлы! | Мыслим мы машинным кодом, Это высший пилотаж! Всех поздравит с Новым годом Самый новый вирус наш. Раз-два-три, три-два-раз, Пишем вирус на заказ, Тук-тук-тук, ждите глюк В полночь! |
V. Урок литературы
Звонок на урок.
Входят ведущие.
1-й ведущий открывает табличку «ЛИТЕРАТУРА».
2-й ведущий. «Сказка о царе Салтане».
Ведущие уходят.
Входят шесть учащихся: автор, информатик, три девицы (мальчики в платках, сидят на стульях), царь (подслушивает).
Автор и информатик стоят по разным краям сцены, автор выразительно произносит слова, информатик бесстрастным голосом комментирует событие.
Сказка
Автор Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Информатик. Событие.
1-я девица. Кабы я была царица, ...
Автор. Говорит одна девица, ...
1-я девица. То на весь крещеный мирПриготовила б я пир.
Информатик. Передача информации.
2-я девица. Кабы я была царица, ...
Автор. Говорит ее сестрица, ...
2-я девица. То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Информатик. Передача информации.
3-я девица. Кабы я была царица, ...
Автор. Третья молвила сестрица, ...
3-я девица. Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Информатик. Передача информации.
Царь выходит на середину.
Царь. Здравствуй, красная девица,
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Информатик. Обработка накопленной информации, принятие решения.
Автор. Царь недолго собирался —
В тот же вечер обвенчался.
Царь берет 3-ю девицу — царицу — за руку, целует ей руку.
Информатик. Исполнение решения.
Автор. В те поры война была.
Царь Салтан с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Царь с царицей прощаются и выходят.
Информатик. Источник информации — царь.
Приемник информации — царица.
Автор. Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин —
Сына бог им дал в аршин.
Входят Бабариха, гонец, царица (держит в руках письмо).
Автор. И царица над ребенком,
Как орлица над орленком.
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
Царица вручает письмо гонцу.
Он показывает письмо зрителям: на обратной стороне письма рисунок — ребенок.
Информатик. Источник информации — царица.
Кодирование информации — написание письма.
Канал связи — гонец.
Автор. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой _
Информатик. Помехи.
Автор. Извести гонца велят;
Сами шлют гонца другого.
Замена гонца, письма.
Информатик. Искажение информации.
Входит царь, за ним гонец.
Автор. Как услышал царь-отец
Что донес ему гонец ...
Показ письма; на обратной стороне письма рисунок — непонятный зверь.
Царь падает.
Информатик. Чтение письма — декодирование информации,
Царь — приемник информации.
Автор. Тут и сказочке конец.
Звонок на перемену.
VI. Музыкальная (или поэтическая) перемена
VII. Урок математики
Звонок на урок.
Входят ведущие.
1-й ведущий открывает табличку «МАТЕМАТИКА».
2-й ведущий. Счетный конкурс открываю, Мои милые друзья. Две команды на турнире, Их сейчас представлю я.
Команды, пожалуйста, пройдите на сцену. Первая команда — «Блокнот», вторая команда — «Калькулятор».
1-й ведущий. Команды получают по конверту. В каждом из конвертов находятся шесть равносторонних треугольников, на каждом из них записаны три числа: некоторые — в десятичной системе счисления, некоторые — в двоичной. Необходимо собрать из треугольников правильный шестиугольник таким образом, чтобы треугольники соприкасались сторонами, на которых находятся числа, равные по значению, но записанные в разных системах счисления.
Если задание понятно, то начинаем конкурс.
Всем успехов пожелаю, Думать, мыслить, не зевать, Быстро все в уме считать.
Команды выполняют задание. Звучит тихая музыка.
2-й ведущий. Пока команды работают, мы вас познакомим с некоторыми интересными фактами из жизни роботов.
Ведущие по очереди зачитывают интересные факты. Как только одна из команд выполнит задание, чтение прекращается и подводятся итоги.
Робот-наездник
Американский изобретатель Дэвид Кайм сконструировал телеуправляемого робота-наездника. Сидя на трибуне ипподрома, можно управлять движениями поводьев и даже подбадривать лошадь словами через динамик, вмонтированный в голову робота. Этот жокей выступает в наилегчайшем весе — его масса менее десяти килограммов. Уже изготовлено несколько таких радио-наездников, проводятся скачки с их участием.
Робот на птицеферме
Это совершенно поразительный робот. В течение часа он пересчитывает четыре тысячи зднодневных цыплят, делает им прививки, подрезает кончики клювов, орошает медикаментами в виде тумана. Операция с клювами необходима для того, чтобы при содержании цып-пят в клетках они не могли ранить друг друга. Как сообщает французский Центр по науке а технике, благодаря этому роботу падеж цыплят значительно сократился. Одна француз-жая фирма уже приступает к производству таких роботов.
Робот-нюхач
Японские специалисты создали робот, который способен различать по запаху одиннадцать видов вина и рисовой водки. Профессор Тоесака Мориицуми из Токийского института технологии продемонстрировал аппарат, который является, по сути дела, первым в мире искусственным носом. У аппарата десять датчиков, которые способны реагировать на различные газы. Образцы запахов исследователи запрограммировали в памяти своего робота. Он распознает запах, сравнивая его с хранимыми в памяти образцами.
Компьютеризованная одежда
В Токио одна из японских электронных корпораций представила одежду будущего: соединение текстиля и высоких технологий. В рукав куртки вмонтированы маленький плоский экран и миниатюрная клавиатура. Мини-компьютер имеет доступ к Интернету по мобильной связи. Если к интернет-куртке добавить еще и наушники со встроенным микрофоном, то о «примитивном» мобильнике можно забыть навсегда, ведь на рукаве можно еще и видеть изображение собеседника.
Компьютер-певец
Синтезированная компьютером речь уже не новинка, но в последние годы компьютеры начали петь. В 1986 г. в опере композитора-авангардиста Г. Бертуистла «Маска Орфея» партию Бога исполнял голос компьютера, синтезированный в Парижском институте акустических и музыкальных исследований. ЭВМ Королевского технологического института в Стокгольме солирует в «Реквиеме» Дж. Верди, причем даже специалисты отказываются верить, что это поет не человек. В том же институте синтезирован голос Луи Армстронга.
Полагают, что успехи компьютерной техники окажутся полезными и для науки, и для педагогики. Синтез певческих голосов позволяет лучше понять, как работает голосовая система человека. Сведения о том, как создается певческий голос, позволят улучшить подготовку будущих певцов. Наконец, введение компьютера в оперные представления дает интересный и неожиданный эффект.
Компьютеры играют на бирже лучше людей.
Компьютерный алгоритм может заработать больше денег, чем человек. Такой вывод сделали специалисты на основе эксперимента, проведенного в исследовательском центре компании IBM. В процессе исследования соревновались две команды из шести участников: в первой — люди, во второй — исключительно компьютеры. В конце сессии выяснилось, что электронные трейдеры заработали на семь процентов больше прибыли, чем живые.
Грибы, но несъедобные
Записи на компьютерных компакт-дисках считаются едва ли не самым надежным способом хранения информации. Но, оказывается, диски подвержены воздействию грибка. Испанский ученый Виктор Карденас, находясь в командировке в Белизе, вдруг обнаружил, что поверхность его компакт-дисков с научными материалами разрушилась и диски стали непригодными. Проведя химико-биологические анализы, ученый пришел к выводу, что виной всему грибок, который питается углеродом и азотом, входящими в состав пластиковых покрытий компакт-дисков, и таким образом разрушает дорожки с записями.
Интернет в помощь
Исследование показало, что более двух третей американских учащихся используют Сеть для выполнения больших проектов — сочинения, исследования, реферата. Большинство подростков говорят, что могут найти в Сети всё, что необходимо для выполнения домашних заданий.
Отношение же взрослых американцев к интернет-навыкам собственных детей весьма неоднозначно. Опрос, проведенный Ассошиэйтед Пресс, показал, что половина респондентов считает такие способности важными, а другая половина особой значимости им не придает или вообще считает неважными.
Мнения преподавателей по поводу важности Интернета также разделились: часть опасается, что благодаря Интернету студенты отучатся искать, анализировать и перерабатывать информацию. Кроме того, остро стоит вопрос о плагиате. Другие, наоборот, поощряют интернет-навыки детей.
Что касается возрастных категорий, то чем старше был респондент, тем меньше доверия высказывал он к использованию Интернета. А жители больших городов были более благожелательно настроены, чем те, кто проживает в сельских районах.
После того как команды выполнят задание, взять эталонный шестиугольник, проверить правильность выполнения задания.
1-й ведущий. Победила команда ...
2-й ведущий. Она заработала ...
VIII. Урок физкультуры
Звонок.
1-й ведущий. Мы приглашаем вас в Музей спорта и информатики. 2-й ведущий открывает табличку «ФИЗКУЛЬТУРА».
1-й ведущий. В нем представлены экспонаты, которые имеют одинаковое название, но разное значение в информатике и в спорте.
Выходят физкультурник (со спортивной сумкой)
и информатик (с коробкой из-под принтера). Помощники выносят два стула, на которые потом складывают вещи.
1-й ведущий. Первый экспонат — канал.
Физкультурник. Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по водному спорту. (Достает спасательный круг.)
Информатик. Линия связи. (Достает телефонный аппарат.)
1-й ведущий. Следующий экспонат — кольцо.
Физкультурник. Один из пары предметов, используемых в спортивной гимнастике. (Достает кольца или одно кольцо.)
Информатик. Тип топологии локальной сети. (Достает плакат со схемой.)
1-й ведущий. Откатка.
Физкультурник. Отбрасывание мяча от места штрафного удара в футболе. (Достает мяч.)
Информатик. Восстановление предыдущих вариантов текстового документа. (Достает плакат с изображением кнопки «откатка».)
1-й ведущий. А теперь — программа.
Физкультурник. Перечень видов спорта, включенных в соревнования. (Достает афишу с программой соревнований.)
Информатик. Алгоритм, записанный на языке, понятном ЭВМ. (Достает плакат с изображением программы на Паскале, состоящей из 5—6 строк.)
1-й ведущий. Новый экспонат — трансляция.
Физкультурник. Радио- или телепередача с места соревнований. (Демонстрирует радиоприемник или рупор.)
Информатик. Перевод программы с языка программирования на язык, понятный процессору компьютера. (Достает плакат с изображением программы, состоящей из 5—6 строк, записанной на машинном языке.)
1-й ведущий. Наш последний экспонат — трек.
Физкультурник. Спортивное сооружение, в котором проходят соревнования по велосипедному спорту. (Достает велосипедное колесо.)
Информатик. Сленговое название участка магнитного диска, образуемого при форматировании. (Достает дискету.)
1-й ведущий. Спасибо участникам.
IX. Внеклассное занятие
Звонок.
1-й ведущий. Продолжаем наш вечер.
2-й ведущий. Наступило время для проведения внеклассного занятия.
1 гейм. “Дальше, дальше, дальше...” (10 баллов) (3 мин)
Ведущий. Каждой команде будет задано по 10 вопросов, на которые команда должна ответить в течение 1 минуты. Если вы не знаете ответ, то говорите “дальше”
Вопросы 1-ой команде:
1) Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации. /Информатика/
2) Организованная последовательность действий. /Алгоритм/
3) Устройство ввода информации. /Клавиатура/
4) Величина, которая в процессе исполнения программы меняет свое значение. /Переменная/
5) Сколько байт в одном килобайте. /1024/
6) Устройство ввода графической информации. /Сканер/
7) Объект, отражающий те или иные свойства реального объекта. /Модель/
8) Минимальная единица измерения кол-ва информации. /Бит/
9)Программы для обслуживания диска, архивации файлов, управление памятью. /Утилиты/
10) Перечень файлов /Каталог/
Вопросы 2-ой команде:
1) Универсальное электронное устройство обработки информации. /ЭВМ/
2) Специальный индикатор, указывающий позицию на экране. /Курсор/
3) Алгоритм, записанный на языке программирования /Программа/
4) Центральное устройство компьютера. /Процессор, системный блок/
5) Разделитель целой и дробной части числа в языке программирования /Точка/
6) Порядковый номер символа в машинном алфавите. /Код/
7) Сколько бит в одном байте /8/
8) Поименованная область на диске /Файл/
9) Элемент клавиатуры. /Клавиша/
10) Алгоритм изображенный в виде графических обозначений, соединенных стрелками. /Блок-схема/
Ведущий. А сейчас переходим ко второму гейму “Заморочки из бочки”
2 гейм
“Заморочки из бочки” (по 5 б. за задачу + по 1 б. за быстр.) (10 мин)
Ведущий. Капитаны должны по очереди вытаскивать из бочки кубик с номером вопроса. Я читаю вопрос, а вы должны в течении 20 секунд обсудить его ответить. Если команда не отвечает, то вопрос передается другой команде. Если вторая команда не может ответить, то на вопрос отвечают болельщики.
Вопросы для 2 гейма.
1. Шарманки, музыкальные шкатулки и предмет Х. Все эти предметы объединяет одно - они работают по программе. Это особенно удивительно, если вспомнить, что во время их создания о программировании никто еще не догадывался.
В шарманке и музыкальных шкатулках так называемая “программа” записана в виде штырьков, расположенных на валу. При вращении вала штырьки задевают пластинки, звучание которых сливается в стройную мелодию.
Вопрос: Назовите предмет Х.
Ответ: Часы с боем. В них “программа” представляет собой специальное колесо, запускающее в определенное время ударный механизм, отбивающий число часов.
2. В Древнем Риме использовалось много приспособлений доля счета - пальцы рук, узлы на веревке, камешки в углублении, зарубки на палке. Одно из этих приспособлений называлось "калькулюс", от которого произошло слово калькулятор. Что называлось этим словом?
Ответ. Камешки
3. Американский изобретатель Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машину – табулятор, в котором использовались перфокарты. Спрос на эту машину был столь велик, что Холлериту пришлось основать собственную фирму. Конечно, с течением времени эта фирма претерпела множество изменений и переименований, но она существует и по сегодняшний день. Как называется эта фирма?
Ответ: IBM
4. Первые две буквы этих слов совпадают. Назовите эти слова.
1. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении
2. Место хранения (постоянного или временного) информации в компьютере
3. Язык программирования
Ответ. Палитра, память, паскаль.
5. Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную.
На красной коробочке было написано: " Здесь золотой ключик "; на жёлтой – "Зелёная коробочка пуста "; а на зелёной – "Здесь сидит змея "
Все надписи неверны. Где золотой ключик?
Ответ. - в зелёной.
6. "Храм очарований, или механический, физический и оптический кабинет". В нем были собраны лучшие работы народных умельцев того времени. При входе гостей встречал механический швейцар, который как бы парил в воздухе и играл на валторне. Всеобщее удивление вызывала лающая автоматическая собака, петух, который хлопал крыльями и вскакивал на перекладину. Кошка мяукала, змея шипела. Механические слуги обслуживали посетителей. Слуга-автомат разносил на подносе напитки... Где это было?
Варианты ответов:
1) Санкт-Петербург, Невский проспект;
2) Лондон, Бейкер-Стрит;
3) Париж, Елисейские поля;
4) Нью-Йорк, Бродвей.
Правильный ответ: Санкт-Петербург, Невский проспект.
Музыкальная пауза (5 минут)
Жюри объявляет итоги приветствия и первых двух геймов (1 минута)
3 гейм
3 гейм. “Темная лошадка” (по 1 б. за прав. ответ. + 1 б. за быстроту) (7 мин)
Ведущий. А сейчас следующий гейм “Темная лошадка”. А кто будет его вести вы должны угадать сами.
Наша сегодняшняя гостья – это милая, обаятельная женщина. Учитель высшей квалификационной категории. Она достигла больших высот в познании истории и экономики, а также владеет компьютером. Так кто же она? ()
Задание от “Темной лошадки” – разгадать кроссворды.
Кроссворд для первой команды.
Вопросы: 1. Цифра десятичной системы счисления. 2 Последний подпункт пункта “Файл” меню приложений Windows. 3. Набор цветов, которые могут использоваться в изображении. 4. Разговорное название программы для поиска и удаления вирусов. 5. Часть файловой системы компьютера (область на диске). 6. Отличительный знак. 7. Единица измерения скорости передачи информации.
Слово по вертикали: программа для записи файлов в сжатом виде.
Ответы. 1. Три, 2. Выход, 3. Палитра, 4. Антивирус, 5. Каталог, 6. Метка, 7. Бод.
Слово по вертикали. Архиватор.
Кроссворд для второй команды.
Вопросы: 1. Порядковый номер символа в машинном алфавите. 2. Линия связи. 3. Действие, проводимое на экране в результате выполнения процедуры CLS в программе на языке Байсик. 4. Изменение программы с целью применения ее для конкретной ЭВМ или приспособление организма к новым условиям. 5. Поиск и исправление ошибок в разрабатываемой программе. 6. Элемент матричного принтера или украшение на волосах у девочки. 7. Название буквы русского алфавита, напоминающей твердый знак.
Слово по вертикали: постоянная величина в программе.
Ответы. 1. Код, 2. Канал, 3. Очистка, 4. Адаптация, 5. Очистка, 6. Лента, 7. Еть.
Слово по вертикали. Константа.
Задание болельщикам.
Ведущий. Пока наши команды заняты, у болельщиков появилась возможность заработать очки для своей команды. Для этого необходимо решить ребусы.
За правильно отгаданный ребус (1 балл)
(Отгадывание ребусов.)
4 гейм
4 гейм “Ты мне – я тебе” (за прав. отв. по 1 балла) (7-8 мин)
Ведущий. Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т. п. Для каждого из этих “крылатых выражений” будут предложены три понятия, связанные с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше соответствует названным крылатым выражениям. Одна команда получит карточку с крылатым выражением, а вторая команда карточку с тремя понятиями.
Участник первой команды называет “крылатое выражение” под номером 1. В команде соперников, тот, у кого карточка с вариантами ответов под номером 1 должен выбрать соответствующее понятие из своей карточки и прочитать его.
Для 1-ой команды
1. "На ошибках учатся"
1. Написание программы.
2. Резервное копирование программы на дискету.
3. Отладка программы.
2. "Доверяй, но проверяй"
1. Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций.
2. Тестирование результатов выполнения программы.
3. Проверка дискеты программой Scandisk.
3. По образу и подобию.
1. Предыдущий вариант файла.
2. Локальная переменная с именем, совпадающим с именем глобальной.
3. Копия файла.
4. "Были когда-то и вы рысаками..."
1. Компьютер с процессором типа 2Программа, выполняющая расчеты быстрее другой программы.
3. 128-скоростной СВ-RОМ.
5. Три кита.
1. 0, 1 и неопределенность.
2. Паскаль, Бейсик и Си.
3. Системный блок, клавиатура и монитор.
6. Молчание-знак согласия.
1. Отсутствие на компьютере звуковых сигналов.
2. Принятие значений по умолчанию.
3. Задание значений переменной величины в ходе выполнения программы.
Для 2-ой команды.
7. "Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя"
1. Последний оператор программы. 2. Процессор последней марки.
3. Предельно допустимое значение переменной величины.
8. "Разделяй и властвуй"
1. Использование в программе переменных различных типов.
2. Разработка программы методом нисходящего программирования.
3. Использование различных разделов жесткого диска
9. "На деревню дедушке"
1. Использование в программе оператора перехода.
2. Неправильный адрес оперативной памяти.
3. Неправильное имя файла.
10. "Как белка в колесе"
1. Зацикливание программы. 2. Использование в программе рекурсии.
3. "Зависание компьютера.
11."А все-таки она вертится!"
1. Дискета.
2. "Мышь".
3. Системная шина.
12. Меньше не бывает
1. Ноль.
2. "Пустой" цикл.
3. Бит.
Музыкальная пауза. (5 мин)
Жюри объявляет итоги 3 и 4 геймов и общий итог. (1 мин)
5 гейм
5 гейм “Конкурс капитанов” (по 1 б. за прав. отв. + 1 б. за быстр.) (3-5 мин)
Ведущий. И, наконец, последний гейм – это “Конкурс капитанов”.
На слайде вы видите список слов. Я называю слово, а вы должны подобрать к нему второе слово из предложенного списка, чтобы получилось словосочетание, относящееся к информатике, к устройству и работе компьютера. Чтобы не запутаться отмечайте маркером. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Если капитан не знает, то помогает команда, но тогда получает вместо 1 балла – 0,5 баллов. Этот гейм выполняется на время. Затем то же самое выполняет капитан другой команды.
Для первой команды. Локальная сеть База данных Джойстик Программист Операционная система Сканер Центральный процессор | Для второй команды. Графический редактор Хакер Системный диск Сетевой адаптер ASCII Провайдеры Чип Флоппи-диск, дискета |
Вопросы капитану 1 команды
Сеть, объединяющая несколько компьютеров с целью совместного использования их ресурсов. (Локальная сеть)
Информационная модель, в упорядоченном виде хранящая данные о группе объектов с одинаковым набором свойств. Существуют табличные, иерархические, сетевые. (Базы данных)
Основной аппаратный компонент компьютера, где реализованы, в частности, магистраль обмена, разъемы, слоты ит. д. (материнская плата)
Рычажный манипулятор с кнопками, подсоединенный к игровому порту компьютера. (Джойстик)
Пользователь, разрабатывающий программное обеспечение компьютера или прикладные программы. (Программист)
Совокупность программ, которые управляют базовыми действиями компьютера, осуществляют работу периферийных устройств, организуют систему файлов, запускают и выполняют другие программы, а также выполняют команды пользователя. (ОС)
Устройство для оптического ввода фотографий, рисунков, слайдов, текстовых документов. (Сканер)
Устанавливается в разъем материнской платы и управляет работой всех компонентов компьютера. (Центральный процессор)
Система телекоммуникации, позволяющая пользователям компьютерной сети посылать и принимать электронные сообщения. (Электронная почта)
Минимальный элемент изображения на экране монитора. С помощью него определяется разрешение экрана. (Пиксель)
Вопросы капитану 2 команды
Программа создания, редактирования и просмотра графических файлов (Графический редактор)
Прибор, работающий по принципу воздействия лазерного луча на сверхчувствительный барабан и переноса изображения на бумагу посредством электростатического разряда. (Лазерный принтер)
Пользователь, осуществляющий несанкционированный доступ к компьютеру ради шутки, мошенничества или нанесения ущерба. (Хакер)
Диск, с которого осуществляется операционная система (Системный диск)
Плата расширения для приема и передачи информации из компьютерной сети. (Сетевой адаптер)
Набор, содержащий 128 символов, которые кодируют буквы латинского алфавита, знаки арифметических операций, знаки препинания и т. д. (ASCII)
Коммерческая служба, обеспечивающая доступ в Интернет для временной связи конечных пользователей компьютеров с хостами этой сети. (Провайдеры)
Устройство ввода, в котором шарик, управляющий перемещением курсора на экране монитора, вращается ладонью или пальцами пользователя в углублении корпуса устройства. (Трекбол)
Интегральная микросхема (Чип)
Пластмассовая круглая пластина, на которую нанесен тонкий ферромагнитный слой и которая вставлена в жесткий пластмассовый корпус. Используется для передачи данных с компьютера на компьютер и для долговременного хранения. (Флоппи-диск или дискета)
Гей м 6 «Конкурс счетчиков»
Один из участников команды по очереди вытягивает задачу, в которой нужно ответить на вопрос в двоичной системе счисления.
1. Сколько носов у двух псов? (10)
2. Сколько хвостов у семи котов? (111)
3. Сколько ушек у трех старушек? (110)
4. Сколько ушей у пяти малышей? (1010)
Интервью у каждой команды. Рефлексия
Как вы оцениваете игру своей команды? Как вы оцениваете игру команды соперников?
Понравилась ли вам данное мероприятие и повторение тем в данном варианте? Что нового вы узнали?
Жюри подводит итоги 5 и 6 гейма. Жюри объявляет итоги 5 и 6 геймов. (1 мин)
IV. Подведение окончательного итога. Вручение грамот и призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....