Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС
статья по информатике и икт по теме
Актуальный педагогический опыт по теме "Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apo_metod_proektov.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Беловол Владимир Алексеевич
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»
Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС
Автор опыта: Беловол Владимир Алексеевич учитель математики и информатики МОУ Советской средней общеобразовательной школы
Алексеевка 2017г.
Содержание
I. Информация об опыте
Условия становления опыта.
МОУ Советская средняя общеобразовательная школа представляет собой общеобразовательное учреждение, в котором обучается 170 учащихся. Контингент неоднороден и представлен различными слоями: семьи колхозников -98, семьи бюджетной сферы -41, неработающие - 8, фермеры -3.
Школа находится в центре села. Отдаленность от районного центра (50 км) лишает школу ряда преимуществ, которыми пользуются учащиеся школ района для получения информации.
Школа сотрудничает с социальными учреждениями, находящимися на территории сельского поселения (Домом культуры, сельской библиотекой) и учреждениями дополнительного образования города Алексеевки (Домом детского творчества, станцией юных техников, станцией юных натуралистов, детско-юношеской спортивной школой, школой искусств). Благодаря этому сотрудничеству ученики посещают кружки, принимают участие в различных соревнованиях, проектах, концертах, конкурсах, выставках.
С 2006 года в школе функционируют классы информационно-технологического профиля в рамках апробации модели профильного образования.
На основе существующей в школе материальной и теоретической базы, учителем разработана технология активизации познавательной деятельности учащихся на основе комплекса информационных технологий.
Актуальность опыта.
Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс – составная часть современной школы. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в учебный процесс, значительно повышающий мотивацию обучения, помогающий более продуктивно внедрять личностно – ориентированное обучение, в частности метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве. Компьютерные технологии позволяют структурировать и более лаконично отражать очень объемные по информации темы.
Анализ состояния преподавания учебных дисциплин в школе приводит к выводу о том, что в учебно-воспитательном процессе все еще преобладают традиционные формы и методы обучения. К ним можно отнести использование вербальных методов обучения, недостаточно подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников; фронтальные формы работы, что затрудняет реализацию личностно-ориентированного характера обучения; недостаточную ориентированность на обеспечение самореализации и самовыражения личности школьника.
Для учителя стали очевидными следующие противоречия:
- между недостаточно развитыми общеучебными умениями и навыками и ограниченными возможностями их развития на традиционном уроке;
- между стремлением учащихся к самовыражению и отсутствием соответствующих условий в рамках классического урока.
Таким образом, использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.
Идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование преподавания математики и информатики через использование новых информационных технологий.
Длительность работы над опытом
Время работы над данной темой три года (2003-2006г.).
Первый этап работы – диагностика познавательной активности учащихся.
Второй этап – практическая деятельность по внедрению новых технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Третий этап – отслеживание результативности опыта, диагностика.
Диапазон опыта.
Представленный опыт работы является единой системой «Урок информатики – урок математики – элективный курс по математике - элективный курс по информатике – внеурочная работа».
Теоретическая база опыта
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.
В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Понятие и содержание объекта и предмета – информационные технологии.
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС. По методическому назначению ППС могут быть:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
- учебно-игровые.
Ответим на вопрос: « Для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие цели и методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?»
Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем:
1. Развитие личности
- формирование информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»)
- развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
- общая информационная подготовка пользователя.
- подготовка специалиста в определенной области
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса
- активизация познавательной активности учащихся
- повышение эффективности и качества обучения
- углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Методические задачи, решаемые средствами ИТ.
- Визуализация знаний
- Моделирование объектов, процессов и явлений
- Создание и использование информационных баз данных
- Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа
- Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
- Осуществление тренировки и самоподготовки
- Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
- Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
- Формирование культуры учебной деятельности
- Высвобождение учебного времени
Типы уроков математики с использованием информационных технологий
Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
- при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
- при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
- при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
- при работе над ошибками и т.д.
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:
- при устном, индивидуальном счете;
- при закреплении;
- при тренировке;
- при отработке ЗУН;
- при повторении;
- при контроле и т.д.
3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:
- в исследовательской деятельности;
- в проектной деятельности учащихся;
- при проверке домашней работы;
- при проверке контрольной работы и т.д.
Степень новизны.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов метода проектов и использованием информационных технологий с целью активизации познавательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов обучения экономике.
II. Технология опыта
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования в учебном процессе метода проектов и новых информационных технологий.
Задачи:
- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;
- активизация творческой деятельности школьников;
- развитие способности и стремления к самообразованию;
Информационные технологии могут быть широко использованы в учебном процессе. В преподавании математики и информатики я использую информационные технологии практически на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
1. Мультимедийные презентации.
Для анонсирования темы. Тема урока представлена на слайдах презентации, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата. Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.
2. Программы-тестировщики
Информационные технологии, позволяют решить еще одну проблему. Ученики на уроках бойко анализируют условие задачи, решают её, а на контрольной значительная часть класса не может решить ей аналогичную, не говоря уж о задаче творческого характера. И это понятно: на уроке они ориентировались на указания учителя, а самостоятельно организовать свои действия не могут. Причём, если при традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату, после того, как работы учеников собраны и проверены, то при использовании компьютерных технологий можно проконтролировать каждый шаг работы каждого из учеников в классе с помощью специальных программ-тестировщиков. Помимо универсальной программы для создания компьютерных тестов, мною разработаны по нескольким темам программы-тестировщики, которые могут работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки учащегося, сообщает правильный ответ, необходимый теоретический материал по данной теме. Например, тема «Решение квадратных уравнений». Программа генерирует квадратное уравнение по ранее заданным учителем параметрам: с целыми или дробными корнями, с одним корнем. Если ученик решает уравнение неверно, то программа сообщает формулы для нахождения дискриминанта и корней уравнения. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу. Программа успешно применялась на уроках алгебры в 8 классе. В результате все учащиеся научились решать квадратные уравнения.
3. Графический редактор.
Положительный результат дало применение графического редактора и проектора при изучении темы «Изображение призмы и построение ее сечений» (Приложение 1). С помощью компьютерных технологий удалось с большой степенью наглядности показать построение сечений призмы с использованием следа.
На последующих уроках при проверке знаний, 92 % учащихся смогли самостоятельно построить сечение призмы с использованием следа.
4. Программа advanced grapher.
Данная программа успешно применялась для построения и исследования графиков функций (приложение 2).
5. Обучающие программы
Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
В своей деятельности я использую программы «Стереометрия. Открытая математика», «Планиметрия. Открытая математика», «Живая геометрия».
Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика». Эта программа способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием. Поэтому ее можно применять на уроках, как вариант индивидуального задания, особенно при изучении одной из трудных тем: «Комбинации геометрических фигур» и для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание.
Дальнейший поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся привел меня к использованию метода проектов.
При использовании метода проектов я придерживаюсь следующих этапов:
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Подготовка | Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы | Собирают информацию. Обсуждают задание | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формулируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует |
4. Выполнение | Работа над проектом. Оформление | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект | Наблюдает. Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо) |
6. Защита проекта | Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Данный метод я применял при организации занятий кружка «Юный информатик». В помощь учащимся при работе над проектами использовал специальные памятки (Приложение 3)
Учащиеся довольно легко включились в новую для них форму деятельности. В результате они намного быстрее освоили компьютер, у них появился устойчивый интерес к изучаемому предмету, многим удалось проявить свои ранее неизвестные способности.
В конце изучения темы “Графическая информация, я показываю детям, как можно анимировать рисунок средствами PowerPoint. Используется умение детей экспортировать объекты из одного приложения в другое. Учащимся предлагается проект «Мультик»
При изучении темы «Электронные таблицы» в 10 классе на уроках информатики я предлагаю учащимся проект «Как мы учимся». В рамках этого проекта ученикам необходимо собрать информацию об успеваемости всех учащихся за предыдущий год (четвертные и итоговые оценки), составить диаграммы, проанализировать качество знаний по классам и по предметам (преподавателям). Для работы над проектом формируется 4 рабочих группы (первая группа - начальные классы, вторая – среднее звено, третья – 10-11 кл., четвертая обобщает результаты работы первых трех групп, количество групп ограничено наличием в кабинете 4 компьютеров).
При изучении темы «Базы данных» я предлагаю учащимся проект «Школьная база данных». Учащимся необходимо создать базу данных, содержащую информацию обо всех учениках и преподавателях школы. Эта база с успехом используется администрацией школы и каждый год обновляется.
При изучении темы «Системы счисления» в 10 классе, я обратил внимание на то, что существует множество приложений, которые могут переводить целые числа из одной системы счисления в другую, а вот программы, которая переводила бы дробные числа, не обнаружил. Возникла идея создать вместе с учащимися такую программу. Был предложен проект «Переводчик». Ученикам было предложено разработать на языке программирования программу, которая бы переводила дробные числа из десятичной системы счисления в восьмеричную, двоичную или шестнадцатеричную системы счисления. В итоге все учащиеся научились переводить числа из одной системы счисления в другую.
Учащимися также были подготовлены проекты по темам «Производная и ее применение» (приложение 4), «Моделирование задачи о нахождении оптимального месторасположения электростанции» и другим.
Особое внимание, по моему мнению, следует уделять межпредметным и надпредметным проектам. Информатика хорошо сочетается со всеми школьными предметами. Именно через компьютерные технологии достигается конечный результат любого проекта. Я считаю, что это отличная возможность отработки навыков и получения оценки по предмету и по соответствующим темам компьютерных технологий. Во-первых, человек лучше усваивает тот материал, который в данный момент актуален для него. Во-вторых, устраняется перегрузка учащихся, ведь иначе им придется оформлять проект во внеурочное время, а на уроках информатики выполнять обыкновенные тренировочные упражнения.
Совместно с учителями-предметниками подготовлено несколько межпредметных проектов:
В рамках проекта «Возрождение села» учащиеся, проанализировав демографическую, социальную, экологическую обстановку своего села, а также духовно-нравственную атмосферу, разработали программу развития села. При сборе информации, обработке результатов, учащиеся использовали информационные и компьютерные технологии.
При подготовке проекта «Свой дом – своими руками», учащиеся, взяв за основу один из проектов домов, спроектировали дом, рассчитали количество материалов, необходимых для постройки, сметную стоимость готового дома, подробно описали все этапы строительства. В процессе подготовки проекта учащиеся активно использовали компьютерные технологии: Текст набирали с помощью текстового редактора, для выполнения необходимых расчетов использовали электронные таблицы, при проектировке плана дома и плана благоустройства использовали графический редактор (приложение 4).
Проекты «Возрождение села» и «Свой дом – своими руками» заняли первое место в районном конкурсе проектов и приняли участие в областном.
Отдельное место занимает подготовка учащимися таких проектов, как Web-страница или Web-сайт, требующая серьезной предварительной работы с литературными, искусствоведческими, художественными источниками в плане поиска и отбора материала. Освоение технологической стороны этого процесса является сильным мотивирующим средством, позволяет учащимся глубже понять процессы передачи, обработки и хранения информации, формирует устойчивый интерес школьников к информационным технологиям. Особенно перспективным при этом представляются возможности реализации элементов интерактивности, компьютерной графики и анимации, программирования. Так, для обмена информацией с внешним миром была проведена работа по созданию условий выхода в мировое информационное пространство. Группой учащихся 10-11 классов был спланирован и реализован проект школьного Web-сайта в Интернете, где нашли свое отражение практически все направления школьной жизни. Разработанный сайт Советской средней школы занял первое место в районном Интернет – конкурсе сайтов «Моя школа» и размещен по адресу: http://www.alexrono.ru/sovet/.
После выполнения нескольких проектов учащимся был задан вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
Вот что ответили сами учащиеся на этот вопрос.
- Правильно распределять время
- Находить нужную информацию
- Работать в команде
- Самостоятельно получать знания
- Анализировать собственные действия
- Презентовать результаты своего труда
- Доделывать всё до конца
- Достигать поставленной цели
Опыт работы показывает, что новые информационные технологии (программированное обучение, демонстрации, базы данных, электронные таблицы, текстовые, графические, музыкальные редакторы, мультимедиа, алгоритмизация и программирование, микромиры, телекоммуникации и другие), используемые в учебном процессе как инструменты познания, способствуют развитию творческой познавательной деятельности учащихся.
Результативность опыта
Результаты работы показывают, что использование компьютерных технологий и метода проектов в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
Для диагностики познавательной активности применялась методика А. Бугрименко «Измерение времени» (приложение 5 ).
Результаты проведенной диагностики показали, что при использовании на уроках информационных технологий и метода проектов познавательная активность класса существенно увеличивается по сравнению с контрольным классом. Так, класс, в котором при проведении уроков активно использовались информационные технологии и метод проектов, в целом «недооценивал» время и не было выявлено учащихся, которые «переоценивали» время, в то время как в контрольном классе наблюдалась группа учащихся, «переоценивающих» время (приложение).
Результаты успеваемости учащихся
Преподаваемый предмет математика.
Учебный год | Кол-во обучающихся детей | Кол-во обучающихся, успевающих на «4» и «5» | Успеваемость по предмету |
2013-2014 | 33 | 14, 42% | 100% |
2014-2015 | 37 | 19, 51% | 100% |
2015-2016 | 37 | 20, 54% | 100% |
Преподаваемый предмет информатика.
Учебный год | Кол-во обучающихся детей | Кол-во обучающихся, успевающих на «4» и «5» | Успеваемость по предмету |
2013-2014 | 59 | 38, 64% | 100% |
2014-2015 | 56 | 45, 80% | 100% |
2015-2016 | 90 | 74, 82% | 100% |
Качество знаний учащихся
Вывод: использование информационных технологий и проектного обучения в течение 2013-2016 годов позволило существенно активизировать познавательную деятельность учащихся. Ученики, владея современными компьютерными технологиями, используют основы исследовательской работы, умеют работать как индивидуально, так и в группе, ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, анализировать и корректировать свою деятельность, представлять полученный «продукт» своего личного и коллективного труда, активно использовать компьютер для определённых учебных целей.
Библиографический список
- Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной подержкой: http:/centen fio.ru/
- «Икт в учебном процессе» www.ito.edu.ru
- Коваль С. Н. «Метод проектов в классно-урочной системе» www.ito.edu.ru
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - № 1
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.
- «Метод проектов» www.iteach.rspu.edu.ru/
- «Методика использования мультимедиа технологий на уроке» www.sch19.minsk.edu.by
- Роберт И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. - 1991. - № 4.
- Уваров A.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. - 1993. - № 1.
- Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках математики:http://ito. bitpro.ru/1998-1999/c.html
Приложение к опыту
Приложение №1 Интегрированный урок алгебры и начал анализа и информатики
Приложение №2 Памятки для учащихся «Как написать отчет о выполнении проекта»
Приложение №3 Урок алгебры в 10 классе.
Приложение №4 Методика диагностики познавательной активности «Измерение времени»
Приложение №5 Результаты диагностики учащихся.
Приложение 1
Интегрированный урок алгебры и начала анализа и информатики
Тема: Преобразование графиков y = sinx + b , y =2 sinx , y = sin ( x - a ) , y=sinkx.
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по формированию навыков построения графиков и тригонометрических функций, задаваемых формулами вида y = sinx + b , y =2 sinx , y = sin ( x - a ) , y = sinkx, y=cosx+b , y=kcosx , y=cos(x-a) , y=coskx, y=tgx+b , y=ktgx , y=tg(x-a) , y=tgkx, y=ctgx+b , y=kctgx , y=ctg(x-a) , y=ctgkx;
- Расширить знания учащихся о различных преобразованиях геометрических фигур;
- Содействовать развитию навыков использования компьютера в учебной деятельности.
Оборудование:
- Программа Advanced grapher
- Таблица с графиками квадратичной функции
Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня проводим урок с применением компьютера. Для оперативного набора на клавиатуре названий тригонометрических функций надо знать, что:
Синус х - sin(x) , косинус х – cos(x) , тангенс х – tan(x) ,
котангенс х – 1/tan(x)
2.Актуализация:
В 9-ом классе вы уже занимались преобразованием графиков квадратичных функций (накануне уч-ся получили задание на дом повторить материал 9кл по §3 , п5,п6 на стр. 24-33). Вспомним эти преобразования на примере функции y = x2 .(демонстрация)
3.Изучение нового материала.
Сегодня займемся преобразованием графиков тригонометрических функций и на экране монитора проследим всю динамику последовательных действий:
а) параллельный перенос вдоль оси ординат на вектор (0;b) Наберите на клавиатуре следующие формулы, задайте цвет и толщину линии и внимательно рассмотрите их графики (графики учащиеся строят с помощью программы advanced grapher).
y=sin(x) , y= sin(x) +2, y=cos(x) , y=cos(x) -2, y=tg(x) , y=tg(x)+3, y=ctg(x), y=ctg(x) -3.
Сделайте вывод (учащиеся делают вывод, что для построения графика функции y = f(x)+b , надо переместить график y = f(x) на b единиц вдоль оси ординат).
б) растяжение вдоль оси ординат. Постройте графики: y =2 sinx , y =2 cosx, y= 1/2sinx , y = 1/2cosx и сделайте вывод.
(Учащиеся делают вывод: для построения графика функции y = kf(x) надо растянуть график функции y=f(x) в k раз вдоль оси ординат.)
в) параллельный перенос вдоль оси абсцисс на вектор (a;0).Постройте графики: y = sin(x+π /3) , y = tg(x-π /6) , y = cos(x-π /4) , y =ctg( x+π/6) .
Сделайте вывод и ответьте на вопрос: куда переносится график, если а>0, a<0?
г)растяжение вдоль оси абсцисс с коэффициентом k. Постройте графики следующих функций: y = sin 2x , y = sin x/2 , y = cos 3x , y = cos x/3.
Сделайте вывод. Как изменится график, если k>1, k<1?
4. Оперирование полученными знаниями в новой ситуации:
Постройте график функции (учащиеся строят графики в тетрадях, затем проверяют правильность построения с помощью компьютера, построив график в программе advanced grapher).
y=2sin(x+π /3; y=cos 2x+3.
На следующем уроке мы рассмотрим симметричное отражение графиков функций.
5.Подведение итогов: лучшие работы оценить, назвать активные пары.
6.Задание на дом: п3, № 48г . № 56а , для желающих 49в , 55в.
Литература:
1.Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Колмогорова. М.: Просвещение,1998.-365с.
2. Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной подержкой: http:/centen.fio.ru/
3.Материалы сайта http://www.rusedu.info/
Приложение 2
Памятки для учащихся «Как написать отчет о выполнении проекта»
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)
- Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
- Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
- Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
- Сформулируй цель выполнения своего проекта.
- Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
- Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
- Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
- Обоснуй ценность своего продукта.
- Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
- Сделай вывод на основе полученных данных.
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)
- Обоснуй свой выбор данной проблемы.
- Каковы причины и последствия ее существования?
- Кого еще волнует эта проблема и почему?
- Каким образом можно решить данную проблему?
- Что необходимо для этого сделать?
- В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?
- Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?
- Зачем тебе нужно было выступление?
- Как ты готовился к выступлению?
- Доволен ли ты результатом?
- Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?
Памятка для учащихся 8-9 классов
- Укажи проблему и причину ее возникновения.
- Назови цель работы, связанную с проблемой.
- Перечисли задачи работы.
- Представь план работы.
- Опиши предполагаемый продукт.
- Назови критерии, по которым можно оценить продукт.
- Укажи свои успехи и неудачи, объясни их причины.
- Укажи источники информации.
- Оцени эффективность групповой работы (ее результативность, затраченное время).
- Обоснуй выбор формы презентации.
- Сравни полученный продукт с предполагаемым.
- Назови тех, кому твой продукт будет интересен и полезен.
Памятка для учащихся 5-7 классов
- Опиши желаемую ситуацию и обоснуй, почему она для тебя желаема.
- Укажи, что нужно изменить в реальной ситуации.
- Обозначь цель и сформулируй задачи, направленные на достижение цели.
- Запиши в хронологической последовательности шаги с указанием затраченного времени в зависимости от сложности работ.
- Опиши свой планируемый продукт, опираясь на заданные учителем критерии оценки.
- Дай оценку полученному продукту в соответствии с критериями оценки, заданными учителем.
- Укажи причины успехов и неудач, пути их преодоления.
- Назови новые знания и умения, полученные в работе над проектом. Где еще ты сможешь их применить?
- Укажи источники новой информации. Какие из них ты нашел самостоятельно?
- Достиг ли ты цели? Если не достиг, то почему?
Литература.
1.Карпова Е. А. Метод проектов. pedagog.home.nov.ru
Приложение №3
Урок алгебры в 10 классе
Урок - проект: Производная и ее применение
Защита проекта «Дорогу осилит идущий»
Дидактические цели: Формирование умений анализировать проблему и планировать способы ее решения, развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и развитие наблюдательности
Методические цели: Показать учащимся на примерах из жизни механический и геометрический смысл производной. Учить использовать производную при решении многих задач прикладного характера. Поддерживать интерес учащихся в работе с компьютером.
Использование компьютерных технологий: Создание слайд-фильма, выпуск буклета, использование теста и кроссворда в компьютерном варианте.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок, я бы сказал урок-шоу, потому что сегодня вы будете показывать истинную красоту человека, красоту своих знаний. Я бы очень хотел, чтобы вы сегодня были красивы не только внешне, но и внутренне. И так мы начинаем.
2. Активизация знаний учащихся. На одном из первых уроков изучения производной я вам задал вопрос /читаю основополагающий вопрос, слайд 1/.
Мы изучаем производную. А так ли это важно в жизни?
Вы на него не смогли ответить, т.к. у вас не хватило соответствующих знаний. И тогда я вам предложил выполнить проектную работу, т.е. провести самостоятельное исследование по теме «Производная и ее применение».
Было предложено 6 тем. А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвинул гипотезу /читаю гипотезу, слайд 2/
«Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники.»
В ходе исследовательской работы вы должны были либо подтвердить, либо опровергнуть данную гипотезу.
И вот настал день, ваш проект готов. Вы назвали его «Дорогу осилит идущий». Почему? (ответы учащихся)
Результаты своих исследований вы оформили в виде слайд-фильма и буклета.
Внимание! Каждая группа должна сделать вывод, а вы ребята должны ответить на вопрос: подтвердили они гипотезу или нет.
3.Презентация фильма «В поисках истины»
По каждому выводу беседа с классом.
4. Физпауза
5. Презентация буклета «Производная в жизни»
По каждому выводу беседа с классом.
6.Подведение итогов урока
Работа с кроссвордом. Итоги работы по проекту каждого ученика.
Ответ на вопрос «Мы изучаем производную. Так ли это важно в жизни?»
Приложение к уроку
Кроссворд | |||||||||||||||||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
| 11 | |||||||||||||||
1 | 9 |
| |||||||||||||||||||||
14 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| ||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
1. Угол ее наклона выражает геометрический смысл производной.
2. Великий немецкий ученый, философ, математик, физик, юрист, языковед, создатель математического анализа, основоположник большой математической школы.
3. Раздел физики, помогающий понять смысл производной.
4. Точка интриганка, точка … .
5."Microsoft Windows в переводе на русский "Компания …"
6. Имя английского физика и математика, автора сочинения "Математические начала
натуральной философии"
7. Маленькая, серенькая на коврике лежит. Что это?
8. Утверждение, которое в ходе исследовательской работы подтверждается или опровергается.
9. Синоним понятию "дифференциальное исчисление"
10. Производная- это….
11. Внешний носитель информации в компьютере.
12.Устройство вывода информации в компьютере.
13. Одна из эффективных форм проверки знаний учащихся.
14. "Любите … - источник знаний".
15. Соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число y, зависящее от х.
Литература
- Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Колмогорова. М.: Просвещение,1998.-365с.
- Материалы сайта http://www.rusedu.info/
Приложение 5
Методика диагностики познавательной активности «Измерение времени» (А. Бугрименко).
Суть методики: учеников просят записать, не глядя на часы, на чистых листочках бумаги, сколько, по их мнению, времени прошло с начала урока. Такая просьба повторяется два или три раза за урок через неравные промежутки времени (например, через 13, 28 и 36 минут после начала урока). В конце урока листочки собираются.
Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Как известно, если человек очень увлечен процессом, погружен в него, то время бежит субъективно быстрее, чем если бы он был менее заинтересован. И наоборот, когда человек занят нелюбимым, неинтересным делом, ему кажется, что время «тянется», замедляется. Таким образом, по полученным результатам можно судить о том, насколько вообще данный предмет интересен для детей. Необходимо посчитать средние оценки времени по классу. Для этого следует суммировать оценки времени, поставленные детьми через 13 минут после начала урока, поделить полученную сумму на количество учеников. Затем провести такую же операцию с оценками времени через 28 и 36 минут. Так мы получим цифры, характеризующие субъективное восприятие времени классом в целом. Если класс «недооценивает» время (например, в субъективном восприятии детей прошло 10, 20 и 30 минут с начала урока), значит, они увлечены предметом, учатся с интересом. Если время скорее «переоценивается» (например, в том же случае пишут, что прошло 15, 35 и 40 минут), то урок в целом скорее не представляет для детей познавательного интереса, и это повод для учителя переосмыслить методику преподавания. Такие же выводы можно сделать и индивидуально, по каждому ученику. Например, класс в целом скорее «недооценивает» время, а несколько учеников «переоценивают», — это сигнал о сложностях с познавательной мотивацией ребят.
Приложение 5
Результаты диагностики познавательной активности
«Измерение времени»
Традиционный урок
Ф. И.О. | 13 мин. | 28 мин. | 36 мин. | |
1 | Бережная Мария | 10 | 20 | 30 |
2 | Ворона Екатерина | 15 | 35 | 40 |
3 | Гонтовой Иван | 15 | 30 | 35 |
4 | Гончаренко Максим | 15 | 30 | 35 |
5 | Гулая Виктория | 15 | 35 | 40 |
6 | Гулая Марина | 15 | 30 | 35 |
7 | Линник Анастасия | 15 | 30 | 38 |
8 | Лысенко Константин | 10 | 25 | 35 |
9 | Рогачёва Алина | 15 | 30 | 40 |
10 | Ромашко Яна | 13 | 30 | 40 |
11 | Тростянская Анжелика | 15 | 30 | 40 |
среднее значение | 14 | 30 | 37 |
Урок с применением информационных технологий
Ф. И.О. | 13 мин. | 28 мин. | 36 мин. | |
1 | Бережная Мария | 10 | 20 | 28 |
2 | Ворона Екатерина | 15 | 30 | 40 |
3 | Гонтовой Иван | 10 | 25 | 30 |
4 | Гончаренко Максим | 10 | 20 | 30 |
5 | Гулая Виктория | 12 | 25 | 35 |
6 | Гулая Марина | 10 | 20 | 30 |
7 | Линник Анастасия | 10 | 20 | 33 |
8 | Лысенко Константин | 10 | 20 | 30 |
9 | Рогачёва Алина | 10 | 25 | 32 |
10 | Ромашко Яна | 10 | 25 | 36 |
11 | Тростянская Анжелика | 10 | 20 | 30 |
среднее значение | 11 | 23 | 32 |
Тестирование проводилось неоднократно. Практически на всех уроках с применением информационных технологий активность учащихся была выше, чем на традиционных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.
Развитию познавательной активности учащихся школы способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...
Обобщение опыта на тему "Использование инновационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников"
В работе раскрываются особенности использования ИКТ-технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности. ...
«Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»
Отчет об использовании современных образовательных технологий....
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО
Социальная компетентность - необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...
Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время
Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...