Алгебра логики (план открытого урока). Михеева О. Ф.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Михеева Ольга Федоровна

План проведения  открытого урока по предмету «Информатика и ИКТ»  с  учащимися 9 класса по теме «Алгебра логики – это несложно»
с использованием технологии «Игра».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_logiki_plan_otkrytogo_uroka_miheeva_359_2012.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №359
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План проведения  открытого урока по предмету
«Информатика и ИКТ»  с  учащимися 9 класса
по теме «Алгебра логики – это несложно»
с использованием технологии «Игра»

учитель информатики

Михеева О. Ф.

 г. Санкт-Петербург

2016 г.


План открытого урока  с  учащимися 9 класса 

 по теме «Алгебра логики – это несложно»

с использованием технологии «Игра»

Учебные цели:

  • Обобщение пройденного материала по теме «Алгебра логики»;
  • Закрепление основных понятий;
  • Отработка навыков решения логических задач различными способами.

Воспитательные  цели:

  • Выработка качеств и умений работы в команде, таких как взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность за принятое  решение.
  • создание на уроке атмосферы психологической комфортности.

Здоровьесберегающие цели:

  • выполнение санитарно-гигиенических норм при работе в компьютерном классе (освещенность, воздушный режим, осанка детей).

Методы мотивации: использование соревновательного азарта и игрового интереса при проведении интеллектуального турнира.

Место проведения – кабинет информатики.

Время проведения – 45 минут.

Учебно-материальное обеспечение:

  • Мультимедийный комплекс (компьютер учителя, проектор, интерактивная доска или экран);
  • Компьютеры (с минимальными требованиями по техническим характеристикам);

Программное обеспечение:

  • Операционная система: MS Windows 2000, XP; MS Windows 7;
  • Microsoft Office;
  • Обучающая логическая компьютерная игра «Выбиралочка» (игровая концепция – Д. В. Зайцев, О. Ю. Карпинская, В. И. Маркин; компьютерная реализация – В. И. Шалак, 1995).

Демонстрационный и раздаточный материал:

Информационное обеспечение:

Литература

  1.  Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

3. Логика в информатике. В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. –
2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

4. Логические задачи. О. Б. Богомолова –
2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Интеллектуальные игры в информатике. Златопольский Д. М.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2004.


I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Деление группы на 2 команды, выбор капитанов команд.
  2. Ознакомление учащихся с планом урока.

…………………………………………….………………………………. 2 минуты

ΙΙ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Обобщение по теме «Логика» (по ходу просмотра презентации):
  • история возникновения и развития логики, алгебры логики;
  • основные логические операции, соответствующие им таблицы истинности;
  • основные логические законы;
  • приемы решения логических задач (табличный метод, графический метод, методы алгебры логики).

……………………………………………………………………….…... 10 минут

  1. Игра-соревнование «Логический турнир»

……………………………………………….………………….…… …. 30 минут

ΙΙΙ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов.

…………………………………………………………………………..... 3 минуты

Приложение: 

  1. Технологическая карта урока
  2. Перечень заданий  
  3. Карточки
  4. Тексты задач и заданий


ПРИЛОЖЕНИЕ


1.Технологическая карта урока по предмету «Информатика и ИКТ», 9 класс

  1. Ф.И.О. учителя – Михеева О. Ф.
  2. Тема в учебном плане: «Логические основы персонального компьютера».
  3. Тема урока: «Алгебра логики – это несложно».
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: завершающий урок.
  5. Тип урока: на основе технологии «Игра».
  6. Цели урока:

Учебные цели

  • Обобщение пройденного материала по теме «Алгебра логики»;
  • Закрепление основных понятий;
  • Отработка навыков решения логических задач различными способами.

Воспитательные  цели

  • Выработка качеств и умений работы в команде, таких как взаимопонимание, взаимовыручка, ответственность за принятое  решение;
  • создание на уроке атмосферы психологической комфортности.

Здоровьесберегающие цели

  • выполнение санитарно-гигиенических норм при работе в компьютерном классе (освещенность, воздушный режим, осанка детей).
  1. Методы мотивации: использование соревновательного азарта и игрового интереса при проведении турнира.

8.Учебно-материальное обеспечение:

  • Мультимедийный комплекс (компьютер учителя, проектор, интерактивная доска или экран);
  • Компьютеры (с минимальными требованиями по техническим характеристикам);
  • Раздаточный материал (карточки, домино, тексты задач).

9. Программное обеспечение:

  • Операционная система: MS Windows 2000, XP; MS Windows 7; Microsoft Office;
  • Обучающая логическая компьютерная игра «Выбиралочка» (игровая концепция – Д. В. Зайцев, О. Ю. Карпинская, В. И. Маркин; компьютерная реализация – В. И. Шалак, 1995).

10. Информационное обеспечение:

  1. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  2. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие/ Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

3. Логика в информатике. В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. –
2-е изд. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2006.

4. Логические задачи. О. Б. Богомолова –2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

5. Интеллектуальные игры в информатике. Златопольский Д. М.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2004.


Характеристика этапов урока

Этап

Время (мин)

Цель

Содержание

Форма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Вводная часть

2

Подготовка к проведению урока.

Ознакомление учащихся с планом урока. Деление группы на две команды.

Выбор капитанов команд. Размещение по двум колонкам в соответствии с принадлежностью к соответствующей команде.

II

Основная часть

1

Обобщение по теме «Логика»

10

Повторение основных понятий и методов решения логических задач

Показ презентации «Алгебра логики – это несложно»

Фронталь-ная

По ходу демонстрации презентации учитель дает свои комментарии, задает вопросы.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя.

2

Игра-соревнование «Логический турнир»

30

Проверка качества освоения материала.

Выполнение заданий турнира.

Групповая

Выдает и комментирует задания турнира, оценивает их выполнение, заполняет на доске таблицу результатов.

Выполняют задания в соревновательном режиме.

III

Заключительная часть

3

Подведение итогов.

Подсчет командных результатов, оценивание работы учащихся.

Фронталь-ная

Оглашает результаты игры.

Знакомятся с результатами турнира.


 2. Перечень заданий

Задание

Участие

Баллы (max)

Доп. баллы

Сумма (max)

1.

«Собери слова»

Команда

4

1

5

2.

Доказательство законов де Моргана в электронных таблицах (с использованием логических функций).

По 2 участника от команды

(за одним компьютером)

10

1

11

3.

«Найди пару»

Команда

2

1

3

4.

Логическое домино

Команда

5

1

6

5.

Задача 1 (таблица)

Команда

3

1

4

6.

Задача 2 (схема)

Команда

5

1

6

7.

Компьютерная игра «Выбиралочка»
(3 уровень, режим тренинга)

По 2 участника от команды

(за одним компьютером)

40 игровых баллов – 12;

30 баллов – 9;

20 баллов – 6;

10 баллов – 3;

-10 баллов – (-3)

1

13

ИТОГО:

41

7

48


Задание 1. «Собери слова»

Э

Й

Л

Е

Р

Б

У

Л

Ь

Л

Е

Й

Б

Н

И

Ц

А

Р

И

С

Т

О

Т

Е

Л

Ь


Таблица истинности (доказательство законов де Моргана)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

A

B

НЕ А

НЕ В

A ИЛИ В

НЕ (А ИЛИ В)

НЕ А И НЕ В

А И В

НЕ (А  И В)

НЕ А ИЛИ НЕ В

0

0

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

0

1

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

1

0

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

1

1

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

Таблица для проверки (задание2)



Задание 4. Логическое домино


Таблица проверки домино


Задание 5 (задача 1)

Мачеха, уезжая на бал, дала Золушке мешок, в котором были перемешаны рис и пшено, и велела перебрать их. Когда Золушка уезжала на бал, она оставила 3 мешка: в одном было пшено, в другом – рис, а в третьем –  еще не разобранная смесь. Чтобы не перепутать мешки, Золушка к каждому из них прикрепила по табличке: «Рис», «Пшено» и «Смесь». Мачеха вернулась с бала первой и нарочно поменяла местами все таблички так, чтобы на каждом мешке оказалась неправильная надпись. Ученик феи успел предупредить Золушку, что все надписи перепутаны. Золушка достала несколько зернышек из мешка с надписью «Рис», там оказалось пшено. В мешке с какой надписью находился рис?

Задание 6 (задача 2)

В кружок бальных танцев записались девушки: Света, Ирина, Маша, Даша, Ксюша и юноши: Валера, Толя, Юра, Николай и Алексей. Были высказаны следующие пожелания по составлению пар:

  • Со стороны девушек

Света предпочитает
                Валеру или Юру;

Ирина –  Алексея или Толю;

Маша –   Валеру или Алексея;

Даша –   Толю или Юру;

Ксюша – Юру или Николая.

  • Со стороны юношей:

Валера хочет танцевать
             с Машей или Светой;

Толя –   с Дашей или Машей;

Юра –    со Светой или Ксюшей;

Николай – с Машей или Ксюшей;

Алексей – с Ириной или Ксюшей.

Может ли тренер составить пары согласно всем пожеланиям, если да, то каковы будут пары?

 

Задание 7

Пройти 3 уровень логической компьютерной игры (режим тренинга).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебра логики.

Основная теория по алгебре логики....

презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"

Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...

Алгебра логики. План урока

Алгебра логики. План урока...

Алгебра высказываний. Основные логические операции. Решение задач с помощью алгебры логики.

Анализ темы в аспекте межпредметных связей математики и информатики...

Разработка открытого урока "Алгебра логики"

Методическая разратка открытого урока...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...

Алгебра логики. План урока

Алгебра логики. План урока для 9 класса....