Конспект урока на тему "Логические выражения и таблицы истинности"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему
Материал содержит конспект урока с приложениями по теме "Логические выражения и таблицы истинности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_guseva.docx | 160.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: «Информатика» на тему: «Логические выражения и таблицы истинности»
Выполнила: Гусева Лариса Анатольевна,
учитель информатики высшей категории,
МБОУ «Средняя школа №17», г.Дзержинск,
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Д.А. Медведев
Предмет: «Информатика и ИКТ»
Тема урока: «Логические выражения и таблицы истинности»
Цель занятия: дать представление о порядке построения таблиц истинности.
Задачи:
Дидактические:
- ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений;
- ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений;
- сформировать навык построения таблиц истинности.
Развивающие:
- Продолжить развивать логическое мышление, память, внимание;
- Продолжить развитие исследовательской и познавательной деятельности;
- Продолжить формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы и делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность мышления и сознательное усвоение материала.
- Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
- Воспитывать умение аргументировано доказывать свою мысль.
- Создать условия для воспитания чувства ответственности, толерантности, навыков коммуникативной компетентности.
Ведущая технология: технология сотрудничества.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
Вид занятия: урок
Методы обучения:
- проблемно-поисковый метод;
- беседа;
- метод «Кластера»;
- практический метод;
- репродуктивный метод.
Оборудование: компьютер, проектор, обычная доска, Презентация.
Планируемые метапредметные результаты:
- Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, уважительное отношение к собеседнику.
- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель (задачу) на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели.
- Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время, отводимое на этап |
I. Организационный этап | 1 мин |
II. Этап проверки домашнего задания | 3 мин |
III. Этап всесторонней проверки знаний | 5 мин |
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний | 1 мин |
V. Этап усвоения новых знаний | 15 мин |
VI. Этап закрепления новых знаний | 17 мин |
VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия. | 3 мин |
Итого: | 45 минут |
Критерии оценки деятельности обучающихся
В ходе урока на каждом этапе осуществляется контроль, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся. Формы и виды контроля представлены в таблице:
Этап учебного занятия | Формы и виды контроля |
I. Организационный этап | Наблюдение, внешний контроль |
II. Этап проверки домашнего задания | Внешний контроль, взаимоконтроль |
III. Этап всесторонней проверки знаний | Наблюдение, внешний контроль, самоконтроль |
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний | Наблюдение |
V. Этап усвоения новых знаний | Самоконтроль, внешний контроль |
VI. Этап закрепления новых знаний | Внешний контроль |
VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия. | Самоконтроль, внешний контроль |
За урок каждый учащийся может получить две отметки: первая отметка выставляется по результатам оценивания работы работы по карточкам; вторая – может быть выставлена за активную работу на уроке.
На протяжении всего урока на этапах, где учащиеся выполняют работу самостоятельно и в группах, наиболее активные учащиеся поощряются жетонами. Учащийся, набравший 6-7 жетонов, получает отметку «Отлично»; 5 жетонов отметку «Хорошо».
Так как это урок усвоения новых знаний отметки ниже «Хорошо» не выставляются.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ожидаемые результаты | Возможное применение ИКТ |
I. Организационный этап (1 мин). | |||
Учитель приветствует ребят, психологически настраивает их на работу, формулирует цель урока. | Ученики слушают речь учителя | Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы. | На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки, и т.п.) |
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин). | |||
Учитель раздает кроссворды каждой паре учеников, сидящих вместе, и предлагает выполнить задание. (Приложение 1) | Ученики в парах отгадывают кроссворды, вписывают правильные ответы в выданные бланки. | Проверена полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выявлены причины невыполнения задания отдельными учениками. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала по предыдущей теме. | Кроссворды предлагаются в электронном виде, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет бланк кроссворда с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. |
III. Этап всесторонней проверки знаний (5 мин) Цель: Всесторонне проверить знания учащихся по теме | |||
Учитель предлагает каждому учащемуся задание на карточке. (Приложение2) | Каждый ученик выполняет задание, предложенное учителем. | Проверены знания каждого ученика по предыдущей теме. | С помощью мультимедийного проектора выведены разноуровневые задания на экран, каждый ученик вправе выбрать задание себе по силам. |
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (1 мин) | ||||||
Учитель благодарит ребят за выполненную работу и настраивает их на усвоение нового материала. | Ученики слушают речь учителя | Учащиеся подготовлены к усвоению нового материала. | На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки) | |||
V. Этап усвоения новых знаний (15 мин) Цель: ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений | ||||||
Учитель объясняет новый материал, при этом демонстрирует презентацию, раздает памятки для вклеивания в тетрадь и кластеры для заполнения. (Приложение 3)Учитель предлагает изучить новый материал, используя ЭОР (http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_10.html). Составить памятку по составлению таблицы истинности логических выражений. | Ученики выполняют указания учителя, внимательно слушают объяснение, заполняют выданные материалы, вклеивают памятки в тетради. Учащиеся изучили предложенный материал, попытались составить памятку для дальнейшей работы
| Ученики усвоили понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомились с порядком построения таблиц истинности для логических выражений. | Демонстрация презентации по новой теме. С помощью ИКТ подготовлены материалы для вклеивания. Демонстрируется физкультминутка, ребята выполняют ее упражнения. Компьютер используется как средство работы с ЭОР | |||
VI. Этап закрепления новых знаний (17 мин) | ||||||
Учитель предлагает составить таблицы истинности для логических выражений. (Приложение 5) | Ученики в тетрадях и на доске выполняют предложенные задания, пользуясь памяткой. Учащиеся на компьютере составляют таблицы истинности в среде электронных таблиц | У учащихся сформированы навыки построения таблиц истинности, они на практике применили полученные знания | Шаблоны таблиц истинности подготовлены в электронном виде и имеются на ПК учащихся, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет таблицу данными с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. Все учащиеся выполняют одинаковые задания. Позднее правильный ответ появляется на экране как изображение | |||
VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Рефлексия (3 мин) Цель: Смотивировать учеников на выполнение домашнего задания | ||||||
Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения. Организует работу по подведению итогов урока, рефлексию. (Приложение 6) | Ученики слушают учителя, получают индивидуальные задания, осуществляют рефлексию. (Приложение 7) | Учащиеся поняли как выполнять д/з, а также осознали важность его выполнения, каждый высказался о ходе урока. | Индивидуальное домашнее задание передается каждому ученику по сети Интернет (школьный сайт, Dnevnik.ru, e-mail) Звучит спокойная музыка, на экране демонстрируется изображение |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Памятка по заполнению таблиц истинности
Приложение 4
Упражнения для глаз:
- На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
- Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх– влево–вниз– вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1–6.
- Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1–4 – вверх, на счёт 1–6 – прямо; затем также вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1–6.
- Посмотреть на кончик носа указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25–30см, на счёт 1–4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
- «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3–5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
- Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
- Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4–5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна равняться 2 минутам.
Упражнения для тела:
- Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
- Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
- Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Приложение 5
Построить таблицы истинности для логических выражений:
З) F = A v B v C v D
И) F = X & Y v Z
Какие из выражений являются равносильными? Почему?
Приложение 6
1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) V (L & M & N)) = 0, где K,L,M,N - логические переменные?
2. Какое из выражений равносильно данному ¬(А&В) & ¬ С? Ответ обоснуйте.
1) ¬А V В V ¬С
2) (¬А V ¬ В) & ¬С
3) (¬А V ¬ В) & С
4) ¬А & ¬ В & ¬С
3. Составьте таблицу истинности для выражения: ¬X V Y V ¬ Z.
1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) & (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?
2. Какое из выражений равносильно данному ¬(¬А&В) V ¬ С? Ответ обоснуйте.
1) ¬А V В V ¬С
2) ¬А V ¬ В V ¬С
3) А V ¬ В V ¬С
4) А V В V ¬С
3. Составьте таблицы истинности для выражения: X & ¬ Y & ¬ Z .
1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) & (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?
2. Какое из выражений равносильно данному ¬А V ¬ (В V С)? Ответ обоснуйте.
1) ¬А V ¬ В V ¬С
2) А V (В & С)
3) А V В V С
4) ¬ А V (¬В & ¬С )
3. Составьте таблицу истинности для выражения: ¬X & Y & Z .
1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) & (L & M & N)) = 0,
где K,L,M,N - логические переменные?
2. Какое из выражений равносильно данному ¬(¬ А V В) V ¬ С? Ответ обоснуйте.
1) (А & ¬В) V ¬С
2) А V ¬ В V ¬С
3) ¬А V В V ¬С
4) (¬А & В) V ¬С
3. Составьте таблицу истинности для выражения: ¬X & Y & ¬Z .
1. Сколько различных решений имеет уравнение: ((K V L) & (L & M & N)) = 1, где K,L,M,N - логические переменные?
2. Какое из выражений равносильно данному ¬( А V ¬ В V С)? Ответ обоснуйте.
1) ¬А V В V ¬С
2) А & ¬ В & С
3) ¬А V ¬ В V ¬С
4) ¬А & В & ¬С
3. Составьте таблицу истинности для выражения: ¬X & ¬Y & ¬Z .
Приложение 7
Рефлексия в конце урока
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Аргументированные ответы на один из вопросов:
- Что вы ожидали от урока и что получилось?
- Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
- Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
- Была ли польза от такого рода работы?
- В чем вы видите собственное приращение?
- Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
- Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
- На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: Логические выражения и таблицы истинности
конспект урока...
Логические выражение и таблицы истинности
Урок информатики в 10 классе...
методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"
Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в...
Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс
Конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности". 10 класс...
План-конспект урока "Логические выражения и таблицы истинности"
конспект урока по теме "Логические выражения и таблицы истинности"...
План-конспект урока информатики в 8 классе "Таблица истинности логических выражений"
ЦелЦель урока:Введение понятия Таблица истинности.Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений. Задачи урока:Обучающие:...