Доклад «Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
статья по информатике и икт на тему
«Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_realizatsiya_metapredmetnogo_podhoda_na_urokah_informatiki.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
Здравствуйте уважаемы коллеги и члены жюри. Начать своё выступление я хотела бы рассказав вам ситуацию, невольным свидетелем которой я оказалась. Однажды проходя по коридору своей школы я услышала спор обучающихся о том, какие предметы нужны в дальнейшей жизни, а какие нет. И это натолкнуло меня на мысль, а что я могу сделать как учитель информатики для того, чтобы сформировать у обучающихся понимания того, что все предметы взаимосвязаны. Выбор темы обусловлен тем, что в современной системе обучения метапредметный подход выходит на ключевые позиции, занимая главенствующее место. Уже нельзя преподавать ни один предмет без опоры на другие предметы. И в этой связи информатика занимает центральное место. Информатика, стоящая на стыке естественно научных и общественно научных дисциплин включает в себя все основные принципы построения этих наук. Информационные процессы вытекают из описания природных и социальных процессов. Ни один другой предмет не имеет более мощного аппарата, чем информатика. Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному, что и предполагают ФГОС.
Исследования, проводимые не только в области информатики, но и других предметов показывают, что обучающие трудно решают задания, выходящие за рамки предложенных алгоритмов и предложенных знаний. Большинству учеников не хватает умения рассуждать, применять полученные знания на практике, применять нестандартные подходы к решению- это и обуславливает актуальность выбранной мной темы.
Новизна работы состоит в разработке метапредметного типа интеграции для преодоления взаимного отчуждения учебных предметов
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.
Поэтому целью моей работы стало – формирование компетентностей, учащихся и повышение мотивации к учёбе (не только к информатике, но и другим учебным предметам) на основе реализации метапредметного подхода.
Поставленные мной задачи определили последовательность шагов по внедрению новой технологии, а точнее забытого старого.
- Раскрыть понятие и методическую основу «метапредметного» подхода;
- Изучить и абсорбировать изученные методы ТРИЗ технологий в метапредметных связях на уроках при составлении практико – ориентированных заданий;
- Создать условия для использования полученных знаний в учебной и внеурочной деятельности.
Давайте разберёмся, что такое метапредметный подход. Метапредметный подход – это подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он может сам добывать информацию.
Практическая значимость метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Сегодня метапредметность составляет основу образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются «как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В качестве требовании к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Для того чтобы обучающиеся были готовы осознать целостность образования – нужно организовать его деятельность уже сегодня. Деятельность, связанную с поиском, анализом, интерпретацией и творческой переработкой информации. В современном мире компьютерных технологий информатика занимает главенствующую роль. От её знания зависит эффективность адаптации в современном обществе. Успешность в производственной деятельности. И я стала искать такие технологии, методы, приёмы, организационные формы и средства обучения, которые позволили реализовать на уроке метапредметные подходы. И в основу моего опыта была положена идея ТРИЗ (обоснованная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его последователями ещё в начале 20 в.) и метапредметность - как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Моя работа с метапредметными компетенциями основывается на информационной компетентности обучающегося при работе с различными источниками информации: находить, анализировать, оценивать, а самое главное преобразовывать информацию из одной формы в другую, т.е. превращать информацию в знания, т.к. информация – это просто сведения, а знание – это осмысление и понимание.
Особенности ТРИЗ педагогики в том, что она предполагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, т.е. работает на повышение культуры мышления.
Попробуем посмотреть на методы и приёмы ТРИЗ под углом образовательных стандартов. И увидеть не только развлекательные элементы, но и инструменты, приближающие нас к желаемому результату.
В своей работе я использую такие методы и приёмы ТРИЗ педагогики как:
- Решение логогрифов и анаграмм – это не только организация досуга школьников , но и шаг к умению видеть проблему и решать её. А когда найденные слова складываются в тему урока, диктуют вопросы для изучения, то мы понимаем, что благодаря этому приёму формируется умение выделять и формулировать цели урока.
- Метаграмма. Работа над определениями понятий всегда вызывает много затруднений, конечно если мы не довольствуемся автоматической «зубрёшкой».
Метаграмма
- позволяет в игровой форме выводить понятие и подводить по них.
- актуализирует опыт ребёнка
- даёт возможность устанавливать связь между вводимым учителем понятием и их жизненным опытом.
- Метод инверсии. Предполагает развитие мыслительно - деятельностных операций: анализ, синтез. Умение предвосхищать результаты и выстраивать последовательность действий и конструктивное сотрудничество с другими учениками.
- Метод проб и ошибок. Учит детей слушать других и вступать в диалог, даёт возможность адекватно оценивать свои суждения и суждения других. Давать оценку чужим версиям. А главное путём перебора всевозможных вариантов находить новые идеи.
- Метод морфологического анализа. Этот метод универсален – разлогая целое на части, ученик описывает их признаки. Приобретает умение планировать и последовательность действий. При этом логическая цепочка рассуждений складывается в голове обучающихся, а не в речи учителя. И рано или поздно он научиться строить её сам.
- Метод аналогии. Предполагает вовсе не работу по образцу, а умение устанавливать причинно – следственные связи, запоминать и удерживать информацию во времени, а также конструктивное сотрудничество с другими учениками. Умение адекватно оценивать свои достижения.
- Практико ориентированные задания.
преимущественной целью которых является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения применяются на практике, способствуют интеграции знаний,
На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов: истории, экономики, русского языка, литературы, ИЗО и МХК, географии и т.д.
А вот выбор интеграции предметов – зависит от темы урока. Хочу привести выбор несколько примеров метапредметных связей из своей практики.
Например, в теме 8 класса «Общие сведения о С.С. Десятичная С.С.»
Мы связываем числа С.С. с жизнью (где сталкиваемся)
(цены в магазине, адрес проживания, игры и т.д.)
Обращаемся к истории формирования понимания чисел у каждого народа (знакомимся с различными примерами, разбираем вавилонскую С.С. , знакомимся с унарной С.С. выполняем задания по представлению чисел в этих системах). Обращаемся к математике (повторяем, что такое десятичная с.с., повторяем разряды)
Обращаемся к литературе (на примере рисунка к произведению Робинзон Крузо) повторяем кто написал, о чём донное произведение и т.д.
На уроке в 7 классе по теме «Информация и её свойства»
Приведя примеры, что информацию можно получить от любого механического объекта повторяем определение что такое форма, вес, и т.д. так же мы можем получать информацию о процессах, которые происходят внутри объекта (рисунок чайника с паром) повторяем процесс парообразования - физика.
На примере видео дождя делаем умозаключение (повторяя, что это такое – русский язык)
Говорим о приборах которые расширяю возможности сигнала – связь с медициной и т.д.
Сведения о видах сигнала (непрерывные и дискретные) связываю с физикой повторяя определение скорости, единиц измерения.
Виды информации.Все процессы попадают в мозг человека через органы чувств, - биология, формируем представление об аудиальной или слуховой информации связывая с музыкой,
(физика, русский язык, музыка)
Очевидно, информационная интеграция предоставляет наиболее широкие возможности для формирования метапредметных компетенций.
При разработке системы метапредметных компетенций я использую следующую схему (удобней рассматривать в рамках одного класса):
- выделить в каждом предмете (каждой теме) основные виды деятельности, для овладения которыми необходимо использовать ИТ;
- обозначить умения в области информатики и ИТ, которыми должен овладеть учащийся;
- подготовить систему задач из данной предметной области;
- включить подготовленные задачи в курс информатики в том же (идеальный редко достижимый вариант) или более позднем временном промежутке.
Многообразие видов деятельности я объединила в три группы:
1. Учащиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;
2. Учащиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на уроках других предметов, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;
3. Учащиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов
в) осуществлять поэтапную организацию работы для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
Инструменты ТРИЗ технологии
- Способствуют формированию компетентности обучающихся, повышают мотивацию к учёбе.
- Играют роль «общего языка» для интеграции различных общественных дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...
Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»
Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...
Педагогический проект "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
Содержание проекта: Сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию информатики, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащи...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Реализация метапредметного подхода на уроках информатики
Выступление для педсовета...
Реализация метапредметного подхода на уроках физики.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. М...
Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
Выступление на педсовете...