Алгебра логики (план открытого урока). Михеева О. Ф.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
План проведения открытого урока по предмету «Информатика и ИКТ» с учащимися 9 класса по теме «Алгебра логики – это несложно»
с использованием технологии «Игра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_logiki_plan_otkrytogo_uroka_miheeva_359_2012.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №359
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
План проведения открытого урока по предмету
«Информатика и ИКТ» с учащимися 9 класса
по теме «Алгебра логики – это несложно»
с использованием технологии «Игра»
учитель информатики
Михеева О. Ф.
г. Санкт-Петербург
2016 г.
План открытого урока с учащимися 9 класса
по теме «Алгебра логики – это несложно»
с использованием технологии «Игра»
Учебные цели:
- Обобщение пройденного материала по теме «Алгебра логики»;
- Закрепление основных понятий;
- Отработка навыков решения логических задач различными способами.
Воспитательные цели:
- Выработка качеств и умений работы в команде, таких как взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность за принятое решение.
- создание на уроке атмосферы психологической комфортности.
Здоровьесберегающие цели:
- выполнение санитарно-гигиенических норм при работе в компьютерном классе (освещенность, воздушный режим, осанка детей).
Методы мотивации: использование соревновательного азарта и игрового интереса при проведении интеллектуального турнира.
Место проведения – кабинет информатики.
Время проведения – 45 минут.
Учебно-материальное обеспечение:
- Мультимедийный комплекс (компьютер учителя, проектор, интерактивная доска или экран);
- Компьютеры (с минимальными требованиями по техническим характеристикам);
Программное обеспечение:
- Операционная система: MS Windows 2000, XP; MS Windows 7;
- Microsoft Office;
- Обучающая логическая компьютерная игра «Выбиралочка» (игровая концепция – Д. В. Зайцев, О. Ю. Карпинская, В. И. Маркин; компьютерная реализация – В. И. Шалак, 1995).
Демонстрационный и раздаточный материал:
- Электронная презентация «Алгебра логики – это несложно»;
- Карточки, домино, тексты задач;
- Бланки таблиц для решения задач.
Информационное обеспечение:
Литература
- Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
3. Логика в информатике. В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. –
2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
4. Логические задачи. О. Б. Богомолова –
2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Интеллектуальные игры в информатике. Златопольский Д. М.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Деление группы на 2 команды, выбор капитанов команд.
- Ознакомление учащихся с планом урока.
…………………………………………….………………………………. 2 минуты
ΙΙ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Обобщение по теме «Логика» (по ходу просмотра презентации):
- история возникновения и развития логики, алгебры логики;
- основные логические операции, соответствующие им таблицы истинности;
- основные логические законы;
- приемы решения логических задач (табличный метод, графический метод, методы алгебры логики).
……………………………………………………………………….…... 10 минут
- Игра-соревнование «Логический турнир»
……………………………………………….………………….…… …. 30 минут
ΙΙΙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Подведение итогов.
…………………………………………………………………………..... 3 минуты
Приложение:
- Технологическая карта урока
- Перечень заданий
- Карточки
- Тексты задач и заданий
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Технологическая карта урока по предмету «Информатика и ИКТ», 9 класс
- Ф.И.О. учителя – Михеева О. Ф.
- Тема в учебном плане: «Логические основы персонального компьютера».
- Тема урока: «Алгебра логики – это несложно».
- Место и роль урока в изучаемой теме: завершающий урок.
- Тип урока: на основе технологии «Игра».
- Цели урока:
Учебные цели
- Обобщение пройденного материала по теме «Алгебра логики»;
- Закрепление основных понятий;
- Отработка навыков решения логических задач различными способами.
Воспитательные цели
- Выработка качеств и умений работы в команде, таких как взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность за принятое решение;
- создание на уроке атмосферы психологической комфортности.
Здоровьесберегающие цели
- выполнение санитарно-гигиенических норм при работе в компьютерном классе (освещенность, воздушный режим, осанка детей).
- Методы мотивации: использование соревновательного азарта и игрового интереса при проведении турнира.
8.Учебно-материальное обеспечение:
- Мультимедийный комплекс (компьютер учителя, проектор, интерактивная доска или экран);
- Компьютеры (с минимальными требованиями по техническим характеристикам);
- Раздаточный материал (карточки, домино, тексты задач).
9. Программное обеспечение:
- Операционная система: MS Windows 2000, XP; MS Windows 7; Microsoft Office;
- Обучающая логическая компьютерная игра «Выбиралочка» (игровая концепция – Д. В. Зайцев, О. Ю. Карпинская, В. И. Маркин; компьютерная реализация – В. И. Шалак, 1995).
- Электронная презентация «Алгебра логики – это несложно»;
10. Информационное обеспечение:
- Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
3. Логика в информатике. В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. –
2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
4. Логические задачи. О. Б. Богомолова –2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
5. Интеллектуальные игры в информатике. Златопольский Д. М.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Характеристика этапов урока
№ | Этап | Время (мин) | Цель | Содержание | Форма | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Вводная часть | 2 | Подготовка к проведению урока. | Ознакомление учащихся с планом урока. Деление группы на две команды. | Выбор капитанов команд. Размещение по двум колонкам в соответствии с принадлежностью к соответствующей команде. | ||
II | Основная часть | ||||||
1 | Обобщение по теме «Логика» | 10 | Повторение основных понятий и методов решения логических задач | Показ презентации «Алгебра логики – это несложно» | Фронталь-ная | По ходу демонстрации презентации учитель дает свои комментарии, задает вопросы. | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя. |
2 | Игра-соревнование «Логический турнир» | 30 | Проверка качества освоения материала. | Выполнение заданий турнира. | Групповая | Выдает и комментирует задания турнира, оценивает их выполнение, заполняет на доске таблицу результатов. | Выполняют задания в соревновательном режиме. |
III | Заключительная часть | 3 | Подведение итогов. | Подсчет командных результатов, оценивание работы учащихся. | Фронталь-ная | Оглашает результаты игры. | Знакомятся с результатами турнира. |
2. Перечень заданий
№ | Задание | Участие | Баллы (max) | Доп. баллы | Сумма (max) |
1. | «Собери слова» | Команда | 4 | 1 | 5 |
2. | Доказательство законов де Моргана в электронных таблицах (с использованием логических функций). | По 2 участника от команды (за одним компьютером) | 10 | 1 | 11 |
3. | «Найди пару» | Команда | 2 | 1 | 3 |
4. | Логическое домино | Команда | 5 | 1 | 6 |
5. | Задача 1 (таблица) | Команда | 3 | 1 | 4 |
6. | Задача 2 (схема) | Команда | 5 | 1 | 6 |
7. | Компьютерная игра «Выбиралочка» | По 2 участника от команды (за одним компьютером) | 40 игровых баллов – 12; 30 баллов – 9; 20 баллов – 6; 10 баллов – 3; -10 баллов – (-3) | 1 | 13 |
ИТОГО: | 41 | 7 | 48 |
Задание 1. «Собери слова»
Э | Й |
Л | Е |
Р | Б |
У | Л |
Ь | Л |
Е | Й |
Б | Н |
И | Ц |
А | Р |
И | С |
Т | О |
Т | Е |
Л | Ь |
Таблица истинности (доказательство законов де Моргана) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | B | НЕ А | НЕ В | A ИЛИ В | НЕ (А ИЛИ В) | НЕ А И НЕ В | А И В | НЕ (А И В) | НЕ А ИЛИ НЕ В |
0 | 0 | ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА |
0 | 1 | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА |
1 | 0 | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА |
1 | 1 | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ |
Таблица для проверки (задание2)
Задание 4. Логическое домино
Таблица проверки домино
Задание 5 (задача 1)
Мачеха, уезжая на бал, дала Золушке мешок, в котором были перемешаны рис и пшено, и велела перебрать их. Когда Золушка уезжала на бал, она оставила 3 мешка: в одном было пшено, в другом – рис, а в третьем – еще не разобранная смесь. Чтобы не перепутать мешки, Золушка к каждому из них прикрепила по табличке: «Рис», «Пшено» и «Смесь». Мачеха вернулась с бала первой и нарочно поменяла местами все таблички так, чтобы на каждом мешке оказалась неправильная надпись. Ученик феи успел предупредить Золушку, что все надписи перепутаны. Золушка достала несколько зернышек из мешка с надписью «Рис», там оказалось пшено. В мешке с какой надписью находился рис?
Задание 6 (задача 2)
В кружок бальных танцев записались девушки: Света, Ирина, Маша, Даша, Ксюша и юноши: Валера, Толя, Юра, Николай и Алексей. Были высказаны следующие пожелания по составлению пар:
Света предпочитает Ирина – Алексея или Толю; Маша – Валеру или Алексея; Даша – Толю или Юру; Ксюша – Юру или Николая. |
Валера хочет танцевать Толя – с Дашей или Машей; Юра – со Светой или Ксюшей; Николай – с Машей или Ксюшей; Алексей – с Ириной или Ксюшей. |
Может ли тренер составить пары согласно всем пожеланиям, если да, то каковы будут пары?
Задание 7
Пройти 3 уровень логической компьютерной игры (режим тренинга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгебра логики.
Основная теория по алгебре логики....
презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"
Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...
Алгебра логики. План урока
Алгебра логики. План урока...
Алгебра высказываний. Основные логические операции. Решение задач с помощью алгебры логики.
Анализ темы в аспекте межпредметных связей математики и информатики...
Разработка открытого урока "Алгебра логики"
Методическая разратка открытого урока...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...
Алгебра логики. План урока
Алгебра логики. План урока для 9 класса....