Методическая разработка урока информатики в 5 классе на тему "Кодирование информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме «Кодирование информации». На уроке предусмотрено осмысление содержания темы через использование знаний обучающихся о многообразии окружающих их кодов как в школе, так и в повседневной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют практические задания по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_informatsii.docx | 990.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Ерошина
Методическая разработка
урока информатики
на тему
«Кодирование информации»
5 класс
Автор Мирошниченко Наталья Васильевна
Категория высшая
п. Матвеев Курган
2018 год
Тема урока: «Кодирование информации»
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах кодирования информации.
- Развитие критического мышления: интерпретация разных форм представления информации; умение анализировать информацию на основе имеющихся знаний, выделять главное и формулировать вывод.
- Воспитывать медиакультуру, понимание значения различных кодов (знаков) в жизни человека.
Место урока в системе уроков 5 класса: урок изучения нового материала по теме «Кодирование информации». На уроке предусмотрено осмысление содержания темы через использование знаний обучающихся о многообразии окружающих их кодов как в школе, так и в повседневной жизни. В ходе урока обучающиеся выполняют практические задания по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
- метапредметные — умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
- личностные — понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи:
- закрепить знания об информационных процессах;
- обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
- сформировать общие представления о роли кодирования информации;
- поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- условный знак;
- код;
- кодирование;
- декодирование
Межпредметные связи: русский язык, история, математика
Используемые на уроке средства ИКТ:
- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
- персональный компьютер (ПК) обучающихся;
Электронное приложение к учебнику: презентация «Кодирование информации».
Литература:
- Информатика 5 класс. Учебник. Авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
- Информатика 5 класс. Рабочая тетрадь. Авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
- Информатика. Методическое пособие. 5-6 класс. Авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.
Ход урока
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | |||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||
Организационный | Приветствует, проверяет готовность к уроку | Готовятся к работе на уроке | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания по теме «Передача информации»: 1.Используя онлайн переводчик (https://translate.yandex.ru/), заполните в таблице поле Перевод
(Ответ: информация, источник информации, приемник информации, информационный канал) 2. Составьте схему «Передача информации» Ответ 3.Приведите примеры передачи информации, если: 1)источник человек и приемник человек 2)источник техническое устройство, а приемник человек 3)источник человек, а приемник техническое устройство (Обучающиеся приводят примеры, используя схему передачи информации) | 1.Работают с онлайн-переводчиком и заполняют таблицу. 2.Составляют схему (кластер). 3.Участвуют во фронтальной беседе. | ||||||||||||||||||||
Целеполагание, мотивация | Подводит учащихся к формулировке темы урока и целей. - Информация может поступать от источника к приемнику с помощью различных сигналов. Чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и правильно расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода. - Как мы называем код, с помощью которого записываем звуки (устную речь)? (Ответ: алфавит) Просмотр видео «История русского алфавита. Буквы славянской азбуки» с 0:07 с по 2:35. https://www.youtube.com/watch?v=LghFPwCspLI - С какими алфавитами вы работали, выполняя задание в таблице? (Ответ: английский, немецкий, французский, французский) - Верно, вы использовали онлайн-переводчик для перевода слов (фраз) на русский язык. - Как бы вы назвали слово перевод по-другому? (Ответ: расшифровка, раскодирование) - Расшифруйте еще одно слово (Ответ: кодирование) Тема урока: «Кодирование информации». - Что вы знаете о кодировании информации? Игра «Верю-не верю» Правила игры: 1)Если обучающиеся согласны с утверждением, которое зачитывает учитель, они сидят на месте, иначе – встают. 2)Свои ответы обучающиеся фиксируют в таблице (приложение 1). Утверждения:
- Во время игры мнения участников не совпадали. - Какие бывают коды? - Как происходит кодирование информации? - Кто занимается декодированием информации? - Какое значение имеет кодирование и декодирование информации в современном мире? - В ходе урока мы будем искать ответы на эти и другие вопросы, связанные с кодированием информации. - У каждого из вас будет возможность убедиться в правильности или неправильности своих суждений. | 1.Участвуют во фронтальной беседе. 2.Формулируют тему урока и с помощью учителя ставят задачи на урок. 3.Делают записи в тетради. 4. Заполняют таблицу (приложение 1) | ||||||||||||||||||||
Открытие нового знания и первичное закрепление. | Организует работу по освоению нового материала. Организует работу учащихся у доски, в тетради, с учебником. 1.Работа с учебником. Стр. 46-47 «В мире кодов». - Прочитайте текст и заполните таблицу Рабочая тетрадь, задание № 79
- Дополните таблицу данными, которых нет в учебнике. Вывод: в повседневной жизни нас окружает огромное количество знаков (сигналов, символов), значение которых нам понятно и без специальной подготовки. 2. Шрифт Брайля. Просмотр видеоролика «Шрифт Брайля» https://www.youtube.com/watch?v=npaa_AHBIEU Шрифт Брайля — универсальная система письма и чтения для незрячих людей, которой уже почти 200 лет. Был разработан в 1824 г. французом Луи Брайлем (Louis Braille), сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье (Charles Barbier), который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Шрифт Брайля, в последнее время, стал широко применяться в общественной жизни и быту в связи с ростом внимания к людям с ограниченными возможностями. Надпись "Sochi 2014" шрифтом Брайля на золотой медали Параолимпийских игр 2014г. - Используя шрифт Брайля (приложение 2), выполни кодирование текста: Я, ФИО, дата рождения, участвовал в конкурсе Infoznaika-2018. 3. Азбука Морзе. Просмотр видеоролика «Конкурс на знание азбуки Морзе» https://www.youtube.com/watch?v=X_Jiqf6mTAI - Используя кодировочную таблицу «Азбука Морзе» (приложение 3), зашифруй фразу «Я люблю информатику». 4.Флажковая азбука. Декодируйте информацию: Ответ: Только смелым покоряются моря. 5.Математический диктант. Рабочая тетрадь, задание № 80 Прослушай математический диктант и запиши числа (приложение 4) (1) Миллиард – очень большое число. (2) За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот восьмидесятого года по тридцать первое декабря две тысячи девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов, или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. (3) Значит, за тридцать лет не пройдет и миллиарда секунд. 6.Пример числового кода-1. В простейшей кодовой таблице (приложение 5) каждой букве поставлен в соответствие её порядковый номер в алфавите. Расшифруйте (декодируйте) скороговорку: 16 20 20 16 17 16 20 01 12 16 17 29 20 17 29 13 30 17 16 17 16 13 32 13 06 20 10 20 Ответ: ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ 7. Пример числового кода-2. Используя кодировочную таблицу (приложение 6) декодируйте информацию, зная что каждой букве соответствует пара чисел, где первое число – номер столбца, а второе число – номер строки в кодовой таблице: (5, 3) (2, 2) (5, 2) (8, 3) (2, 3) (1, 3) Ответ: ДРУЖБА 8. Шифр замены. Каждую букву исходного текста можно заменить следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. Декодируй текст: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ Ответ: АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ 9. Двоичный код. В памяти компьютера информация представлена Например, чтобы закодировать рисунок, используя двухцветную палитру, используют следующую комбинацию нулей и единиц: Условные обозначения: 1- есть цвет, 0 – нет цвета
10. Штрихкод Штрихкод - графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая собой последовательность черных и белых полос либо других геометрических фигур в целях ее считывания техническими средствами. Просмотр видеоролика «Фиксики. Штрих-код» (с 3:56 по 4:44) https://www.youtube.com/watch?v=M79-vcAsQ6c | 1.Работают с учебником и у доски, выполняют задания в рабочей тетради. 2.Знакомятся с различными кодами и способами кодирования информации. 3.Выполняют практические задания на кодирование и декодирование информации. | ||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка достижения цели. - Как вы считаете, можно ли одну и ту же информацию представить разными способами (с помощью разных кодов)? Докажите. Ответ: да, например, свое имя модно записать на другом языке, закодировать с помощью азбуки Морзе или шрифта Брайля. - Составьте кластер «Способы кодирования информации», используя учебник (стр. 49) и собственный опыт. Ответ: - От чего зависит выбор способа кодирования? Ответ: выбор способа кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется. - Предлагаю еще раз рассмотреть таблицу (приложение 1) и ручкой другого цвета еще раз ее заполнить. Поясните причины, по которым вы изменили свое мнение. - Какие вопросы у вас возникли во время урока? - Отметьте на шкале букву, которая наиболее точно отражает ваше отношение к теме урока Игра «Закодированное настроение». - Выбери одно или несколько изображений, с помощью которых ты хотел бы закодировать свое настроение в конце урока. | 1.Участвуют во фронтальной беседе. 2.Оценивают свою работу на уроке | ||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Информирует о домашнем задании. Учебник: § 7 Рабочая тетрадь: № 81-98 – выбери и реши любые 3 задачи. Дополнительно (по желанию) выполни одно из заданий:
| Записывают домашнее задание в дневник |
Приложение 1 Таблица «Верные – неверные утверждения»
Утверждение | Верно (+) | Неверно (-) | Не знаю (?) |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Приложение 2 «Шрифт Брайля»
Буквы, цифры и остальные символы | |||
Символ шрифта | Латинские буквы | Русские буквы | Цифры |
⠁ | A | А | 1 |
⠃ | B | Б | 2 |
⠉ | C | Ц | 3 |
⠙ | D | Д | 4 |
⠑ | E | Е | 5 |
⠋ | F | Ф | 6 |
⠛ | G | Г | 7 |
⠓ | H | Х | 8 |
⠊ | I | И | 9 |
⠚ | J | Ж | 0 |
⠅ | K | К | |
⠇ | L | Л | |
⠍ | M | М | |
⠝ | N | Н | |
⠕ | O | О | |
⠏ | P | П | |
⠟ | Q | Ч | |
⠗ | R | Р | |
⠎ | S | С | |
⠞ | T | Т | |
⠥ | U | У | |
⠧ | V | ||
⠺ | W | В | |
⠭ | X | Щ | |
⠽ | Y | ||
⠵ | Z | З | |
⠡ | Ё | ||
⠯ | Й | ||
⠱ | Ш | ||
⠷ | Ъ | ||
⠮ | Ы | ||
⠾ | Ь | ||
⠪ | Э | ||
⠳ | Ю | ||
⠫ | Я | ||
⠲ | Точка | ||
⠂ | Запятая | ||
⠢ | Вопросительный знак | ||
⠆ | Точка с запятой | ||
⠤ | Дефис | ||
Пробел |
Приложение 3 «Азбука Морзе»
Приложение 4 «Математический диктант»
Предложение | Числа |
(1) | |
(2) | |
(3) |
Приложение 5 «Числовой код-1»
Приложение 6 «Числовой код-2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока информатика 5 класс "кодирование текстовой информации"
Разработка урока...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме: "Передача информации"
Урок открытия новых знаний. Учебник Л.Л.Босова. Используется на уроке электронная тетрадь для 5 класса, составление схемы "Передача информации", работа на интерактивной доске, в группах....
Методическая разработка урока в 9 классе «Средства массовой информации».
Цель: решение коммуникативной задачи по средствам страноведческого материала и тематической лексики «Средства массовой информации». УМК Кузовлев В.П. Английский язык 9 класс....
Методическая разработка урока информатики по теме «Обработка графической информации» с применением элементов игровой технологии в 7 классе
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры.Прим...