Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УМР | Директор МБОУ «Гимназия №10» |
__________Кочураева А.Н. | ___________ Н.И.Слайковская |
« 31 » августа 2017 г. | Приказ от 01.09.2017г. № 103 |
Рабочая программа ПО ИНФОРМАТИКЕ
7 класс
(базовый уровень)
Учитель: Головачева Олеся Николаевна, стаж работы – 5 лет,
первая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год:
1 год, 2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, основный образовательной программы гимназии, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (автор Л.Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Основное содержание авторской программы нашло отражение в данной рабочей программе.
УМК Л. Л. Босовой рекомендован Министерством образования РФ, выбран на основании образовательной программы, позволяет реализовать непрерывный курс учебного предмета «Информатика». Содержательные линии обучения информатике по УМК Л.Л. Босовой соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели и задачи обучения
Цели:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
В 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения курса информатики и ИКТ в 7ч классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 8;
контрольных работ – 3.
Планируемые результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Календарно-тематическое планирование.
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника, задания РТ |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность | Введение |
Тема «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы» | ||
2. | Информация и её свойства | §1.1, № 1–7 |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2, № 8–13 |
4. | Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов | §1.2 |
5. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2, № 15–18. |
6. | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3, № 19–23 |
7. | Представление информации | §1.4, № 24–35 |
8. | Дискретная форма представления информации | §1.5, № 36–54 |
9. | Единицы измерения информации | §1.6, № 55–74 |
10. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» | Глава 1, № 75 |
11. | Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы» | Глава 1 |
Тема «Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | ||
12. | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1, № 76–85 |
13. | Персональный компьютер. | §2.2, № 86–102 |
14. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3, №103–109 |
15. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3, № 103–109 |
16. | Файлы и файловые структуры | §2.4, № 110–124 |
17. | Пользовательский интерфейс | §2.5, № 125–126 |
18. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | Глава 2, № 127 |
Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации» | ||
19. | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1, № 128–154 |
20. | Компьютерная графика | §3.2, № 155–163 |
21. | Создание графических изображений | §3.3, № 164–171, 173 |
22. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | Глава 3, № 172 |
Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации» | ||
23. | Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере | §4.1, 4.2 № 174–191 |
24. | Прямое форматирование. Стилевое форматирование | §4.3, № 192–200 |
25. | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4, №201–203 |
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5, № 204–205 |
27. | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6, № 206–239 |
28. | Оформление реферата «История вычислительной техники» | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа | Глава 4, № 240 |
Тема «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа» | ||
30. | Технология мультимедиа. | §5.1, № 241–254 |
31. | Компьютерные презентации | §5.2, № 241–254 |
32. | Создание мультимедийной презентации | §5.2, № 241–254 |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа | Глава 4, № 255 |
Итоговое повторение | ||
34. | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | |
35. | Резерв учебного времени |
Содержание учебного курса (34 часа) 7 класса
Структура содержания курса информатики для 7 класса определена следующими тематическими блоками (разделами):
1. Информация и информационные процессы (8 часов)
Правила техники безопасности. Информация и ее свойства. Виды информации. Свойства информации. Информационные процессы Сбор, обработка, хранение и передача информации.
Всемирная паутина. Поисковые системы и запросы.
Представление информации. Знаки и знаковые системы. Естественные и формальные языки. Формы представления информации. Двоичное кодирование. Алфавитный подход к измерению информации. Информационный объем сообщения. Единицы измерения информации.
Контрольные и практические работы
Контрольная работа «Информация и информационные процессы»
2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (8 часов)
Компьютер. Устройства компьютера и их функции. Компьютерные сети.
Программное обеспечение. Системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файлы и файловые структуры. Работа с файлами. Пользовательский интерфейс.
Контрольные и практические работы
Практическая работа №1 «Файлы и папки»
Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
3. Обработка графической информации (4 часа)
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Видеосистема ПК.
Компьютерная графика. Сферы применения компьютерной графики. Приемы работы в растровом графическом редакторе.
Контрольные и практические работы
Практическая работа№2 «Работа с графическими примитивами»
Практическая работа №3 «Конструирование сложных объектов из графических примитивов»
4.Обработка Текстовой информации (9 часов)
Текстовые документы и технологии их создания. Структура текстового документаю Компьютерные инструменты создания текстовых документов. Набор, редактирование и работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Визуализация информации в текстовых документах. Программы оптического распознавания документов. Программы-переводчики.
Контрольные и практические работы
Практическая работа №4 « Создание текста»
Практическая работа №5 «Форматирование текста»
Практическая работа №6 «Создание списков»
Практическая работа №7 «Создание таблиц»
Контрольная работа по теме «Обработка графической и текстовой информации».
5. Мультимедиа (5 часов)
Понятие технологии мультимедиа. Области использования мультимедиа. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации.
Контрольные и практические работы
Практическая работа №8 «Создание презентации»
№ | Раздел/тема | Количество часов | В том числе: | |
практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Информация и информационные процессы | 8 | - | 1 |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 8 | 1 | 1 |
3 | Обработка графической информации | 4 | 2 | - |
4 | Обработка Текстовой информации | 9 | 4 | 1 |
5 | Мультимедиа | 5 | 1 | - |
Итого | 34 | 8 | 3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Вестник образования.-2010.-№3
2. Босова Л.Л., учебник «Информатика 7», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 (основной);
3. Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 7 класса, 5-е издание, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015(дополнительно);
4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ составитель М.Н.Бородин - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
5. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 7класс -М.: ВАКО, 2009
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
• мультимедийные ПК;
• глобальная сеть;
Программные средства:
• операционная система Windows;
• полный пакт офисных приложений Microsoft Office;
• растровые и векторные графические редакторы
Лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...