«Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»
учебно-методический материал по теме

Фенюк Алла Николаевна

Отчет об использовании современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного Фенюк Аллой Николаевной, учителем информатики ГБОУ СОШ села Георгиевка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов, что привлекает внимание учащихся и развивает их интеллект, так как они овладевают способами получения информации, приобретают навыки, которые помогут продолжать образование в течение жизни.

Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.

Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей - предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому цель данной работы – показать некоторые возможности внедрения новых образовательных технологий с использованием компьютерной техники в обучении.

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Анализируя свою деятельность как учителя информатики, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных целей образования, соответствующих новому поколению стандартов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
  • Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
  • Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
  • Субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии,  профессиональным интересам педагогической общественности.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода  на ФГОС нового поколения.

1.  Проектирование системы педагогической деятельности по решению профессиональной проблемы «Метод проектов как средство формирования познавательной активности учащихся»

В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов на уроках информатики как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся положены методологические основания, изложенные в трудах Н.Ю.Пахомовой, В.В. Гузеева. В своих работах Н.Ю. Пахомова описывает проектные умения, дифференцированные по уровням сложности:

  • базовый уровень – 1;
  • продвинутый уровень – 2;
  • высший уровень – 3.

Эти уровни соответствуют уровням сформированности проектной деятельности учащихся. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению. Исходя из уровней сложности, определяется задаваемый результат формирования проектной деятельности по элементам. В качестве примера представлю  проектное умение – планирование, перечисленное с указанием уровня сложности (1 – 3):

  • Формулировать задачу, исходя из формулировки цели – 1.
  • Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа – 2.
  • Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов – 2.
  • Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования – 3.

Сведения о проектных умениях по уровням сложности позволяют сформулировать педагогические задачи, решением которых достигается формирование проектной деятельности разного уровня, формируется разной степени сложности умение проектировать.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Предмет информатика и информационно-коммуникационные технологии преподаётся для детей разных возрастов, со второго по одиннадцатый класс.
В зависимости от возраста учащихся, в котором начинается использование метода проектов, уровни сформированности проектного обучения достигаются на разных возрастных ступенях.

Исследования, результаты которых приведены в литературе, свидетельствуют, что в большинстве своём за период школьного обучения проектная деятельность формируется лишь на первом, базовом, уровне.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.

Возникла необходимость совмещения традиционной и личностно - ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

Таким образом, сложилась следующая система. Сначала  даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Например, для учащихся пятых и шестых классов проекты могут быть небольшие (на один урок):

  • 5 класс – мини-проект «Анимация на  свободную тему», созданная с помощью MS PowerPoint;
  • 6 класс – мини-проект «Создаем слайд-шоу».
  • Для учащихся 7 – 9 классов проекты более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе:
  • 7 класс – проект «Моё свободное время», включающий мониторинг свободного времени ученика в течение недели, проведение расчётов в электронных таблицах и визуализация обработанных данных с помощью диаграмм и графиков.
  • 8 класс – проект «Мой сайт», созданный с помощью языка HTML, включающий разные виды информации.
  • 9 класс – мультимедийный проект «Монтаж фильма»

Приёмы организации проектной деятельности в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно:

  • большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном компьютере;
  • изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофильной подготовки;
  • формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;
  • в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.
  • учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.

Цели педагогического опыта:

  • обучающая – обучение школьников на уроках информатики методу проектов как способу учебной деятельности;
  • развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, создавать собственные проекты;  
  • воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

Основные компоненты системы работы:

  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и  регионального уровней;
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию  проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету,  проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.

Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-оспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

Необходимые ограничения и запреты:

Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.

Cамым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта.

В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.  

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся.

Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

2.  Мониторинг результатов процесса обучения

Мониторинг формирования проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 –  чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало

проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;;;;44444444;;;;;;;;
  • подобрать вопросы рефлексии;
  • организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:

  • сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
  • целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
  • при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учеником и оценке учителем.

На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа.

Цель – обучение школьников на уроках информатики методу проектов, как способу учебной деятельности – мною достигается  в полной мере при изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания предмета, осваиваемого учащимися. При этом в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Поэтому на уроках информатики мы выбираем с учениками класса учебный предмет, по которому они готовы создавать проекты, как правило, выбор падает на предмет, преподаваемый их классным руководителем.

Далее моя задача – договориться с избранным детьми педагогом о дальнейшем сотрудничестве, что включает:

  • выбор темы-раздела учебного предмета;
  • разработка списка тем учебных проектов;
  • определение сроков подготовки проектов;
  • выбор дня защиты проектов-презентаций (это может быть в дальнейшем урок-обобщение выбранной темы по предмету).

Мы с коллегой-предметником распределяем свои обязанности. За содержанием и наполнением проектов учащихся следит он, а я, как учитель информатики, отвечаю за корректность создания презентаций.

Учитель-предметник, как правило, заинтересован в такой деятельности, так как достигаются следующие результаты:

  • в сжатые сроки создаётся объёмный блок информации по изучаемой теме;
  • учащиеся сами добывают знания, а значит, качественнее осваивают материал;
  • формируется банк данных цифровых образовательных ресурсов по данному предмету для дальнейшей работы учителя.

На уроках информатики, пока идёт изучение Microsoft PowerPoint, закрепление приёмов и навыков работы с этой программой осуществляется каждым из учащихся на собственной презентации.

В процессе такой работы учителем информатики решаются следующие задачи:

  • научить ученика самостоятельному достижению намеченной цели;
  • научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение работать с информацией, находить источники,
    из которых ее можно почерпнуть;
  • сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
  • сформировать умения оформлять проект;
  • сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Выделяются следующие этапы работы над проектом:

 

        

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Однако, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Итогом всей работы является интегрированный урок информатики и другого учебного предмета, по которому разрабатывались проекты. На этом уроке проходит защита-презентация проектов.

Для учителя - предметника данный урок является уроком обобщения материала по выбранной теме, и лучше, если именно он будет вести этот урок. Для учителя информатики – урок подведения итогов по технологии создания проекта-презентации.

Интеграция заключается в применении и демонстрации навыков, получаемых на уроках информатики по созданию проекта по другому предмету.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо - практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителями - предметниками на уроках.

Такие проекты позволяют ученику получить за свою работу сразу две оценки: одну по информатике за инструментальное качество проекта, где учитываются основные навыки работы на компьютере с программой Power Point, а также технология подачи материала с помощью презентации; вторую – за способность работать с информацией, содержание проекта по другому предмету. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Учителем для оценки развития проектных умений, соответствующих алгоритму работы над проектом, может быть использован анализ материалов, обеспечивающих организацию проектной деятельности.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

В данном опыте учителю информатики предлагается следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.

I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

  • работа с текстом:
    оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
  • работа с фоном:
    присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
  • работа с анимацией:
    обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
  • система навигации по слайдам:
    наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
  • работа с эффектами смены слайдов
  • общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии подачи материала  учитывается:

  • формулировка и оформление слайдов доклада;
  • репетиция и приобретение уверенности в презентации;
  • абсолютное владение данной темой;
  • максимальное привлечение внимания аудитории;
  • получение отзывов у аудитории.

III. Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.

Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка “удовлетворительно”,
8  – 11 баллов – оценка “хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.

3.  Прогнозируемые результаты

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Все педагоги школы, осуществлявшие сотрудничество с автором по реализации данного опыта, отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Кроме того, учитель-предметник в результате получал подборку качественных цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме учебного предмета для дальнейшего использования в других классах.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Интенсивные занятия проектно-исследовательской деятельностью автора опыта со своими учениками обеспечили наличие призовых мест на научно-практических конференциях школьников по информатике.

Список используемой литературы

  1. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.
  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. / «Учитель», № 1, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.

Развитию познавательной активности учащихся школы  способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС

Актуальный педагогический опыт по теме "Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС"...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...