Разработка урока "Решение задач в среде программирования Borland Pascal"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

Казакова Альбина Викторовна

Цели:

образовательная - ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;

развивающая - развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.

воспитательная - воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;

Тип урока:  урок применения знаний, умений и навыков

Вид урока:  урок практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ru_po_strokam_v_7a.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 4  имени В.П.Глушко

Решение задач в среде программирования Borland Pascal

урок информатики

7 класс

1 час

учитель  Казакова А.В.

г. Байконур

2009 г.

Тема урока: «Решение задач в среде программирования Borland Pascal»

Цели: 

образовательная  ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;

развивающая  развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.

воспитательная  воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;

 

Тип урока:  урок применения знаний, умений и навыков

Вид урока:  урок практическая работа

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Опрос домашнего задания (по карточкам  и в форме кроссворда). (10 мин)
  3. Практическая работа. (15 мин)
  4. Закрепление. (10 мин)
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (4 мин)

II. Для того чтобы хорошо и правильно выполнить практическую работу вам предстоит выполнить следующие задания:

а) ответить на вопросы кроссворда (кроссворд в двух вариантах для компьютеров с чётными и нечётными номерами);

б) составить трассировочную таблицу по программе:

Учащиеся делятся на группы. Учащиеся первой группы выполняют задания (а) за компьютером, учащиеся второй группы выполняют задания (б) – письменно по карточкам, на работу отводится 10 минут:

Задания (а)

Вариант I

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

Вопрос

Балл

 

 

 

3

 

t

 

 

 

1

1

1

o

r

d

 

r

 

 

 

2

1

 

 

 

e

 

i

 

5

 

3

1

 

 

 

l

 

n

 

c

 

4

1

 

2

l

e

n

g

t

h

 

5

1

 

 

 

t

 

 

 

r

 

Итого

5

 

 

 

e

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воросы:

 

 

 

1. Функция возвращающая код символа.

 

 

 

2. Функция определяющая длину строки.

 

 

 

3. Процедура для удаления определённого числа символов.

 

4. Зарезервированное слово, определяющее строковый тип переменных.

5. Функция возвращающая символ, соответствующий ASCII-коду.

 

Вариант II

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

c

 

Вопрос

Балл

 

 

 

 

 

i

 

h

 

1

1

 

 

 

 

 

n

 

a

 

2

1

 

 

 

3

2

s

t

r

 

3

1

 

 

 

v

 

e

 

 

 

4

1

 

 

 

a

 

r

 

 

 

5

1

1

d

e

l

e

t

e

 

 

Итого

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Процедура для удаления определённого числа символов. 

2. Функция для перевода числа в строку. 

3. Функция для перевода строкового значения в числовое. 

4. Процедура для операции вставки одной строки в другую. 

5. Зарезервированное слово, определяющее символьный тип переменных.

 

 

 

 

Задания (б)

Карточка № 1.

Составить трассировочную таблицу по следующей программе:

Program Zadacha;

var N,M, k, h, Z : integer; St1, St2 :string;

Begin

Команда

St1

St2

N

k

M

h

Z

St1:= ’101’

101

0

0

0

0

0

0

St2:=’250’

101

250

0

0

0

0

0

val (st1,N,k)

101

250

101

0

0

0

0

val (st2,M,h )

101

250

101

0

250

0

0

Z:= M - N

101

250

101

0

250

0

149

writeln (Z)

101

250

101

0

250

0

149

end.

Карточка № 2.

Составить трассировочную таблицу по следующей программе:

Program Zadacha;

var N, S, M : integer;  St1, St2, St3 : string;

Begin

Команда

N

M

S

St1

St2

St3

N:=24

24

0

0

0

0

0

M:=11

24

11

0

0

0

0

 S:=N+M

24

11

35

0

0

0

str (N,St1)

24

11

35

24

0

0

str (M,St2)

24

11

35

24

11

0

St3:=St1+St2

24

11

35

24

11

2411

writeln (S);  

writeln (St3);

End. 

Карточка № 3.

Составить трассировочную таблицу по следующей программе:

Program Zadacha;

var St1,St2 : string;  L1,L2 : integer;

Begin

Команда

St1

St2

L1

L2

St1:= ‘урок’

урок

0

0

0

St2:= ‘информатики’

урок

информатики

0

0

L1:=Length(St1)

урок

информатики

4

0

L2:=Length(St2)

урок

информатики

4

11

writeln (‘длина строки 1 = ’,L1);

writeln (‘длина строки 2 = ’,L2);

End. 

Карточка № 4.

Составить трассировочную таблицу по следующей программе:

Program Zadacha;

var St : string [50];

Begin

Команда

St

St:= ‘программирование’

программирование

delete (St,1,3)

граммирование

delete (St,6,8)

грамм

writeln(St)

грамм

end.

III. Итак, теперь мы приступаем к выполнению практической работы.

Задание на практическую работу даётся в двух вариантах для компьютеров с чётными и нечётными номерами. Выполнять работу будете парами.

Задания практической работы

Вариант № 1

Составить программу, в ходе которой выполнялась бы следующая последовательность действий:

  1. Ввод с клавиатуры значения строковой переменной ST1.
  2. Присвоить строковой переменной ST2 значение (is nice).
  3. Определение длины строки ST2.
  4. Вставка строки ST1 в строку ST2.
  5. Вывод значения строковой переменной ST2.

Вариант № 2

Составить программу, в ходе которой выполнялась бы следующая последовательность действий:

  1. Ввод с клавиатуры значения строковой переменной ST1.
  2. Присвоить строковой переменной ST2 значение (I like).
  3. Определение длины строки ST2.
  4. Вставка строки ST1 в строку ST2.
  5. Вывод значения строковой переменной ST2.

Листинг программы

Program Prim;

var St1: string[50]; St2:string; h:integer;

Begin

Readln(St1); St2:=' I like  '; h:=7;

insert (St1,St2,h); writeln (St2);

readln; end.

IV. Для закрепления материала учащимся предлагается ответить на задания компьютерной презентации (фронтальный опрос):

V.  Подведение итогов урока. Домашнее задание.

По выполнению практической работы затруднения вызвали следующие операции:

  • запись оператора для присваивания значения переменной St2;
  • определения позиции для вставки строки St1;
  • вывод каких данных нужно произвести на экран;

Объявление оценок учащихся с комментариями.

Домашнее задание: повторить функции сложения, определения длины строки, копирования, удаления.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Дата: 27 февраля 2009 года

Класс: 7 А

Количество учащихся: 25

Ф.И.О. учителя: Казакова Альбина Викторовна

Тема урока: Решение задач в среде программирования Borland Pascal

Номер урока: 47 (второй из четырёх уроков, относящихся к данной теме)

Цели: 

образовательная  ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;

развивающая  развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой.

воспитательная  воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности;

Тип урока:  урок применения знаний, умений и навыков

Вид урока:  урок практическая работа

Урок проводился в 7 «А»  классе по теме «Решение задач в среде программирования Borland Pascal» базового курса образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ».

С учащимися данного класса мы работаем первый учебный год, первое полугодие текущего учебного года учащиеся окончили на «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Основываясь на своём опыте работы в течение ряда лет, раздел «Основы алгоритмизации и программирования» учебной программы считаю сложным, так как изучение тем данного раздела вызывает у учащихся наибольшие трудности. Поэтому результаты обученности средние.

Данный урок разработан в рамках работы над моей темой самообразования «Совершенствование методики преподавания объектно-ориентированных языков программирования в школе». Он относится к четырёхчасовой теме «Решение задач в среде программирования Borland Pascal» и стоит в разделе «Основы программирования» календарно-тематического плана сорок седьмым.

Триединая цель урока:

образовательная  ознакомить учащихся с приёмами программирования, которые применяются в языке программирования Turbo Pascal для обработки символьных и строковых переменных;

развивающая  развитие навыков и умений, учащихся при работе с системами программирования и в целом с вычислительной техникой;

воспитательная  воспитание чувства коллективизма, трудолюбия и ответственности, в частности, и в целом, всесторонне развитой личности.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

  • проверить теоретические знания учащихся по теме;
  • развить навыки и умения при составлении программ с использованием функций структурированного языка программирования Pascal для обработки строковых переменных, во время формирования устных ответов;
  • воспитать ответственное отношение к изучаемому материалу, программному обеспечению и компьютерной технике, уважительное отношение к своим сверстникам и учителю.

Для решения поставленных задач мною была выбрана классическая структура урока с рациональным распределением времени на каждом этапе, каждый этап урока логично переходил в следующий. Осуществлялись межпредметные связи с математикой, иностранным языком и связь с жизнью. Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».

Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения учащихся в изучении основ программирования, способствует укреплению знаний, полученных ранее, формирует представление о функциях языка программирования Pascal и о способах их применения. Он неотрывно связан с предыдущими уроками по разделу, так как на нём были затронуты такие фундаментальные понятия как алгоритм, программа, тип данных, оператор. Данный урок способствовал формированию практических навыков и умений при создании программ с использованием функций языка программирования Раscal, которые понадобятся учащимся при составлении более сложных программ в среде программирования Borland Pascal на последующих уроках.

Специфика урока заключается в том, что для развития познавательного интереса учащихся было предложено задание, которое вызвало бы у них живой интерес. Так как в данном классе есть учащиеся с низкой познавательной активностью, я постаралась сделать данный учебный материал более наглядным, для чего использовала презентацию.

На данном уроке были использованы в комплексе следующие методы: на этапе восприятия и осмысления – словесный метод и метод демонстраций, на этапе контроля и коррекции знаний по выполнению практического задания – самостоятельная работа, на этапе закрепления, полученных навыков и умений – проблемно-поисковые методы. Применяемые методы соответствовали содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки. В соответствии с выбранными методами мною использовались следующие формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная и парная.

На уроке использовались технические средства обучения:

  • на этапе восприятия и осмысления – мультимедиапроектор;
  • на этапе контроля и коррекции знаний по выполнению практического задания – компьютеры и программа в среде программирования Borland Pascal;
  • на этапе закрепления, полученных знаний и умений – презентация, тематический кроссворд в среде электронных таблиц Ms Excel, индивидуальные карточки.

Работоспособность учащихся обеспечивалась за счёт высокой плотности урока. Во время выполнения практической работы выполнялись все требования охраны труда.

В целом, считаю, что все поставленные цели на уроке были достигнуты, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией "Графика на языке программирования Turbo Pascal"

Урок для учащихся 11 класса по теме "Графика на языке программирования ТР". Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится!...

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Решение задач в среде программирования

Новые веяния на уроках информатики - необходимость, продиктованная веком компьютерных технологий. В данной работе рассматриваются примеры решения задач в среде программировани...

Электронный справочник по работе в среде программирования PASCAL

Справочное руководство по языку парограммирования Pascal состоит из нескольких файлов. Может использоваться в качестве методического пособия по работе в данной среде программирования....

Кроссворды к уроку "Решение задач в среде программирования Borland Pascal"

Кроссворды к уроку "Решение задач в среде программирования Borland Pascal" выполнены в табличном редакторе MS Excel с автоматическим контролем знаний и оценкой результатов....

Сборник задач с решением в среде программирования Кумир

Собрана подборка задач для исполнителей Черепашка, Робот и Чертёжник с решением....