Конспект урока на тему "Логические выражения и таблицы истинности"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Гусева Лариса Анатольевна

Материал содержит конспект урока с приложениями по теме "Логические выражения и таблицы истинности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_guseva.docx160.53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине: «Информатика» на тему: «Логические выражения и таблицы истинности»

Выполнила: Гусева Лариса Анатольевна,
учитель информатики высшей категории,
МБОУ «Средняя школа №17», г.Дзержинск,

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Д.А. Медведев

Предмет: «Информатика и ИКТ»

Тема урока: «Логические выражения и таблицы истинности» 

Цель занятия: дать представление о порядке построения таблиц истинности.

Задачи:

Дидактические:

  • ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений;
  • ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений;
  • сформировать навык построения таблиц истинности.

Развивающие:

  • Продолжить развивать логическое мышление, память, внимание;
  • Продолжить развитие исследовательской и познавательной деятельности;
  • Продолжить формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы и делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность мышления и сознательное усвоение материала.
  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
  • Воспитывать умение аргументировано доказывать свою мысль.
  • Создать условия для воспитания чувства ответственности, толерантности, навыков коммуникативной компетентности.

Ведущая технология: технология сотрудничества.

Тип занятия: урок усвоения новых знаний.

Вид занятия: урок

Методы обучения:

  1. проблемно-поисковый метод;
  2. беседа;
  3. метод «Кластера»;
  4. практический метод;
  5. репродуктивный метод.

Оборудование: компьютер, проектор, обычная доска, Презентация.

Планируемые метапредметные результаты:

  • Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, уважительное отношение к собеседнику.
  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель (задачу) на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели.
  • Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

План учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время, отводимое на этап

I. Организационный этап

1 мин

II. Этап проверки домашнего задания

3 мин

III. Этап всесторонней проверки знаний

5 мин

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний

1 мин

V. Этап усвоения новых знаний

15 мин

VI. Этап закрепления новых знаний

17 мин

VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия.

3 мин

Итого:

45 минут

Критерии оценки деятельности обучающихся

В ходе урока на каждом этапе осуществляется контроль, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся. Формы и виды контроля представлены в таблице:

Этап учебного занятия

Формы и виды контроля

I. Организационный этап

Наблюдение, внешний контроль

II. Этап проверки домашнего задания

Внешний контроль, взаимоконтроль

III. Этап всесторонней проверки знаний

Наблюдение, внешний контроль, самоконтроль

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний

Наблюдение

V. Этап усвоения новых знаний

Самоконтроль, внешний контроль

VI. Этап закрепления новых знаний

Внешний контроль

VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия.

Самоконтроль, внешний контроль

За урок каждый учащийся может получить две отметки: первая отметка выставляется по результатам оценивания работы работы по карточкам; вторая – может быть выставлена за активную работу на уроке.

На протяжении всего урока на этапах, где учащиеся выполняют работу самостоятельно и в группах, наиболее активные учащиеся поощряются жетонами. Учащийся, набравший 6-7 жетонов, получает отметку «Отлично»; 5 жетонов отметку «Хорошо».

Так как это урок усвоения новых знаний отметки ниже «Хорошо» не выставляются.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

Возможное применение ИКТ

I. Организационный этап (1 мин).
Цель: настроить ребят на работу на уроке

Учитель приветствует ребят, психологически настраивает их на работу, формулирует цель урока.

Ученики слушают речь учителя

Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы.

На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки, и т.п.)

II. Этап проверки домашнего задания (3 мин).
Цель: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания

Учитель раздает кроссворды каждой паре учеников, сидящих вместе, и предлагает выполнить задание. (Приложение 1)

Ученики в парах отгадывают кроссворды, вписывают правильные ответы в выданные бланки.

Проверена полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выявлены причины невыполнения задания отдельными учениками. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала по предыдущей теме.

Кроссворды предлагаются в электронном виде, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет бланк кроссворда с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю.

III. Этап всесторонней проверки знаний (5 мин)

Цель: Всесторонне проверить знания учащихся по теме

Учитель предлагает каждому учащемуся задание на карточке. (Приложение2)

Каждый ученик выполняет задание, предложенное учителем.

Проверены знания каждого ученика по предыдущей теме.

С помощью мультимедийного проектора выведены разноуровневые задания на экран, каждый ученик вправе выбрать задание себе по силам.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (1 мин)
Цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала

Учитель благодарит ребят за выполненную работу и настраивает их на усвоение нового материала.

Ученики слушают речь учителя

Учащиеся подготовлены к усвоению нового материала.

На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа,  головоломки)

V. Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Цель: ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений

Учитель объясняет новый материал, при этом демонстрирует презентацию, раздает памятки для вклеивания в тетрадь и кластеры для заполнения. (Приложение 3)

Учитель предлагает изучить новый материал, используя ЭОР (http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_10.html). Составить памятку по составлению таблицы истинности логических выражений.

Ученики выполняют указания учителя, внимательно слушают объяснение, заполняют выданные материалы, вклеивают памятки в тетради.

Учащиеся изучили предложенный материал, попытались составить памятку для дальнейшей работы


Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки.
(Приложение 4)

Ученики усвоили понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомились с порядком построения таблиц истинности для логических выражений.

Демонстрация презентации по новой теме.

С помощью ИКТ подготовлены материалы для вклеивания.

Демонстрируется физкультминутка, ребята выполняют ее упражнения.

Компьютер используется как средство работы с ЭОР

VI. Этап закрепления новых знаний (17 мин)
Цель: сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности

Учитель предлагает составить таблицы истинности для логических выражений. (Приложение 5)

Ученики в тетрадях и на доске выполняют предложенные задания, пользуясь памяткой.

Учащиеся на компьютере составляют таблицы истинности в среде электронных таблиц

У учащихся сформированы навыки построения таблиц истинности, они на практике применили полученные знания

Шаблоны таблиц истинности подготовлены в электронном виде и имеются на ПК учащихся, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет таблицу данными с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. Все учащиеся выполняют одинаковые задания. Позднее правильный ответ появляется на экране как изображение

VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия (3 мин)

Цель: Смотивировать учеников на выполнение домашнего задания

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения. Организует работу по подведению итогов урока, рефлексию.  (Приложение 6)

Ученики слушают учителя, получают индивидуальные задания, осуществляют рефлексию. (Приложение 7)

Учащиеся поняли как выполнять д/з, а также осознали важность его выполнения, каждый высказался о ходе урока.

Индивидуальное домашнее задание передается каждому ученику по сети Интернет (школьный сайт, Dnevnik.ru, e-mail)

Звучит спокойная музыка, на экране демонстрируется изображение


Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Памятка по заполнению таблиц истинности


Приложение 4

Упражнения для глаз:

  1. На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
  2. Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх– влево–вниз– вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1–6.
  4. Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1–4 – вверх, на счёт 1–6 – прямо; затем также вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1–6.
  5. Посмотреть на кончик носа указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25–30см, на счёт 1–4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
  6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3–5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
  7. Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
  8. Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4–5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна равняться 2 минутам.

Упражнения для тела:

  1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
  4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
  5. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
  6. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
  7. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Приложение 5

Построить таблицы истинности для логических выражений:

 

    З)  F = A  v  B v   C  v D

    И) F = X  & Y  v  Z

Какие из выражений являются равносильными? Почему?


Приложение 6

1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L)  V (L & M & N)) = 0, где K,L,M,N - логические переменные?

2. Какое из выражений равносильно данному  ¬(А&В) & ¬ С? Ответ обоснуйте.
1) ¬А V В V ¬С
2) (¬А V
 ¬ В) & ¬С    
3) (¬А V
 ¬ В) & С  
4) ¬А & ¬
 В & ¬С

3.  Составьте таблицу истинности для выражения:  ¬X V Y V ¬ Z.

1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) &  (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?

2. Какое из выражений равносильно данному ¬(¬А&В) V ¬ С? Ответ обоснуйте.

1) ¬А V В V ¬С
2) ¬А V ¬ В V ¬С    
3) А V ¬ В V ¬С  
4) А V  В V ¬С

3. Составьте таблицы истинности для выражения:   X & ¬ Y & ¬ Z .

1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) &  (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?

2. Какое из выражений равносильно данному ¬А V ¬ (В V С)? Ответ обоснуйте.

1) ¬А V ¬ В V ¬С
2) А V (В & С)    
3) А V  В V С  
4) ¬ А V (¬В & ¬С )

3. Составьте таблицу истинности для выражения:  ¬X & Y & Z .

1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) &  (L & M & N)) = 0,

где K,L,M,N - логические переменные?

2. Какое из выражений равносильно данному ¬(¬ А V В) V  ¬ С? Ответ обоснуйте.

1) (А  & ¬В) V ¬С
2) А V ¬ В V ¬С
3) ¬А V В V ¬С
4) (¬А &  В) V ¬С

3. Составьте таблицу истинности для выражения:  ¬X & Y & ¬Z .

1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) &  (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?

2. Какое из выражений равносильно данному ¬( А V ¬ В V  С)? Ответ обоснуйте.

1) ¬А V В V ¬С
2) А & ¬ В & С

3) ¬А V ¬ В V ¬С
4) ¬А  & В & ¬С

 3. Составьте таблицу истинности для выражения:  ¬X & ¬Y & ¬Z .


Приложение 7

Рефлексия в конце урока

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. Аргументированные ответы на один из вопросов:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
  3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
  4. Была ли польза от такого рода работы?
  5. В чем вы видите собственное приращение?
  6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
  7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
  8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
  9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические выражение и таблицы истинности

Урок информатики в 10 классе...

методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"

Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс

Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс...

План-конспект урока "Логические выражения и таблицы истинности"

конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности"...

План-конспект урока информатики в 8 классе "Таблица истинности логических выражений"

ЦелЦель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений. Задачи урока:Обучающие:...