Разработка урока "Решение задач в среде программирования Borland Pascal"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему
Цели:
образовательная - ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;
развивающая - развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.
воспитательная - воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Вид урока: урок практическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ru_po_strokam_v_7a.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 имени В.П.Глушко
Решение задач в среде программирования Borland Pascal
урок информатики
7 класс
1 час
учитель Казакова А.В.
г. Байконур
2009 г.
Тема урока: «Решение задач в среде программирования Borland Pascal»
Цели:
образовательная − ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;
развивающая − развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.
воспитательная − воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Вид урока: урок практическая работа
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент. (1 мин)
- Опрос домашнего задания (по карточкам и в форме кроссворда). (10 мин)
- Практическая работа. (15 мин)
- Закрепление. (10 мин)
- Подведение итогов урока. Домашнее задание. (4 мин)
II. Для того чтобы хорошо и правильно выполнить практическую работу вам предстоит выполнить следующие задания:
а) ответить на вопросы кроссворда (кроссворд в двух вариантах для компьютеров с чётными и нечётными номерами);
б) составить трассировочную таблицу по программе:
Учащиеся делятся на группы. Учащиеся первой группы выполняют задания (а) за компьютером, учащиеся второй группы выполняют задания (б) – письменно по карточкам, на работу отводится 10 минут:
Задания (а)
Вариант I
Задания (б)
Карточка № 1.
Составить трассировочную таблицу по следующей программе:
Program Zadacha;
var N,M, k, h, Z : integer; St1, St2 :string;
Begin
Команда | St1 | St2 | N | k | M | h | Z |
St1:= ’101’ | 101 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
St2:=’250’ | 101 | 250 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
val (st1,N,k) | 101 | 250 | 101 | 0 | 0 | 0 | 0 |
val (st2,M,h ) | 101 | 250 | 101 | 0 | 250 | 0 | 0 |
Z:= M - N | 101 | 250 | 101 | 0 | 250 | 0 | 149 |
writeln (Z) | 101 | 250 | 101 | 0 | 250 | 0 | 149 |
end.
Карточка № 2.
Составить трассировочную таблицу по следующей программе:
Program Zadacha;
var N, S, M : integer; St1, St2, St3 : string;
Begin
Команда | N | M | S | St1 | St2 | St3 |
N:=24 | 24 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
M:=11 | 24 | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 |
S:=N+M | 24 | 11 | 35 | 0 | 0 | 0 |
str (N,St1) | 24 | 11 | 35 | 24 | 0 | 0 |
str (M,St2) | 24 | 11 | 35 | 24 | 11 | 0 |
St3:=St1+St2 | 24 | 11 | 35 | 24 | 11 | 2411 |
writeln (S);
writeln (St3);
End.
Карточка № 3.
Составить трассировочную таблицу по следующей программе:
Program Zadacha;
var St1,St2 : string; L1,L2 : integer;
Begin
Команда | St1 | St2 | L1 | L2 |
St1:= ‘урок’ | урок | 0 | 0 | 0 |
St2:= ‘информатики’ | урок | информатики | 0 | 0 |
L1:=Length(St1) | урок | информатики | 4 | 0 |
L2:=Length(St2) | урок | информатики | 4 | 11 |
writeln (‘длина строки 1 = ’,L1);
writeln (‘длина строки 2 = ’,L2);
End.
Карточка № 4.
Составить трассировочную таблицу по следующей программе:
Program Zadacha;
var St : string [50];
Begin
Команда | St |
St:= ‘программирование’ | программирование |
delete (St,1,3) | граммирование |
delete (St,6,8) | грамм |
writeln(St) | грамм |
end.
III. Итак, теперь мы приступаем к выполнению практической работы.
Задание на практическую работу даётся в двух вариантах для компьютеров с чётными и нечётными номерами. Выполнять работу будете парами.
Задания практической работы
Вариант № 1
Составить программу, в ходе которой выполнялась бы следующая последовательность действий:
- Ввод с клавиатуры значения строковой переменной ST1.
- Присвоить строковой переменной ST2 значение (is nice).
- Определение длины строки ST2.
- Вставка строки ST1 в строку ST2.
- Вывод значения строковой переменной ST2.
Вариант № 2
Составить программу, в ходе которой выполнялась бы следующая последовательность действий:
- Ввод с клавиатуры значения строковой переменной ST1.
- Присвоить строковой переменной ST2 значение (I like).
- Определение длины строки ST2.
- Вставка строки ST1 в строку ST2.
- Вывод значения строковой переменной ST2.
Листинг программы
Program Prim;
var St1: string[50]; St2:string; h:integer;
Begin
Readln(St1); St2:=' I like '; h:=7;
insert (St1,St2,h); writeln (St2);
readln; end.
IV. Для закрепления материала учащимся предлагается ответить на задания компьютерной презентации (фронтальный опрос):
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
По выполнению практической работы затруднения вызвали следующие операции:
- запись оператора для присваивания значения переменной St2;
- определения позиции для вставки строки St1;
- вывод каких данных нужно произвести на экран;
Объявление оценок учащихся с комментариями.
Домашнее задание: повторить функции сложения, определения длины строки, копирования, удаления.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Дата: 27 февраля 2009 года
Класс: 7 А
Количество учащихся: 25
Ф.И.О. учителя: Казакова Альбина Викторовна
Тема урока: Решение задач в среде программирования Borland Pascal
Номер урока: 47 (второй из четырёх уроков, относящихся к данной теме)
Цели:
образовательная − ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;
развивающая − развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.
воспитательная − воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Вид урока: урок практическая работа
Урок проводился в 7 «А» классе по теме «Решение задач в среде программирования Borland Pascal» базового курса образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ».
С учащимися данного класса мы работаем первый учебный год, первое полугодие текущего учебного года учащиеся окончили на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».
Основываясь на своём опыте работы в течение ряда лет, раздел «Основы алгоритмизации и программирования» учебной программы считаю сложным, так как изучение тем данного раздела вызывает у учащихся наибольшие трудности. Поэтому результаты обученности средние.
Данный урок разработан в рамках работы над моей темой самообразования «Совершенствование методики преподавания объектно-ориентированных языков программирования в школе». Он относится к четырёхчасовой теме «Решение задач в среде программирования Borland Pascal» и стоит в разделе «Основы программирования» календарно-тематического плана сорок седьмым.
Триединая цель урока:
образовательная − ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;
развивающая − развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой;
воспитательная − воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
- проверить теоретические знания учащихся по теме;
- развить навыки и умения при составлении программ с использованием функций структурированного языка программирования Pascal для обработки строковых переменных, во время формирования устных ответов;
- воспитать ответственное отношение к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, уважительное отношение к своим сверстникам и учителю.
Для решения поставленных задач мною была выбрана классическая структура урока с рациональным распределением времени на каждом этапе, каждый этап урока логично переходил в следующий. Осуществлялись межпредметные связи с математикой, иностранным языком и связь с жизнью. Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения учащихся в изучении основ программирования, способствует укреплению знаний, полученных ранее, формирует представление о функциях языка программирования Pascal и о способах их применения. Он неотрывно связан с предыдущими уроками по разделу, так как на нём были затронуты такие фундаментальные понятия как алгоритм, программа, тип данных, оператор. Данный урок способствовал формированию практических навыков и умений при создании программ с использованием функций языка программирования Раscal, которые понадобятся учащимся при составлении более сложных программ в среде программирования Borland Pascal на последующих уроках.
Специфика урока заключается в том, что для развития познавательного интереса учащихся было предложено задание, которое вызвало бы у них живой интерес. Так как в данном классе есть учащиеся с низкой познавательной активностью, я постаралась сделать данный учебный материал более наглядным, для чего использовала презентацию.
На данном уроке были использованы в комплексе следующие методы: на этапе восприятия и осмысления – словесный метод и метод демонстраций, на этапе контроля и коррекции знаний по выполнению практического задания – самостоятельная работа, на этапе закрепления, полученных навыков и умений – проблемно-поисковые методы. Применяемые методы соответствовали содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки. В соответствии с выбранными методами мною использовались следующие формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная и парная.
На уроке использовались технические средства обучения:
- на этапе восприятия и осмысления – мультимедиапроектор;
- на этапе контроля и коррекции знаний по выполнению практического задания – компьютеры и программа в среде программирования Borland Pascal;
- на этапе закрепления, полученных знаний и умений – презентация, тематический кроссворд в среде электронных таблиц Ms Excel, индивидуальные карточки.
Работоспособность учащихся обеспечивалась за счёт высокой плотности урока. Во время выполнения практической работы выполнялись все требования охраны труда.
В целом, считаю, что все поставленные цели на уроке были достигнуты, задачи выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией "Графика на языке программирования Turbo Pascal"
Урок для учащихся 11 класса по теме "Графика на языке программирования ТР". Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится!...
Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"
Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...
Решение задач в среде программирования
Новые веяния на уроках информатики - необходимость, продиктованная веком компьютерных технологий. В данной работе рассматриваются примеры решения задач в среде программировани...
Электронный справочник по работе в среде программирования PASCAL
Справочное руководство по языку парограммирования Pascal состоит из нескольких файлов. Может использоваться в качестве методического пособия по работе в данной среде программирования....
Графические возможности языка программирования Free Pascal.(разработка урока)
Разработка урока по информатике...
Кроссворды к уроку "Решение задач в среде программирования Borland Pascal"
Кроссворды к уроку "Решение задач в среде программирования Borland Pascal" выполнены в табличном редакторе MS Excel с автоматическим контролем знаний и оценкой результатов....
Сборник задач с решением в среде программирования Кумир
Собрана подборка задач для исполнителей Черепашка, Робот и Чертёжник с решением....