Рабочая программа по информатике 8 класс - 2016-2017
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа основана на ФК ГОС 2004 и УМК Босовой Л.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для 8 класса | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Яхромская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю.
Директор МОУ Яхромская средняя
общеобразовательная школа № 1
______________/Кашина Т.В./
« 01 » сентября 2016 г.
Рабочая программа по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
8 класс
Дубинкин Павел Николаевич,
учитель информатики
г. Яхрома
- Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ для 8 «А» класса (далее — Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, по 1 часу в неделю.
В Программе представлен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
- Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т. д.;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
- Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики и ИКТ для 8 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, реализации общеобразовательного потенциала предмета.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
- Тематическое планирование (34 ч)
- Информация и информационные процессы (8 ч)
Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия ее человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «полнота», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.
Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит — информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).
Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.
- Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч)
Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.
Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
- Обработка графической информации (4 ч)
Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.
Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объем видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.
Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
- Обработка текстовой информации (8 ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объем фрагмента текста.
- Мультимедиа (4 ч)
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.
- Планируемые результаты изучения информатики
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
- знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий;
- уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
- График контрольных работ 8 «А» класса
№ | Тема контрольной работы | Дата проведения | Корректировка | ||
Англ. гр. (208) | Англ. гр. (313) | Англ. гр. (208) | Англ. гр. (313) | ||
1 | Информация и информационные процессы | ||||
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | ||||
3 | Обработка графической информации | ||||
4 | Обработка текстовой информации | ||||
5 | Мультимедиа |
Поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 «А» класса
(Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014)
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Дата проведения | Корректировка | ||
Англ. гр. (208) | Англ. гр. (313) | Англ. гр. (208) | Англ. гр. (313) | |||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Введение | ||||
Тема «Информация и информационные процессы» | ||||||
2 | Информация и ее свойства | §1.1 | ||||
3 | Информационные процессы. Сбор и обработка информации | §1.5 (п. 1-3) | ||||
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.5 (п. 4-6) | ||||
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.6 | ||||
6 | Представление информации | §1.2 | ||||
7 | Дискретная форма представления информации | §1.3 | ||||
8 | Единицы измерения информации. Контрольная работа | §1.4 | ||||
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» | §1.1-1.6 | ||||
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | ||||||
10 | Основные компоненты компьютера | §2.1 | ||||
11 | Персональный компьютер | §2.2 | ||||
12 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3 (п.1-2) | ||||
13 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 (п. 3-5) | ||||
14 | Файлы и файловые структуры | §2.4 | ||||
15 | Пользовательский интерфейс | §2.5 | ||||
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа | §2.1-2.5 | ||||
Тема «Обработка графической информации» | ||||||
17 | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 | ||||
18 | Компьютерная графика | §3.2 | ||||
19 | Создание графических изображений | §3.3 | ||||
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Контрольная работа | §3.1-3.3 | ||||
Тема «Обработка текстовой информации» | ||||||
21 | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 | ||||
22 | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 | ||||
23 | Прямое форматирование | §4.3 (п. 1-3) | ||||
24 | Стилевое форматирование | §4.3 (п. 4-6) | ||||
25 | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 | ||||
26 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 | ||||
27 | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 | ||||
28 | Оформление реферата «История вычислительной техники» | |||||
29 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа | §4.1-4.6 | ||||
Тема «Мультимедиа» | ||||||
30 | Технология мультимедиа | §5.1 | ||||
31 | Компьютерные презентации | §5.2 | ||||
32 | Создание мультимедийной презентации | |||||
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Мультимедиа». Контрольная работа | §5.1-5.2 | ||||
Итоговое повторение | ||||||
34 | Обобщение и систематизация основных понятий курса |
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Учебники и методические пособия
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Сайты
- Сайт методической поддержки (авторская мастерская): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/nmk8-9.php
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://sc.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
- Сайт Константина Поляков: http://kpolyakov.spb.ru/
- Портал ИнфоУрок.РУ: http://infourok.ru/
Программное обеспечение курса
- Операционная система AltLinux Terminal 5.0.1, AltLinux Junior 5.0.2, Microsoft Windows, Xubuntu 16 LTS
- Браузер Mozilla Firefox
- Офисный пакет OpenOffice 3, LibreOffice 5
- Программа для обучения десятипальцевому методу печати Clavaro
- Программа обработки растровой графики Gimp 2.8
- Программа обработки растровой графики Paint.NET 4.0
- Программа обработки векторной графики Inkscape 0.91
- Программа для создания анимации Tupi
- Программа записи и обработки аудиофайлов Audacity 1.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по информатике на 2016-2017 учебный год
Материал будет интересен учителям общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....