Модели объектов и их назначение.
методическая разработка (информатика и икт, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
В 7 КЛАССЕ
«МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ»
Разработала: учитель информатики
Кукушкина Наталья Константиновна
Торжок, 2011.
Урок – путешествие «Модели объектов и их назначение»
Цели:
- сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование»,
- создать четкое представление о видах моделей, а так же целях и значении процесса моделирования,
- отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord,
- способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля,
- воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- компьютеры учащихся,
- файл: Презентация «Модели объектов» (Приложение 1),
- бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 2),
- «Памятка по технике безопасности» (Прложение3),
- Информатика: учебник 7 класса\Л.Л.Босова. – М., 2010.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса\ Л.Л. Босова. – М., 2010.
План урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Повторение пройденного материала – 2 мин.
- Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование» - 20 мин.
- Работа в группах – 3 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Выполнение практической работы – 13 мин.
- Закрепление полученных знаний – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих.
- Повторение пройденного материала
– Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним.
– Что называется объектом?
Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.
– Какие разновидности объектов вам известны?
Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления.
– Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля.
(слайд 1)
А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки.
Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди.
– Как мы вообще получаем знания об объектах?
Изучаем (вследствие изучения).
– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)
С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.
– Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее?
Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта.
– Кто знает, как называются эти объекты – заместители?
Модели.
- Формулирование понятия «модель», «виды моделей», «моделирование»
– Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования.
(Слайд 2)(Приложение 1)
- Для каждого из вас на партах имеются заготовки для опорного конспекта (Приложение 2), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь.
– Как вы считаете, какова цель нашего путешествия?
Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.
– Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы.
(Слайд 3)
– Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты.
– В путь!
– И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель.
(Слайд 4)
– Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение.
– Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд 5)
Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.
– Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям?
Оригиналами.
– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами.
– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?
Нет
– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель?
Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала.
– Тогда, как вы думаете, что такое моделирование?
(Слайд 5)
Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).
– Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект.
– Ну а теперь в город моделирования!
(Слайд 6)
– Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица!
(Слайд 7)
– Модели, каких объектов вы здесь видите?
Модель атома, модель солнечной системы.
– Как вы думаете, зачем создали данные модели?
Для изучения атома и солнечной системы.
– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?
Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.
– Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие?
Очень большие или очень маленькие.
– А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов.
(Слайд 7)
– Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете?
(Слайд 8)
- Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд 8)
– Можете назвать еще одну причину создания моделей?
К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро.
– Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких?
(Слайд 9)
Модель самолета, модель вулкана.
– Почему создают эти модели?
Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.
– Как вы думаете, как называется эта улица?
(Слайд 9)
Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов.
– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее.
Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта.
– Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 10), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?)
К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала.
– Действительно, необходимо запомнить!
(Слайд 11)
– Пометьте в конспекте.
– Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 12)
Швейное ателье.
– Помогите модельеру сделать правильный выбор!
Модельер для работы должен выбрать манекен.
– Моделью, какого объекта является манекен?
Человека.
– А скелет?
Тоже человека.
– Почему модельер должен выбрать манекен?
Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.
- Работа в группах
Создание модели цветка.
- Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача – нарисовать цветок.
1 ряд – рисует цветок для учебника биологии,
2 ряд – для иллюстрации детской сказки.
- Давайте сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет. Почему мы подучили разные результаты.
- В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели: какие признаки объекта оригинала она должна отразить.
– И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд 13), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города?
– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели?
У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!
– Совершенно верно!
(Слайд 14)
– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования.
(Слайд 15)
– Модели, какого объекта здесь представлены?
Модели человека.
– Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?
Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема).
– Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд 16)
– Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными.
– Если точнее, то натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. (Слайд 17)
Помечайте себе!
– А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации. (Слайд 17)
– Таким образом, какие виды моделей выделяют?
Натурные и информационные.
– Хорошо!
– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили?
Остался вопрос о значении моделирования.
– Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд 18)
– Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»
– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?
Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.
– Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд 19)
– Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.
- Физкультминутка
(слайды 20-30)
- Выполнение практической работы.
– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим?
Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании.
(Слайд 31)
– Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 160 – компьютерный практикум, задание №5 четвертой работы. Ознакомьтесь с заданием.
– Что необходимо сделать?
Составить информационную модель, в виде пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных объектов (на выбор), используя среду текстового процессора MS Word.
(Рассматривается пример «Вулкан»)
– По какому правилу строится сиквейн?
(Слайд 32)
(Перечисляют)
– Вспомним основные правила работы за компьютером.
– Работаем по парам, как вы сидите. Объект для моделирования выбираете самостоятельно из предложенного списка.
(Выполняют задание №5 из практической работы №4, стр. 160)
– Что получилось?
Зачитывают свои ответы.
– Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали?
Информационную
– Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие. (Слайд 33)
- Закрепление полученных знаний.
– С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?
Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование.
Упражнение.
-На парте стоят различные модели. Возьмите любую игрушку и укажите свойства предметов, которые должны сохраняться и к каким видам моделей их можно отнести. Например, строение тела игрушечной собаки должно соответствовать реальности. В то же время пропорции могут быть сильно искажены.
– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?
Моделями.
– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?
Множество
– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?
Например, параграф учебника по данной теме.
- Домашнее задание.
– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите УЧ: п. 2.1, РТ: №3, 4 (стр. 38-39).
– Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке
Спасибо за работу!
Дополнительные информационные источники:
- http://www.nad-vasiluk.narod.ru/modelirovanie.htm
- Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модели объектов и их назначение
Модели объектов и их назначение...
Модели объектов и их назначение.
План урока и презентация....
Модели объектов и их назначение
Урок № 7 разработан для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...
Урок по информатике в 7 классе "Модели объектов и их назначение"
ПредметИнформатикаКласс7Тип урокаизучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиТехнология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаМодели объектов и их назначениеЦельсоз...
Урок по теме "Модели объектов и их назначение" (Информатика 7 класс)
Урок "Модели объектов и их назначение"Цели: Формирование интуитивного представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.Рассмотрение запаса разнообразных ...
Технологическая карта урока по теме "Модели объектов и их назначения".
Технологическая карта открытого урока....
Модели объектов и их назначение
Материал содержит план урока, презентацию, приложение и самоанализ урока.Данный урок способствует формированию интуитивного представление о модели, умению устанавливать соответствие между модели...