Модели объектов и их назначение
методическая разработка по информатике и икт (6, 7 класс) на тему
Материал содержит план урока, презентацию, приложение и самоанализ урока.
Данный урок способствует формированию интуитивного представление о модели, умению устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_obektov.docx | 33.97 КБ |
modeli_obektov.pptx | 530.05 КБ |
plan_klassa.pptx | 69.53 КБ |
d.z.docx | 13.06 КБ |
prilozhenie1.docx | 10.59 КБ |
prilozhenie2.docx | 15.09 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 24.76 КБ |
otsenki_za_urok.xls | 9.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Модели объектов и их назначение"
7 класс
Раздел «Информационное моделирование» (1 урок)
Тип урока: изложение нового материала
Цель урока: формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Задачи урока:
- образовательные:
познакомить с новыми понятиями «модель», «виды моделей», «моделирование».
научить новым приёмам работы в редакторе презентаций Power Point.
- развивающие:
- совершенствовать навыки и умения анализировать информацию, представлять ее в структурном виде.
- воспитательные:
- продолжить работу над формированием умений следовать нормам поведения;
- продолжить работу по воспитанию уважительного отношения к труду.
Дидактические материалы
- Презентация: План класса
- Задание для закрепления: создание модели цветка у доски
- Задание на дом: карточки с заданиями (заполнить таблицу)
План урока:
| 1 |
2. Повторение пройденного материала | 5 |
| 7 |
4. Самостоятельная работа с проверкой в классе Работа с учебником. Создание модели цветка) | 7 |
5. Решение тренировочных упражнений. | 8 |
6. Домашнее задание. | 1 |
7. Выводы. | 1 |
30мин. |
Оборудование:
- Компьютеры
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Карточки для домашнего задания
ХОД УРОКА
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята!
2. Повторение пройденного материала
Какой раздел мы с Вами закончили изучать на прошлом уроке?
Сегодня мы познакомимся с очень важными понятиями, но сначала – небольшое повторение по пройденной теме.
Выполнить задание, которое покажет, как вы усвоили данный раздел: Найти в предложенном тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. (Задания лежат на парте у учеников)
По окончании работы подсчитать число найденных объектов, записать его. (Выслушать ответы нескольких учеников)
Из каких школьных предметах взяты тексты?
Самопроверка. Учащиеся вместе с учителем обращаются к слайду и проверяют работы. Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)
3. Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование
Учитель обращает внимание учащихся на презентацию, где показаны предметы (несколько моделей и один реальный объект – не модель, парта ):
- Сегодня Вы познакомитесь с очень важными понятиями. К нашему уроку я собрала небольшую коллекцию предметов, связанных со школой. А сейчас вижу, что у большинства из них есть ещё что-то общее. И лишь один предмет этим общим свойством не обладает. Что это за предмет? … Что объединяет все оставшиеся предметы? Почему возникла необходимость в их создании? (планета слишком велика, нужно лететь в космос, чтобы её увидеть, цветок достаточно мал, чтобы рассмотреть его части, ну а человек слишком ценен, чтобы разбирать его на части для изучения) Все эти предметы – заменяют какие- то другие реальные объекты в процессе их изучения. Общее имя таких объектов-заменителей – МОДЕЛИ. Именно о них мы и будем говорить. Запишите тему…
«Модели объектов и их назначение». Вы познакомитесь с очень важными новыми понятиями и научитесь новым приемам работы в редакторе презентаций Power Point. Нам необходимо уяснить, что такое модель, и какую роль модели играют в нашей жизни.
Мы увидели множество моделей, используемых в школе для обучения. Возможно ли было учиться без моделей? НЕТ. Но только ли в школе используют модели? Приведите примеры…( коллекционер собирает модели авто, кораблей, архитектор создает макет, чертеж..,
Разговаривая о моделях нельзя не вспомнить об игрушках. Это тоже модели – ребенок с их помощью знакомится с миром.
Представьте, что у вас спросили о том как пройти к какому- объекту. Как вы станете объяснять? – рассказ или схема - И рассказ, и схема – тоже модели.
Сделаем обобщение:
- Может ли быть модель сама по себе? (без реального объекта)
- Для каждого объекта существует единственная модель или их можно сделать несколько?
- Почему это так? Почему для одного объекта делают разные модели?
Я рада, потому что вижу, что самое главное вы поняли. Молодцы. Запишем определение:
Модель – это объект, обладающий некоторыми, существенными для конкретной задачи, свойствами объекта-прототипа
4. Работа с учебником
– Для того чтобы отразить в модели признаки оригинала существуют два способа. Откройте учебники стр.42-43. (Слайд 14)
Всё многообразие моделей по их сущности можно разделить на два вида
- Одни знакомят нас с внешним видом объекта, его действиями, их можно подержать или потрогать, их называют материальными
- Другие представляют собой изображение или словесное описание объекта, их называют информационными.
Запишем:
Виды моделей: (далее оформляем список – каждый вид с новой строки с маркером в виде тире или точки) (мы учим детей структурировать информацию, вести конспект)
- Материальные (глобус, макет)
- Информационные (карта, рассказ…)
С какими (материальными или информационными) моделями мы чаще имеем дело?
Вспомните задания, в которых вы находили объекты? Можем ли мы назвать их моделями? (да!) Из каких школьных предметов я взяла эти тексты?
С помощью моделей можно решать множество разных задач. О том насколько важна может быть их роль рассказ и покажет нам Андрей.
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...
Запишем еще одно определение:
Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.
5. Создание модели цветка (рисовать на больших листах)
Класс делится на две группы. Ваша задача – нарисовать цветок.
Из каждой группы по очереди выходят учащиеся и дорисовывая по одной детали (один ученик рисует стебель, другой лепестки и т.д.)
1 группа - Сделать иллюстрацию в учебник биологии по теме «Строение цветка».
2 группа - Сделать иллюстрацию к сказке «Аленький цветочек» (изобразить цветок).
Обсудите, как Вы будете рисовать цветок.
– Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы получили разные результаты. (Разные цели)
В основе каждой модели лежит конкретная цель.
От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить. Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)
7. Практическая работа.
Тема: “ План класса”
Объект моделирования: класс.
Инструмент моделирования: редактор Power Point
Пометь выполнение работы в таблице (+ выполнил работу, - не выполнил)
6. Домашнее задание.
Учебник, 2.1.
Рабочая тетрадь, задание 6, 7
Заполнить таблицу в тетради, назвав не менее 5-ти моделей, с которыми вы имеете дело. (Таблицы раздать ученикам)
8. Подведение итогов.
Давайте подведем итог урока: Назовите из предметов, лежащих на вашей парте модели.
Подведите итог в таблице, выставьте себе оценки в дневник, на следующем уроке я распишусь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание Повторение
Самопроверка. Вариант 1. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы . Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву . У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя . Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки . Повторение Число объектов - 13
Самопроверка. Вариант 2. … Устранив парламент , Карл I ввел новые налоги . Наиболее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота . Когда-то он собирался только в прибрежных графствах , но в 1634—1637 гг . Карл I распространил его на всю территорию страны … Повторение Число объектов: 10
Школьная коллекция Глобус Карта Сердце Молекула Парта
Модели объектов и их назначение Тема урока
Коллекционер
Архитектор
Конструктор авто (самолетов)
Игрушки
Как пройти? Идти прямо до перекрестка, повернуть налево, пройти 2 дома …
Обобщение Глобус Карта Сердце Молекула
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПИСАТЬ! Модель - это объект, обладающий некоторыми, существенными для конкретной задачи, свойствами объекта-прототипа.
Классификация моделей ЗАПИСАТЬ! Виды моделей по их сущности: …. ( примеры) …. ( примеры)
Классификация моделей ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Виды моделей по их сущности: Материальные ( макет, муляж, …) Информационные (словесное описание, чертеж, схема, …)
Исторический факт Это интересно
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПИСАТЬ!
ЗАДАНИЕ Эксперимент
«План класса» Практическая работа
Итог урока
Домашнее задание Учебник, 2.1. Рабочая тетрадь, задание 6, 7 Заполнить таблицу в тетради, назвав не менее 5-ти моделей, с которыми вы имеете дело. ЗАПИСАТЬ
Модель Оригинал Что отражается в модели Игрушечная машинка автомобиль внешний вид, перемещение Пример заполнения таблицы Д/з
Спасибо за внимание!
Земля и глобус Глобус Глобус
Вода и молекула Глобус
Человек и сердце сердце Сердце
Док. Фото и карта Карта
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Переставь» парты в классе, подготовив его к проведению внеклассного мероприятия «День именинника» (будет 3 именинника, предусмотреть место для чаепития, конкурсов и танцев)
«Переставь» парты в классе, подготовив его к проведению внеклассного мероприятия «Вёсёлые старты» (спортивные состязания между 2-мя командами по 5 человек, 3 члена жюри, ведущие, 10 болельщиков)
Предварительный просмотр:
Модель | Оригинал | Что отражается в модели |
Игрушечная машинка | автомобиль | внешний вид, перемещение |
Модель | Оригинал | Что отражается в модели |
Игрушечная машинка | автомобиль | внешний вид, перемещение |
Модель | Оригинал | Что отражается в модели |
Игрушечная машинка | автомобиль | внешний вид, перемещение |
Модель | Оригинал | Что отражается в модели |
Игрушечная машинка | автомобиль | внешний вид, перемещение |
Предварительный просмотр:
В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...
Предварительный просмотр:
Вариант 1. ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки. ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________ | Вариант 2. ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды. Устранив парламент, Карл I ввел новые налоги. Наиболее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота. Когда-то он собирался только в прибрежных графствах, но в 1634—1637 гг. Карл I распространил его на всю территорию страны. ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________ |
Вариант 1. ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды. В холодное время года у растений замедляются все жизненные процессы. Подготовка к состоянию зимнего покоя начинается заблаговременно. Растения сбрасывают листву. У них происходит одревеснение побегов и утолщение пробкового слоя. Некоторые водные растения опускаются на дно водоемов или образуют зимующие почки. ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________ | Вариант 2. ЗАДАНИЕ: найти в тексте упоминания об объектах и подчеркнуть их. Одно и то же не подчеркивать дважды. Устранив парламент, Карл I ввел новые налоги. Наиболее болезненно ударил по интересам буржуазии и джентри восстановленный королем корабельный сбор на нужды флота. Когда-то он собирался только в прибрежных графствах, но в 1634—1637 гг. Карл I распространил его на всю территорию страны. ЧИСЛО НАЙДЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: __________ |
Предварительный просмотр:
Педагогический самоанализ урока
Класс: 7 а, 1 группа, группа состоит из 10 человек. 1 год обучения.
Предмет: информатика
Оборудование и ТСО: мультимедийный проектор, учебные компьютеры, карточки для повторения пройденного материала и домашнего задания.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Цель урока: Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Задачи урока:
- образовательная:
познакомить с новыми понятиями модели, виды моделей, моделирование;
научить новым приёмам работы в редакторе презентаций Power Point;
- развивающая:
- совершенствовать навыки и умения анализировать информацию, представлять информацию в структурном виде
- воспитательная:
- продолжить формирование умений следовать нормам поведения;
- воспитание уважительного отношения к труду.
Дидактические материалы
- Презентация: План класса
- Задание для закрепления: создание модели цветка у доски
- Задание на дом: карточки с заданиями (заполнить таблицу)
В настоящее время я работаю над темой по самообразованию «Деятельностный подход при изучении информатики и ИКТ», который предполагает изменение самой структуры урока, в отличие от традиционной, через увеличение доли самостоятельности на каждом этапе урока.
План урока:
| 1 |
| 5 |
| 7 |
| 7 |
| 8 |
| 1 |
| 1 |
30мин. |
Место данного урока в общей системе уроков: Тема «Информационное моделирование» рассчитана на 20учебных часов, это 1 урок по этой теме.
Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока, которая состоит из следующих этапов:
- Организационный этап (взаимное приветствие, проверка готовности класса к работе)
- Актуализация знаний и проверка усвоения ранее изученного материала (учащиеся воспроизводят в памяти наиболее важные моменты изученных тем, которые будут необходимы для изучения новой темы. При этом необходимо было проверить уровень усвоения ранее изученного материала, подготовить учащихся к восприятию нового материала.) На этом этапе была проведена корректировка ранее изученного материала. Был использован частично-поисковый метод обучения. Учащиеся работают индивидуально, а при проверке осуществлялся самоконтроль.
- Деятельностный подход предполагает любой процесс познания начинать с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Необходим эмоциональный всплеск идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждая ученика к вступлению в деятельности.(эмоциональным всплеском явились предметы, связанные со школой.)
- Этап постановки учебной задачи – этап мотивации и целеполагания деятельности. Ставятся проблемные вопросы: Что общее у большинства этих предметов? Какой предмет общим свойством не обладает? Что объединят оставшиеся предметы? Почему возникла необходимость в создании моделей? И в этот момент четко формулируется цель урока – «открытие» детьми нового знания.
- Следующий этап работы – решение проблемы – осуществляется самими учащимися. Они самостоятельно учатся создавать модели на примере модели цветка). Я предлагаю вопросы (Может ли быть модель сама по себе? Для каждого объекта существует единственная модель или их можно сделать несколько? Почему это так? Почему для одного объекта делают разные модели?) и задания, подводящие обучающихся к «открытию» новых знаний.
- На этом этапе используется частично-поисковый и исследовательский методы обучения. При такой форме работы задействованы следующие виды памяти: вербальная, механическая и зрительная, способствующие формированию длительной памяти.
- Первичное закрепление изученного материала осуществляется через комментирование искомой ситуации – проговаривание вслух установленных алгоритмов действия(что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться). На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как обучающиеся подкрепляют письменную речь, но и озвучивают речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.
- На этом этапе велась работа в редакторе презентаций за компьютером. Была предложена закрепляющая практическая работа, позволяющая определить степень усвоения нового материала, выявить ошибки в его понимании и исправить их. Работа носила индивидуальный характер, в ходе которой происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах. В роли консультанта выступает учитель, а также дети, которые выполнили правильно задание. (происходит многократность проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях обучающихся). Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный вариант.
Подведение итогов выполненного задания.
- Подведение итогов урока. Сообщаются оценки учащимся исходя из результата их работы.
- Сообщение домашнего задания. Домашнее задание предусматривает закрепление знаний и содержит инструкцию к его выполнению.
Вывод: Цели, поставленные на уроке, были достигнуты. У учащихся сформировалось представление о модели, научились устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Разнообразие форм и методов, а также последовательность в построении урока позволили избежать монотонности на уроке и перезагрузки учащихся.
Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод, разработанный одним из авторов данной статьи (Л. Г. Петерсон) и экспериментально апробированный в содержании математического образования. Основные этапы этого метода представлены на следующей схеме:
Постановка учебной задачи
«Открытие» детьми нового знания
Первичное закрепление (комментирование)
Самостоятельная работа с проверкой в классе
Решение тренировочных упражнений
Контроль и самоконтроль.
В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя» как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели объектов и их назначение.
Открытый урок...
Модели объектов и их назначение
Модели объектов и их назначение...
Модели объектов и их назначение.
План урока и презентация....
Модели объектов и их назначение
Урок № 7 разработан для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...
Урок по информатике в 7 классе "Модели объектов и их назначение"
ПредметИнформатикаКласс7Тип урокаизучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиТехнология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаМодели объектов и их назначениеЦельсоз...
Урок по теме "Модели объектов и их назначение" (Информатика 7 класс)
Урок "Модели объектов и их назначение"Цели: Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.Рассмотрение запаса разнообразных ...
Технологическая карта урока по теме "Модели объектов и их назначения".
Технологическая карта открытого урока....